Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tseli.doc40 КБ

Предварительный просмотр:




Цели





Материал


Обогащение словаря


Ход занятия









































Физкультминутка


Конспект занятия по окружающему миру «Зимующие птицы»


1. Закрепить и уточнить представление о зимующих птицах

2. Подвести к раскрытью связей между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни

3. Расширять словарный запас.


Иллюстрации с изображением птиц


Малоподвижный, черноголовый, красногрудый



-Здравствуйте ребята! Мы сегодня с вами поговорим о зимующих птицах. Но сначала выясним какое сейчас время года? Правильно зима.

Пришла зима, хлопочет:

Укутала в снега

Все кочки и пенечки,

Скамейки и стога.


Зима велела дубу

Накинуть пышный мех,

На ель надела шубу,

Тепло укрыла всех.


Краснеют свиристели

На веточках берез.

Они не улетели.

А выдержат мороз?


-Ребята а вы знаете какие птицы от нас улетели?(Ласточки, журавли, стрижи, грачи…)

-А как называют птиц, остающихся на зиму? (Зимующие птицы)

-Какие птицы не боятся холодов и остаются зимовать? (Воробьи, вороны, сороки, дятлы, клесты…)


Отгадайте загадку: Она маленькая птичка и зовут её  (синичка)

-Как она выглядит?(На голове черная шапочка, щеки белые, на горле и брюшке черная полоса-галстук, спина желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серое)

-Где синички устраивают гнезда? Летом в лесу для них много корма жучки, паучки, мошки. А зимой синицы прилетают поближе к жилью, потому что люди для птиц укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окном кусочки сала.


Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять

Кто это? (Снегирь)


-Опишите его. Брюшко у него красное, верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные, брюшко у снегирихи серое, клювик короткий, толстый, черный. Ребята а вы знаете зачем снегирю толстый, короткий клюв? Расклевывать ягоды рябины и есть зернышки, расклевывать семена клена, липы.

-Посмотрите, какая красивая птица снегирь!

-Она малоподвижная, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается.


Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит.

Голоском речистым, чистым

Кле-кле-кле- поет со свистом?

(Клест)


-Это необычная птица, опишите её. Окраска оперения у клеста ораньжево-красная, крылья и хвост буро-черные, самка зеленовато-желтая. Посмотрите, какой у него клюв: надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой, таким клювом удобно щелкать орешки. Клест- единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Эти птицы строят теплое гнездо для птенцов на деревьях. Как поют клесты? Давайте послушаем (Кле-кле)



Руки   подняли   и   помахали  –

 Это   деревья   в   лесу .

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно  руками   помашем  –

 Это  к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

(Дети выполняют движения по тексту)


-Ребята отгадайте загадку:

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой!

Кто это? (Дятел)

Показ иллюстрации. Посмотрите какой он красивый! Кто хочет описать его?

Верх тела-головы, шеи спины и крыльев- у него черный, а на голове и шее белые полосы, низ тела белый, подхвостье и темя красные.

-А где проводит большую часть времени дятел?(На дереве)

-Кто видел его?

-Какой клюв у дятла? Зачем он ему нужен? У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под неё длинным липким языком насекомых и их личинок.

-Только дятел может уничтожать много насекомых, живущих в коре деревьев.

-Дятла считают санитаром леса. Он занесен в красную книгу.


-Много интересного про тиц знаете. Я хочу вам по-другому загадки загадать. Отгадайте что за птица? Дети отгадывают загадки, ставя в ряд соответствующие иллюстрации с изображем птиц

1)Маленькая, брюшко желтое, юркая, ловкая. (синица)

2)Красногрудый, толстый, малоподвижный, маленький. (снегирь)

3)Твердоклювый, красноголовый, пестрокрылый, трудолюбивый. (дятел)


-Ребята скажите если снегирь мало двигается, то какой он? (малоподвижный)

-Если у сеницы черная голова, то она какая? (черноголовая)

-Если к снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый)


Игра «Птичья ярмарка»

-Давайте устроим птичью ярмарку! кто какой птицей хочет быть?

(участвуют 2-3 реб-ка, выбирают птицу, сост. описание)

Ребята скажите какую пользу птицы приносят людям?(спасают от вредителей деревья, поля, огороды; радуют песнями; украшают природу)

-Как и чем мы можем помочь птицам зимой?

 А.Яшина «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.


Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.


Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.


Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.


Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной к школе группы "Зимующие птицы"

Занятие направлено на закрепление и расширение знания о зимующих птицах, развитие внимания, памяти, мелкой моторики руки. Развитие прослеживающей функции глаза и укрепление глазных мышц....

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе. Тема: "Зимующие птицы"

На данном занятии детям даётся представление о видах питания зимующих птиц. Закрепляются  понятие «зимующие» птицы. Развивается воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Ак...

«Птицы» конспект занятия по окружающему миру с использованием ЦОР

Цель:Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним.Задачи:Расширять представления детей о зимующих птицах.Учить различать зимующих птиц по голосам и вн...

Конспект занятий по окружающему миру "птицы"

НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКАНА ТЕМУ: « ПТИЦЫ»Образовательные задачи.1 Актуализировать словарь детей:Предметный словарь-скворец,грач,соловей,ласточка,кукушка,иволга,жаворо...