Конспект занятий по окружающему миру "птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Карева Любовь Геннадьевна

НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

НА ТЕМУ: « ПТИЦЫ»

Образовательные задачи.

1 Актуализировать словарь детей:

Предметный словарь-скворец,грач,соловей,ласточка,кукушка,иволга,жаворонок,цапля,аист,журав ль,гусь,утка,лебедь,индюк,петух,селезень,курица,гусак,гусыня,иньдюшка,индюшата,гусята,цыплята,утята;Израиль,Индия,Африка;глобус,карта.

Словарь признаков-качественные прилагательные:тонкий,слабый,крепкий,длинный,короткий,загнутый,краси вый,голосистый;

Относительные прилагательные-перелётные,пролетные,зимующие,лесные,болотные,водоплавающие,зерноядные,травоядные,растительноядные,рыбоядные,всеядные,насекомоядные,до машние,дикие,хищные;притяжательные-орлиный,журавлиный,итиный,ласточкин,клестовый,пеликаний;

2 Развивать умение устанавливать причинноследственные связи(между сезонными изменениями в природе и поведением птиц;между сроением клюва и питанием;

Развиающие задачи:

1 Развивать абстрактное мышление(на слух опредилять допушенные ошибки,устанавливая несответствие истине)

2 Развивать праксис рук и мелкую моторику.

3 Развивать монологическую речь,умение составлять рассказ по схеме

4 Закреплять умение давать правильный ответ,пользуясь сложносочинённым предложением с противительным союзом «а»,сложноподчинённым предложением с союзами «потому что»,»для того,чтобы»

5 Разивать умение ориентироваться на плоскости листа .

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к птицам,желание оказывать им посильную помощь.

Оборудование:интерактивная доска,картинки с изображением птиц,глобус,звукозапись «Танец журавлей»,пластилин.

Предварительная работа:беседа «Домашние птицы и их детёныши»,»Дикие птицы и их детёныши»,заучивание стихов

 

Ход занятия

I.Организационный момент:

Воспитатель:-Что вы видите перед собой на экране?(Лес).

Чего много в лесу?(деревьев) Да, здесь много красивых, высоких, ветвистых деревьев, разных кустарников, осенний ковёр на земле. Но лес на экране кажется пустым. Здесь нет животных, а кому ещё не хватает?(Птиц)). А лес без птиц– не настоящий лес! Что может случиться с лесом без птиц?

Дети:–он погибнет .

Воспитатель:– почему?

Дети:– птицы приносит пользу лесу. Они уничтожают насекомых вредителей. Воспитатель:– А кто для нас птицы?( друзья и наши меньшие братья). Сегодня мы поговорим о всех птица на планете Земля.

.Основная часть .Обобщающие беседа о птицах. Красная книга .

Воспитатель:-Птицы живут не только в лесу.Покажите на глобусе,где живутптицы.

Дети:-Птицы живут везде:на севере,на юге,в горах,на болоте,в лесу ,в тайге,рядом с человеком.

Воспитатель:-Но есть такие птицы,которые занесины в Красную книгу(В неё вписаны редкие и исчезающие животные,птицы,рыбы,и растения.На этих птиц запрещено охотится ,люди наблюдают за ними,подкармливают-пытаются выращивать в неволе, а потом отпускают на свободу, таким образом, пытаются увеличить их количество) .Дети, какой из этих птиц вы знаете ,которые занесены в Красную книгу?(Розовый пеликан, Фламинго, Белая чайка, гагара, Буревестник).

Строение птицы .

Чем птица отличается от всех других живых существ? Что у меня есть?(Крылья) Чем покрыто тело птицы? (РенПерьями, пухом[) Что они могут делать в отличие от всех живых сейчас на земле?(Летать)

Что ещё есть у птицы?(Голова, туловище, хвост, ноги, лапки, клюв). Раньше много веков назад, птиц не было, были только ящеры. Вот предок птица, древняя птица архиоптерикс . На крыльях архиоптерикса почти не было оперения, поэтому он плохо летал, а хвост у него мощный, тяжелый, Похож на хвост ящера. Клюв с зубами, значит кем он был?(Хищником [)

Домашние, дикие птицы, их сходства и различия.

Образование притяжательных прилагательных .

Воспитатель:-зато сейчас птиц много. На какие две группы они делятся?(Домашние и дикие птицы) Чем они отличаются?(Домашние живут рядом с человеком, а дикие на воле). А по внешнему виду чем отличаются?(Домашнее тяжелее, они плохо летают, а дикие легче, поэтому летает хорошо).

Поиграем в игру»Птичья семья»

Нужно назвать папу, мама и детёнышей домашних птиц .

