Конспект занятия по окружающему миру "Перелетные и зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Перелетные и зимующие птицы". Закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах при помощи сказки Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gh_anderson_gadkiy_utyonok.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:


Занятие по окружающему миру в старшей группе

«Перелетные и зимующие птицы»

Цель: Закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах при помощи сказки Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок»

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах, об особенностях их жизнедеятельности, учить классифицировать их по месту обитания.

 Воспитательные: развивать логическое мышление. Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам; Формировать чувство сопереживания и сочувствия.

 Коррекционпые: побуждать создавать сюжетную композицию

Предварительная работа:

Беседы о птицах, чтение полной сказки Г. X. Андерсена «Гадкий утёнок» Материал: Загадки о зимующих птицах, сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок», запись голосов птиц. Картинки с изображениями дятла, совы, снегиря, клеста, синицы.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, подойдите пожалуйста к своим местам и сядьте. Сейчас помолчите и сидите тихо-тихо, я вам дам кое-что послушать.

Звучат голоса улетающих птиц.

Воспитатель: - Ребята как вы думаете, чьи это голоса?

Дети: - Это голоса птиц.

Воспитатель: - А как вы думаете, почему птицы могут петь или кричать?

Дети: - Они могут петь, могут общаться друг с другом. А еще могут созывать друг друга

для дальних перелетов.

Воспитатель: - Правильно. Птицы громко кричат, чтобы собраться в дальнюю дорогу.

Теперь я попрошу вас перечислить птиц, которые улетают в тёплые страны.

Дети: - Дикие гуси и утки, журавли, соловьи, ласточки, трясогузки, скворцы, лебеди.

Воспитатель: -Ребята, а как мы назовём этих птиц?

Дети: - Перелётные птицы.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему эти птицы покидают нас?

Дети: - Этим птицам здесь голодно, им тяжело найти корм, и они могут погибнуть от

холода.

Воспитатель: - Правильно. А сейчас я хочу загадать вам загадки ещё об одних птицах. Слушайте внимательно и отгадайте, о каких птицах в них говорится. Отгадки - картинки можно увидеть на доске.

Хоть я не молоток –

 По дереву стучу:

В нём каждый уголок

Обследовать хочу.

 Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (Дятел)

И в лесу заметьте, дети, Есть ночные сторожа, Сторожей боятся этих, Мыши прячутся дрожа! Очень уж суровы филины и. (Совы)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

 Он появится опять. (Снегирь)

Птичка на большой сосне

Нам стрекочет:"клё, клё, клё".

Твёрдый клюв похож на крест,

Семена из шишек ест,

В оперенье - рыжий цвет.

Как зовут? Дайте ответ. (Клёст)

Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка,

И полоска шарфика. (Синица)

Воспитатель: - Какие вы молодцы, все загадки отгадали правильно. Ребята, о каких птицах говорилось в этих загадках?

Дети: - В этих загадках говорилось о зимующих птицах.

Воспитатель: - Ребята, а почему эти птицы остаются зимовать в нашей средней полосе? Дети; - Потому что эти птицы находят себе корм и не боятся мороза. Воспитатель: - Чем питаются зимующие птицы?

Дети: - Снегири - ягодами рябины, синички любят сало, дятел ищет в коре деревьев насекомых, сова ловит мышей, клёст любит семена шишек, а воробьи, голуби, вороны живут в городе, они питаются хлебными крошками, семечками, зёрнышками. Люди делают для птиц кормушки.

Воспитатель: - Правильно ребята. А сейчас мы поиграем в игру "Перелётные и зимующие птицы". Слушайте правила игры. Если вы услышите название перелётной птицы, то "машете крыльями", если назову зимующую птицу, "вы клюёте зёрнышки", а если назову птицу, которая спит днём, то закроете глаза и наклоните голову.

Воспитатель называет птиц, а дети выполняют движения: голуби, журавли, синица, сова, дикие утки, воробей, филин, снегирь, клёст, лебеди.

Воспитатель: - Молодцы, а теперь давайте немного разомнемся. Встаньте пожалуйста

около своих стульчиков и повторяйте за мной движения, а потом слова.

Физкультминутка.

Вышли уточки на луг, (Шагаем.)

Пролетел веселый жук, (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают, (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал, (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) Зашептал в воде камыш, (Подняли вверх руки, потянулись.) И опять настала тишь, (Присели.)

Воспитатель: - Молодцы, сядьте на свои места пожалуйста. Сейчас мы вспомним с вами сказку X. К. Андерсена "Гадкий утёнок". Я расскажу вам её в сокращении. Вы все эту сказку уже слышали и сегодня мы с вами о ней поговорим.

