Занятие по окружающему миру. Тема "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Занятие по окружающему миру для детей старшего возраста.

Цель: уточнить представления детей о птицах, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц.

Задачи:

1) расширять представления детей о птицах (где живут, как добывают пищу, как зимуют).

2) учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность-труд людей).

3) развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи.

4) воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

Материал: картинки с изображением зимующих птиц, корм для птиц: зерна овса, семечки, тыквенные семечки, пшено. Кормушки, символическое изображение севера и юга. Аудиозапись пения птиц. Заготовки для аппликации (клей карандаш, пшено, кисть, семена подсолнуха, шаблоны нарисованного птенца.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Старшая группа

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Цель: уточнить представления детей о птицах, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц.

Задачи:

1) расширять представления детей о птицах (где живут, как добывают пищу, как зимуют).

2) учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность-труд людей).

3) развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи.

4) воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

Материал: картинки с изображением зимующих птиц, корм для птиц: зерна овса, семечки, тыквенные семечки, пшено. Кормушки, символическое изображение севера и юга. Аудиозапись пения птиц. Заготовки для аппликации (клей карандаш, пшено, кисть, семена подсолнуха, шаблоны нарисованного птенца.)

Предварительная работа: разучивание стихотворения «Покормите птиц зимой» (А.Яшин), рассматривание птиц, беседа, загадывание загадок, подготовка шаблонов птиц для аппликации, разучивание стихов про птиц.

Ход:

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Сегодня, когда я шла в детский сад нашла перышко (показываю). Как вы думаете чье оно? (птичье). О ком сегодня пойдет речь? (птицах). О птицах, которые зимой с нами и вспомним тех, которые улетели от нас ненадолго. Послушайте загадку:

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасив все витрины? (зима)

- А до зимы какое время года было? (осень) Когда улетают от нас перелетные птицы в теплые края?

- Посмотрите вот на этот прибор, кто-нибудь из вас знает, что это такое, как называется и для чего он нужен? (компас). Компас нам указывает направление: синяя стрелочка - север, красная - юг. С конца лета и сначала осени начинают готовиться к отлету в теплые края перелетные птицы (воспитатель показывает на карте юг).

- Ребята, почему перелетные птицы улетают? (Перелетные птицы не приспособлены делать запасы на зиму и добывать корм в зимних условиях, замерзают речки, озера - водоплавающие птицам негде добывать еду). Вспомним тех, которые улетели в теплые края (перечисляют птиц)

- Мы с вами отметили, что не все птицы улетают в теплые края. Ребята, а вы знаете загадки об этих птицах? (Дети загадывают загадки и на экране проектора фото птиц).

1)

Непоседа невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку

Как зовут ее? (синичка)

Дети отгадывают загадку.

- Ребята, расскажите про синичку, какой окрас, чем питается? Где зимует? Синичка- это небольшая птичка с желтым оперением на брюшке. А на голове черная шапочка. Синицы не улетают на зиму в теплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Синица питается семенами растений, они отыскивают насекомых, которые спрятались в щелях домов и заборов. А также находят запасы, которые делают на зиму.

- Кто желает рассказать стих про синичку.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится

Поет не уставая

Синица расписная.

- Ребята еще знают загадки про других птиц.

2)

Уличный мальчишка

В сером армячишке.

По двору шныряет

Крошки собирает (воробей).

(Картинка с изображением воробья появляется на проекторе).

Дети: Воробей - шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички, любят пшено, зерна, крошки хлеба. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях.

- Ребята приготовили стихи про воробья.

Скачет, скачет воробей.

Кличет маленьких детей,

Киньте крошки воробью

Я вам песенку спою

Чик чирик!

Киньте просо и ячмень

Буду петь вам целый день

Чик чирик!

- Послушайте еще одну загадку.

3)

Каждый год я к вам лечу

Зимовать у вас хочу

И еще красней зимой

Ярко – красный галстук мой (снегирь)

(картинка с изображением снегиря на слайде).

Дети: Снегирь - самая зимняя птичка. Она к нам прилетает с наступлением первых холодов. У снегиря ярко-красное оперение, черная шапочка. Снегири любят поедать плоды рябины, калины едят только семена. К нам на площадку прилетают снегири.

4)

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник (дятел)

(картинка с изображением дятла на слайде).

Дети: Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стучит по нему клювом, извлекают личинок короеда. Дупло на дереве служит гнездом.

5)

Все я вижу. Все я знаю

А не знаю, так узнаю

Не узнаю – не беда,

Можно выдумать всегда

Что творится в лесу-

На хвосте принесу (сорока)

(слайд картинки с дятлом).

Дети: Сорока - длиннохвостая, белобокая, непоседа. Она очень любопытная птица, любит собирать себе в гнездо все блестящее. Питается семенами растений.

- Как можно назвать этих птиц одним словом? (зимующие птицы).

- А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? (эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду в самые холодные зимы, у зимующих птиц оперение гуще и больше, поэтому им не так холодно зимой).