-курица, петух, цыплята: утка, селезень, утята: индюшка,индюк, индюшата .

Чья это семья?(Куриная, гусиная,утиная,индюшиная)

Отгадайте загадку:

Не артист ,а голосист не ездок а со шпорами( петух)

Расскажите какой петух по внешнему виду?(большой,красивый,разноцветный,яркий)

А по характеру?(Драчливый, задиристый, заботливый, смелый, голосистый

Чем питается петух?( Зерном, травой[). Значит он такой? (Зерноядный,травоядный), питается растениями -он растительноядный

. Все птицы приносит пользу: дикие поедают насекомых- вредителей, А домашние для чего нужны (несут яйца ,дают мясо, перо)

Кто из домашних умеет плавать ?(утка,гусь) Значит ,они какие (водоплавающие) А каких водоплавающих птицц вы знаете (дикие утки ,дикие гуси, лебеди) Благодаря чему чему они плавают? (На лапках перепонки, как на ластах, поэтому они хорошо плавают ).Они остаются зимовать? Значит они какие? (Перелётные )Как называют птиц которые живут на болоте (болотные).

Назовите их(цапля ,аист,журавль)

Назовите лесных перелётных птиц(скврец, кукушка, соловей ,ласточка ,иволга)

Как называют птиц которые остаются зимовать( зимующие )Кого из них вы знаете? (Дятел, свиристель,ворона,синица,сова)

А кто прилетает к нам с севера?(щегол,свиристель,снегирь)Как их называют?( Пролётные ) . С дальнего севера они летят к нам зимовать, а местные птицы.которые живут с ними рядом летом,улетают куда? В Израиль Африку,Индию,

Работа с раздаточным материалом .Дидактическая игра « Где находится птица «

У детей таблицы в которых нарисованные птицы

Что это (ряды ,а это столбики) Вам нужно будет ответить на вопрос. Найти в таблице птицу , рассказать где она находится

Блиц опрос

Какая северная птица не умеет летать ( Пингвин он стоит в третьем ряду во втором столбике)

Кто стоит на одной ноге и воду гладит (цапля в первом ряду, четвёртом столбике )

Кто из птиц самые тяжелый(дрофа он стоит в третьем ряду в третьем столбике)

Дидактическая игра «Кто чем питается « « какой клюв» « чей клюв»

У детей карточки с изображением клювов и двумя стрелками длинной и короткой. Для чего птицам клюквы( птицы ловят клювом насекомых, защищаются, переворачивает яица ,чистят перья ,кормят птенцов, клюет зерном то-есть питаются с помощью клюва ,питаются птицы по-разному в зависимости от того где живут . Ласточки живут в лесу на берегу реки ,чем она питается -насекомыми. Значит она какая, насекомоядная. я орлы живут в горах ,где мало растительности ,чем они питаются? Мясом значит он такой , (хищник) жаворонок живёт в поле чем он питается зерном он какой (зерноядный),

Притяжательные прилагательные

По строению клюва можно определить что ест птица .У хищников какой клюв (острый, верхние части клюва загнута вниз ),найдите клюв хищника и покажите его короткой стрелкой .

Какой клюв у болотных птиц (длинный и крепкий)чей это клюв журавлиный

У кого клюв широкий с дырачками (У водоплавающих )покажите клюв водоплавающих короткой стрелочкой чей это клюв сильный

Физкультминутка совсем недавно нас улетели журавли давайте исполним прощальный журавлиный танец. Дети танцуют танец журавлей .

Развитие ручного пракси и мелкой моторики .

Дети что это такое ПТИЧЬЯ ножка чем птицы оставляют свои следы ( лапками) Это птичья нога ,четыре пальчика расположите все пальчики следующим образом три спереди один за один у всех птиц . У кукушки и дятла по-другому  за один смотрю реагируете и покажите лапку кукушки и дятла

Развитие связный речи на основе наглядного моделирования .

У каждого из вас на столе картинка с птицей послушайте задание нужно рассказать о птице по схеме. Кто это,Домашняя или дикая.Зимующая перелетная ,детёнышей, и что интересного мы знаем об этой птице

Заключительная часть

Птицы – полезные. Берегите птиц, заботьтесь о них в зимние дни. Делайте кормушки для птиц, подкармливайте птиц, когда им холодно и голодно!

Кормушки, которые вы сделали своими руками, мы повесим на улице , на деревья и кустарники, и будем наблюдать какие птицы прилетят в нашу столовую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.odt40.94 КБ

Предварительный просмотр:

НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

 НА ТЕМУ: « ПТИЦЫ»

Образовательные задачи.

