НОД "Мир цветов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Юмашева Лиана Киреевна

Цель: формирование у дошкольников умения составления и чтения схем «последовательных действий» на примере рисуночной схемы посадки цветов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_nod_mir_tsvetov.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                    МБОУ «Начальная школа №15»

Непосредственно  образовательная  деятельность

Тема:  «Мир цветов»

                                                              Воспитатель:

                                                                Юмашева Л.К.

г. Нефтеюганск

2017г

Непосредственно  образовательная  деятельность

Тема:  «Мир цветов»

Группа: Старшая

Тип ситуации: открытие нового знания.

Тема: «Мир цветов».

Цель: формирование у дошкольников умения составления и чтения схем «последовательных действий» на примере рисуночной схемы посадки цветов.

Задачи.

Образовательные:

  • Расширить начальные знания о природном мире (на примере мира цветов); знания об условиях необходимых для роста и развития растений;
  • Закрепить представления об экологических связях в природе: зависимость живой природы от неживой.

Развивающие:

  • Содействовать развитию качеств личности: наблюдательность, отзывчивость, самостоятельность, трудолюбие.

Воспитательные:

  • Содействовать формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста; — установки положительного отношения к миру природы, к труду в природе;
  • Создавать условия для развития бережного отношения к природе; проявления самостоятельности в трудовой деятельности (труд в природе).

Предварительная работа.

  • Беседа «Зачем растениям нужны вода, солнце, земля».
  • Наблюдение за ростом лука в земле, воде.
  • Рассматривание цветущих растений.
  • Чтение и пересказ русской народной сказки «Вершки и корешки».
  • Просмотр мультипликационного фильма по мотивам рассказа В. Катаева «Цветик-семицветик».
  • Заучивание посевных стихов, приговорок.

Материалы к занятию.

Демонстрационный материал:

  • модели с изображением солнца, воды, почвы, воздуха
  • модели с изображением пустого горшочка, горшочка с землёй, луковицы цветка с пророщенными росточками, совка для создания углубления в земле, горшочек с землёй и посаженной луковицей, лейка с водой
  • стрелки

Раздаточный материал:

  • горшочки, совочки, лейки с водой по количеству детей;
  • луковицы цветов по количеству детей;
  • ёмкость с большим количеством земли;
  • фартуки, перчатки на каждого ребёнка.

Оборудование:

  • магнитная доска
  • столы
  • клеёнка для покрытия стола
  • стулья по количеству детей
  • сказочный цветок «Цветик - семицветик»
  • изображения полевых цветов: ромашка, мак, василёк, колокольчик
  • изображения садовых цветов: роза, нарцисс, тюльпан, ирис, лилия

Необходимые материалы:

  • письмо Феи Цветов;
  • аудиозапись - П.И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»;
  • слайды: цветочный город, изображение Феи Цветов.

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Введение в игровую ситуацию.

— Сегодня в наш детский сад пришло загадочное письмо! Вы хотите узнать, о чём оно?

Педагог читает письмо.

«Дорогие ребята! Я очень прошу Вас помочь мне в одном очень трудном, но полезном деле. Весна уж давно вступила в свои права, а я не успеваю справиться с посадками цветов. Надеюсь, Вы мне поможете! Я живу в Цветочном городе. Я жду Вас! Фея Цветов».

— Ребята, а вы любите цветы?!

— А кто из вас расскажет стихотворение о цветах?

— Вы хотите помочь Фее Цветов?

— Как вы думаете, мы сможем  помочь Фее?!

— Как мы это сможем сделать?

— Как же нам попасть к Фее Цветов?

 

 У меня есть волшебный Цветик -семицветик. Может быть, он поможет нам попасть к Фее Цветов?

Давайте возьмём один лепесток, произнесём волшебные слова и перенесёмся в Цветочный город.

- Да, хотим.

- Да, мы любим цветы.

Дети читают стихи о цветах, которые выучили заранее.

- Да, хотим.

- Сможем.

- Надо всем вместе посадить цветы. Надо, чтобы каждый из нас посадил по цветку.

- С помощью волшебных слов, с  помощью волшебных предметов: ковёр-самолёт, волшебная палочка, волшебный цветок, дудочка.

- Конечно, поможет.

Дети произносят слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в цветочном городе».

2. Актуализация в игровой ситуации.

На экране появляется картинка — заставка цветочного города. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

— Сколько цветов вокруг, посмотрите, ребята.

- А какие  цветы вы знаете?

 Давайте рассмотрим  цветы,

которые растут в цветочном городе! Посмотрите, садовые и полевые цветы перепутались, давайте их разделим.

