Статья по проведению экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе №12 «Лукоморье» «Как происходит извержение вулкана».
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Савельева Алина Викторовна

Программное содержание.

 

Цель: развитие детской инициативности и самостоятельности через экспериментальную деятельность.

 

Задачи:

1. Закрепить и расширить знания о вулкане, его строении;

2.Обогатить сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;

3. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

4. Создать условия для развития самостоятельности и инициативности;

5. Расширить и активизировать словарный запас в речевой практике по теме «Вулкан» (лава, вулкан, жерло, кратер, вулканологи, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.);

6. Поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействие со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.

 

Материалы: макет вулкана из соленого теста как наглядный образец; макеты вулканов из бутылок и картона для опыта; пластмассовые стаканчики с водой; сухие пищевые красители; сухие дрожжи; бутылочки с перекисью водорода; пластиковые ложки; пластиковые тарелочки; моющее средство; план –  схема выполнения опыта; халаты для детей и взрослого; очки для детей; карточки-сигналы; схема по технике безопасности.

 

Предварительная работа:

·         чтение детской энциклопедии «Все обо всем»;

·         рассматривание иллюстраций с изображением вулканов;

·         беседы о видах вулканов; чтение книг о вулкане; рассматривание схем вулкана его строение;

·         проведение НОД «Как появляются горы», «Откуда взялись камни»;

·         просмотр видеоролика для детей «Извержение вулкана».

.

Ход занятия.

 

Воспитатель: Ребята, добро пожаловать в нашу лабораторию «Юный исследователь».  Хотите узнать тему нашего исследования? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, по иллюстрациям позади меня вы поняли, что сегодня мы будем исследовать вулкан. Давайте с вами вспомним сто же такое вулкан? (Ответы детей). Гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от времени может извергаться огонь, лава, пепел.

Воспитатель: Давайте посмотрим на наши изображения, и вспомнит строение вулкана. Как называется огненно-жидкая масса, которая возникает в земной коре? (Магма). Углубление в виде чаши, образовавшееся на вершине или склоне вулкана? (Кратер). Канал, по которому магма поднимается к кратеру? (Жерло). Ученый, который занимается исследованием вулканов? (Вулканолог).

Воспитатель: Вот мы с вами сегодня и превратимся в юных вулканологов. Для этого отправимся в нашу лабораторию. Согласны? (Да). Дети, все помнят правила работы в лаборатории? (Да).

Сейчас мы это проверим. Прежде чем проводить опыт в лаборатории, давайте вспомним,  что необходимо сделать. (Ответы детей). Да,  необходимо вспомнить правила безопасности в лаборатории (рассматривая таблицу, дети сами ее озвучивают):

1. Надеть специальную одежду.

2. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно

3. Нельзя пробовать на вкус.

4. Жидкость с восклицательным знаком можно брать только взрослому (перекись водорода).

Физминутка:

Мы топаем ногами                                        (топают)

Мы хлопаем руками                                     (хлопают)

Качаем головой                                             (качают головой)

Мы руки поднимаем                                    (поднимают руки)

Потом их отпускаем                                     (опускают руки)

Смело, мы идем вперед,                              (шагают на месте)

Где вулкан уже нас ждет.

Воспитатель: Ребята, а где мы можем увидеть извержение вулкана? (Ответы детей). В Эфиопии, на Гаваях, в Конго, вулкан Этна в Италии, в Гватемале, в Чили.

Воспитатель: Ребята, вы хотите сделать извержение вулкана сами? (Хотим). Хорошо. Одеваем халаты и очки.

Дети смотрят схему «Извержение вулкана».

1.   Берем приготовленный вулкан из бутылки и картонного конуса.

2.     Изготавливаем лаву: берем 1 ст. л. сухих дрожжей и растворяем в небольшом количестве воды, добавляем красный сухой краситель, 5 капель моющей жидкости.

3.   Добавляем перекись водорода.

Все необходимое для опыта стоит на столах и пронумеровано. Дети самостоятельно делают опыт. Воспитатель находится рядом.

Если у ребенка возникнут затруднения, он должен просигналить красной карточкой, тогда воспитатель подходит и индивидуально объясняет ребенку пошаговые действия.

Кто приготовит раствор, поднимет зелёную сигнальную карточку.

Когда дети поднимут зеленые карточки, воспитатель сам наливает перекись водорода.

1.   Спрашиваем у детей, что наблюдаете?

2.   Чем наш вулкан, отличается от настоящего?

(Ответы детей). Да, наш вулкан намного меньше, из него не идет дым и пепел, не летят камни. Магма не такая горячая как на самом деле.

Воспитатель: Молодцы, ребята, у вас у всех получились вулканы. Обязательно запомните этот опыт и расскажите, как его делать друзьям, родителям. Из вас получились хорошие исследователи.

Воспитатель: Наше исследование подошло к концу. Давайте зарисуем как проходил наш эксперимент. Нарисуем вулканы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vulkan.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №26 Красногвардейского района

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе №12 «Лукоморье»

«Как происходит извержение вулкана».

Воспитатель Савельева А. В.

Санкт-Петербург

 2019

Программное содержание.

Цель: развитие детской инициативности и самостоятельности через экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Закрепить и расширить знания о вулкане, его строении;

2.Обогатить сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;

3. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

4. Создать условия для развития самостоятельности и инициативности;

5. Расширить и активизировать словарный запас в речевой практике по теме «Вулкан» (лава, вулкан, жерло, кратер, вулканологи, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.);

6. Поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействие со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.

