Педагогический проект на тему: «Солнышко лучистое, улыбнись нам весело!»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Шипулина Оксана Владимировна

Обогащение знаний детей о солнце,  о его значении в жизни природы и человека через разные виды деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_solnyshko.docx111.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №12»

Педагогический проект на тему:

«Солнышко лучистое, улыбнись нам весело!»

D:\777892f850c9f7d4c725d4b8362a9ba1.jpg

                                                                        

Подготовила и провела:

Шипулина О.В.

Тучково

2019г.

Содержание

  1. Введение. Проблемный вопрос. Актуальность.
  2. Паспорт проекта.
  3. Перспективное планирование совместной детско-взрослой деятельности.
  4. Содержание организованной деятельности детей.
  5. План работы с родителями.
  6. Результаты работы.
  7. Заключение.
  8. Литература.
  9. Приложение.

  1. Введение.

Проблемный вопрос.
     В возрасте 3-4лет дети мало знают о природных объектах, в том числе и о природном объекте – солнце. Тема проекта была выбрана в первый месяц весны не случайно. В начале марта солнце начинает светить ярче и светлее. Это заметили не все дети. Во время наблюдений на прогулке, в ходе бесед выяснилось, что знания младших дошкольников о солнце, как о природном объекте, очень скудны. Не все дети могли назвать цвет, форму солнца, мало использовали глаголы и определения, связанные  с солнцем, не представляли для чего нужно солнце. Таким образом, возникла проблема: «Что такое солнце?», «Какое оно?» «Что делает солнышко?», «Если солнышка не будет, что произойдёт?». Для решения этих и других задач был составлен проект на тему: «Солнышко лучистое, улыбнись нам весело!»

Актуальность проблемы.
Объекты и явления неживой природы – это объективная реальность мира. Реальность, которая непосредственно и непрерывно оказывает своё неизбежное влияние на умственное развитие детей. Исключительно важным для развития мышления ребёнка является ознакомление с объектами и явлениями неживой природы, в процессе, которого он познаёт новое об окружающей действительности.
Название проекта выбрано не случайно. Без солнца невозможна жизнь и развитие всего живого на земле – и животных и растений. Согревая лучами землю, солнышко радует всех людей – и взрослых, и детей, поднимает настроение. Использование изображения солнышка в качестве сюрпризного момента на занятиях помогает в игровой форме ввести детей в увлекательный мир природы, повышая интерес к миру растений и животных. Как добрый и ласковый друг, солнышко сопровождает ребенка все детство, ведь с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, слезы и радость, цветы и деревья, радуга, времена года и многое другое.
Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие вопросы – ему помогают родители, педагоги. В ходе реализации проекта дети получат знания о природном объекте – солнце и его влиянии на окружающий мир.

Паспорт проекта.

Название проекта

«Солнышко лучистое, улыбнись нам весело!»

Руководитель проекта

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №12» Шипулина Оксана Владимировна

Возраст воспитанников

Дети второй младшей группы, 3-4 года

Состав группы

Воспитанники второй младшей группы, воспитатель второй младшей группы – Шипулина Оксана Владимировна, родители воспитанников

Вид проекта

Познавательно-исследовательский

Сроки реализации проекта

Краткосрочный (11 марта по 29 марта)

Форма проведения

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Цель проекта

Обогащение знаний детей о солнце,  о его значении в жизни природы и человека через разные виды деятельности.

Задачи проекта

1.Образовательные.
Дать детям элементарные представления о солнце и его влиянии на окружающий мир.

Обогатить словарный запас детей по данной теме с использованием слов «яркое», «светлое», «теплое», «светит», «улыбается», «греет» и т. д.

Закрепить понятия «желтый», «круглый», «похоже», «не похоже».

Познакомить с пословицами, поговорками и народными приметами, связанными с солнцем.

Закреплять представления о солнце через экспериментальную деятельность.
Познакомить детей с различными способами изображения солнца.

2. Развивающие. 

Развивать интерес к природным явлениям, объектам природы.

Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.

Развивать связную речь детей, обогащать их словарь.

Развивать интерес, наблюдательность и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы.

2.Воспитательные.

Воспитывать любовь и доброе отношение к живой природе.

Формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от участия в коллективной деятельности.

Практические:

Развивать познавательный интерес;

Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу; 

 Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Этапы работы над проектом

I Этап. Подготовительный. Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.

Подбор методической литературы для реализации проекта, разработка бесед, прогулок.

Подбор литературы со сказками, стихотворениями, пословицами, загадками, приметами о солнце.

Подбор материала и оборудования для бесед, экспериментов, подвижных и сюжетно – ролевых игр с детьми.

II. Основной этап.

Наблюдение за солнцем в природе.

Беседа о значении солнца для человека и природы.

Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Краденное солнце», С.Маршак «Солнышко», А.Бродский «Солнечные зайчики», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях».

Знакомство с пословицами, поговорками и загадками о солнце.

Опыты и эксперименты с солнцем.

Художественно-эстетическая деятельность: «Солнышко лучистое» (лепка), «Солнышко» (рисование), «Солнышко из ладошек» (аппликация).

Дидактические игры: «Наряди солнышко», «Солнце, тучка и трава», « Что бывает

жёлтого цвета»?

Подвижные игры: «Поймай солнечного зайчика», «Солнышко и дождик».

III. Заключительный.

Ожидаемые результаты

 Расширяться знания детей об особенностях весеннего солнца и его роли для окружающего мира.

 Дети приобретут навыки изображать один предмет (солнце) разными способами.

Обогатиться активный и пассивный словарь детей по теме.

 Дети научаться выразительно читать стихи, отгадывать загадки, водить хороводы.

Появится познавательный интерес при проведении экспериментов, наблюдений.

Продукты проектной деятельности

Выставка детских работ

Создание мини-музея «Солнышко лучистое»

Интегрированное занятие «В гости к солнышку»

Презентация проекта

Методические приёмы

Словесные: беседы, свободное общение, загадки, чтение художественной литературы, вопросы, объяснения.

Наглядные: рассматривание альбомов, сюжетных картинок, открыток о солнышке,  природе.

Игровые: сюрпризные моменты, игровые ситуации, игровая деятельность детей в центрах развития.

Практические: экспериментирование, продуктивная деятельность.

Метод проблемных ситуаций: создание проблемных ситуаций в процессе непосредственно-образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей            

Сотрудничество с родителями

Консультации для родителей: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Весенние прогулки»

Вовлечение родителей  в организацию мини – музея «Солнышко лучистое».

Методическое обеспечение проекта

Развивающая среда, природное окружение, дидактические игрушки, настольно – печатные игры, познавательная литература, мультимедийное оборудование,  видеомагнитофон, фотоаппарат.

План реализации проекта

Образовательная деятельность

Вид деятельности

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

 «В гости к солнышку», «Шли-шли, в домик солнышка пришли».      

Строительные игры: «Домик для солнышка», «Заборчик для солнышка».

Проблемная ситуация: «Для чего нужно солнце», «Есть ли у солнышка друзья».

Словесные игры:  «Назови ласково», «Солнышко какое?», «Солнышко лучистое согревает нас».

Развивать умения выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных   действий. Развивать у детей наблюдательность, интерес к окружающему миру в процессе игр.

Развивать умения сооружать постройки по собственному замыслу. Формировать умение обыгрывать постройки.

Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения.

Поощрять участие детей в совместных играх. Развивать интерес к различным видам игр.

Познавательное развитие

Дидактические игры: «Наряди солнышко», «Тучка, солнышко и травка», « Что бывает

жёлтого цвета»?

Непосредственно-образовательная деятельность: «Какого цвета и формы солнышко», «Наше солнце».

Целевая прогулка: «Здравствуй, солнечный зайчик», «Наблюдение за солнышком».

Экспериментальная деятельность: «Умеет ли пить солнышко» (блюдце с водой на подоконнике). Постираем белье кукле (наблюдение за мокрым бельем, на которое падают солнечные лучи и за бельем, куда не падают солнечные лучи).

Развивать интерес к различным видам игр. Содействовать детям в объединении для игры в группы по 2-3 человека. Закреплять

знание названий цветов; учить

детей отбирать предметы желтого цвета среди предметов разных форм и цветов.

Познакомить детей с особенностями солнца, его ролью в жизни человека и природы.

Обобщать знания о значении солнца.

Развивать умение вести беседу, говорить и слушать.

Формировать желание любоваться природой, солнышком.

Формировать понятие о том, что для жизни на Земле нужно солнышко.

Формировать элементарные представления о простейших связях в природе.

Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.

Расширять знания детей об особенностях солнца и его роли для окружающего мира.

Развивать у детей наблюдательность.

Речевое развитие

Беседа: «Если не было бы солнышка», «Солнышко проснулось и все оживилось»,

Проблемная ситуация: «Что поможет природе проснуться»

Свободное общение: «Зачем нужно солнце», «С чем можно сравнить солнышко», «Зачем нужны лучики солнышку»

Рассматривание сюжетных картинок: «Вот оно, какое наше солнце», «Золотые лучики», «Солнышко на ладошке»

Чтение художественной литературы. Чтение стихов: Е. Серова «Солнце в доме»; А. Бродский «Солнечные зайчики; Е.Благинина «Свети, свети солнышко»

Загадывание загадок о солнце, птицах, насекомых.

Чтение потешек: «Солнышко-ведрышко», «Солнышко, выгляни в окошко».

Чтение сказок: Е.Я.Рогозина «Котёнок и

Солнышко». К.И Чуковского «Краденое

солнце», С. Могилевская «У солнышка в гостях»

Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.

Закрепить знания о солнышке, о его значении в жизни природы и человека.

Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя.

Развивать у детей фантазию, эмоциональность, активизировать словарный запас.

Расширять знания детей об особенностях солнца, о вреде и пользе.

Формировать у детей интерес к солнышку, его красоте, к миру природы.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение, понимать содержание стихов.

Развивать умение читать наизусть потешки и стихи.

Развивать интонационную речь, проговаривать простые и более сложные фразы.

Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя

Художесвенно-эстетическое развитие

Лепка: «Лучики для солнышка»

 

 

 

 

Аппликация: «Солнышко из ладошек»

 

 

 

 

 

 

Рисование: «Солнышко»

Слушание: р.н.песня «Есть у солнышка друзья» муз. Е.Теличеевой,

«Дождик и радуга» муз. С.Прокофьева.

Пение: «Солнышко-ведрышко» муз. В.Карасевой.

Хороводы: «Солнышко».

Вызвать у детей интерес к лепке.

Продолжить учить раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями ладоней.

Развивать чувство пропорций,  мелкую моторику. 

Учить детей выполнять задания по образцу.

Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать.

Формировать умение правильно пользоваться кистью, наносить клей на детали.

Побуждать детей передавать в рисунках красоту солнца.

Закрепить цвет, форму.

Развивать воображение, мышление, фантазию.

Формировать умение слушать музыкальные произведения до конца, различать веселую и грустную музыку.

Формировать умение выразительного пения, передавать характер песни (весело, ласково, протяжно).

Развивать умение двигаться под музыку ритмично, бегать легко в умеренном темпе под музыку.

Воспитывать любовь к музыке.

Физическое развитие

Дыхательная гимнастика: «Одуванчик», «Солнышко лучистое», «Тучка плачет».

Подвижные игры:

 «Солнышко и дождик», «Один, два, три к солнышку беги», «Солнечный

зайчик».

Утренняя гимнастика: «Солнышко проснулось», «Погреем руки», «Спрячь ладошки»

Формировать представление о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни, охрана и укрепление психофизического здоровья детей.

Развивать мелкую моторику, уметь воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Развивать дыхательный сильный выдох, активизация губных мышц.

Развивать у детей внимание, умения выполнять действие по сигналу воспитателя, упражнять в беге в разных направлениях.

Упражнять детей в умении начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.

Воспитывать ловкость, способствовать развитию координации движений, ориентировке в пространстве.

Воспитывать дружные взаимоотношения между детьми.

Заключение.

        Продукты проекта.

1.Консультации для родителей в информационном уголке.

2. Интегрированное занятие «В гости к солнышку».

3. Выставка детских работ «Солнышко».

4. Создание мини-музея «Солнышко лучистое».

5. Презентация проекта для воспитателей ДОУ.

        Результаты реализации проекта.

 Расширились  знания детей об особенностях весеннего солнца и его роли для окружающего мира.

 Дети приобрели навыки изображать один предмет (солнце) разными способами.

Обогатился активный и пассивный словарь детей по теме.

 Дети научились выразительно читать стихи, отгадывать загадки, водить хороводы.

Появился познавательный интерес при проведении экспериментов, наблюдений.

Выводы:

В процессе проектной деятельности дети получили новые знания о солнышке, о его значении в жизни природы и человека. У детей появился познавательный интерес к солнышку и его красоте. Родители активно участвовали в закреплении знаний детей, полученных в детском саду. Дети познакомились с правилами поведения на солнце, и знают, что всем, кто живет на Земле необходимы вода, воздух и солнечный свет. Через совместную деятельность улучшилось взаимоотношение детей и взрослых, что способствовало сближению детского сада и семьи. Родители активно участвовали в создании мини-музея «Солнышко лучистое».

Через проект дети узнали, что Солнце – самая важная для людей звезда, которая обеспечивает и поддерживает жизнь на планете.

Перспективы:

Продолжить работу с детьми, расширять знания об особенностях солнца и его роли для окружающего мира.

Развивать у детей фантазию, эмоциональность, наблюдательность, активизировать словарный запас по теме.

Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.

Пополнять среду дидактическими играми и материалами по теме.

Формировать бережное отношение к природе.

 

Список используемой литературы.

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.Л. «От рождения до школы», Москва, 2012г.

2. О.А. Соломенникова. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»

3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. М., 2010.

4. Интернет – ресурсы. https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/128, https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/presentacii/issliedovatiel-skii-proiekt-zdravstvui-solnyshko.

5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Каро,

2007.

6. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные

техники). М., 2004.

Приложение.

Занятие по рисованию на тему «Солнышко»

Программное содержание: учить рисовать солнышко, учить элементам композиции, закреплять цвет, форму, учить закрашивать внутри контура, воспитывать интерес к окружающему миру, создать радостное настроение, развивать воображение.

Предварительная работа: наблюдение, рассматривание иллюстрации, беседа.

Материалы: картинки солнышка, дождика, гуашь желтого цвета, кисточки, альбомы, салфетки, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Дети: Да.

Воспитатель: Послушайте загадку и попробуйте её отгадать:

Круглое, теплое,

Красивое, доброе

Всем светит,

Всем греет,

Всех веселит,

Всем здоровья дарит.

Дети: Это солнышко.

Воспитатель: Правильно, ребятки, это солнышко (показывает картинку солнышка). Давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик» (проводится игра, включается веселая музыка).

Воспитатель показывает картинку солнышка и приглашает детей на прогулку, дети гуляют под музыку. По сигналу «дождик» (воспитатель показывает картинку дождика, дети прячутся под зонт) - игра проводится два раза.

Воспитатель: Вот и вновь появилось солнышко (читает стихотворение).

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес

И такое чистое,

Доброе, лучистое

Если б мы его достали

Мы б его расцеловали.

Воспитатель: Давайте улыбнёмся солнышку и пошлём ему воздушный поцелуй. Ребятки, а что можно сказать про солнышко. Какое оно? (показ образца солнца).

Дети: Доброе, ласковое, круглое, жёлтое.

Воспитатель: А теперь давайте нарисуем солнышко (дети садятся за столы). Посмотрите, как я нарисую солнышко (берёт гуашь, круговыми движениями рисует солнце на листе бумаги, т. е. показывает приёмы изображения солнца). А теперь вы нарисуйте солнышко.

Дети рисуют. Воспитатель наблюдает за их работой, если необходимо помогает, задаёт вопросы, например: «Катя, какого цвета у тебя солнышко?»

Занятие коллективная аппликация на тему «Солнышко»

Цель: привлечь ребят участвовать в изготовлении коллективной аппликации.

Материал: цветная бумага желтого и оранжевого цвета, клей, ножницы, карандаш, основа(плотный круг для головы солнышка).

Ход занятия: воспитатель предлагает детям обрисовать свою ладошку на листе цветной бумаги, помогает в обрисовке и вырезании получившейся ладони. Объяснить, что каждая ладошка это будет лучик к нашему солнышку, и чем больше будет лучиков, тем ярче солнышко будет светить и согревать ребят.

Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Дети: Да

Воспитатель: Послушайте загадку и попробуйте её отгадать

Круглое, теплое,

Красивое, доброе

Всем светит,

Всем греет,

Всех веселит,

Всем здоровья дарит.

Дети: Это солнышко.

Воспитатель показывает основу солнышка (желтый круг) и предлагает ребятам приклеить свои вырезанные ладошки к этому кругу.

Солнышко-ведрышко

Взойди поскорей,

Освети, обогрей,

Телят, да ягнят,

Да малых ребят!

Воспитатель поощряет детей, хвалит за правильно приклеенные ладошки.

Пословицы и поговорки о солнце.

Солнце сияет, а месяц только светит.

На солнышко не гляди: ослепнешь.

Мешком солнышка не поймаешь.

Что мне золото — светило бы солнышко.

Солнце низенько, так и вечер близенько.

Солнце встанет, так и утро настанет.

Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.

На солнышко во все глаза не взглянешь.

Как месяц ни свети, а все не солнышко.

При солнышке тепло, при матери добро.

Солнца не закроешь, а правду не скроешь.

Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.

Солнышко садится — лентяй веселится; солнышко всходит — лентяй с ума сходит.

Солнце пригреет — все поспеет.

Солнце, воздух и вода — лучшие доктора.

Загадки про солнце.

Алый шар с утра над крышей

Без него плачемся,

Погулять по небу вышел.

А как появится,

От него прячемся.

Он гулял, гулял, гулял.

Встретил вечер — и пропал.

Что выше леса,

Где же шар теперь искать?

Краше света,

Подскажи мне, ветер!

Без огня горит?

- Завтра снова он гулять

Выйдет на рассвете!

Ты весь мир обогреваешь

Я всегда со светом дружен,

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

Если солнышко в окне,

А зовут тебя все ...

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене.

Опыты и эксперименты с солнцем.

Цель: Стремиться к исследованию неживой природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в природе.

  • Предложить детям с закрытыми глазами постоять в тени, потом на солнце, почувствовать разницу, рассказать о своих ощущениях.
  • Предложить увеличительное стекло, с его помощью нагреть палочку, бумагу.
  • Чем отличается солнечная сторона от теневой? Положите на солнце мяч. Пусть ребенок внимательно осмотрит освещенную солнцем сторону, затем — противоположную. Чем они отличаются? Какая сторона более светлая? Более теплая? Пусть ребенок сделает вывод о том, чем отличается сторона мяча, освещенная солнцем, от той, которая скрыта от солнца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в первой младшей группе на тему: «Солнышко лучистое улыбнулось весело»

Программное содержание: продолжать вызывать интерес к рисованию; учить рисовать округлые формы (солнышко) слитным и безостановочным движением, закреплять цвет, форму, учить закрашивать внутри контура...

Конспект НОД по аппликации с детьми старшей подгруппы Тема: «Солнышко лучистое улыбнулось весело»

Цель: Формировать интерес к созданию образа солнца в технике объёмной аппликации из полосок бумаги....

Проект по теме «Солнышко лучистое»

Знакомство детей второй младшей группы с солнышком....

Проект "Солнышко лучистое, улыбнись нам весело"

Познавательно- исследовательский проект...

Краткосрочный проект на тему "Солнышко лучистое"

Тематическое планирование для воспитанников II младшей группы по ознакомлению детей с особенностями солнца, его влиянием на окружающий мир и его роль в жизни человека с указанием разнообразных в...