Проект по формированию нравственно-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ РОССИИ
проект (старшая группа)

Малыхина Людмила Александровна

Материалы по педагогической деятельности с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №5 «Мечта»

Проект по формированию нравственно-патриотических чувств

у детей среднего дошкольного возраста

ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ РОССИИ

Подготовила:

Малыхина Людмила Александровна,

воспитатель группы общеразвивающей

направленности для детей среднего возраста

2019г.


Содержание

Пояснительная записка

  1. Цель, задачи, принципы

  1. Этапы работы

  1. Содержание

  1. Результативность

Литература для детей

Литература для педагогов

Пояснительная записка

Чтобы воспитать дошкольников в духе патриотизма, любящих свою Родину, необходимо с самого раннего возраста целенаправленно формировать интерес к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Родине — месту, где родился человек. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности, утере своих корней. Сегодня материальные ценности стали доминировать над духовными, поэтому зачастую у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности.

Работая над проблемой патриотического воспитания, выявляются следующие противоречия:

•        между потребностью современного общества в личности, способной бережно, с любовью относиться к своей малой родине, и недостаточным использованием потенциала ДОО в формировании патриотизма дошкольника;

•        между необходимостью интенсифицировать процесс воспитания патриотизма и формирования толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием опыта практической работы по данной проблеме;

Чтобы способствовать разрешению этих противоречий и помочь формированию человека-патриота, носителя традиций своего народа, был создан проект «Юные патриоты России».

Актуальность проекта основана на концепции Федерального государственного образовательного стандарта, пропагандирующей духовно-нравственное развитие личности и воспитание гражданина России. В формировании патриотических чувств дошкольников большую роль играет личность педагога с его мировоззрением, личным примером, взглядами, профессиональной компетентностью.

Свою профессиональную компетентность расширяю и углубляю посредством изучения литературы, ряда нормативных документов в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания: изучение этих документов и легло в основу работы над проектом «Юные патриоты России».

  1. Цель, задачи

Цель: формирование нравственно-патриотических чувств в процессе приобщения дошкольников к культуре народов России.

Задачи:

  • создавать условия для развития у ребенка патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, Родине;
  • познакомить детей с символами государства;
  • дать представление детям о людях разных национальностей, в том числе народов ханты и манси;
  • формировать представления о достопримечательностях родного города.

В основу проекта положены следующие принципы:

  • «Позитивный центризм» (отбор знаний, систематизация материала, являющаяся наиболее актуальной);
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных эмоциональных, двигательных нагрузок;
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

  1. Этапы работы

Реализация проекта включает ряд последовательных и взаимообусловленных этапов, которые представляют собой единую систему, направленную на решение задач и достижение целей проекта.

1 этап: подготовительный: изучение литературы, анализ условий реализации проекта, анализ проблемы и определение цели и задач проекта.

2 этап: основной: реализация основных видов деятельности в данном направлении: разработка программно-методического комплекса; организация работы с воспитанниками (непосредственно образовательная деятельность (совместная, самостоятельная, индивидуальная), выставки, праздники, досуги и т.п.).

3 этап: итоговый: сбор и обработка методических, практических материалов, проведение итогового диагностики, обобщение материалов и оформление проекта.

  1. Содержание

В работе использовались следующие педагогические технологии:

  • личностно-ориентированные: игры, непосредственно образовательная деятельность, индивидуальная, совместная, самостоятельная, беседы, наблюдения, развлечения, досуг, фольклорные праздники, тематические утренники;
  • социоигровые: игры с правилами; игры-драматизации; сюжетно-ролевые игры; коллективные дела; тренинги на умение договариваться;
  • здоровьесберегающие: физическая культура, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, релаксация, корригирующая гимнастика.

        Методы работы с детьми

  1. методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);
  2. методы формирования нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, беседа);
  3. методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение).

Формы работы с родителями: беседы, консультации, анкетирование, открытые просмотры образовательной деятельности, родительские собрания, подвижные игры, совместные экскурсии в ЦНК, в мини-музей народов ханты и манси.

Реализация проекта

Главной задачей при отборе содержания по формированию нравственно-патриотических чувств у детей был отбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: детский сад, труд людей, традиции, общественные события и т.д. При этом эпизоды, к которым привлекалось внимание детей – яркие, образные, конкретные, вызывающие интерес.

Система и последовательность работы представлена по следующим направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город», «Моя Родина», «Культура, традиции». Для достижения цели проекта и решения задач был составлен тематический план на учебный год.

В рамках направления «Культура, традиции», состоялось знакомство с вокальным ансамблем «Тор-най» общественной организации ханты и манси. В Центре национальных культур дети узнали, что в городе проживает множество национальностей. Также родители и дети познакомились с культурой разных народов, услышали язык, увидели и потрогали национальные костюмы разных народов, проживающих в городе. Кроме этого, некоторые семьи посетили экспозицию «Русская изба» музея истории русского быта. Дети познакомились со старинным интерьером русской избы, утварью, ремеслами. Рассмотрели выставку прикладного творчества русских умельцев. После этого было проведено итоговое развлечение «Дружим со всеми!». Кроме этого, организована выставка совместных работ детей и родителей на тему: «Эмблема семьи», а также выставки рисунков, поделок. Был оформлен коллаж по теме: «Многонациональный Нижневартовск», мы начали собирать пособия, оборудование, предметы, игрушки и пр. для  «Мини-музея». Также родители начали шить куклы разных национальностей.

