Проект "Огород на окошке"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Черкашина Нина Александровна

Проект предназначен для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_dlya_detey_pervoy_mladshey_gruppy.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

                     ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

                             «Огород на окошке»

Аннотация проекта.

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: исследовательский.

Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатель, родители.

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Целевая группа: дети младшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за растениями, умения наблюдать за их ростом.

Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Выполнение проекта: проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной , заключительный.

Основные мероприятия проекта:

  • Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению овощных и цветочных культур.
  • Исследовательская и практическая деятельность детей по изучения особенностей выращивания овощных и цветочных культур.
  • Презентация проекта «Огород на окошке».

Продолжительность проекта 2 месяца.

Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.

2. Обоснование социальной значимости проекта:

Актуальность проекта:

Многие родители, имеющие свои дачные участки, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растениями, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от  наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения».

Научившись понимать  состояние растения, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно – исследовательского, социально – личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать.  Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдением за результатами.

Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.  Однако  проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.  Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности, мышления, мы создали условия для поисково – исследовательской деятельности детей.          ознакомление с ростом, развитием растений можно осуществить в зимнее – весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого  «Огород на окне».

3. Цели проекта. 

Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать  за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

  • Формировать у детей знания о росте и потребностях растений;

Взаимодействие с семьей:

  • Сбор необходимого материала для создания огорода;
  • Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта;

Практическая работа:

  • Беседы с детьми познавательного характера;
  • Организация предметно – развивающей среды по теме;
  • Подготовка информации для родительских уголков;
  • Организация конкурсов, развлечений, выставок;
  • Создание презентаций  по темам «Мир растений», «Загадки об овощах»,

Деятельность детей:

  • Посадка лука в землю;
    уход за растениями;
  • Выполнение заданий, самостоятельные наблюдения;
  • Подготовка костюмов, атрибутов для развлечений;
  • Игровая, двигательная активность;
  • Участие в практической деятельности.

Совместная деятельность взрослых и детей:

  • Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
  • Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
  • Работа с дневником наблюдения;
  • Просмотр фильмов о растениях;
    отгадывание загадок;
  • Сбор коллекции семян;
  • Рассматривание дидактических картин, иллюстраций об овощах, травах, цветах;
  • Труд в огороде.

Подведение итогов.

Деятельность педагога:

  • Итоговая беседа с детьми ( анализ проделанной работы);
  • Презентация проекта;
  • Представление опыта.

Деятельность детей:

  • Участие в итоговой беседе о проделанной работе;
  • Участие в презентации проекта «Огород на окошке».

Распространение опыта:

  • Ознакомление педагогов МБДОУ №11 с удачно выполненной работой;
  • Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей;

Мероприятия по реализации проекта:

  1. Беседы:
  • «Что такое «Огород на окне?»;
  • «Растения – это жизнь»;
  • «Семена»;
  • «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

       2.Опытно- экспериментальная деятельность: 

  • « Строение растений»;
  • « Рост и развитие растений»;
  • «Земля, какая она?»;
  • « Вода и росток»;
  • « Солнце и росток»
  • «Проращивание семян»;
  1. Практическая деятельность и трудовые поручения:
  • Отбор и посев семян.
  • Полив, уход и наблюдение за посевами.

Взаимодействие с семьей.

  • Сбор необходимого материала для создания «огорода»;
  • Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Практическая работа.

Деятельность педагога:

  • Беседы с детьми познавательного характера;
  • Организация предметно-развивающей среды по теме;
  • Подготовка информации для родительских уголков;
  • Организация конкурсов, развлечений, выставок;
  • Создание презентаций по темам: «Мир растений», «Загадки об овощах».

Деятельность детей:

  • Посадка семян и луковиц в землю;
  • Уход за растениями;
  • Выполнение заданий, самостоятельные наблюдения;
  • Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений;
  • Игровая, двигательная активность;
  • Участие в практической деятельности.

Совместная деятельность взрослых и детей:

  • Рассказы воспитателей, чтение детской худ. лит-ры;
  • Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
  • Работа с дневником наблюдений;
  • Просмотр фильмов о растениях;
  • Сбор коллекции семян;
  • Рассматривание дидактических картин, иллюстраций об овощах и травах;
  • Труд в  «огороде».

Подведение итогов.

  1. Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Мир овощей и цветов»,

«Семена растений», «Первые всходы».

