«Проект сюжетно-ролевой игры «Библиотека» с детьми подготовительной группы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Петрова Наталья Раифовна

«Проект сюжетно-ролевой игры «Библиотека»

с детьми подготовительной группы»

 

I. Задачи руководства:

  1. расширять представления детей о профессиях работников библиотеки, побуждать познавательный интерес, подвести к пониманию важности труда библиотекаря;
  2. развивать у детей творческое воображение, способность развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты;
  3. формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи; воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.

II. Подготовка к игре:

  1. план подготовки к игре «Библиотека»

Дата

Изготовление атрибутов

 

Обогащение впечатлениями

Обучение игровым приемам

 

 

Сентябрь

 

Изготовление книжек-малышек, формуляров, читательских билетов, ящиков для их хранения из картона. Изготовление игрушечного компьютера из бросового материала.

Изготовление закладок для книг из цветной бумаги. Изготовление номерков для гардероба из картона.

 

 

 

        Встреча с библиотекарем в группе детского сада (рассказ о работе библиотекаря, правилах поведения в библиотеке).

Экскурсия в библиотеку.

Беседы с детьми о работе библиотекарей, составление рассказов.

Встреча со школьниками – читателями библиотеки.

Чтение произведений художественной литературы: С. Маршак «Как печатали книгу?», В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк», «Что такое хорошо и что такое плохо».

Разгадывание загадок.

Просмотр видеоролика о работе библиотеки.

Совместный проект с родителями «Дом, где живут книги» (создание фотоальбома с изображением библиотек города, залами библиотек).

Экскурсии в книжный магазин (с родителями).

Беседы о любимых книгах, жанрах.

Беседа «Для чего нужны библиотеки».

Игровое упражнение

«Раскладываем книги на стеллажах» (по жанрам или по первой букве фамилии автора),

«Заполнение формуляра».

Показ образца действий «Работаем с книгой в читальном зале», «Ремонт книг»,

«Краткий рассказ о книге».

 

 

 

2)

 

Сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

«Библиотека»

 

 

 

Заведующий библиотекой

 

  Стол, стулья, ручка, карандаши, бланки заявок).

 

Организует и контролирует работу персонала; устраняет конфликты; делает заявки на приобретение новых книг, журналов; готовит выставки и встречи с читателями.

 

«Здравствуйте!», «Нравится ли вам у нас?», «Расскажите, что произошло?», «Я хотела бы сделать заказ на новые книги, журналы».

 

Библиотекарь абонементного отдела

 

Формуляры, читательские билеты, компьютер, книги, журналы, столы, стулья, стеллажи, ручки, карандаши.

 

 

Приветливо здоровается, помогает определиться с выбором книги, подбирает необходимую литературу.

 

О чем бы Вы хотели узнать, прочитать?», «Понравилась ли вам эта книга, которую вы брали в прошлый раз?», «Вы выбираете книгу для себя или членов своей семьи?», «До свидания, приходите к нам еще».

 

Библиотекарь читального зала

 

 

 

 

 

 

 

 

Формуляры, читательские билеты, компьютер, книги, журналы, столы, стулья, стеллажи, ручки, карандаши.

 

 

Подбирает интересующую литературу, напоминает, что обращаться с книгами нужно аккуратно и не выносить из читального зала, предлагает посмотреть новинки, журналы.

«Здравствуйте!», «Рады видеть вас в нашем читальном зале», «Просьба соблюдать тишину и не мешать другим читателям», «У нас появилась новинка, не хотели бы вы ее прочитать?»

 

 

Читатель

 

Читательский билет.

 

Объясняет, что его интересует, чтобы он хотел прочитать, какие журналы посмотреть, расписывается в формуляре.

 

«Здравствуйте!», «Меня интересует …книга», «А есть ли у вас произведения … автора?», «Большое спасибо», «До свидания».

 

 

Гардеробщик

 

Номерки для одежды и сумок

 

Принимает от читателя вещи, выдает ему номерок, принимает номерок, выдает вещи и сумки.

«Здравствуйте», «Возьмите, пожалуйста, номерок», «Всего доброго».

Сопутствующие сюжеты

«Презентация книги»

 

Писатель

 

 

Иллюстратор

 

Книга, ручка

 

 

Цветные карандаши, разноцветные листы бумаги.

