Познавательный проект для детей среднего дошкольного возраста «Юные экспериментаторы».
проект по окружающему миру (средняя группа)

При экспериментировании дети иногда добиваются таких результатов, какие им трудно получить при других формах деятельности. Поэтому, метод экспериментирования, метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, занимает прочное место в работе с дошкольниками.  Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65 «Бусинка» г. Воркуты

«Челядьöс 65 №-а видзанiни «Бусинка» школаöдзвелöдан

Муниципальнöйсьöмкуд учреждение Воркута к.

 Познавательный проект

для детей среднего дошкольного возраста

 «Юные экспериментаторы».

Воспитатели

МБДОУ «Детский сад №65» г. Воркуты

Семенова Э.Г.,

Пославская О.З.

 

2019 г.

    Паспорт педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема

«Юные экспериментаторы»

Адресация проекта

Воспитатели дошкольных учреждений, дети среднего дошкольного возраста.

Руководители проекта

Семенова Эльмира Гарифулловна.

  воспитатель МБДОУ «Детский сад № 65» г. Воркуты

Участники проекта

Дети среднего дошкольного возраста, родители воспитанников

Возраст воспитанников

4-5 лет

Особенности проекта

по характеру создаваемого продукта: познавательный

по количеству создателей: индивидуальный

по количеству детей, вовлеченных в проект: групповой

по продолжительности: краткосрочный

по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения

Цель проекта

   Развивать устойчивый познавательный интерес дошкольников к поисково – исследовательской деятельности.

Задачи проекта

Обогащать и уточнить представления детей о воде, ее свойствах       через элементарное экспериментирование.

Учить делать выводы на основе опытов.

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений.

Формировать у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

Ресурсы проекта

Для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы

 Учебно-методическая литература.

 Приборы и оборудования в мини лаборатории (лупы, зеркала, различные весы, пластмассовые стаканчики, салфетки, разные емкости из пластики, пипетки, камушки, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса), папки исследователя, неструктурированные материалы: вода, песок, крупы, книги энциклопедии.

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Предполагаемые результаты:

Дошкольники приобретают знания, умения и навыки путем активного участия в процессе опытов экспериментирований.

Знакомятся с разными способами исследования предметов, учатся формулировать проблему и искать пути ее разрешения доступными средствами.

У детей формируются умения доказывать свою точку зрения и аргументировать свое решение; развиваются умственные способности.

Воспитывается интерес к организациям игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов; расширяются игровые замыслы и умения детей.

Продукты деятельности детей:

Создание мнемотаблиц.

КВН для детей среднего дошкольного возраста и родителей «Мы экспериментаторы».

Работа с родителями

- Консультация для родителей:

«Как проводить с детьми опыты дома»;

  «Экспериментируйте с детьми дома»

- Привлечение  родителей организовать и провести дома с детьми различные опыты.

Аннотация

Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое. Однако представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира еще неопределенны, не совсем, отчетливы и глобальны. Но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения и мировидения.

        Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в образовании опыта.

      При экспериментировании дети иногда добиваются таких результатов, какие им трудно получить при других формах деятельности. Поэтому, метод экспериментирования, метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, занимает прочное место в работе с дошкольниками.  Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

   Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он способ познания мира. Н. Н. Поддьяков в качестве основного вида исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. “Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка”. Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Считается, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому надо учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

Этапы работы над проектом

Организационный

  • Изучение методической литературы по данной теме с целью повышения педагогического мастерства
  • Организовать в группе «Мини лабораторию», подобрать материалы и оборудование.
  • Обновить и пополнить развивающую среду в группе.
  • Выявить запросы родителей, привлечь их.

Осуществление деятельности

  • Включить каждого ребенка в практическую деятельность.
  • Развивать у детей поисковые приемы путем включения их в экспериментальную деятельность.
  • Заинтересовать детей (чтение энциклопедий, рассматривание материалов из «мини лаборатории»)
  • Создать условия для самостоятельной деятельности в уголке экспериментирований.

Результативный.

  • Создана предметно развивающая среда
  • Сформированы устойчивые знания и интерес к неживой природе через элементарное экспериментирование
  • Благодаря совместной деятельности, в ходе организации и проведении экспериментирований установились партнерские отношения между детьми и родителями.
  • Дети научились пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
  • Закрепились мыслительные способности, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляция своих действий.

План реализации проекта

Виды деятельности

Тема

Задачи

1 неделя  «Вода - волшебница»

Беседа

«Где живет вода»

Познакомить детей с понятием «вода», уточнить знания детей о местонахождении воды в природе.

