"От костра до лампочки"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект НОД для детей подготовительной группы "От костра до лампочки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_ot_kostra_do_lampochki.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Горный детский сад»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной группе

Тема:

«От костра до лампочки»

                                                                     Воспитатель: Кузеванова  М. К.

п. Горный 2019г.

Игра-путешествие

«От костра до лампочки»

Цель: Развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность при ознакомлении их с историей возникновения электрической лампочки.

Образовательные задачи: Познакомить детей с историей появления осветительных приборов. Актуализировать личный опыт детей.

Развивающие задачи: Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог.Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация, обобщение.

Воспитательные задачиВоспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе   коллективного решения познавательной задачи.Воспитывать интерес к историческому прошлому.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Оборудование: панно «река времени», метки-символы, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка; презентация на тему «Путешествие в прошлое осветительных приборов», «Машина времени», «Пещера».

                                                  Ход:

Воспитатель: Ребята, я хочу вам показать один предмет (лампа керосиновая). Я нашла его дома, у себя в сарае, среди старых вещей. Он остался от  жильцов, которые раньше жили в нашем доме. Мне интересно, знаете ли вы, что это такое. Для чего предназначалось? (ответы детей)

Это ребята, керосиновая лампа. Она служила людям для освещения жилья. В далекие, далекие времена, когда еще не было электричества. Когда жили ваши прапрабабушки. Вам интересно было бы узнать об этом? А что было еще раньше?  До появления керосиновой лампы?  Хотите узнать, чем ещё в давние времена пользовались люди для освещения? Где можно найти ответы на эти вопросы?( ответы детей)

Я предлагаю вам отправиться в прошлое и узнать, как освещали свой дом наши предки. Согласны?

На чем сегоднянам отправиться  путешествовать в прошлое?(на машине времени.)Конечно, мы потрудились и теперь у нас есть машина времени. Она  ждет нас. Готовы? Начинаем обратный отсчет от 10. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.  Поехали! (звучит музыка из к.ф. «Иван Васильевич меняет профессию»)

Приехали!

1 Слайд

Ребята, возьмите бинокли и посмотрите вперед (на экране пещера)

Что перед нами?  (пещера)

В каком времени мы оказались? (в древности)

Кто  живёт в пещере? (первобытные люди)

2 Слайд

Как вы думаете, в  пещере было темно или светло?

     Хотите оказаться в темной пещере? Испытать на себе, как там было?

Давайте сделаем свою маленькую пещеру.

(Прячемся под ткань)

Как люди освещали пещеру? (Жгли костер)

А мы фонарик зажжем.

3 Слайд.

Откуда люди впервые могли узнать про огонь? (пожар от грозы, извержение вулкана)

Давайте пофантазируем. Как древние люди могли перенести огонь в пещеру? (Ответы детей…Человек вытащил из пламени лесного пожара горящую ветку и принёс её в пещеру).

4 Слайд.

Запылал в пещере первый костёр.

5 Слайд

- Какую пользу принёс огонь людям? (Тепло, свет, приготовление пищи, отпугивание животных).

- А что- то плохое было от костра? Или неудобное в применении? (Его приходилось поддерживать, чтобы не погас от ветра и дождя, его нельзя перенести в другое место, дым, искры).

Но природные пожары случались очень редко. Как же первобытные люди разводили огонь, ведь спичек ещё не было? (Дети предлагают варианты.)

 Давайте и мы попробуем развести огонь. Садитесь на ковер, берите палочки.

Пальчиковая гимнастика «Костер» (с палочками)

Палочку кручу, верчу,

Развести огонь хочу.

Быстро палку повертели,

Искры сразу полетели!

Разбудили мы огонь?

Полетели искры?

Давайте попробуем еще раз.

Повторяем

Потрогайте конец палочки. Что вы чувствуете?(он нагревается)

Как вы думаете, легко ли было добывать огонь?