 

Рассказывает о книге, ставит автографы.

 

Создание иллюстраций к книгам.

 

«Разрешите представить вам мою новую книгу», «Книга, о которой я хотел бы вам сегодня рассказать о …»

«Постарался передать замысел писателя в рисунках»,

«Кафе»

 

Продавец

 

Кукольная посуда, муляжи пирожных, выпечки, коробочки от соков.

 

Продает сок, воду, предлагает чай, выпечку.

 

«У нас сегодня очень вкусный чай», «Попробуете, пожалуйста…»

 

«Транспорт»

Водитель

 

 

 

 

 

 

 

Пассажир

Стульчики, руль, макет светофора, табличка «БИБЛИОТЕКА».

Сумка.

Доставляет читателей в библиотеку и домой.

 

Объясняет водителю, куда бы он хотел добраться.

«Присаживайтесь», «Пристегните, пожалуйста, ремни», «Куда вас отвести?»

 

 

«Отвезите меня, пожалуйста, по…  адресу», «Спасибо».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Схема игрового пространства.

 

 

 

      
  Овал: Кафе
(продавец)
 image
 
  Овал: Остановка «Библиотека»
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Ход игры:

     1) приемы создания интереса к игре (полное описание действий и речи педагога, определение роли педагога); Мотивация. Педагог обращается за помощью к инициативному ребёнку: «… я сегодня хотела бы приготовить пирог с яблоками, а рецепт не знаю, не подскажешь, где можно прочитать рецепт?»

                2) сговор на игру: Подвести к тому, что много различной информации можно почерпнуть из книг, а много книг хранится в библиотеках. Спросить, есть ли у детей желание поиграть в игру «Библиотека». Уточнить у детей, какие атрибуты нужны для игры, где лучше всего расположить читальный зал, стеллажи с книгами. Попросить детей обосновать свой ответ. Воспитатель предлагает детям самостоятельно распределить роли, либо выбрать атрибут. Каждому атрибуту соответствует определенная роль.

      3) приемы обучения игровым действиям: Воспитатель вместе с детьми вспоминает правила поведения в библиотеке; напоминает, что библиотекарь знает много художественных произведений, может рассказать о них, посоветовать, что можно почитать, поэтому ребёнок, на эту роль должен отвечать этим требованиям. Первым читателем выступает воспитатель, выбирает книгу, следит за правильностью заполнения формуляра, устраивается в читальном зале.

      4) приемы поддержания и развития игры (описание приемов) для поддержания интереса воспитатель предлагает новые роли – репортер, который на выходе из библиотеки берет интервью у посетителей; писатель, иллюстратор, продавец, водитель, пассажир. Вводит новый сопутствующий сюжет – презентация книги, кафе, транспорт. Вводит новые атрибуты –

«Презентация книги» - книга, ручка, цветные карандаши, разноцветные листы бумаги.

«Кафе» - кукольная посуда, муляжи пирожных, выпечки, коробочки от соков.

«Транспорт» - стульчики, руль, макет светофора, табличка «БИБЛИОТЕКА».

5) приемы формирования взаимоотношений в игре (описание приемов)

Педагог наблюдает за игрой и лишь, в крайнем случае, включается в игру при помощи наводящих вопросов или советов. Напоминает, что друг с другом нужно быть вежливыми и приветливыми, обязательно нужно здороваться и прощаться, за указанные услуги говорить спасибо.

IV. Окончание игры:

Раздаётся звонок, воспитатель объявляет, что через пять минут библиотека закрывается. Просьба читателям сдать книги библиотекарю. Мы рады будем встречи с вами завтра. Просьба работникам библиотеки навести порядок на своих рабочих местах.

V. Оценка игры.

На выходе из библиотеки читателей и работников библиотеки встречает репортёр (педагог):

- вопросы к читателям: зачем вы посетили библиотеку, что нового узнали, понравилось ли вам обслуживание, хотели бы вы ещё раз прийти сюда?

- вопросы к работникам библиотеки: как прошёл рабочий день, были ли вежливы читатели, не грубили ли, какими книгами больше всего интересовались?