- Давайте вспомним, где они отыскивают корм? Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов. Съедают плоды и семена лиственных растений, шелушат шишки и семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.

- Ребята, вспомним, чем питаются птицы. Я показываю контейнеры с кормом, а вы перечисляете птиц, которые питаются данным кормом. Пакет с пшеном - воробьи; гроздья рябины, калины - снегири, свиристели. Семена шишки - клест, личинки короеда - дятел, сало - синичка. Семечки подсолнечника, арбуза, тыквы - голуби, синички, снегирь, огрызок яблока - ворона.

Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица,

(прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,

(прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг- скок,

(прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок

(кружимся на месте)

Вот присела на минутку,

(присели)

Почесала клювом грудку,

(встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень,

(прыжки на левой ноге на месте)

Тири-тири

(прыжки на правой ноге)

Тень-тень-тень!

(прыжки на месте на двух ногах)

Фонограмма вьюги и метели.

- И все-таки очень тяжело птицам зимой, особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метель и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холодов и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Как мы можем им помочь? (мастерить кормушки, подкармливать птиц, устраивать птичьи столовые.)

- Посмотрите, какие кормушки смастерили наши родители. А чем мы можем подкармливать? Пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, арбуза, тыквы, многих сорных трав. Овес, пшено клюют только воробьи. Синицы любят кусочки несоленого сала.

- Ребята, я вы хотите покормить птиц? Предлагаю приготовить корм, который мы возьмем на прогулку. На этот поднос готовим корм синичке, а на другой поднос - воробью. Кто мне поможет? Чем же их покормим? (приглашаю двоих, выбирают тот корм, каким питается данная птица). Молодцы!

- Предлагаю еще поиграть в интересную игру, «Какая птица». На столе лежат картинки птиц, подойдите и возьмите ту птицу, которая вам понравилась, садитесь на свои места. Представьте, вы – птицы. Я читаю стих, та птица, которая услышит о себе», прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску- кормушку).

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краев

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

- Итак, каких птиц вы видите? (перечисляют). А как их называют одним словом? (зимующие)

- А сейчас я предлагаю вам выполнить аппликацию птенца синички при помощи крупы пшена и семян (шаблоны нарисованной синички, пшено, семена подсолнуха, клей ПВА, кисть, салфетки, клеенка), потому что некоторые виды птиц выводят птенцов зимой (клесты). Дети выполняют задание, звучат голоса птиц (запись). Ваших птиц повесим на бумажную кормушку (ватман с аппликацией веток дерева и кормушки), после того как подсохнут птички (после занятия). Молодцы!

Итог занятия:

- О чем и о ком беседовали сегодня? (о птицах)

- Какие птицы запомнились вам?

- Какие птицы прилетают на наш участок?

- Что вам понравилось сегодня на занятии?

- Хочу напомнить, что в трудную минуту не будем забывать о зимующих птицах. Повесим кормушки на участке, будем подкармливать зимой. Может быть за зиму мы спасем не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых- вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.

Используемая литература:

1. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? М.: Гном и Д, 2007.(Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».)

2. Горьканова А.Н. Перелетные и зимующие птицы России: Тематический словарь в картинках. М.: Школьная пресса, 2008.

3. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы/ Автор- составитель В.Н.Иванкова. - М.; ООО «Аквариум-Принт, К.: «Дом печати-ВЯТКА», 2006.-256с.

4. Зимние стихи. «Сборник стихотворений о зиме русских поэтов». Книга для детей от 3 до 15 лет. Издательство: «Мозаика-Синтез.»-2009г.-с.22

Цель:

Продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печью - главной частью избы и ее назначением (П).

Развивать связную речь, эмоциональную отзывчивость, вырабатывать умения использовать в речи свои знания (К).

Закреплять умение работать с разным материалом. Развивать творчество (ХТ).

Развивать двигательную активность (Ф).

Способствовать развитию дружеских отношений между детьми. Прививать интерес к истории своего народа (С).

Словарная работа: печник, жилище, полати.

Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей – Катя, Кристина.

Оборудование: печь, проектор, экран.

Ход:

Организационный момент: дети с воспитателем стоят полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие!

Дети: Добро пожаловать! Добрый гость всегда в пору! Для доброго гостя и ворота настежь! Всем ли видно, всем ли слышно?

Воспитатель: Гостям ли места хватит? Не тесновато ли хозяевам?

Дети: В тесноте да не в обиде!

Воспитатель: Тогда занимайте свои места. Ребята, я загадаю загадку, и вы узнаете, о чем мы будем говорить.

Загадка:

Внутри огонь горит.

Из трубы дым валит,

Кашу варит.

Блины жарит.

- Правильно, ребята, мы будем говорить о русской печи. Слайд 2.

- Давным-давно, на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. Слайд 3.

- Войдя в избу, на печь сразу же обращали внимание: она занимала почти пол избы. Слайд 4.ЛА Почему же ей такой почет? Для чего же она нужна? (Она отапливала избу, на ней варили еду, сушили одежду, обувь, грибы, травы.) Печь была неотъемлемой частью жилища. Слайд 5.

