Конспект НОД для старшей группы "Рабочие строительные инструменты"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Смирнова Юлия Николаевна

Конспект НОД для старшей группы "Рабочие строительные инструменты". Общегрупповое (фронтальное) занятие с использованием инновационных технологий для расширения представлений детей о строительных рабочих инструментах, их назначении и применении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instrumenty._konspekt.docx420.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Рабочие строительные инструменты».

Конспект НОД в старшей возрастной группе.

Общегрупповое (фронтальное) занятие.

Цель:

Расширение представлений детей о строительных рабочих инструментах, об их назначении и применении.

Задачи:

Образовательные

Дать представление о рабочих инструментах, их применении.

Пополнять словарный запас.

 Учить образовывать прилагательные от существительных.

Овладение глагольным словарем.

Закрепить представление о словах, обозначающих предметы и их действия.

Учить детей отгадывать загадки.

Учить пространственной ориентации.

Развивающие

развивать у детей память, внимание, логическое мышление, связную речь.

Воспитательные

воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых.

Материалы к занятию:

Наглядный дидактический материал:

 а) Демонстрационный дидактический материал: «Инструменты»

 б) Раздаточный дидактический материал: Д/и «Кому что нужно для работы», д/и «Какие инструменты спрятаны на картинке», д/и "Подбери пару», д/и «Помоги Буратино найти нужные инструменты»

Загадки

Логоритмическая пауза (звукозапись МР3)

Пальчиковая гимнастика «Гвозди»

Словарь новых слов: рубанок, плоскогубцы, стамеска, кусачки, гаечный ключ

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

И для дома, и для дачи

Пригодится инструмент.

Он в хозяйстве много значит -

Каждый скажет вам в ответ.

  1. Ребята, сегодня мы будем говорить о рабочих строительных  инструментах. А что такое вообще инструменты? (Инструменты – это предметы, которые помогают людям в работе)

Игра «Закончи предложение»

Хорошо, а как вы думаете, садовнику нужны какие инструменты? (садовые)

А врачу? (медицинские)

А швее, портному? (швейные)

А сапожнику? (сапожные)

Ну а строителю? (строительные)

Правильно, строительные. Вот о них наше сегодняшнее занятие.

 Первые инструменты появились очень давно. Ими пользовались еще первобытные люди. Сначала это был просто камень, привязанный к палке.

Как вы думаете, на какой современный инструмент он похож? (он похож на топор). Правильно. С помощью таких инструментов люди строили жилище, добывали пропитание, изготавливали предметы, необходимые для жизни.

А затем люди научились делать инструменты из железа.

Скажите, ребята, какие строительные инструменты вы знаете?

Дети называют топор, молоток, пила, отвертка…

Молодцы! Давайте поиграем с вами в игру «Кому что нужно для работы?»

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?» (раздается каждому ребенку)

C:\Users\7sot\Desktop\Аттестация\инструменты 2.jpg

Перед вами картинки людей, которым не хватает в руках инструментов. Подберите к ним картинки с нужными им в работе инструментами, соедините линией.

Теперь нарисуйте их сами в руках у этих людей.

А скажите мне, пожалуйста, что делают:

Пилой? – пилят

Топором? – колят

Молотком? – забивают

Лопатой? – копают

Отверткой? – закручивают

(дети подбирают слова-действия)

Умницы.

Демонстрационный дидактический материал «Инструменты».

C:\Users\7sot\Desktop\Аттестация\инструменты 5.jpg

Ребята, назовите инструменты на этой картинке (называют)

Воспитатель знакомит с новыми словами: рубанок и кусачки. Объясняет, для чего они нужны, что ими делают.

А скажите, ребята, какой инструмент расположен в левом верхнем углу?

Правильно, ножницы.

А что расположено справа от топора? – отвертка

Слева от молотка? – кусачки

Дидактическая игра «Какие инструменты спрятаны на картинке? (раздается каждому ребенку).

G:\Аттестация\инструменты 7.jpg

Посмотрите, ребята, в ящике все инструменты перепутались.

Найдите на картинке и раскрасьте:

 синим карандашом топор,

оранжевым – пилу,

зеленым -  отвертку,

желтым – молоток.

А какие новые инструменты мы только что выучили? Правильно, рубанок и кусачки. Раскрасьте их коричневым карандашом.

Посмотрите, сколько инструментов еще осталось на картинке? – Три.

А кто знает, как они называются?

Воспитатель показывает на плоскогубцы, стамеску, гаечный ключ. Рассказывает, зачем они нужны.

Обведите их красным карандашом.

А теперь давайте отдохнем немного.