И поэтому люди берегли огонь, постоянно поддерживая его.

Но огонь горел и освещал лишь небольшую часть пещеры. Стал человек думать, как осветить и ту часть, куда не доходит свет костра. Давайте и мы с вами подумаем, что придумали люди, чтобы освещать себе путь в темноте? (Предположения детей).

Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. А затем люди научились делать факел.

6 Слайд

Мы узнали, чем пользовались для освещения люди в древности.

Продолжаем наше путешествие. Машина времени ждет нас.

Обратный отсчет 10, 9, 8,7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Поехали!

Музыка. Приехали!

Посмотрите, в каком времени мы оказались?

7 Слайд

Дети: «Эпоха старины»

 Музыка «Прялица»

8 Слайд

Посмотрите, это горница, где молодые девушки прядут нити, шьют, вышивают.

Воспитатель: Угадайте, какой предмет освещал помещение в это время?

Под нее девицы пряли,

Ей работу освещали,

Песню пели, славно… чинно

А зовут ее… (лучина)

9 Слайд

И я вас приглашаю в горницу.

    Лучина-это обычная щепка, заострённая на конце.  Ее откалывали от полена. Один конец лучины зажигали, а другой вставляли в специальную подставку. Внизу ставили ёмкость с водой. Как вы думаете, для чего? (ответы детей)

У нас тоже есть лучина и давайте попробуем ее зажечь.

Дети берут лучины, рассматривают.

(Поджигаю лучину, и наблюдаем, как она горит). Как вы думаете,  на долго хватало света? Быстро ли сгорает лучина?

А сейчас мы проделаем такой опыт: над горящей лучиной подержим блюдце, давайте посмотрим, что появилось на блюдце? (Сажа). Какой вывод можно сделать? (Ответы  детей. При горении лучины выделяется сажа.) Что можно сказать про запах? (Есть запах дыма.) Много ли света дает лучина? (не много)

Да, света от лучины было маловато, к тому же, она очень быстро сгорала, и приходилось ее заменять новой.

Подумайте и скажите, что есть хорошего и что плохого при использовании лучины? (Лучина даёт свет, её можно переносить. Но она быстро сгорает, выделяет запах и сажу.)

Шли годы, и человек придумал более удобный источник для освещения. А какой узнаете, отгадав загадку.

Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает. (Свеча)

10 Слайд

Правильно, это свеча.

Сейчас мы посмотрим,  как горит свеча. (Зажигаем, наблюдаем). Что происходит? (свеча горит и твердый воск плавится, становится жидким). При этом запах, мы чувствуем? … Повторим опыт с блюдцем.

Ребята, а долго ли может гореть свеча? Что сгорает быстрее лучина или свеча? А безопасна ли она в  использовании? (ответы детей) Действительно, ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света. Но почему она удобнее лучины?

Свечами освещали небольшие жилища. Вечерами целая семья могла коротать вечер при одной свече.

11 Слайд. А огромные залы во дворцах использовали тысячи свечей в красивых подсвечниках.

Шли годы. Человек искал новые способы удобного освещения своего жилища,и придумалкеросиновую лампу. Она называлась так, потому что в ней горел керосин.

 12 Слайд

Демонстрация предмета. Рассмотрим, как устроена и работает керосиновая лампа.В баночку внизу лампы наливали керосин. В верхней части находится фитиль из ниток, который опускался в банку с керосином, а сверху надевали стеклянный колпак. (Поджигаем фитиль лампы, наблюдаем за её горением.)

Такие лампы ставили на стол, вешали на стены. С ней можно было выходить на улицу. Стекло защищало огонь от ветра и дождя.

Как вы думаете, удобнее ли керосиновая лампа, чем свеча? Почему? Давайте сравним. (ответы детей) Действительно, керосиновая лампа горела гораздо ярче и дольше чем лучина или свеча, а  кроме того, была более безопасной, ведь огонь был закрыт. Но за ней тоже нужно было следить. В неё постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался, вспыхивал огонь.