1 Актуализировать словарь детей:

Предметный словарь-скворец,грач,соловей,ласточка,кукушка,иволга,жаворонок,цапля,аист,журав ль,гусь,утка,лебедь,индюк,петух,селезень,курица,гусак,гусыня,иньдюшка,индюшата,гусята,цыплята,утята;Израиль,Индия,Африка;глобус,карта.

Словарь признаков-качественные прилагательные:тонкий,слабый,крепкий,длинный,короткий,загнутый,краси вый,голосистый;

Относительные прилагательные-перелётные,пролетные,зимующие,лесные,болотные,водоплавающие,зерноядные,травоядные,растительноядные,рыбоядные,всеядные,насекомоядные,до машние,дикие,хищные;притяжательные-орлиный,журавлиный,итиный,ласточкин,клестовый,пеликаний;

2 Развивать умение устанавливать причинноследственные связи(между сезонными изменениями в природе и поведением птиц;между сроением клюва и питанием;

Развиающие задачи:

1 Развивать абстрактное мышление(на слух опредилять допушенные ошибки,устанавливая несответствие истине)

2 Развивать праксис рук и мелкую моторику.

3 Развивать монологическую речь,умение составлять рассказ по схеме

4 Закреплять умение давать правильный ответ,пользуясь сложносочинённым предложением с противительным союзом «а»,сложноподчинённым предложением с союзами «потому что»,»для того,чтобы»

5 Разивать умение ориентироваться на плоскости листа .

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к птицам,желание оказывать им посильную помощь.

Оборудование:интерактивная доска,картинки с изображением птиц,глобус,звукозапись «Танец журавлей»,пластилин.

Предварительная работа:беседа «Домашние птицы и их детёныши»,»Дикие птицы и их детёныши»,заучивание стихов

 

Ход занятия

 I.Организационный момент:

Воспитатель:-Что вы видите перед собой на экране?(Лес).

Чего много в лесу?(деревьев)        Да, здесь много красивых, высоких, ветвистых деревьев, разных кустарников, осенний ковёр на земле. Но лес на экране кажется пустым. Здесь нет животных, а кому ещё не хватает?(Птиц)). А лес без птиц– не настоящий лес! Что может случиться с лесом без птиц?

Дети:–он погибнет .

Воспитатель:– почему?

Дети:– птицы приносит пользу лесу. Они уничтожают насекомых вредителей. Воспитатель:– А кто для нас птицы?( друзья и наши меньшие братья). Сегодня мы поговорим о всех птица на планете Земля.

.Основная часть .Обобщающие беседа о птицах. Красная книга .

Воспитатель:-Птицы живут не только в лесу.Покажите на глобусе,где живутптицы.

Дети:-Птицы живут везде:на севере,на юге,в горах,на болоте,в лесу ,в тайге,рядом с человеком.

Воспитатель:-Но есть такие птицы,которые занесины в Красную книгу(В неё вписаны редкие и исчезающие животные,птицы,рыбы,и растения.На этих птиц запрещено охотится ,люди наблюдают за ними,подкармливают-пытаются выращивать в неволе, а потом отпускают на свободу, таким образом, пытаются увеличить их количество) .Дети, какой из этих птиц вы знаете ,которые занесены в Красную книгу?(Розовый пеликан, Фламинго, Белая чайка, гагара, Буревестник).

 Строение птицы .

Чем птица отличается от всех других живых существ? Что у меня есть?(Крылья) Чем покрыто тело птицы? (РенПерьями, пухом[) Что они могут делать в отличие от всех живых сейчас на земле?(Летать)

Что ещё есть  у птицы?(Голова, туловище, хвост, ноги, лапки, клюв). Раньше много веков назад, птиц не было, были только ящеры. Вот предок  птица, древняя птица архиоптерикс . На крыльях архиоптерикса почти не было оперения, поэтому он плохо летал, а хвост у него мощный, тяжелый, Похож на хвост ящера. Клюв с зубами, значит кем он был?(Хищником [)

Домашние, дикие птицы, их сходства и различия.

Образование притяжательных прилагательных .

Воспитатель:-зато сейчас птиц много. На какие две группы они делятся?(Домашние и дикие птицы) Чем они отличаются?(Домашние живут рядом с человеком, а дикие на воле). А по внешнему виду чем отличаются?(Домашнее тяжелее, они плохо летают, а дикие легче, поэтому летает хорошо).

 Поиграем в игру»Птичья семья»

Нужно назвать папу, мама и детёнышей домашних птиц .

-курица, петух, цыплята: утка, селезень, утята: индюшка,индюк, индюшата .