  1.  Результативность

С целью выявления результативности проведенной работы по формированию нравственно-патриотических чувств, детям были предложены вопросы (что и в начале работы), в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о своей семье, многонациональном населении города, его достопримечательностях.

У дошкольников значительно вырос уровень знаний о детском саде, семье, городе, Родине, культуре и традициям разных национальностей; появился интерес к истории, художественной литературе. У воспитанников стали более четкими представления о родном городе. Детский интерес отразился в творчестве: рассказах, рисунках, поделках. Также выросло количество проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности.

Проект дал возможность детям не только узнать о разных национальностях, но и заложить ростки толерантного отношения к своим сверстникам другой национальности, научил оказывать помощь другому человеку; договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками; дружить, не обижать сверстников, принимать их такими, какие они есть; понимать и принимать другую культуру; проявлять интерес к событиям в жизни детей разных народов, расширил знания о своей Родине.

Таким образом, систематическая работа по формированию духовно-патриотических чувств у детей, к людям других национальностей в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты. Современный детский сад выступает той социокультурной средой, которая создает оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, для приобщения к культуре этносов нашего округа, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей Родине.

Литература для детей

  1. Алексеев С.П. Взятие Берлина. Победа!
  2. Баруздин С. «Шел по улице солдат».
  3. Богданов Н. Хорошая пословица: «Вдвоем с братишкой», «Лайка – не пустолайка», «Веселый плотник», «Черный кот».
  4. Благинина Е. «Шинель».
  5. Высотская О. «Слава Армии Российской!»
  6. Гасникова Н.А. «Путешествие в природу», «Русский быт Севера», «Что такое музей», «Этнографический музейный комплекс им. Т.Д.Шуваева, Нижневартовск.
  7. Горбунова М.Б. «Природа Югры».
  8. Гутова Е.Б., Филатова Т.Н. «Земля и человек».
  9. Жаров А. «Пограничники».
  10. Исаковский М. «Навек запомни!»
  11. Кассиль Л. «Твои защитники», «Про нашу пехоту».
  12. Книжка про любимый город, воздух, воду, леса и другие чудеса. / Под ред. Г.С. Шмойловой, Нижневартовск.
  13. Лебедева О. «Буровичок Егорка».
  14. Летова С. У нас в детском саду.
  15. Маршак С. «Февраль», «Пограничники».
  16. Митяев А. Наше оружие.
  17. Михалков С. Быль для детей».
  18. Наша семья / под ред. Е.А. Соколова.
  19. Никольский Б. Солдатский секрет.
  20. Новокрещенов И.В. Страницы великой Победы.
  21. Орлов В. Брат мой в армию идет.
  22. Прасина М.А. Краткий словарь хантыйского языка.
  23. Прокофьев А. «Родина».
  24. Родина М.Н. Московский Кремль.
  25. Сегодня праздник. / под. ред. Н.А. Терехова.
  26. Сказки народов Севера /сост. В.В. Винокурова.

Литература для педагогов

  1. Александрова Е.К., Гордеева Е.П., Постникова М.П., Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград, 2011.
  2. Алешина Н.В., Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2009.
  3. Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В. и др. Как научить детей любить Родину. – М., 2015.
  4. Ветохина А.Я., Дмитренко 3.С., Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – СПб., 2018.
  5. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н. и др. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – СПб., 2010.

6.        Водзинский Д.И. Нравственное и эстетическое воспитание. — Минск, 2002.

7.        Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа). – М., 2016.

8.        Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М., 2015.

9. Растим патриотов России: сборник материалов по итогам конкурса. / Сост. Н.В. Нищева. – СПб., 2016.

10. Савченко В.И., Авторизированная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников». Методические рекомендации. – СПб., 2017.

11. Хабарова Т.В., Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно – патриотическому и эстетическому воспитанию детей среднего возраста "Народные промыслы России"

Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Дети не знакомы с об...

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества"

Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам ...

Рабочий план для реализации проекта по формированию нравственно-патриотического воспитания детей 6-7 лет

Система мероприятий по формированию нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста...

Педагогический проект «Система формирования нравственно - патриотических качеств у детей 6-7 лет через организацию образовательной деятельности».

Педагогический проект «Система формирования нравственно - патриотических качеств у детей 6-7 лет через организацию образовательной деятельности»...

Проект по нравственно – патриотическому и эстетическому воспитанию детей среднего возраста «Народные промыслы России»

Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Дети не знакомы с обобщающими понятиями данной темы. Следовател...

План по самообразованию Тема: «Формирование гражданско-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности» (2022 – 2023 уч. год)

План по самообразованию Тема: «Формирование гражданско-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности»(2022 – 2023 уч. год)...