Воспитатель: А теперь пришла пора отправиться в нашу эпоху, эпоху « Современного мира».  Обратный отсчет (музыка)

13  Слайд

Прошло очень много времени. Люди изобрели электричество. Русский инженер Александр Лодыгин создал совершенно новый удобный способ освещения жилья, а какой способ, отгадайте сами:

Дом, стеклянный пузырёк

А живёт в нём огонёк,

Днём он спит, а как проснётся

Ярким пламенем зажжётся. (Лампочка)

 

 14 Слайд.

Конечно, это знакомая нам всем электрическая лампочка.

Лампочки бывают разной формы и размера.

15 Слайд

Подходим к столу, рассматриваем различные лампочки.

Из чего они сделана? (Лампа сделана из стекла и металла)

Долго ли может гореть лампочка?

-Удобно ли пользоваться электрической лампочкой?

-Чем удобней, факела, лучины, свечки, керосиновой лампы?

(ярко и долго светит, безопасна).

16 Слайд.  

Жизнь людей с появлением лампочки изменилась. Мы с вами привыкли, что в наших домах горит свет.

- Ребята, какие еще вы знаете предметы освещения? Где живут лампочки? В каких приборах можно их увидеть?

(Дети перечисляют предметы освещения)

17 Слайд. Теперь в наших домах много разных, красивых светильников: люстры, настольные лампы, торшеры.

18 Слайд. А по вечерам освещаются улицы.

Ребята, мы выяснили, какой удивительный путь изменений прошли осветительные приборы. А чтобы проследить этот путь, обратимся к нашему макету «реке времени».

«Река времени» начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки в настоящее время, где живём мы с вами.

- Интересно, а как вы заполните «реку времени»?

Очень много картинок, все они могут разместиться на нашей модели «реки времени».

Вы можете договориться между собой, кто будет выбирать и приклеивать картинки в древность, старину и современность.(Дети выбирают картинки и раскладывают на соответствующий их временному периоду участок« реки времени»)

Посмотрите ребята, какая интересная река времени у нас получилась. В каком времени осветительных приборов больше? Почему так получилось?

- Ребята, интересно, а как будут выглядеть осветительные приборы в будущем? Попробуйте дома придумать и зарисовать осветительный прибор будущего. И тогда мы с вами можем продолжить нашу реку времени, сделать еще одну остановку. Как мы её назовем? (Будущее)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлекательное мероприятие "Посиделки у костра"

Занятия по пожарной безопасности эффективнее усваиваются через театрализованную деятельность. В увлекательной для дошкольников форме прошло театрализованное представление «Теремок на новый лад». А раз...

КОНСПЕКТ – ДОСУГА С РОДИТЕЛЯМИ “ПУТЕШЕСТВИЕ К КОСТРУ”

С детьми и родителями собрались в зале, для того чтобы развить у ребёнка фантазию и воображение....

Локальный конкурс фотографий по туристской деятельности «Зачем к кострам уходят люди?»

С 20 сентября по 1 октября 2014 года в МДОАУ д/с № 7 г. Свободного был проведён локальный фотоконкурс «Зачем к кострам уходят люди?», посвящённый Всемирному Дню туризма.Фотоконкурс проводился с целью ...

"У новогоднего костра"

Авторский сценарий новогоднего праздника для детей подготовительной к школе группы. По мотивам мультфильма "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"...

Безопасное лето. Детские шалости при разведении костра.

Ежегодно с наступлением пожароопасного периода года, а также во время детских каникул количество пожаров по причине детской шалости с огнем возрастает. Недостаточно просто сказать ребенку, что не...

Презентация на тему "От костра до электрической лампочки..."

В презентации рассказывается о том, какой путь прошла электрическая лампочка от костра до настоящего времени.......

От костра до лампочки

История осветительных приборов в картинках...