Пальчиковая гимнастика «Гвозди»

Бом, бом, бом, бом,

По гвоздям бьем молотком.

Гвозди не вбиваются,

Только забиваются.

 (Одна рука – молоток (сжимаем пальцы в кулак), вторая рука – гвозди.

 Стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены.

«Молоток» стучит по «гвоздям» - по очереди по каждому пальцу (пальцы загибаем)

Значит, клещи надо взять,

Будем гвозди вырывать.

Я тянул, тянул, тянул,

Все я гвозди разогнул.

Пальцы-гвозди согнуты. Пальцы другой руки – клещи.

Смыкаются в кольцо (большой – указательный, большой – средний.. на усмотрение играющих).

«Вырывают гвозди» - поочередно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.

Умницы! А вы любите отгадывать загадки?

Загадки:

Древесину ест едок

Сто зубов в один рядок (Пила).

Наточили острый нос,

Колотили острый нос,

Поработал острый нос,

Увезли сена воз (Коса).

Хоть и ростом невелик,

А к почтению привык.

Перед ним дубы и клены,

И березы бьют поклоны (Топор).

Самый бойкий я рабочий в мастерской.

Колочу я, что есть мочи, день-деньской.

Как завижу лежебоку,

Что валяется без проку,

Я прижму его к доске

Да как стукну по башке! (Молоток).

А сейчас давайте, ребята, посмотрим на картинку. Надо соединить линией инструмент и его пару.

Дидактическая игра «Подбери пару» (раздается каждому ребенку)

C:\Users\7sot\Desktop\Аттестация\инструменты 4.jpg

Как вы думаете, что здесь не относится к строительным инструментам? Зачеркните это.

 (Дети зачеркивают ножницы и ткань, иголку и нитку).

Молодцы, справились с заданием.

Давайте немного отдохнем.

Логометрическая пауза (звукозапись МР3)

Стук-стук, стук-стук -    (стучим кулачками по коленочкам)

Раздается странный звук. (стучим кулачками по коленочкам)

Молоточки стучат,   (стучим кулачком по кулачку)

Строят домик для котят.  (стучим кулачком по кулачку)

Вот с такою крышею, (показываем руками над головой)

Вот с такими окнами,  (показываем руками перед  лицом)

Вот с такою дверью, (вытягиваем руку вперед, показывая ладонь)

И вот с таким замком! (руки в «замок»)

А из чего сделаны инструменты? Правильно, из металла. А почему их делают из металла? Да, чтобы инструменты были прочными.

Что было бы, если бы молоток был стеклянным?

 Пила из дерева?

 Отвертка из пластилина?

 Клещи из картона?

А помните, кого папа Карло смастерил из полена с помощью инструментов? Конечно, Буратино.

Дидактическая игра «Помоги Буратино найти нужные инструменты» (раздается каждому ребенку)

C:\Users\7sot\Desktop\Аттестация\инструменты 6.jpg

Посмотрите, какой беспорядок навел Буратино в каморке у папы Карло. Давайте поможем ему найти рабочие инструменты и раскрасим их.

Сколько вы нашли?

Какие?

Какой новый инструмент мы выучили сегодня? (где он находится на картинке?)

А какие еще инструменты разбросал Буратино?

Как они называются одним словом? (музыкальные)

Ребята, при работе с инструментами надо соблюдать определенные правила:

  1. Хранить инструменты надо в специальном месте, например, в чемоданчике, а не разбрасывать их где попало.
  2. Инструменты можно брать только в присутствии взрослых.
  3. Быть внимательным во время работы с инструментами.
  4. Применять инструменты по назначению
  5. Не лазать инструментами в электроприборы.

III. Итог занятия, рефлексия.

Как вы считаете, ребята, мы со всеми заданиями справились?

Что вам сегодня понравилось?

Что было трудно выполнить?

Какие новые инструменты вы запомнили?

И помните самое главное – без разрешения взрослых инструменты брать нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Музыкальные инструменты народов Поволжья".

Цель: Закрепление знаний о русских и мордовских, и татарских народных музыкальных инструментах, развитие творческого мышления....

Презентация "Строительные инструменты"

Презентация для второй младшей группы строительные инструменты...

Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе «Строительные инструменты»

Конспект по ознакомлению детей 5 - 6 лет со строительными инструментами....

Цифровой образовательный ресурс в виде мультимедийной презентации для детей 5-7 лет "Строительные инструменты"

Мультимедийная презентация «Строительные инструменты» разработанная воспитателем МБДОУ детский сад № 11 ст. Новощербиновская  Кадькало С.Н., представляет собой материал по лексической...