  1. Игровая деятельность:
  • Дидактическая игра «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Сад- огород».
  • Настольные игры «Парные картинки», «Что растет на клумбе и на огороде».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением растений, которые можно вырастить на подоконнике;
  • Рассматривание различных семян.
  1. Художественная творческая деятельность детей:
  • Раскрашивание картинок « Цветы», «Овощи»;
  • Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых всходов;
  • Рисование «Лук от всех недуг»;
  • Лепка « Овощи большие и маленькие»;
  • Аппликация «Зайкин огород», «Стручок».
  1. Речь и речевое общение:
  • Чтение сказок «Репка»,  «Пых», «Вершки и корешки».
  • Инсценировка-игра « Однажды хозяйка с базара пришла»;
  • Рассказ детей на тему: « Что растет на грядках у бабушки на даче».
  • Разучивание с детьми стихов и загадок, пословиц и поговорок об овощах и цветах.
  1. Заполнение дневников наблюдений.
  2. Оформление альбома «Наш первый огород».
  3.  Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».

Ресурсное обеспечение.

  1. Подборка методической литературы и иллюстраций.
  2. Экологический огород.
  3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д.
  4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и т.д.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель:

 занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды  группы и знаний дошкольников.

Дети: 

участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием семян, всходами.

Родители

 приобрели семена, землю, ящички для рассады, мат-л для ухода за растениями, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.

Риски:  болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и другие непредвиденные обстоятельства.

5.Рабочий план по реализации проекта.

Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и конец проекта – со всей группой детей, участвующих в работе проекта.  Результаты наблюдений и беседы с детьми по основным показателям мы оценивали по 3 уровням: высокий , средний и низкий. За итоговый уровень брали средний результат качества. Полученные результаты обрабатывали и рассчитывали в процентном соотношении.

ф.и. р-ка

проявляет интерес к растительным культурам

знает и называет несколько овощных культур

различает и называет строение овощных культур

знает условия роста растений

итог

на начало проекта

на конец проекта

на начало проекта

на конец проекта

на начало проекта

на конец проекта

на начало проекта

на конец проекта

                                              Этапы реализации проекта.

№ этапа

содержание деятельности

срок реализации

ответственный за выполнение

  1. подготовительный
  1. определение целей и задач проекта.
  2. 2. Анализ имеющихся условий в группе, в детском саду.
  3. Сбор информационного мат-ла о растениях ( загадки, иллюстрации, стихи, поговорки).
  4. Разработка комплексно-тематического плана работы.
  5. Создание условий для организации работы «Огород на окне».

февраль

педагог группы

2 -основной

  1. Рассматривание семян(укропа, огурца, гороха), посадка семян и лука.
  2. Исследовательская и практическая деятельности детей по изучению особенностей выращивания культурных растений: подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
  3. Оформление «Огорода на окне»;
  4. Наблюдение за растениями и опыты с последующим рассматриванием фиксации рисунков и схем.
  5. Отражение результата через  худ-творческую деятельность

апрель

воспитатель группы

3.-заключительный

1 анализ полученных результатов.

2 составление фотоальбома «Наш зеленый огород».

3 презентация проекта «Огород на окошке» в заключение конкурса.

4 изготовление стенгазеты «Наши зимние будни в детском саду».

апрель-май

воспитатель

  1. Ожидаемые результаты, механизм мониторинга и оценки результатов проекта.
  2.  Предполагаемые результаты:

Из семечка, луковицы, зернышка можно вырастить лук, горох, укроп, салат и др. овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они узнают, что в зелени много витаминов, они очень полезны для здоровья. И даже те дети, которые не любили зелень и овощи, вырастив их сами, с удовольствием их едят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"СМОТРИТ СОЛНЫШКО В ОКОШКО"

Программное содержание:формировать представление о растительном мире:  цветы, листья; о цветовой гамме: зеленый, желтый, красный, синий; развивать мелкую моторику; воспитывать эстетические чувств...

Сценарий праздника "Светофор на три окошка"

Данный сценарий делался для малышей...

Проект "Окошки в мир здоровья"

Разработанный конспект по проектной деятельности в старшей группе детского сада "Окошки в мир здоровья"содержит схемы взаимодействия со специалистами МДОУ, с родителями,  примерные темы бесед, ви...

Занятие по рисованию для детей 2-3 лет. Тема: «Светит солнышко в окошко»

Занятие по рисованию для детей 2-3 лет с использованием нетрадиционных средств изображения (штампы). При организации деятельноси активно используется музыкальное сопровождение, что вызывае положительн...

Конспект гимнастики после дневного сна в подготовительной группе "Здравствуй солнышко в окошке"

Гимнастика после дневного сна  с закаливающими мероприятиями способствует постепенному переходу от сна к бодрствованию....

Конспект занятия на тему «Окошки в мир – органы чувств». Средне - младшая группа ДЦП.

Данный материал поможет педагогам знакомить детей с органами чувств в игровой форме....