Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста средствами моделирования
статья по окружающему миру (средняя группа)

Конькова Дарья Семеновна

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры средствами моделирования

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармоничного развития личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Основным из методов формирования экологической культуры является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Модель – система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые су-щественные свойства системы-оригинала. Модель используется в качестве за-местителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщённым отражением явления.

Моделирование в МДВ – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на использование и создание моделей.

Цель моделирования  – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволило нам решить задачи формирования  умений  вычленять главные признаки объектов, классифицировать их, сравнивать, находя сходства и различия; развития интеллектуальных и речевых способностей детей и воспитания экологического сознания.

Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Модельно-образные формы мышления к старшему возрасту достигают высокого уровня обобщенности и могут приводить детей к пониманию существенных связей вещей.

В своей работе с детьми я использовала разные виды моделей.

1. Предметные – в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Например, во время рассматривания фикуса и бальзамина в младшей группе, мы определяли размер листьев растений (фикус – один большой лист на ветке, бальзамин – много маленьких листьев, а в средней группе дети могут посчитать листья).

Знакомя детей с формой листа, в младшей группе мы используем одну модель – округлая форма (например, герань). В средней уже вводится 3 формы (круг – толстянка, овал – лилия, фикус, треугольник – бальзамин, колеус).

При ознакомлении с фактурой листьев с МДВ дети различают гладкий (фикус) и шероховатый листья (колеус).

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: в средней группе полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при определении цвета листьев растений; мы используем модель «Понятия дерево – цветок», где сравнивая дерево и цветок дети находят сходства (в строении: корень, ствол, листья, цветы, плоды) и различия: дерево высокое, цветок – низкий, маленький, у дерева толстый ствол, а у цветка тонкий стебелек; понятия «прочность большого дерева» и «хрупкость маленького цветка» закладывают предпосылки ценностного отношения к природе.

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели мо-жет быть календарь погоды в средней группе, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или модель «Строение животного и птицы».

Модель «Приспособление деревьев к смене сезона», как вид наглядности мы использовали для выделения существенных признаков и взаимосвязей (солнце мало греет – поэтому нет тепла – идет снег – деревья сбрасывают листья и засыпают). Мы рассматривали модели только после предварительного ознакомления детей с деревьями в разное время года. Рассматривание модели при этом являлись только лишь частью занятия.

В результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Работу по обучению дошкольников моделированию я разделила на не-сколько этапов:

1. Сначала, с детьми мы знакомились с моделью, подробно разбирали, что в объекте замещает тот или иной знак, символ (например, в модели «Потребностей животных и птиц» - желтое солнце означает свет, красное – тепло). А затем предлагала ребёнку описать объект с помощью модели, ранее усвоенной им.

2. Затем мы с детьми сравнивали два объекта между собой, развивали умение выделять признаки различия и сходства (в младшей группе модель «Строение животного и птицы», где схематично представлены основные части животного и птицы для сравнительного анализа.). В средней группе постепенно увеличивала количество сравниваемых объектов до трёх-четырёх – модель «Строение животного, птицы и насекомого».

3. Далее, обучала детей моделированию существенных или значимых признаков (например, в дидактической игре на основе модели «Мимикрия зайца» дети помещали серого зайчика на зеленый луг, а белого на снежную полянку).

4. На последнем этапе в средней группе знакомства с моделями, предлагала детям самостоятельно из набора карточек составить модель элементарных понятий, таких как «птицы», «рыбы», «насекомые», «животные» и др.

Модели, использовались мной при ознакомлении детей с живой и неживой природой не только в образовательных ситуациях, но и играх природоведческого характера, наблюдениях, а также самостоятельной деятельности детей.

Мнемотаблицы

В качестве дидактического материала, кроме моделей, я использовала мнемотаблицы. Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определённая информация.

Работа с мнемотаблицами тоже велась поэтапно.

1. Сначала мы с детьми рассматривали таблицу и разбирали, что на ней нарисовано. (например, «Составление описательного рассказа об овощах и фруктах». Овал, круг, треугольник – форма, радуга – цвет, лимон и конфетка – вкус, дерево и грядка – способ выращивания, большое и маленькое яблоко – размер, тарелка со столовыми приборами – способ приготовления (что можно приготовить)

2.Затем – осуществлялась перекодировка информации, т.е. преобразование из символов в образы. (например, составление описательного рассказа про апельсин – оранжевый, круглый, большой, сладкий, растет на дереве, можно приготовить сок или есть просто так.)

3. Далее – составляли рассказ с опорой на символы (образы), т.е. отрабатывали метод запоминания. При этом дети рассказывали самостоятельно или с моей помощью.

4. На следующем этапе – делали графическую зарисовку элементов мнемотаблицы (например, следы птиц). А затем - ребёнок сам играл с таблицей, составлял рассказы по таблице при её показе.

Таким образом, активно используя метод моделирования, мы видим, что он помогает детям более полно раскрыть важные особенности объектов природы, а так же раскрыть причинно-следственные связи, существующие в ней. Благодаря этому у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста

текст к презентации по теме "Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста"...

презентация "Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста"

работа по формированию основ экологии у дошкольников младшего возраста...

Проект: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»

Проект:«Формирование экологической     культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»...

Консультация "Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста"

Формировать устойчивое внимание и интерес к природе, бережное отношение к растениям и животным....

Статья на тему:«Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования»

СодержаниеВведение......................................................................................................................3Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы...

Статья: "Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста".

В дошкольном учреждении применяются такие основные типы экологических занятий: занятия первично-ознакомительного типа; занятий углубленно-познавательного типа; занятия обобщающего типа; занятия компле...