 Ребята, я  думаю, что вы можете сказать много красивых слов о цветах! 

 Молодцы! Какие прекрасные слова о цветах вы сказали!

- Ребята, напомните, а для чего мы оказались в Цветочном городе?

— Но, для начала давайте вспомним, какие условия необходимы для жизни цветов? 

— Я предлагаю вам это показать с помощью моделей на доске.

- А для чего цветам нужна почва?

- Выбери, нужную модель и прикрепи на доску.

— А что ещё нужно делать, чтобы цветы росли и не завяли.

- У вас дома есть цветы? А что делают ваши мамы, бабушки, чтобы цветы росли?

— Конечно, растениям необходимы уход, забота и любовь, которые способствуют росту, цветению и красоте растений!

- А давайте мы придумаем модель, которая будет обозначать заботу и уход за цветами?

 Давайте представим себя растениями!

Психогимнастика «Я — растение».

— Представь, что вы растение-малыш. Вас  посадили в землю. Ты ещё очень маленький росточек. Совсем слабый, хрупкий, беззащитный.

— Но вот чьи-то добрые руки поливают тебя, опрыскивают, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти.

— Твои лепесточки подросли. Стебель стал крепким, ты тянешься к свету.

— Тебе так хорошо жить с другими красивыми цветами.

 Какие чувства вы испытали, когда превратились в растения?

— Почему?

- Ромашка, роза. Садовые, полевые.

Ребята берут цветы из корзинки, и располагают их на фланелеграфе, разделяя полевые от садовых.

- Разноцветные, изящные, прекрасные, красивые, ароматные, необыкновенные, яркие, благоухающие, разноцветные.

- Мы хотели помочь Фее Цветов с посадкой цветов.

- Цветам нужна почва.

Ребёнок берёт соответствующую модель  и прикрепляет на доску.

- В почве растения укрепляются корнями, в почве питательные вещества.

- Вода.

- Вода поит растения, умывает их.

- Свет.

- Солнце согревает растения, даёт им тепло.

- Воздух.

- Воздух нужен всем живым для дыхания.

- Ухаживают за цветами. Цветам нужен уход. Моя бабушка говорит, что без любви к ним, они плохо растут и сохнут.

Дети предлагают варианты. Выбирают один из них и прикрепляют модель на доску.

На фоне музыки «Времена года» звучит текст. Дети выполняют указанные движения.

Дети присаживаются на корточки, пригибая голову к коленям, изображая себя маленьким растением.

Воспитатель подходит к детям и гладит каждого по голове. Дети начинают медленно подниматься, изображая рост цветка.

Дети встают в полный рост, вытягивая вверх руки.

Дети покачиваются, изображая себя цветами и улыбаются.

- Да, понравилось.

- За нами ухаживали, о нас заботились.

3. Затруднение в игровой ситуации

Звучит музыка, на экране появляется Фея Цветов.

 Здравствуйте, ребята! Я Фея Цветов. Для чего вы пришли в мой город? 

- Я очень рада, что вы откликнулись на моё письмо?

— А вы умете, садить цветы?

 (Возникло затруднение!

Если все ответят «умеем», то – предполагается, что в старшей группе найдутся дети, которые этого не умеют.)

— А вы хотите научиться?

- Давайте поможем Фее Цветов.

- Мы пришли Вам помочь посадить цветы.

- Нет, не умеем. Я видел только, как родители на даче сажали петрушку. Мы не пробовали. Все цветы разные: одни сажают с помощью семян, другие — луковицами.

- Да, хотим.

4. Открытие нового знания

 Что необходимо для посадки? 

— А чтобы  не забыть последовательность посадки цветов, я предлагаю нам выложить эту последовательность на доске.

— Куда мы должны насыпать почву?! 

— Как вы думаете, что мы будем делать дальше?

— Я прорастила луковицы гладиолусов. Давайте их рассмотрим! Где корешки, где вершки? (Вершки — зелёные листочки, а корешки — внизу, тоненькие, как ниточки.)

— Вы видите, что появились первые росточки. Как мы будем сажать луковицу гладиолусов?

— Почему? 

— Что нужно сделать, чтобы луковице было удобно находиться в земле?

— Молодцы. Такая ямка, называется лунка.

— Что же будем делать дальше?

 Что еще нужно сделать, чтобы наши тюльпаны росли?

 Что произойдёт, если не полить цветы? 

— Давайте повторим все наши действия при посадке цветов.

— С какой трудностью мы столкнулись на занятии? 

— Что вы мне скажите сейчас?

- А что нам в этом поможет?

(Педагог ведёт указкой по выстроенной на доске последовательности.)

