Конспект интегрированного занятия по окружающему миру "Зимующие птицы нашей области. Поможем птицам."
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: «Ознакомление с окружающим миром»

 Тема недели: «Зимующие птицы»

Тема занятия: «Зимующие птицы нашей области. Поможем птицам»

Цель: познакомить с названиями зимующих птиц (голубь, синица, воробей, ворона) и их особенностями.

Задачи: развивать у детей интерес и любовь к родной природе, закрепить названия диких животных, закрепить знания о том, как дикие животные и птицы готовятся к зиме, воспитывать в детях гуманные чувства, умение сопереживать и помогать зимующим птицам.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением русского леса зимой, картинки животных и птиц (белка, заяц, голубь, синица, воробей, ворона), картинки с изображением разных вариантов кормушек.

Ход занятия.

Воспитатель:

- Дети, вспомните, каких лесных животных мы с вами уже знаем?  Как они готовятся к зиме? (ответы детей). А что делают лесные птицы поздней осенью? Правильно, улетают в теплые края. Но есть и такие птицы, которых мы с вами видим каждый день, они живут рядом с нами, в нашем городе. Таких птичек называют зимующими. Давайте рассмотрим их внимательно.

Воспитатель (показывает картинки и рассказывает о каждой птице):

- Это синица. Давайте вместе повторим как ее зовут. Эта птичка небольшая, но очень нарядная. Посмотрите, какая у нее грудка? Правильно, ярко-желтая, а спинка и крылья с синим отливом. За это ее и прозвали «синичка».

- А это голубь. Посмотрите, какой он красивый. Оперенье у голубя чаще всего бывает голубого цвета. Отсюда и название птицы «голубь», значит голубой.

- Ворона – одна из самых известных городских птиц. Ее перышки серого и черного цветов. Ворона – самая крупная городская птица. Издавна народ шутливо относится к вороне из-за ее любопытства и громкого карканья. Про ворону известно много забавных поговорок (каждую из поговорок объяснить детям):

  • Про рассеянного человека говорят, что он считает ворон
  • Про невнимательного человека, что он проворонил что-нибудь

- А эта птичка называется воробей. Грудка у него серая, а крылья, спинка и хвостик коричневого цвета. Воробушек маленький, но очень проворный. Послушайте про него рассказ. (Воспитатель читает рассказ Е. Чарушина «Воробей»).

Воспитатель:

- Где Никита нашел воробья? Как выглядел воробей? Что с ним случилось? Как Никита кормил воробья? Как Никита учил летать воробья? Чем закончилась дружба мальчика и воробья?

 - Хотите побывать в роли маленьких птичек? Давайте попробуем.

Физминутка (Птички)

Ой, летали птички,

Птички-невелички.

Все летали, все летали,

Крыльями махали.

Махать руками, как крыльями

На дорожку сели,

Зернышки поели.

Клю, клю, клю,

Клю, клю, клю,

Как я зернышки люблю.

Присесть на корточки. Указательными  постучать по дорожке

Перышки почистим,

Чтобы были чище.

Вот так, вот так,

Вот так, вот так,

Чтобы было чище.

Руками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя

Прыгаем по веткам,

Чтоб сильней стать деткам.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгаем по веткам.

Прыжки на месте

А собачка прибежала

И всех птичек распугала.

Кыш – полетели,

На головку сели,

Сели, посидели

И опять полетели,

Махи руками.

Руки положить на голову.

Махи руками.

Руки положить на живот.

Махи руками.

Руки положить на колени.

Полетели, полетели,

На животик сели,

Сели, посидели и опять полетели.

Полетели, полетели, на плечи сели,

Сели, посидели и опять полетели.

Полетели, полетели,

На колени сели…

Сели, посидели и совсем улетели.

Махи руками

Воспитатель:

- Вот какие молодцы!

Воспитатель:

- Нам, людям, зима не страшна. Мы тепло оденемся, живем в теплых домах и даже очень рады, что зимой выпадает много снега, что можно играть в веселые зимние игры. Но далеко не всем животным и птицам так хорошо зимой. Особенно трудно приходится зимующим птицам: воробьям, синицам, голубям, воронам. Вспомните, чем питаются птицы? (Ответы детей: хлебными крошками, семенами, зернами, насекомыми). Но зимой корма очень мало, и если не помочь птицам, они могут умереть. Подумайте, как им можно помочь? (ответы детей).

Воспитатель:

- Послушайте стихотворение.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

                               (А. Яшин)

- Да, ребята, люди могут и должны помогать зимующим птицам. Для этого необходимо заранее сделать для птиц кормушки. Можно делать их деревянных досок, картонных коробочек (например, из-под сока или молока), пластиковых бутылок и т.д. Главное в кормушке – место, где будет насыпан корм, и веревочки, за которые кормушка вешается на дерево. На прошлом занятии мы с вами уже делали кормушку. Вот и на прогулке сегодня мы ее с вами повесим и насыпим корм.

Итог занятия.

Воспитатель:

- Вот, дети, какие мы с вами молодцы! Птички нам будут за это очень благодарны. А мы будем каждый день насыпать сюда корм и наблюдать, какие птички прилетают к нам в гости. А на улице мы с вами поиграем в очень интересную и увлекательную игру! А в какую – это сюрприз для вас! (подвижная игра «Ловлю птиц на лету!»).

Подвижная игра «Ловлю птиц на лету!»

Один из играющих – птицелов. Он стоит лицом к стене. Играющие делятся на группы по несколько человек и договариваются, каких птиц они будут изображать. Затем подходят к птицелову и спрашивают: «Мы сороки, где наш дом?», «Мы галки, где наш дом?». Птицелов называет место, где должны жить птицы, и дети занимают свои дома.

На слова птицелова: «Ловлю птиц на лету!» - птицы летают в разных направлениях по площадке, весело кричат. Птицелов их ловит, пойманный игрок становится птицеловом, птицы разлетаются по своим домам.

Игра может повторяться несколько раз.