Уточнения педагога: Ребята, мне сегодня очень понравилось, как вы исполняли свои роли. А вам понравилось? Давайте похвалим себя и скажем «Молодцы».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Проект сюжетно-ролевой игры «Библиотека»

с детьми подготовительной группы»

I. Задачи руководства:

  1. расширять представления детей о профессиях работников библиотеки, побуждать познавательный интерес, подвести к пониманию важности труда библиотекаря;
  2. развивать у детей творческое воображение, способность развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты;
  3. формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи; воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.

II. Подготовка к игре:

  1. план подготовки к игре «Библиотека»

Дата

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлениями

Обучение игровым приемам

Сентябрь

Изготовление книжек-малышек, формуляров, читательских билетов, ящиков для их хранения из картона. Изготовление игрушечного компьютера из бросового материала.

Изготовление закладок для книг из цветной бумаги. Изготовление номерков для гардероба из картона.

        Встреча с библиотекарем в группе детского сада (рассказ о работе библиотекаря, правилах поведения в библиотеке).

Экскурсия в библиотеку.

Беседы с детьми о работе библиотекарей, составление рассказов.

Встреча со школьниками – читателями библиотеки.

Чтение произведений художественной литературы: С. Маршак «Как печатали книгу?», В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк», «Что такое хорошо и что такое плохо».

Разгадывание загадок.

Просмотр видеоролика о работе библиотеки.

Совместный проект с родителями «Дом, где живут книги» (создание фотоальбома с изображением библиотек города, залами библиотек).

Экскурсии в книжный магазин (с родителями).

Беседы о любимых книгах, жанрах.

Беседа «Для чего нужны библиотеки».

Игровое упражнение

«Раскладываем книги на стеллажах» (по жанрам или по первой букве фамилии автора),

«Заполнение формуляра».

Показ образца действий «Работаем с книгой в читальном зале», «Ремонт книг»,

«Краткий рассказ о книге».

2)

Сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

«Библиотека»

Заведующий библиотекой

  Стол, стулья, ручка, карандаши, бланки заявок).

Организует и контролирует работу персонала; устраняет конфликты; делает заявки на приобретение новых книг, журналов; готовит выставки и встречи с читателями.

«Здравствуйте!», «Нравится ли вам у нас?», «Расскажите, что произошло?», «Я хотела бы сделать заказ на новые книги, журналы».

Библиотекарь абонементного отдела

Формуляры, читательские билеты, компьютер, книги, журналы, столы, стулья, стеллажи, ручки, карандаши.

Приветливо здоровается, помогает определиться с выбором книги, подбирает необходимую литературу.

О чем бы Вы хотели узнать, прочитать?», «Понравилась ли вам эта книга, которую вы брали в прошлый раз?», «Вы выбираете книгу для себя или членов своей семьи?», «До свидания, приходите к нам еще».

Библиотекарь читального зала

 

Формуляры, читательские билеты, компьютер, книги, журналы, столы, стулья, стеллажи, ручки, карандаши.

Подбирает интересующую литературу, напоминает, что обращаться с книгами нужно аккуратно и не выносить из читального зала, предлагает посмотреть новинки, журналы.

«Здравствуйте!», «Рады видеть вас в нашем читальном зале», «Просьба соблюдать тишину и не мешать другим читателям», «У нас появилась новинка, не хотели бы вы ее прочитать?»

Читатель

Читательский билет.

Объясняет, что его интересует, чтобы он хотел прочитать, какие журналы посмотреть, расписывается в формуляре.

«Здравствуйте!», «Меня интересует …книга», «А есть ли у вас произведения … автора?», «Большое спасибо», «До свидания».

Гардеробщик

Номерки для одежды и сумок

Принимает от читателя вещи, выдает ему номерок, принимает номерок, выдает вещи и сумки.

«Здравствуйте», «Возьмите, пожалуйста, номерок», «Всего доброго».

Сопутствующие сюжеты

«Презентация книги»

Писатель

Иллюстратор

Книга, ручка

Цветные карандаши, разноцветные листы бумаги.

Рассказывает о книге, ставит автографы.

Создание иллюстраций к книгам.

«Разрешите представить вам мою новую книгу», «Книга, о которой я хотел бы вам сегодня рассказать о …»

«Постарался передать замысел писателя в рисунках»,

«Кафе»

Продавец

Кукольная посуда, муляжи пирожных, выпечки, коробочки от соков.

Продает сок, воду, предлагает чай, выпечку.