— Для чего ещё нам может пригодится  эта последовательность? 

— Значит, у нас получится посадить цветы.

Ребёнок берёт соответствующую модель  и прикрепляет на доску.

- Почва

- Цветочный горшок

- Горшок с землёй

- Луковица

- Углубление

- Лейка

- Луковица в земле

- Корнями вниз.

- Корни у всех цветов в земле.

- Надо сделать углубление, ямку.

- Засыплем землёй. Прикроем землёй корни луковицы.

- Полить луковицы.

- Они погибнут, цветам нужна вода.

Воспитатель ведёт указкой по выстроенной на доске последовательности, а дети проговаривают алгоритм посадки цветов.

- Мы не умели сажать цветы.

- Мы знаем, как сажать цветы.

- Схема последовательности посадки цветов.

- Объяснить другим. Если забыл, на нее посмотришь и быстро всё вспомнишь.

5. Включение нового знания в систему знаний

— Сейчас мы подойдём к столу и приступим к работе! У каждого из Вас есть всё необходимое для посадки цветов.

— Приступайте к работе.

— Молодцы! Вы всё сделали согласно схеме. Чтобы наши цветы росли быстрее, расскажем посевную приговорку.

Посевная приговорка.

Уж, ты, луковка, моя,

Ты, не бойся, что земля!

Ляжешь в лунку ты на дно!

Ничего, что там темно.

К свету, к солнцу из земли

Ты, росток, скорей пошли!

Как весною в ранний час

Пусть ростки взойдут у нас.

Выйдут к солнышку из тьмы:

«Здравствуй, солнце, это мы!»

— Что ещё нужно цветам? 

— Давайте все вместе поставим горшочки с посаженными цветами на подоконник.

- А вот и Фея.

Фея: Вы мне очень помогли! Я Вам благодарна и дарю волшебную шкатулочку с сюрпризом! Её можно открыть только в группе детского сада. Нам пора прощаться. Всего доброго!

 Ребята, нам надо возвращаться в детский сад!

Дети приступают к посадке цветов. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов». Воспитатель корректирует деятельность детей, обращая их внимание на рисуночную схему посадки цветов на доске.

- Тепло, свет.

Дети вместе с воспитателем  ставят горшочки на подоконник.

Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят волшебные слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в детском саду, в нашей группе», отрывают лепесток и возвращаются в группу.

6. Итог.

 Ребята, где мы сегодня были?

 Для чего мы туда отправились? 

- Смогли мы помочь Фее Цветов?

 Что нам помогло справиться с посадкой цветов? 

— Это очень важные и полезные знания. Где они могут вам пригодиться?

— Почему у вас всё получилось? 

— Вы действительно сегодня были дружные и вместе составили, и прочитали схему посадки цветов.

 Давайте посмотрим, что Фея Цветов положила в шкатулочку!

— Ой, да здесь луковицы нарциссов, которые мы сможем посадить на участке нашего детского сада! Ай, да Фея Цветов! Здорово, здесь ещё и медальки для всех детей! Это, значит, что вы все трудились очень хорошо!

 В Цветочном городе.

 Для того, чтобы помочь Фее с посадкой цветов.

- Да.

 Мы составили схему, на которую можно было смотреть и видеть, как правильно сажать цветы. Мы в горшки насыпали почву,  сделали лунку, посадили пророщенную луковицу тюльпана корешками вниз, присыпали почвой, полили и поставили на подоконник к солнышку.

- Мы можем посадить цветы на даче, у бабушки в деревне.. Научить других детей или взрослых по схеме сажать цветы.

Потому что мы научились составлять и читать схему. Мы были умными, внимательными, старательными, сообразительными.

В шкатулке луковицы нарциссов.

Воспитатель награждает воспитанников медальками и хвалит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование модели гармонизатора цвета при знакомстве детей старшего дошкольного возраста с выразительной функцией цвета

В статье рассматриваются возможности использование модели гармонизатора цвета в освоении детьми старшего дошкольного возраста выразительной функции цвета. Интересной и н...

Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"

В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...

Презентация по теме: "Садовые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"

Иллюстрация садовых цветов и их описание.Презентация по теме: "Садовые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"В...

Презентация по теме: "Полевые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья".

Презентация по теме: "Полевые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья".В ЦД "Жемчужинка" работаем над проектом "...

"Какие разные они - цветы, цветы, цветы!"

Организация образовательного процесса...

Презентации: "Жёлтый цвет"; "Зелёный цвет"; "Красный цвет"

Знакомство детей с жёлтым, зелёным, красным  цветами.Что бывает жёлтого, зелёного, красного цвета....