Рассматривание картин, иллюстраций

«Кому нужна  вода»

 Уточнить о роли воды в жизни всех существ на земле.

Чтение художественной литературы

 Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде».

 Систематизировать представление детей о воде и её свойствах. Уточнить о роли воды в жизни всех существ на земле. 

Опыты с водой

«Разноцветная вода»

«Тонет не тонет»

Обобщить и уточнить знания детей о свойствах воды: жидкость, не имеет цвета, можно добавить краску и поменять цвет. Тяжелые предметы тонут в воде, а легкие не тонут.

Художественное творчество

Рисование на тему «Где живет вода»

Дать понятие о важности воды в жизни людей, животных и растений. - учить детей передавать в рисунке образ воды, учить проводить прямые, волнистые линии.

Беседа

«Откуда берется вода в кране?».

Уточнить представления о поступлении воды из реки к людям.  Воспитывать бережное отношение к воде, как к источнику всего. живого. 

Опыты, эксперименты.

«Вода не имеет форму»

«Вода растворяет вещества»

«Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Обобщить и уточнить знания детей о свойствах воды.  Формировать умения к исследовательским действиям. 

Составление мнемотаблиц

«Где живет вода»

«Что мы знаем о воде»

«Свойства воды»

Учить составлять мнемотаблицы.

2 неделя «Во власти снега и льда»

Беседа

«Снег и лед»

Расширить знания детей о свойствах снега и льда.

Опыты со снегом и льдом.

 «Лед в тепле тает»

«Покрасим снег»

«Разноцветный лед»

Расширить знания детей о свойствах снега и льда экспериментальным методом: лед- холодный, гладкий, скользкий твердый, в тепле тает, хрупкий, прозрачный; снег и лед - грязные, холодные - в рот их брать нельзя, можно заболеть;  снег надо подгребать к деревьям, он их охраняет от вымерзания.

Чтение художественной литературы

Пересказ рассказа Н.Калининой «Снежный колобок»

Продолжать знакомить со свойствами снега.

Наблюдение

За снегом и льдом на прогулке

Создавать условия для расширения представлений детей о явлениях окружающей действительности (снег, лёд).

Опыты на прогулке со снегом льдом

«Рассмотрим снежинки через лупу»

«Как снег спасает от холода деревья»

«Лед – вот какой он»

Продолжать знакомить со свойствами снега и льда – под снегом тепло кустарникам, он их охраняет от вымерзания. Рассмотреть снежинки под лупой, какой они формы

Чтение художественной литературы

«О чём плачут сосульки»  М. Лякишева

Продолжать знакомить со свойствами льда.

Художественное творчество

Рисование на тему «Снежинки».

Содействовать развитию творческих способностей и воображения.

Составление мнемотаблицы

«Снег и лед»

Учить составлять мнемотаблицы.

3 неделя «Играем с крупами»

Игры с фасолью

«Составь по образцу»

«Составь по замыслу»

«Пишем цифры из фасоли»

«Золушка»

Знакомить детей с некоторыми свойствами фасоли, развивать мелкую моторику, воображение.

Игры с манкой

«Рисуем узоры»

«Покрась манку»

Продолжать знакомить детей со свойствами круп, снять эмоциональную напряженность.

Игры с макаронами

«Рисуем картинки с помощью макарон»

Развивать мелкую моторику, зрительно – моторной координации.

Игры с пшеном

«Бассейн для игрушек»

«Бассейн для пальчиков»

Создать веселое настроение, снять эмоциональную напряженность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Юные помощники»

Данная деятельность позволяет  развивать наблюдательность, мышление, речь, самостоятельность,  закреплять представления о строении растений, знакомить с названиями некоторых из них...

Экологический проект для детей среднего дошкольного возраста «Юные агрономы»

Актуальность проекта   Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное д...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Юные огородники»

Как правильно вырастить урожай на огороде? Можно ли вырастить рассаду в комнатных условиях? Как ухаживать за овощными культурами после высадки в грунт? Чтобы найти ответы на эти и многие другие вопрос...

Спортивно-познавательная игра для детей старшего дошкольного возраста «Юные спасатели»

Данное мероприятие было проведено в рамках городского проекта «Умные каникулы- 2017». Детей разделили на 4 команды по 4 человека.Цель: формирование ценностей здорового образа жизни, у...

Перспективное планирование кружка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Юные экологи»

Пояснительная запискаВ настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их эко...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Юные защитники природы Воркуты"

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Юные защитники природы Воркуты"...