«У нас сегодня очень вкусный чай», «Попробуете, пожалуйста…»

«Транспорт»

Водитель

Пассажир

Стульчики, руль, макет светофора, табличка «БИБЛИОТЕКА».

Сумка.

Доставляет читателей в библиотеку и домой.

Объясняет водителю, куда бы он хотел добраться.

«Присаживайтесь», «Пристегните, пожалуйста, ремни», «Куда вас отвести?»

«Отвезите меня, пожалуйста, по…  адресу», «Спасибо».

  1. Схема игрового пространства.

III. Ход игры:

     1) приемы создания интереса к игре (полное описание действий и речи педагога, определение роли педагога); Мотивация. Педагог обращается за помощью к инициативному ребёнку: «… я сегодня хотела бы приготовить пирог с яблоками, а рецепт не знаю, не подскажешь, где можно прочитать рецепт?»

                2) сговор на игру: Подвести к тому, что много различной информации можно почерпнуть из книг, а много книг хранится в библиотеках. Спросить, есть ли у детей желание поиграть в игру «Библиотека». Уточнить у детей, какие атрибуты нужны для игры, где лучше всего расположить читальный зал, стеллажи с книгами. Попросить детей обосновать свой ответ. Воспитатель предлагает детям самостоятельно распределить роли, либо выбрать атрибут. Каждому атрибуту соответствует определенная роль.

      3) приемы обучения игровым действиям: Воспитатель вместе с детьми вспоминает правила поведения в библиотеке; напоминает, что библиотекарь знает много художественных произведений, может рассказать о них, посоветовать, что можно почитать, поэтому ребёнок, на эту роль должен отвечать этим требованиям. Первым читателем выступает воспитатель, выбирает книгу, следит за правильностью заполнения формуляра, устраивается в читальном зале.

      4) приемы поддержания и развития игры (описание приемов) для поддержания интереса воспитатель предлагает новые роли – репортер, который на выходе из библиотеки берет интервью у посетителей; писатель, иллюстратор, продавец, водитель, пассажир. Вводит новый сопутствующий сюжет – презентация книги, кафе, транспорт. Вводит новые атрибуты –

«Презентация книги» - книга, ручка, цветные карандаши, разноцветные листы бумаги.

«Кафе» - кукольная посуда, муляжи пирожных, выпечки, коробочки от соков.

«Транспорт» - стульчики, руль, макет светофора, табличка «БИБЛИОТЕКА».

5) приемы формирования взаимоотношений в игре (описание приемов)

Педагог наблюдает за игрой и лишь, в крайнем случае, включается в игру при помощи наводящих вопросов или советов. Напоминает, что друг с другом нужно быть вежливыми и приветливыми, обязательно нужно здороваться и прощаться, за указанные услуги говорить спасибо.

IV. Окончание игры:

Раздаётся звонок, воспитатель объявляет, что через пять минут библиотека закрывается. Просьба читателям сдать книги библиотекарю. Мы рады будем встречи с вами завтра. Просьба работникам библиотеки навести порядок на своих рабочих местах.

V. Оценка игры. 

На выходе из библиотеки читателей и работников библиотеки встречает репортёр (педагог):

- вопросы к читателям: зачем вы посетили библиотеку, что нового узнали, понравилось ли вам обслуживание, хотели бы вы ещё раз прийти сюда?

- вопросы к работникам библиотеки: как прошёл рабочий день, были ли вежливы читатели, не грубили ли, какими книгами больше всего интересовались?

Уточнения педагога: Ребята, мне сегодня очень понравилось, как вы исполняли свои роли. А вам понравилось? Давайте похвалим себя и скажем «Молодцы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект сюжетно-ролевой музыкальной игры "Музыкальный магазин "

Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества....

Конспект сюжетно-ролевой игры "Магазин" с детьми подготовительной группы

Конспект занятия с детьми подготовительной группы с нарушениями слуха.Цель: развивать у детей в процессе игры диалогическую и инициативную речь....

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Библиотека» с детьми подготовительной к школе группы

разработка сюжетно-ролевой игры содержит цель, задачи, предварительную работу, перспективный план подготовки и ход игры....

Экскурсия в библиотеку с детьми подготовительной группы.Знакомство с писателями Южного Урала.

Знакомство с писателями Южного Урала. Экскурсия в библиотеку....