Воспитатель рассказывает сказку:

  • В маленькой северной стране Дании, во дворе старой усадьбы, окружённой канавами с водой и заросшей огромными лопухами, сидела на яйцах утка. И вот, наконец, яичные скорлупки треснули и на свет появились маленькие жёлтенькие комочки - утята. Но вдруг мать - утка обнаружила, что самое большое яйцо целёхонько, и ей пришлось ещё некоторое время греть его своим тельцем. Наконец и большое яйцо лопнуло.

-Пип, пип! - пропищал птенец и вывалился из гнезда. Ну, какой же он был большой и гадкий!

На следующий день мать- утка повела свой выводок к канаве, чтобы научить их плавать. Друг за другом птенцы бултыхнулись в воду, а гадкий утёнок тоже не отставал.

Однажды мать-утка решила вывести птенцов на Птичий двор и представить их обществу. Но птичий двор не принял гадкого утёнка, его задевали решительно все, его клевали, толкали, обзывали и насмехались над ним.

  • Слишком велик! - говорили одни.
  • Какой он безобразный! - говорили другие.

А индийский петух, которых родился со шпорами, тоже подлетел и хотел клюнуть бедного гадкого утёнка.

Вскоре братишки и сестрёнки стали бранить его, и даже мама - утка рассердилась на него, и ему пришлось уйти.

Много горестей и унижений выпало, но долю гадкого утёнка, его чуть не убили охотники, а в зимние холодные дни утёнок чуть не замёрз е полынье.

Но однажды весной утёнок увидел великолепных птиц, которые легко и плавно плыли по воде, как по льду. Он захотел с ними подружиться, они поплыли навстречу друг к другу. И вдруг в чистой, как зеркало воде, он увидел своё собственное отражение. Он был уже не гадким утёнком, а красивым белым лебедем. Воспитатель: - Ребята, вам понравилась сказка? Дети:- Да.

Воспитатель:- Назовите, пожалуйста автора этой замечательной сказки. Дети:- Ганс Христиан Андерсен.

Воспитатель:- А как вы думаете, хорошо поступили домашние птицы с гадким утёнком? Дети:- Нет, они обидели его.

Воспитатель: - Скажите мне, чему учит эта сказка? Дети: - Эта сказка учит, что нельзя оскорблять и унижать других. Воспитатель:- Эта сказка очень поучительная, в ней говорится, что надо быть более чутким, добрым друг к другу.

Воспитатель: - А скажите пожалуйста, какой птицей был Гадкий утенок? Дети: - Дикой, перелетной.

Воспитатель: - А родился он в окружении каких птиц? Дети: - Домашних.

Воспитатель: - Хорошо, а что же такое случилось, что Гадкий утенок ушел от домашних птиц?

Дети: - Птицы его обижали!

Воспитатель: - А почему его называли Гадким утенком?

Дети: - Потому что он был не такой красивый, как остальные птицы.

Воспитатель: - И что же случилось потом с Гадким утенком?

Дети: - Он долго бродил и с трудом перенес зиму, но потом вырос и стал прекрасным лебедем.

Воспитатель: - Молодцы ребята, занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в образовательной области "Коммуникация"."Зимующие птицы."

Данный конспект занятия будет интересен и воспитателям, и логопедам. В процессе игры дети лучше усвоят материал, а использование  мнемотаблицы поможет быстрее запомнить стихотворение Н.Нищевой....

Конспект занятия по "Познанию" на тему "Зимующие птицы"

Интересное занятие для старшей группы для закрепления....

Конспект занятия для детей среднего возраста "Зимующие птицы".

Наступает зима и птицам нашего региона становится все труднее находить корм, чтобы обратить внимание детей на трудности, которые испытывают птицы зимой, напомнить им название зимующих птиц, воспитыват...

Конспект занятия по окружающему миру "Птички зимой"

Цель: Дать представление о птицах и кормушке, учить наблюдать за птицами, воспитывать любовь к живым существам и желание помогать им (кормить). Развитие и обогощение словарного запаса....

Занятие по окружающему миру. Тема "Зимующие птицы"

Занятие по окружающему миру для детей старшего возраста.Цель: уточнить представления детей о птицах, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению. Дать п...

Конспект занятия по окружающему миру " Кто такие птицы"

Конспект занятия по окружающему миру " Кто такие птицы"...

конспект занятия по окружающему миру "Снегирь - красивая птица"

Расширять знания детей о снегирях и их образе жизни. Конспект занятия лучше проводить с презентацией....