- Она служила источником тепла и света. На печке можно было спать или лежать греться. Слайд 6.

- Место, где люди спали на печи, называлось полати. Слайд 7.

- Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь – печник. Слайд 8. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Слайд 9.

- Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду, лечили больных. СЛАЙД 10. Каша, блины и пирожки, приготовленные в русской печи, отличались по вкусу от той же еды, приготовленной на плите. Русская печь очень долго держит тепло, поэтому некоторые блюда стоят, томятся долго в тепле, чем на плите.

- Как вы думаете, чем топили русскую печь? (Дровами)

- Самые лучшие дрова были из березы. Они долго грели и больше давали тепла. Если натопить печку, в доме будет тепло. Если погреться на печи, проходит простуда, перестает болеть спина. В давние времена, в деревнях не было докторов, люди лечили себя сами народными средствами. Они сушили на печке разные лекарственные травы и коренья. Слайд 11.

- Печи делали из разного материала – камень, кирпич, глина. Если печь делали из камня, то она называлась как…? (каменная). Из глины? Из кирпича? А сейчас какие есть печки? (газовая, электрическая, микроволновая). Слайд 12.

- Затрещит мороз во дворе, завоет ветер в трубах, а у печки тепло и уютно. Особенно лежать на печи любили старики и дети. А сколько сказок было рассказано на печи долгими вечерами.

- А вы сказки знаете? Назовите сказки, в которых встречается печь… («Заюшкина избушка» Слайд 13, «Гуси - лебеди» Слайд 14, «По - щучьему веленью» Слайд 15, «Жирарка» Слайд 16).

- Вижу, любите сказки, тогда я вам тоже сказку расскажу, называется – «Колобок» Слайд 17, но по новому. Я буду называть в ней слова из нашей жизни, а вы мне их найдете и назовете.

- Котик лапкой умывается, моя сказка начинается! Слайд 18.

«Жили - были старик со старухой. Вот и просит старик:

- Испеки мне, старая, колобок.

- Да из чего печь-то? Муки нет.

- Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби, вот и наберется.

Старуха так и сделала - намела, наскребла, взбила миксером тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в газовой плите и поставила в холодильник стынуть»

- Какие слова я использовала не из сказки? (миксер, газовая плита, холодильник)

- Молодцы, внимательно слушали. А теперь я вам зачитаю отрывки из сказок, а вы должны назвать эту сказку.

Чтение отрывков из сказок: «Гуси - лебеди», «Жихарка», «По щучьему велению». Дети отгадывают по отрывкам сказки.

- Молодцы, сказки все отгадали. Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть.

Слайд 19.

П.и. «Баба Яга»: Один из детей - Баба Яга, в руках - веник. Дети дразнят Бабу Ягу: «Бабка Ежка, костяная ножка, с печки упала, ножку сломала, а потом и говорит: «У меня нога болит». Баба Яга скачет на одной ноге, стараясь коснуться кого-либо. Кого задела - замирает, считается заколдованным.

- Давайте сядем на свои места и продолжим наш разговор. Слайд 20.

- Ребята, назовите, что готовят в печи? Кашу. Какая бывает каша? А что выпекают в печи? Хлеб, пироги, калачи.

Пальчиковая гимнастика:

Мы печем пшеничные, пирожки отличные.

Кто придет к нам попробовать?

Мама, папа, брат, сестра, пес лохматый со двора.

Тесто замесили, сахар не забыли.

Тесто скалкой раскатали, раскатали не устали.

Взяли ложку с творогом,

Пирожок, за пирожком.

Ну-ка печка, дай пирожкам местечко!

Слайд 21, 22, 23.

- Ребята, я предлагаю вам разделиться и подойти к столам. Мы будем украшать печку, используя разный материал. Договоритесь между собою, как вы будите украшать свою печь.

Работа детей.

Анализ: Пройдите, посмотрите, как украсили свои печки ребята. Какая печь вам нравится? Почему? Что у вас не получилось?

- Давайте вместе зажжем теплом своих сердец огонь, в знак дружбы и доверия друг к другу, донесем его до вашей печи. (Дети осторожно, передавая из рук в руки огонек, ставят его на печь). Слайд 24.

- Как тепло и уютно стало у нас. Ребята, скажите, что интересного вы узнали сегодня? Что бы вы хотели еще узнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к занятию по окружающему миру "Домашние птицы"

презентация к занятию по окружающему миру "Домашние птицы"...

Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"

Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру «Зимующие птицы»+ рисование "Снегирь"

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная. Цели: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природ...

Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"

Это занятие о зимующих птицах. О том, как они переносят зимнее время года. Что необходимо помогать птицам в зимнее время года....

Занятие по окружающему миру «Зимующие птицы»

Продолжать знакомить детей с   зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица), с их трудностями в зимний период. Формировать познавательную активность;Учить находить и н...

Занятие по окружающему миру "ЖИЗНЬ ПТИЦ ЗИМОЙ"

занятие для детей младшей группыцель занятия: расширять знания детей о жизни птиц зимой,об их повадках, питании;дать представление о зимующих птицах...