Чья это семья?(Куриная, гусиная,утиная,индюшиная)

Отгадайте загадку:

Не артист ,а голосист не ездок  а со шпорами( петух)

Расскажите какой петух по внешнему виду?(большой,красивый,разноцветный,яркий)

 А по характеру?(Драчливый, задиристый, заботливый, смелый, голосистый

Чем питается петух?( Зерном, травой[). Значит он такой? (Зерноядный,травоядный),  питается растениями -он растительноядный

. Все птицы приносит пользу: дикие поедают насекомых- вредителей, А домашние для чего нужны (несут яйца ,дают мясо, перо)

 Кто из домашних умеет плавать ?(утка,гусь) Значит ,они какие (водоплавающие) А каких водоплавающих птицц  вы знаете (дикие утки ,дикие гуси, лебеди)  Благодаря чему чему они плавают? (На лапках перепонки, как на ластах,  поэтому они хорошо плавают ).Они остаются зимовать? Значит они какие? (Перелётные )Как называют птиц которые живут на болоте (болотные).

Назовите их(цапля ,аист,журавль)

Назовите лесных перелётных птиц(скврец, кукушка, соловей ,ласточка ,иволга)

Как называют птиц которые остаются зимовать( зимующие )Кого из них вы знаете? (Дятел, свиристель,ворона,синица,сова)

А кто прилетает к нам с севера?(щегол,свиристель,снегирь)Как их называют?( Пролётные ) . С дальнего севера они летят к нам зимовать, а местные птицы.которые живут с ними рядом летом,улетают куда?         В Израиль Африку,Индию,

 Работа с раздаточным материалом .Дидактическая игра « Где находится птица «

У детей таблицы в которых нарисованные птицы

Что это (ряды ,а это столбики) Вам нужно будет ответить на вопрос. Найти в  таблице птицу , рассказать где она находится

 Блиц опрос

Какая северная птица не умеет летать ( Пингвин он стоит в третьем ряду во втором столбике)

 Кто стоит на одной ноге и  воду гладит (цапля в первом ряду, четвёртом столбике )

Кто из птиц самые тяжелый(дрофа  он стоит в третьем ряду в третьем столбике)

Дидактическая игра  «Кто чем питается « « какой  клюв» « чей клюв»

У детей карточки с изображением клювов  и двумя стрелками длинной и короткой. Для чего птицам клюквы( птицы ловят клювом насекомых, защищаются, переворачивает яица ,чистят  перья ,кормят птенцов, клюет зерном то-есть питаются с помощью клюва ,питаются птицы по-разному в зависимости от того где живут        .        Ласточки живут в лесу на берегу реки ,чем она питается -насекомыми. Значит она какая, насекомоядная. я орлы живут в горах ,где мало растительности ,чем они питаются? Мясом значит он такой , (хищник) жаворонок живёт в поле чем он питается зерном он какой (зерноядный),

 Притяжательные прилагательные

По строению клюва можно определить что ест птица .У хищников какой  клюв (острый, верхние части клюва загнута вниз ),найдите клюв хищника и покажите его короткой стрелкой .

Какой клюв у болотных птиц  (длинный и крепкий)чей это клюв журавлиный

У кого клюв широкий с дырачками (У водоплавающих )покажите клюв водоплавающих короткой стрелочкой чей это клюв сильный

 Физкультминутка совсем недавно нас улетели журавли давайте исполним прощальный журавлиный танец. Дети танцуют танец журавлей .

Развитие ручного пракси  и мелкой моторики .

Дети что это такое ПТИЧЬЯ  ножка чем птицы оставляют свои следы ( лапками) Это птичья нога ,четыре пальчика расположите все пальчики следующим образом три спереди один за один у всех птиц . У кукушки и дятла по-другому  за один смотрю реагируете и покажите лапку кукушки и дятла

Развитие связный речи на основе наглядного моделирования .

У каждого из вас на столе картинка с птицей послушайте задание нужно рассказать о птице по схеме. Кто это,Домашняя или дикая.Зимующая перелетная ,детёнышей, и что интересного мы знаем об этой птице

Заключительная часть

 Птицы – полезные.  Берегите птиц, заботьтесь о них в зимние дни. Делайте кормушки для птиц, подкармливайте птиц, когда им холодно и голодно!

Кормушки, которые вы сделали своими руками, мы повесим на улице , на деревья и кустарники,  и будем наблюдать какие птицы  прилетят в нашу   столовую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.

Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Конспект занятия: летит ракета к звездам

Программное содержание:1.Расширить знание детей о космосе и о космических полётах.2.Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений.3.Активизировать словарь: космос, ...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...