Материалы: макет вулкана из соленого теста как наглядный образец; макеты вулканов из бутылок и картона для опыта; пластмассовые стаканчики с водой; сухие пищевые красители; сухие дрожжи; бутылочки с перекисью водорода; пластиковые ложки; пластиковые тарелочки; моющее средство; план –  схема выполнения опыта; халаты для детей и взрослого; очки для детей; карточки-сигналы; схема по технике безопасности.

Предварительная работа:

  • чтение детской энциклопедии «Все обо всем»;
  • рассматривание иллюстраций с изображением вулканов;
  • беседы о видах вулканов; чтение книг о вулкане; рассматривание схем вулкана его строение;
  • проведение НОД «Как появляются горы», «Откуда взялись камни»;
  • просмотр видеоролика для детей «Извержение вулкана».

.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, добро пожаловать в нашу лабораторию «Юный исследователь».  Хотите узнать тему нашего исследования? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, по иллюстрациям позади меня вы поняли, что сегодня мы будем исследовать вулкан. Давайте с вами вспомним сто же такое вулкан? (Ответы детей). Гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от времени может извергаться огонь, лава, пепел.

Воспитатель: Давайте посмотрим на наши изображения, и вспомнит строение вулкана. Как называется огненно-жидкая масса, которая возникает в земной коре? (Магма). Углубление в виде чаши, образовавшееся на вершине или склоне вулкана? (Кратер). Канал, по которому магма поднимается к кратеру? (Жерло). Ученый, который занимается исследованием вулканов? (Вулканолог).

Воспитатель: Вот мы с вами сегодня и превратимся в юных вулканологов. Для этого отправимся в нашу лабораторию. Согласны? (Да). Дети, все помнят правила работы в лаборатории? (Да).

Сейчас мы это проверим. Прежде чем проводить опыт в лаборатории, давайте вспомним,  что необходимо сделать. (Ответы детей). Да,  необходимо вспомнить правила безопасности в лаборатории (рассматривая таблицу, дети сами ее озвучивают):

1. Надеть специальную одежду.

2. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно

3. Нельзя пробовать на вкус.

4. Жидкость с восклицательным знаком можно брать только взрослому (перекись водорода).

Физминутка:

Мы топаем ногами                                        (топают)

Мы хлопаем руками                                     (хлопают)

Качаем головой                                             (качают головой)

Мы руки поднимаем                                    (поднимают руки)

Потом их отпускаем                                     (опускают руки)

Смело, мы идем вперед,                              (шагают на месте)

Где вулкан уже нас ждет.

Воспитатель: Ребята, а где мы можем увидеть извержение вулкана? (Ответы детей). В Эфиопии, на Гаваях, в Конго, вулкан Этна в Италии, в Гватемале, в Чили.

Воспитатель: Ребята, вы хотите сделать извержение вулкана сами? (Хотим). Хорошо. Одеваем халаты и очки.

Дети смотрят схему «Извержение вулкана».

  1. Берем приготовленный вулкан из бутылки и картонного конуса.
  2. Изготавливаем лаву: берем 1 ст. л. сухих дрожжей и растворяем в небольшом количестве воды, добавляем красный сухой краситель, 5 капель моющей жидкости.
  3. Добавляем перекись водорода.

Все необходимое для опыта стоит на столах и пронумеровано. Дети самостоятельно делают опыт. Воспитатель находится рядом.

Если у ребенка возникнут затруднения, он должен просигналить красной карточкой, тогда воспитатель подходит и индивидуально объясняет ребенку пошаговые действия.

Кто приготовит раствор, поднимет зелёную сигнальную карточку.

Когда дети поднимут зеленые карточки, воспитатель сам наливает перекись водорода.

  1. Спрашиваем у детей, что наблюдаете?
  2. Чем наш вулкан, отличается от настоящего?

(Ответы детей). Да, наш вулкан намного меньше, из него не идет дым и пепел, не летят камни. Магма не такая горячая как на самом деле.

Воспитатель: Молодцы, ребята, у вас у всех получились вулканы. Обязательно запомните этот опыт и расскажите, как его делать друзьям, родителям. Из вас получились хорошие исследователи.

Воспитатель: Наше исследование подошло к концу. Давайте зарисуем как проходил наш эксперимент. Нарисуем вулканы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Немного о микробах»

• Пропаганда здорового образа жизни.• Развитие потребности ребенка в знаниях о себе и о своем здоровье.• Обучение детей оценивать и прогнозировать свое здоровье....

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с ТНР «ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»

         Цель: Познакомить детей с природным явлением - вулканом, причиной его извержения...

Конспект Организации и проведения организационной образовательной деятельности в подготовительной группе №2. Образовательная область: Познавательное развитие.

Тема: «Зимние виды спорта».Цель: формирование у дошкольников начальных представлений о зимних видах спорта, Олимпийских играх, как части общечеловеческой культуры. Задачи:     Обра...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «У лукоморья дуб зелёный»

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «У лукоморья дуб зелёный» разработан на основе программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой. Занятие постро...

Статья о проведении праздника осени старшая, логопедическая, подготовительная группы

24 октября прошли праздники в старшей, логопедической и подготовительной группах....

Конспект совместной деятельности в подготовительной группе «У Лукоморья дуб зеленый»

Конспект совместной деятельности в подготовтельной группе "У Лукоморья дуб зеленый"...