Роль игры в экологическом воспитании дошкольников
статья по окружающему миру

Шергина Мотрена Ивановна

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания современных детей дошкольного возраста средствами игровых технологий.

Ключевые слова: ребенок, природа, дидактическая игра, экологическая культура, экологическое воспитание дошкольников, экологическое образование. 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Шергина Мотрена Ивановна

Воспитатель высшей категории

МБДОУ ЦРР «Кэнчээри»

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания современных детей дошкольного возраста средствами игровых технологий.

Ключевые слова: ребенок, природа, дидактическая игра, экологическая культура, экологическое воспитание дошкольников, экологическое образование. 

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшее время не осознают значимость бережного отношения к природе, они погубят себя. Для того чтобы этого не произошло необходимо с раннего детства начинать заниматься воспитанием экологической культуры и ответственности. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе. Таким образом, уже в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

 Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Основным содержанием экологического образования является формирование осознанно-правильного отношения к  природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомиться в дошкольном детстве. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактическая игра. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра — есть, своего рода, средством познания ребенком действительности. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же, эколого-целесообразное поведение в природе. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

Дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. Такие игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей; в часы досуга, на занятиях и прогулках.  Усложнение должно идти за счет расширения представлений и развития мыслительных операций и действий. В процессе этих игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развивается память, внимание, наблюдательность; детям дается возможность оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Обогащается чувственный опыта ребенка, вызывающее определенное эмоциональное отношение к природе, развиваются  его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения); развивается речь детей: пополняется и активизируется словарь. Игры способствуют социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т. д.; художественно-эстетическому воспитанию — совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько правильно оно и вообще уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Она помогает детям усвоить качество предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Формирует у детей мотивацию к познанию, учитывая возрастные особенности детей, создаёт условия эмоционального комфорта, способствует формированию отзывчивости, как одно из необходимых нравственных качеств дошкольников.

Игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

         В своей работе на занятиях мною используется всё многообразие средств экологического воспитания (дидактические, творческие, сюжетно-ролевые и т. п. игры). Экологические дидактические игры разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки», «солнышко». Мною разработаны настольно – печатные игры «Солнышко» («Цветные прищепки»), «Жизнь насекомых», «Чьи следы?» «Кто, что дает?» «Кто, где живет», «Последовательности», «Узнай насекомое». Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании: подбор картинок по парам, подбор картинок по общему признаку, составление разрезных картинок и кубиков, описание, рассказ по картинке с показом действий, движений. Эти игры способствуют:

-формированию у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи  природных явлений.

-формированию у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие  природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Именно освоение детьми практических навыков
и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.
- воспитанию гуманного отношения к природе
. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе.

          Исходя из вышесказанного, можно сказать, что игра представляет собой многоплановое сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.

  Литература:  

  1. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
  2. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
  3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"

Данный материал предназначен для родителей в помощь при ознакомлении ребенка с природой....

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ....

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Экологическое образование детей дошкольного возраста необходимо строить на игровой основе - с большим включением в педагогический процесс разных видов игр....

Консультация "Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"

Роль игры в экологическом воспитании дошкольниковПрирода – единственная книга,каждая страница, которойполна глубокого содержания.И.В.Гёте...

Консультация для родителей «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников»

Дошкольное детство — это период игры. Этот вид деятельности в детские годы преобладает над всеми другими делами ребёнка. Игра оказывает на маленького ребёнка развивающее воздействие....

Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...

Роль игры в экологическом воспитании дошкольника

В статье описаны формы и методы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию...