Проект "Осень в гости к нам пришла"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Шемякина Оксана Сергеевна

Проект "Осень в гости к нам пришла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1.docx56.51 КБ
Файл fotootchet_osen_powerpoint.pptx1.04 МБ
Файл prilozheniya.docx266.19 КБ

Предварительный просмотр:

Плотинновский детский сад,

филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №189 «Солнышко»                                   

                                                                                                                     

Проект  «Осень в гости к нам пришла»

 для детей подготовительной группы общеразвивающей направленности.

                                                           Подготовила: воспитатель

                                                      Шемякина Оксана Сергеевна

2018 год

                                                                    В сентябре наряд из листьев

                                            Поменяет бор:

                                                             Он наденет золотистый,

                                                   Праздничный убор. 

  Листьев жёлтых, листьев красных

                                             Много в эти дни.

                                                                Посмотрите, как прекрасно

                                         Выглядит они!

Андрей Парошин 

Актуальность темы:

Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать малышей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра и красоты, истины, ориентируясь на «концепцию дошкольного воспитания».

Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времен года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой сфере ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.

Цель: Расширять представления детей о деревьях как представителей флоры земли, их красоте и пользе, помочь детям увидеть всю красоту и богатства осенней природы, обобщать и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев и кустарников осенью. Познакомить с сезонными особенностями сельскохозяйственного труда людей.

Задачи проекта:

1. Расширить и систематизировать знания детей об осени, учить видеть и выделять отдельные объекты осенней природы.

2. Совершенствовать изобразительные навыки и умения.

3. Активизировать речь детей.

4. Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к природе.

5. Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.

Тип проекта: Исследовательский, информационно-творческий.

Вид проекта: Краткосрочный.

Сроки реализации: 1 месяц (10.09.18-12.10.18)

Участники проекта: 

1.Дети подготовительной группы общеразвивающей направленности.

2.Воспитатели

3.Родители

Прогнозируемый результат:

- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.

- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.

- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.

- Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.

- Развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).

- Чтение наизусть стихотворений об осени.

- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный 

- Подбор материалов для реализации проекта.

-Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

- Изготовление наглядных пособий.

-Беседы с родителями.

2 этап. Основной (практический).

- Накопление знаний и их систематизация по теме проекта.

-Обогащение и активизация словаря по темам «осень», «овощи», «фрукты», «птицы», «деревья».

- Самостоятельное составление рассказа детьми об осени.

3 этап. Заключительный.

- Выставка детских работ

- Обсуждение итогов и анализ работы

Содержание деятельности по образовательным

областям:

Познавательное развитие

-Беседа  «Осень»;

-Беседа «Почему деревья сбрасывают листья?»

-цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»;

-экскурсия по территории ДОУ;

-экспериментальная деятельность с осенними листьями;

-Д/и «С какого дерева листок», «Кто больше знает примет осени?», «Когда это бывает»

Речевое развитие

-А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;

-И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»;

-К. Бальмонт «Осень»;

-А. Майков «Осенние листья»;

-Е. Трутнева «Листопад», «Улетает лето»;

-Г. Скребицкий «Осень»;

-П. Молчанов «Последний лист»;

-Т. Домаренок «Осенняя сказка»;

-Н. Абрамцева «Осенняя сказка»;

-И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;

-Загадки, пословицы, поговорки;

-Составление рассказов об осени из личного опыта, по картинам и иллюстрациям;

-Д/и «Побери предметы к признакам», «Какая бывает осень?».

Социально-коммуникативное развитие

-Д/и «Угадай, что где растет?»

-Беседа «Труд людей осенью»;

Художественно-эстетическое развитие

-НОД «Осенняя красавица» (коллективная аппликация);

-Д/и «Найди самый красивый листок»,

-Рассматривание репродукций картин:

И. С. Остроухов «Золотая осень»,

И. И. Левитан «Золотая осень»,

И. Шишкин «Осень»,

Е. Волков «Октябрь»,

С. Жуковский «Лесное озеро»,

В. Поленов «Золотая осень»,

И. Бродский «Золотая осень» и др. ;

-Прослушивание музыкальных произведений:

П. Чайковский «Времена года»,

А. Вивальди «Времена года»,

С. Прокофьев «Фея Осени»,

Е. Дога «Осень» и др.

Физическое развитие

-Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»;

-Физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»;

-Дыхательная гимнастика «Ветерок»;

-Хороводная игра «К нам осень пришла»;

-П/и «У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери»,  «Поймай листок»

Взаимодействие с родителями

-Сбор природного материала

-Экскурсии со своими детьми в лес

-Участие в выставке «Чудеса с обычной грядки»

-Совместное рисование с детьми на тему проекта

-Консультация для родителей «Осень - чудная пора»

Оценка результата проекта

 В процессе работы использовались разнообразные методы и приемы: игровые, наглядные, словесные, наблюдения, эвристические; использовались технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, исследовательской деятельности, сказкотерапия.

В ходе реализации проекта у детей:

- развивались творческие способности,

- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,

- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,

- расширился и активизировался словарный запас,

- у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки поделок, рисовали, подбирали стихи на тему проекта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фотоотчет по проекту «Осень в гости к нам пришла» Плотинновский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад №189 «Солнышко» Подготовила: воспитатель Шемякина Оксана Сергеевна

Слайд 2

Цель: Расширять представления детей о деревьях как представителей флоры земли, их красоте и пользе, помочь детям увидеть всю красоту и богатства осенней природы, обобщать и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев и кустарников осенью. Познакомить с сезонными особенностями сельскохозяйственного труда людей. Задачи проекта: 1. Расширить и систематизировать знания детей об осени, учить видеть и выделять отдельные объекты осенней природы. 2. Совершенствовать изобразительные навыки и умения. 3. Активизировать речь детей. 4. Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к природе. 5. Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.

Слайд 3

Экскурсия по территории ДОУ Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.

Слайд 8

Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью» Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят: «Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол, О лес наш родимый, конец твой пришел!»

Слайд 10

Пересадка герани с клумбы в горшок Пролетают паутинки С паучками в серединке. И высоко от земли Пролетели журавли. Все летят! Должно быть, это Улетает наше лето.

Слайд 12

Сбор семян

Слайд 13

«С какого дерева листок?» Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу... Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать!

Слайд 14

Коллективная аппликация «Осенняя красавица» Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...

Слайд 16

Выставка «Чудеса с обычной грядки» Я хожу, грущу один: Осень рядом где-то. Жёлтым листиком в реке утонуло лето. Я ему бросаю круг свой венок последний. Только лето не спасти, если день - осенний.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Беседа на тему «Осень».

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и предложения.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям и животным.

Ход беседы:

Воспитатель:  А. С. Пушкин написал много стихотворений об осени. Я вам прочту одно из них:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель: Ребята, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное? Да, это красивое, немного грустное стихотворение об осени.

Почему это стихотворение грустное?

Ответы детей.

Воспитатель: Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края.

Ребята, назовите осенние месяцы?

Воспитатель: Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Его еще называют в народе: златоцветом, рябинником, птичьей стаей (дети объясняют, почему так называют) или ранняя осень.

 Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый.  Его называют: листопадом. Золотая осень.

 «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?

Ответы детей.

Воспитатель: Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит.

Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы.

Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. В народе называют ноябрь: «Ворота зимы», «предзимник». Поздняя осень.

Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?

Ответы детей: В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре.

Воспитатель: Ребята давайте с вами вспомним что же происходит осенью в живой неживой природе?

Ответы детей: Основное изменение в неживой природе — похолодание — влечет за собой изменения в живой природе.

Воспитатель: Осенью дни становятся короче, а ночи — длиннее. После теплых августовских дней наступают прохладные сентябрьские. Осеннее солнце поднимается уже не так высоко, как летом, поэтому его лучи уже не прогревают землю. Температура воздуха становится холоднее.

С приходом осени листья растений меняют окраску. Деревья подготавливаются к зимним холодам. Желтеют листья клена, березы, осины. Краснеют листья рябины, вишни, черемухи. Старые деревья меняют окраску листьев раньше, чем молодые.

Постепенно начинается листопад. Раньше других деревьев сбрасывают листья липы и старые тополя. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы.

Желтеет и вянет трава. Только кое-где цветут ромашка, чистотел, подорожник, фиалка, клевер. Все чаще небо заволакивают темные тучи. Все чаще идет мелкий моросящий дождь. В дождливые дни небо кажется серым и низким. В реках, озерах и прудах вода становится холодней. Над водоемами часто поднимается туман.

Воспитатель: Ребята давайте с вами вспомним народные приметы осени

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду.

Паутина стелется по растениям – к теплу.

Гром в сентябре предвещает теплую погоду.

Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Воспитатель: Ребята, а что же происходит с живой природой осенью (птицами, насекомыми)?

Воспитатель: Летом птицы не голодают. Но осенью жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну.

Уже в начале осени увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Спасаясь от голода и холода, многие птицы готовятся к отлету в теплые края. Первыми улетают певчие птицы, которые питаются, в основном, насекомыми. Это кукушки, соловьи, иволги, ласточки, стрижи.

Собираются в стаи и улетают водоплавающие птицы — утки, гуси, кулики, лебеди. Все птичьи стаи летят в те же знакомые теплые страны, куда улетали они зимовать в прошлые годы.

Вместе с птицами улетают на зиму в теплые края и многие насекомые. Перелеты совершают стрекозы, божьи коровки и некоторые виды бабочек.

Воспитатель: Как дикие животные готовятся к зиме?

Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.

Воспитатель: В природе все приготовилось к зиме:

                       кому надо было, те сделали запасы

                      кому надо было, те улеглись в спячку

                      кому надо было, те поменяли "одежку"  

Вы хорошо поработали, отвечали на вопросы, слушали друг друга. Я вам приготовила небольшие подарки осени (картинки-раскраски на осеннюю тематику: овощи, фрукты, животные, ягоды).

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Беседа на тему « Труд людей осенью»

Цель: Ознакомление с сезонными особенностями сельскохозяйственного труда людей.

Задачи. Познакомить с трудом людей осенью, поддерживать у детей интерес к профессиям, их взаимосвязи.

Воспитывать бережное отношение к продуктам сельскохозяйственного труда.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, вы любите играть? Для начала отгадайте загадки, слушайте внимательно.

Сентябрь:

Опустел наш школьный сад

Журавли на юг летят,

Распахнулись двери школ

Что за месяц к нам пришел?

Октябрь:

Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился?

Ноябрь:

Поле черно белым стало?

Падает то дождь то снег,

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

Конечно, молодцы. Скажите, а к какому времени года относятся эти месяцы?  Это осень. Скажите, что нам приносит осень? -свои плоды: созревают овощи в огороде, в садах поспевают фрукты, в лесах ягоды и грибы. В поле созревает пшеница, овес.

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном. Стены позолочены,

Ставни заколочены (колос)

Воспитатель: Ребята, осень еще называют «сезоном урожая» Как вы думаете почему? Скажите, что делает человек с приходом осени? Он собирает урожай. Конечно, человек трудится, вообще человек трудился всю свою жизнь. Вы знаете пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.»

Дети: С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами. Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку. В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.

Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.

Воспитатель Те люди которые трудятся на ферме с домашними животными – как называется их профессия? Фермеры, что они делают? Ухаживают за животными, доят коров, выращивают их, следят что бы они не болели. Какие продукты питания мы получаем от фермеров (масло, молоко, сыр, творог, мясо, яйцо, перо и т. д.).

Человек собирает с деревьев плоды; трудится в садах. Как называется эта профессия Садовод - что они делают? Выращивают различные фруктовые деревья, смотрят, чтобы их не повредили различные насекомые, звери. Они высаживают саженцы плодовых деревьев, обрезают лишние ветки, удобряют почву, обрабатывают стволы деревьев от вредителей, поливают. Какие продукты питания мы получаем от садоводов. Все фрукты, потом из фруктов закрывают компоты, делают соки и варенье.

Те люди которые трудятся на огородах, убирает в огороде овощи, как называется их профессия? – Овощеводы. Как трудятся они, что делают? По весне высаживают рассаду, ухаживают за ней, вовремя рыхлят почву, убирают сорняки, подвязывают кустики. Удобряют почву, поливают. Какие продукты питания мы получаем от овощеводов? Это – все разновидности овощей, консервации, соки.

В полях ведутся работы по уборке урожая зерновых культур. Как называется профессия людей, которые трудятся в поле? Хлеборобы, А как трудятся люди в поле?

Так же весной обрабатывается почва на полях, рыхлится, вспахивается, затем люди засевают поля зерновыми культурами, это и рожь, овес, гречиха, рис и многие другие. На протяжении всего летнего периода человек следит за полями, удобряет, поливает, затем наступает уборочная пора. Какие продукты мы получаем от хлеборобов? - Все крупы, хлеб.

 Дыхательные упражнения.

Воспитатель. Давайте вдохнём свежий осенний воздух. (Поочерёдное втягивание воздуха то через правую, то через левую ноздрю. Выдох через рот.)

Воспитатель. А сейчас рассмотрите рисунки и расскажите, чем заняты взрослые и дети?

Дети. Взрослые и дети собирают урожай. (Слайд  сад, фрукты)

Воспитатель. Зачем люди трудятся в саду, огороде?

Дети. Чтобы вырастить урожай. Чтобы зимой были витамины.

Физминутка.

В огороде чучело шляпу нахлобучило, (имитируют движения надевания шляпы)

Рукавами машет, как будто бы пляшет. (движения руками)

Это чучело – оно - сторожить поставлено, (показывают как стоит чучело)

Чтобы птицы не летали, чтоб горошек не клевали. (имитируют полет птиц)

Одним словом с приходом осени, человек трудится. Хорошо ребята, а давайте с вами вспомним, какие орудия труда использует человек в своей работе.

Скажите, а какие орудия труда вы знаете. (дети называют, вывешиваются картинки с изображением.)

Лейка, лопата, грабли, тачка, секатор, метла, коса.

Все эти орудия труда верные помощники человеку. Как мы можем назвать их одним словом? Инструменты. Но эти орудия труда человек больше применяет в огороде, в саду. А что облегчает труд человека в поле

Корабль- великан не по морю плывет,

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет -урожай соберет (комбайн)

 Железный нос, в землю

врос, роет, копает.

Землю разрыхляет (плуг)

Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса)

Конь стальной овса не просит, А пашет и косит

(трактор)

Вывешиваются картинки.

Дидактическая игра «Ты покажешь мы расскажем»(подражательные движения работе) .

Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо поработали, молодцы.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Беседа на тему «Почему деревья сбрасывают листья?»

Цель: способствовать расширению знаний детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья опадают.

Программные задачи: формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу; углублять знания детей о живой и неживой природе, их взаимодействии между собой и с окружающей средой;

воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.

.

Ход беседы:

Воспитатель.

Отгадайте-ка, ребятки

Интересную загадку.

Ребята, какие признаки осени вы знаете?

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льётся -

Это время года осенью зовётся.

А какие ещё признаки осени Вам знакомы?

(Постепенно становится холодно, меньше света, небо закрыто облаками, идёт моросящий дождь, сырой и холодной стала почва. Изменились листья на деревьях, идёт листопад, не слышно пение птиц) .

Воспитатель: Молодцы, ребята, почему летом листья зеленые, а осенью - разноцветные? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вспомнить строение дерева.

Ребенок: У дерева есть корни, ствол, ветки, листья.

Воспитатель: - Чем покрыт ствол дерева? Ствол покрыт корой (схема  «Строение дерева»)

-Для чего нужны дереву корни, кора? Через корни дерево получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева.

- Молодцы! Правильно назвали строение дерева.

Летом листья зеленые, потому что получают достаточно воды из почвы.

Давайте докажем, что дерево – живое. Оно получает питание из почвы.

Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям.

А как вода поступает в листья? Может ли вода течь (подниматься) вверх?

Мнения детей.

Давайте проведем опыт и посмотрим, как вода поднимается к листикам вверх по стволу и ветвям.

Опыт «Как вода поднимается вверх к листьям»

Для этого пройдем в нашу лабораторию.

Вырезаем из салфетки полоску.

Наносим фломастерами разноцветные точки с один ряд.

На бечевке также наносим на расстоянии друг от друга несколько отметок фломастерами разных цветов.

Наливаем в стаканы воду.

Опускаем полоску из бумажной салфетки в первый стакан так, чтобы она немного касалась поверхности воды.

Бечевку помещаем во второй стакан с водой таким же образом, как и салфетку.

Лист состоит из клеток, которые называются устьица. Под влиянием окружающей температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как форточки в домах. Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям.

Когда форточки-устьица открыты – из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону. С приходом осени, все меньше воды поступает в листики, зеленое вещество-хлорофилл, перестает вырабатываться, и листья меняют окраску.

-Ребята, почему лист зеленый?

Давайте вернемся в нашу лабораторию и проведем еще один опыт.

Опыт «Почему лист зеленый?»

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и есть хлорофилл, который окрашивает лист в зеленый цвет.

(Для этого опыта взять сочные листья комнатных растений).

Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета, то зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые.

Вы хорошо поработали, отвечали на вопросы, слушали друг друга, молодцы.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Аппликация  «Осенний коллаж»

Цели: 

Закрепить представление о приметах осени;

Продолжать формировать у детей заинтересованное отношение к общему результату коллективной работы;

Способствовать возникновению и реализации замысла в соответствии с ним выбирать изобразительные материалы.

Задачи:

Создавать у детей образ осени разными видами искусства, воспитывать эмоциональное отношение к природе, закреплять знания о разных периодах осени, ее характерных особенностях, уметь работать коллективно;

Познакомить с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности;

Упражнять в использовании знакомых приемов работы ножницами;

Оживить впечатления от поэтических произведений об осени;

Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Воспитывать умение работать в паре;

Способствовать созданию благоприятного психологического климата;

Материалы: Большой лист бумаги, осенние листья, ножницы, гуашь, клей ПВА, кисти для красок и клея, салфетки, различные ленты. Репродукций картин И. Левитана «Ранняя осень», «Золотая осень», И. Остроухова «Золотая осень», И. Шишкина «Золотая осень», И. Агеева «Осень на даче»,

Предварительная работа.

Наблюдение за признаками осени. Чтение стихов, прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского (цикл «Времена года»), Е. Дога «Осень», А. Вивальди «Времена года». Рассматривание книжных иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы.

Ход образовательной деятельности:

Вводная часть.

1. Воспитатель читает стихотворение Ивана Бунина

«ЛИСТОПАД»

 Лес, точно терем расписной,

 Лиловый, золотой, багряный,

 Веселой, пестрою стеной

 Стоит над светлою поляной.

 Березы желтою резьбой

 Блестят в лазури голубой,

 Как вышки, елочки темнеют,

 А между кленами синеют

 То там, то здесь в листве сквозной

 Просветы в небо, что оконца.

 Лес пахнет дубом и сосной,

 За лето высох он от солнца,

 И Осень тихою вдовой

 Вступает в пестрый терем свой...

Беседа по стихотворению:

- Как поэт описывает лес? Какой он?

- Какое настроение вызывает эта осенняя картина у поэта? Почему вы так думаете? А у вас?

2. Давайте все вместе рассмотрим осеннюю красоту на картинах больших художников.

Дети рассматривают на экране картину И. Левитана «Ранняя осень».

- Какая красота! Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? (Осень еще не полностью наступила, потому, что много зеленой краски, хотя уже появилась желтая, оранжевая).

- Правильно, художник использовал зеленые, желтые, оранжевые, голубые тона. Как эти цвета можно назвать, одним словом? (Теплые)

- Какая, осень здесь изображена? (Ранняя, потому что много зелени., небо чистое, голубое.)

- А теперь давайте посмотрим следующую картину (И. Шишкин «Золотая осень»)

- Какие, краски использовал художник? (Желтые, Зеленые, оранжевые, красные).

- Каким, одним словом можно назвать эти краски? (Теплые, Нарядные)

- О каком же периоде осени нам рассказал художник? (о золотой осени)

- Давайте посмотрим следующую картину И. Агеев «Поздняя осень» или «Осень на даче». Вот как художник изобразил эту осеннюю пору: природа потеряла свои краски и как бы затихла, замерла. Она ждет не дождется, когда снежное покрывало укроет землю от зимней стужи. Какие,тона преобладают в картине? (Серые, темные, коричневые, синие.)

- Действительно, дети, художникам удалось передать на картинах радостное, светлое настроение, свое восхищение красотой осенней природы.

3. Физминутка: Упражнение «Падают листья»

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья,

По ветру вьются, летят.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем.

Пахнут пеньки и тропинки,

Вкусным осенним грибком.

(Дети выполняют движения, согласно тексту, в кругу)

4. - Сегодня мы с вами превратимся в художников. Мы будем составлять картину, но картина будет у нас необычная она будут из осенних листочков, которые мы с вами заготовили ранее.  Предлагается детям сделать осенний коллаж.

Дети работают под музыку Е. Доги «Осень»

Заключительная часть.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают работу. Отмечают  то, что коллаж хорош и красив.  Писатели, поэты, художники и музыканты с любовью изображали осень в своих произведениях, используя для этого каждый свои средства: краски, слова и звуки.

Мы сегодня использовали для изображения осени, естественные краски и натуральные материалы – осенние листья. И у нас получилась замечательная картина.

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Опытно — экспериментальная деятельность на прогулке.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост, развивает любознательность. А любознательность, как известно  —  характерная черта гениальной личности. Вряд ли можно встретить гиганта мысли, не являющегося любознательным человеком.

Кроме того, именно в старшем дошкольном возрасте  закладывается и формируется любовь к знаниям и исследованиям, а все это – хорошая основа для успешного обучения в школе.

Одним из способов практического взаимодействия с окружающей средой являются опыты. Опыты – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Тема: Наблюдение за листопадом, осенними листьями, состоянием воздуха.

Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, устанавливать связи между живой и неживой природой. Учить делать умозаключения, развивать доказательную речь.

 

Ход опытно-экспериментальной деятельности.

Опыт 1. «Зелёные и жёлтые листья».

Поместить лист между бумагой, прокатать скалкой, проследить отпечатки на бумаге.

Вывод: в зелёных листьях есть вещество — хлорофилл,  которое вырабатывается в листьях только летом, когда лист живой, в жёлтых листьях его нет, значит,  лист  неживой, опавший, дерево его сбросило.

Опыт 2. «Большие и маленькие листья клена»

Рассмотреть два клёна: большое дерево, выросшее на открытом пространстве, где много солнечного света и влаги,  небольшое дерево, выросшее в тени другого дерева. Сравнить опавшие листья по размеру, определить с какого они дерева. С какой скоростью падают на землю.

Вывод: крупные листья растут на большом дереве и опадают позже, мелкие – на дереве в тени и опадают быстрее, так как дереву не хватает тепла, влаги, солнца держат листья на себе.  Крупные листья падают медленнее, дольше кружатся, а мелкие – быстрее.

 

Опыт 3. «Холодный воздух».

Определение температуры воздуха  осенью с помощью воды. Смочить руку в воде, поднять, подержать.  Определить направление  ветра, температуру воздуха. 

Вывод: летом, после купания  в воде нам не было холодно, потому что было жарко, солнышко сильно пригревало, воздух был тёплым.  Осенью, мокрой руке стало холодно, потому что воздух холодный, так как солнце уже не греет так сильно. Холодней  руке с той стороны, с которой дует ветер. Так мы можем определить не только температуру воздуха, но и направление ветра.

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Конспект осенней прогулки в старшей группе

Цели:
Формировать умение видеть и замечать изменения в природе.
Задачи:

Закрепить признаки осени.
Развивать внимательность.
Развивать мелкую моторику, координацию движений.

Воспитывать познавательный интерес.

Ход прогулки:

Беседа об осени
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите? Что изменилось в последнее время?
Дети: Листья пожелтели, стало холоднее, люди стали теплее одеваться и т.д. 
Воспитатель: Какому времени года соответствует такая погода и такие природные явления?
Дети: Осени
Воспитатель: Да, наступила осень. Всю землю покрыли опавшие с деревьев листья. Поэтому осень называют «золотой». Присмотритесь и понаблюдайте, листья с деревьев падают по-разному: один летит к земле, другой кружится, кружится и медленно опускается на землю. Давайте, попробуем взять листок и опустить его в воздухе.
Опыт «Как падает осенний лист»
Вывод: Листья очень легкие, поэтому они летят медленно
Воспитатель: Когда дует ветер, и много листьев с шуршанием падает на землю, это явление называется листопадом. Давайте рассмотрим листья, все ли они одинаковые?
Дети: Нет, они разные.
Воспитатель: Верно, они разные. Листья берёзы аккуратные, по краю зубчатые, с широким клиновидным основанием или почти усечённые, гладкие. 

Листья ивы удлинённые, узкие, заостренные с обоих концов. 

Дубовые листья продолговатые, лопастные, на коротких черешках, с выступающими прожилками. 

Вот такие яркие подарки дарит нам осень – опавшие, разноцветные, красивые листья. А вы любите осень?
Дети: Да
Воспитатель: А за что вы любите осень?
Дети: За красивую природу, за яркий наряд деревьев и т.д.
Воспитатель: Вы чувствуете, как пахнет осень? Давайте насладимся ее запахом
Дыхательная гимнастика
Медленный вдох и три выдоха рывками. Выполняется три раза.
Воспитатель: Чем пахнет осень?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Запомните, как пахнет осень, ведь она будет недолго. Скажите, а какой сейчас месяц?
Дети: Октябрь
Воспитатель: Правильно. В октябре листья с деревьев окончательно опадают и теперь мы увидим листочки на деревьях только весной. Давайте соберем осенние листья и отнесем их в детский сад, чтобы делать из них разные поделки и аппликации.
Игра «Соберем листочки»
В одну корзинку собираем желтые листья, во вторую – оранжевые, а в третью – зеленые.
Дети собирают листья.
Воспитатель: Молодцы, сколько листочков собрали. Я думаю, что наши поделки получатся яркими и красивыми. 
Воспитатель: Ребята, подойдите к столу, на нем лежат листья. Составьте для осени красивый узор из листьев.
Дети составляю на свое усмотрение.
Воспитатель:  Мне кажется, что вы можете очень много, а вот сможете ли вы поймать листок. Это мы сейчас проверим. 
Подвижная игра «Поймай листок»
Дети пытаются поймать листок, висящий на ветке или летящий по воздуху.
Воспитатель: Ребята, осень – холодное время года. Нам нужно беречь свое здоровье, поэтому, я принесла сегодня один из даров осени – лук. В луке много витаминов. И, для того, чтобы не болеть его нужно есть. Предлагаю отведать его сегодня за обедом, после прогулки.

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Дидактические игры:

Игра «С какого дерева листок»

         Цель:  формировать  представления  детей о различных  видах  деревьев, их особенностях, пользе для человека. Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать  словарный  запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе.

Варианты игры.

1. Подобрать листочки к каждому дереву, назвать дерево и листочек  (Например, «Это дерево называется берёза, а листочек берёзовый» ).

2. Описать дерево и его листья (Например, «Это дерево называется дуб. Дуб считают лиственным деревом. Это очень могучее крепкое дерево с широким разветвлённым стволом чаще всего произрастает в лесу. Листья дуба светло – зелёного цвета, гладкие с не ровными краями.)

3. Найти деревья, у которых есть иголочки, назвать их.

4. Назвать особенность каждого дерева (Например, на дубе растут жёлуди, черёмуха приносит чёрные ягодки, у берёзы есть серёжки и т. д. )

5. Составить рассказ о берёзе и дубе, о черёмухе и тополе, о сосне и иве, опираясь на картинки деревьев.

Игра «Когда это бывает?».

Цель: уточнить и углубить знания о временах года.

Ход игры. Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает в это время, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему.

Игра «Найди пару»

Цель: развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.

Ход игры. Воспитатель раздает детям по одному листу и говорит: «Подул ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, дети кружатся с листочками в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем деревом, лист от которого держит в руках»

Игра «Подбери предметы к признакам»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры. Осенний - день,… .

                   Осенняя - погода,… .

                   Осеннее - небо,… .

                   Осенние - дожди,… .

ПРИЛОЖЕНИЕ №8

Подвижные игры:

Игра «У медведя во бору»
Цель:
 закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.

Ход игры: дети располагаются на одной стороне зала, а водящий на другой. Игроки двигаются к спящему медведю со словами:

У медведя во бору
Грибы-ягоды беру.
А медведь не спит 
И на нас рычит.

Медведь с рычанием пытается поймать детей, те убегают. Поймав кого-либо, отводит к себе. Игра повторяется.

Игра «Совушка»

Цель: Закреплять умение детей действовать по сигналу «день» и «ночь».

Развивать равновесие, быстроту реакции и неподвижность.

Воспитывать чувство коллективизма.

Ход игры: Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. Через 15-20 сек. снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.

Игра «Перелет птиц»

Цель: Закрепить умение залазить на предметы приподнятые над полом (землей), лазать по гимнастической стенке, быстро ориентироваться в пространстве по сигналу. Учить детей помогать друг другу.

Ход игры: Дети стоят врассыпную на одном конце площадки (комнаты). Они – птицы. На другом конце площадки помещается вышка для лазания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами, пирамида, двойная лесенка.
По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по площадке). По сигналу: «Буря!» - птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась», - птицы спускаются с вышки и снова летят.
Воспитатель должен находиться возле приборов для лазанья, чтобы в случае надобности помочь детям.
Если гимнастическая стенка имеет мало пролетов, дети могут влезать на скамейки, на доски, положенные на стулья, или другие приборы для лазанья.

Игра «Раз, два, три, названный лист бери»

Цель: продолжать учить детей двигаться по участку детского сада, чередуя ходьбу с бегом и другими движениями; упражнять в ходьбе и беге с остановкой на сигнал взрослого; развивать слуховое внимание; приучать детей к совместным действиям в коллективной игре, соблюдению простейших правил игры; упражнять в сохранении правильной осанки.
Ход игры: Игра проводится во время листопада. По предложению взрослого дети начинают произвольно двигаться по участку (идут шагом, бегут, кружатся, машут руками), на слова взрослого: «Раз-два-три! Желтый лист бери!» игроки должны найти среди опавшей листвы лист заданного цвета и поднять его. Выигрывает тот игрок, кому это удалось сделать первому.
Условие игры: брать можно только опавшие листья.
Затем взрослый снова предлагает детям отправиться на прогулку по участку и может предложить следующие задания:
- Раз-два-три! Красный лист бери!
- Раз-два-три! Кленовый лист!
- Раз-два-три! Два листа бери!
- Раз-два-три! Такой же как у меня лист бери!
- Раз-два-три! Ничего не бери!

Игра «Поймай листок»

Цель: развить умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Ход игры: Дети пытаются поймать листок, висящий на веточке или летящий по воздуху.

ПРИЛОЖЕНИЕ №9

Стихи об осени.

Александр Пушкин 
УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО...
(Из романа "Евгений Онегин")

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Иван Бунин

ЛИСТОПАД

(Отрывок)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной;

Заквохчет дрозд, перелетая

Среди подседа, где густая

Листва янтарный отблеск льет;

Играя, в небе промелькнет

Скворцов рассыпанная стая -

И снова все кругом замрет.

Константин Бальмонт
ОСЕНЬ


Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Аполлон Майков

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!»

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

Евгения Трутнева

УЛЕТАЕТ ЛЕТО

Стало вдруг светлее вдвое, 

Двор, как в солнечных лучах. 

Это платье золотое 

У березы на плечах... 

Утром мы во двор идем — 

Листья сыплются дождем. 

Под ногами шелестят 

И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки 

С паучками в серединке. 

И высоко от земли 

Пролетели журавли. 

Все летят! 

Должно быть, это 

Улетает наше лето.

ЛИСТОПАД

Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки - невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета,
Всё притихло, отдыхать легло.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи,
Звёзды с неба сыплются… летят...
Будто в тёмном, звёздном небе тоже
Наступил осенний листопад.

ПРИЛОЖЕНИЕ №10

Загадки об осени.

Мария Шеваленко

***
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
- сентябрь -

***
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
- октябрь -

***
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
- ноябрь -

***
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
- осень -

***
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
- осенью – Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всолыхнул.

- осенний лист -

***

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

- осень -

***

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я – …

- осень -

***

Пришла без красок

B без кисти

И перекрасила все листья.

- осень -

***

Пришла девица красная

И листья обсыпает.

А как она зовется,

Кто, дети, угадает?

- осень -

***

Желтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня!

- осень -

***

Уж пахнет в воздухе дождем,

Все холоднее с каждым днем.

Деревья свой наряд меняют,

Листочки потихонечку теряют.

Понятно всем, как дважды два -

Пришла …

- осенняя пора -

***

Я – в царстве луж, в краю огней и вод.

Я – в княжестве крылатого народа,

Чудесных яблок, ароматных груш.

Скажи, какое это время года?

- осень -

***

Всех наградила, все загубила.

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?

- осенью -

***

Оранжевые, красные

на солнышке блестят.

Их листья, словно бабочки

кружатся и парят.

- деревья осенью -

***

Растут — зеленеют,

Упадут — пожелтеют,

Полежат — почернеют.

- листья -

***

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно …

- листопад -

***

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто …

- листопад -

***

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает?

- дождь -

***

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг!

- дождь -

***

С неба капает уныло.

Всюду мокро, всюду сыро.

От него легко спастись,

Лишь зонтом обзавестись.

- дождь -

***

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет.

- ветер -

ПРИЛОЖЕНИЕ №11


Пословицы и поговорки про осень

Медленно и неспешно наступала осень и по пословицам и поговоркам дальновидный народ уже смотрел на предстоящую зиму, а об этом говорило многое, например: стаи перелетных птиц, дождливая или теплая погода, со снегом ли поздняя осень. Ведь по многим приметам осени можно было строить догадке о том, какова будет зима, короткая и мокрая, либо долгая и холодная.

Народ следил за погодой на дворе, приглядывался к стаям птиц, готовящихся к отлету, смотрел на осенний дождь и поговаривал: какова ягодка на вкус, сколько теплых дней подарило бабье лето, а выпадет ли снег на Покров. Так в народе гуляло много самых разных пословиц про осень, а некоторые поговорки слагали и в стихах.


Весна красна цветами, а осень снопами


Осень - время собирать урожай


Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима


В осеннее ненастье семь погод на дворе


Красна ягодка, да на вкус горька


У зайцев шерсть побелела - зима близко


Теплая осень - к долгой зиме


Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко - так малы снега будут


Как рябины много - так дождливая осень, мало рябины - значит, осень сухая будет


Кошка мордочку прячет - на холод


Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу - поздней зимы


Облака редкие - будет ясно и холодно


Раннее опадание листвы - к ранней зиме

ПРИЛОЖЕНИЕ №12


Пальчиковая гимнастика

«ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ»

Раз, два, три, четыре, пять,

(Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая — с большого пальца.)  

Вышел дождик погулять.

(Беспорядочные удары по столу паль- чиками обеих рук.)  

Шел неспешно, по привычке, А куда ему спешить?

(«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.)  

Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!»

(Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.)  

Дождь вздохнул тихонько:

(Часто и ритмично бьют в ладоши.)  

- Ох!

(Один хлопок.)  

И ушел. Газон засох.

(Ритмичные хлопки по столу.)

«ЛИСТОЧКИ»

Раз, два, три,                                           Загибают пальчики, начиная с.                                                            

четыре, пять,                                             большого

Будем листья собирать.                         Сжимают и разжимают

Листья березы,                                          кулачки.

Листья рябины,                                      Загибают пальчики, начиная с

Листики тополя,                                        большого.

Листья осины,

Листики дуба мы

соберем,                                                «Шагают» по столу.

Маме осенний букет отнесем

ПРИЛОЖЕНИЕ №13

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ОСЕНЬ — ЧУДНАЯ ПОРА»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Вот и пришло самое очаровательное, романтичное и красивое время года – золотая осень. Парки, сады наполнены разнообразными запахами, оттенками и настроением. Солнышко греет, но не жгет. Деревья теряют свою листву, кружится по ветру листопад…Так хочется выйти с детьми на прогулку в парк! Самое время одеться потеплей, взять с собой корзинку для сбора природного материала. Подойдите к ближайшей цветочной клумбе, ведь их так много в нашем прекрасном городе. Предложите ребенку полюбоваться цветущими растениями, назвать оттенки лепестков, понюхать прекрасный запах. Расскажите чаду, что цветы с клумбы просто так рвать не стоит, но для изготовления гербария можно сорвать понравившийся цветок.

Подымите вместе с ребенком голову вверх и понаблюдайте за небом, облаками и летающими птицами. Здесь стоит акцентировать внимания дочери или сына на перелетных и зимующих птиц. Назвать птиц, которых вы сейчас видите перед собой. Попросите описать ребенка рядом находящуюся птичку: какого цвета крылья, какой клюв, какие лапки, как можно в холодное время года помогать птицам и пр. Рассмотрите ее и потом дома предложите ее изобразить любым видом художественной техники (лепка, рисование, аппликация). Можно использовать короткие стихи про птиц или загадки с потешками. Например:

Ходят по земле, летают,

Гнёзда строят, отдыхают,

Чистят пёрышки свои,

Ночью спят аж до зари.

Кто-то в зиму остаётся,

Кто-то в тёплые края,

Улетают, но вернутся,

Обещают нам всегда!

Подойдите к дереву, потрогайте его кору, рассмотрите листья с этого дерева, сравните их с другими деревьями и листиками. Найдите общие черты и различия. Соберите самые красивые в корзинку для изготовления поделки. Если это будет сосна или дуб, то можно собрать желуди, шишки!

Наша корзиночка постепенно наполняется природным материалом. Объясните ребенку, зачем вы все это собираете и придумайте вместе идею для поделки. Я уверена, что ваш сын или дочь обязательно предложат несколько идей для совместного творчества. Изготовление поделки доставит удовольствие всей семье, а ребенок будет еще долго вспоминать сбор гербария.

Осенняя пора богата множеством пословиц, поговорок о труде взрослых, о природных явлениях и народных приметах. Расскажите ребенку, какие вы знаете приметы или поговорки. Так, например, существует поверье, что тёплая осень ведёт к холодной и долгой зиме. Если в лесу много рябины, то осенью будет много дождей, если мало, то, наоборот, осень будет сухой. Осенний иней – признак хорошей солнечной, сухой и тёплой погоды.

Пословицы и поговорки: Холоден сентябрь, да сыт. В ноябре зима с осенью борются. Не забудьте объяснить малышу смысл поговорки.

Во время осенней прогулки не забудьте поиграть:

«С какого дерева листочек?». Предложите ребенку несколько листочков рассмотреть и определить название дерева, с которого они упали. Похвалите сына или дочь за правильный ответ.

«Узнай, чей след». Если внимательно присмотреться, то на песке или земле можно увидеть множество следов: собаки, кошки, вороны, воробья. Рассмотрите увиденные следы и предложите детям узнать, кто же это оставил после себя? Поощряйте добрыми словами ответы детские.

«Рисунок палочкой на земле (песке)». Найдите длинную острую палочку на земле и совместно с ребенком нарисуйте на песке или земле рисунок. Эта игра доставит массу приятных впечатлений и разнообразит прогулку.

«Выше - ниже». Сравните деревья по высоте, так же можно сравнить деревья с кустарниками.

После возвращения домой, рассмотрите с ребенком собранные дары осени, обменяйтесь настроением и эмоциями, обсудите понравившиеся моменты и обязательно выберите свободное время для поделки! Пусть эта осень принесет вышей семье здоровье, семейное благополучие и удачу!


Используемая литература:

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа». Издательский дом «Цветной мир» Москва 2010.

Т. А. Копцева «Природа и художник. Программа по изобразительному искусству». Москва, Творческий Центр «Сфера», 2001г.

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Москва, «Просвещение», 1991г.

Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?». Москва, «Гном и Д», 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Матрёшка в гости к нам пришла".- комплекс игр с народной игрушкой с детьми раннего возраста

Комплекс игр с народной игрушкой - матрёшкой- в первой младшей группе....

Занятие по развитию речи "Осень в гости к нам пришла"

Конспект занятия в старшей группе детского сада. Материал данного конспекта построен с учетом возрастных особенностей детей ....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему: "В гости к нам пришла Матрешка"

Конспект интегрированного  занятия по познавательному развитию и изодеятельности  в средней группе на тему   "В гости к нам пришла Матрешка" Цель данного занятия - приобщение дошко...

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...

Интегрированная совместная деятельность воспитателя с детьми младшего возраста. "В гости к нам пришли друзья, угощать пришла пора".

Закрепить названия диких животных; сформировать представления об их внешнем виде, о качестве фруктов и овощей; активизировать в речи детей слова колючий, мягкий,пушистый, вкусное, сочное; воспитывать ...

Фольклорное развлечение «Гости к Дашеньке пришли»,Осенний праздник"Осень,в гости просим",Развлечение"Россия - Родина моя",консультации для родителей"Изготовление муз.инструментов","Правила поведения при встрече с музыкой",подбор слайдов"наши праздники"

1. Приобщение детей к русскому быту,укладу.2 .В необычной форме рассказать детям о вреиени года - осень,вызвать положительные эмоции.3. Развлечение направлено на патриотическое воспитание дошкольников...