НОД по познавательно-экспериментальной деятельности "Весёлые магнитики"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Чудакова Ольга Владимировна

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими ; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по познавательно-экспериментальной деятельности

\Весёлые магнитики»

Задачи

• Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;

• Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими ; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;

Воспитательные:

• Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков;

• Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею

Материалы: магниты, герои сказки Таня, Ваня, Колобок, Ежик, коробка с металлическими предметами (скрепки, шурупы, шайбы металлические, детали конструктора и др.) и неметаллические (бумага, картон, пластмассовые игрушки, детали конструктора «Лего», мозаика, деревянные палочки и др.) предметами.

Словарная работа: магнит, металлические, неметаллические, притягивается, отталкивается, эксперимент.

Предварительная работа: игры с магнитным конструктором, с магнитами, цифрами и буквами магнитными. Игра «Рыбалка».

Ход деятельности

Дети заходят под музыку «Ужасно интересно» В. Шаинского.

-Приветствуем сегодня всех гостей, мы рады встрече с вами!

- Сегодня, мы с вами в нашей лаборатории «Эврика» сделаем интересные открытия.

- Я вам расскажу сказку «Колобок на новый лад»

Воспитатель рассказывает и показывает (при помощи движения магнита) детям сказку «Колобок на новый лад».

Девочка Таня и мальчик Ваня занимались в кружке «Умелые ручки». И решили не печь колобок из муки, а сделать его из другого материала. Думали и придумали. И вот они его сделали. Посмотрите какого колобка они сделали. И покатился колобок по дорожке радостный, веселый. А вы ребята догадайтесь из какого материала ребята сделали колобка? Слушайте внимательно. Катится колобок по лесу, а навстречу ему лиса.

- Колобок, колобок я тебя сьем! И попробовала колобка.

- Ой, ой чуть зуб не сломала, какой ты невкусный, твердый, несьедобный, да еще тяжелый, прохладный. Не буду тебя есть. И убежала лиса.

- Ребята, как вы думаете из какого материала Таня и Ваня сделали колобок?

- Что бывает твердым, тяжелым, прохладным (железо, колобок сделан из железа, поэтому он несьедобный)

И покатился колобок дальше. Ребята смотрят и радуются своему изобретению. Таня и Ваня молодцы! Какого они необычного сделали колобка!

- Как вы считаете, что помогает нашему колобку двигаться по дорожке? В чем секрет? Какой у нас колобок? (железный). Ведь он же железный. Что помогает ему двигаться? (Магнит притягивает металлические предметы и поэтому наш колобок движется при помощи движения магнита) .

Катится колобок, а навстречу ему Ежик.

- Колобок, колобок железный бок как мне добраться до грибочка.

- Не переживай Ежик, ребята тебе сейчас помогут!

- Ребята, Ежику нужна ваша помощь. Поможем. Проходите к столам и берите «веселые магнитики» они помогут ежику добежать до грибочка.

Предлагается детям при помощи магнитов поиграть. (показ)

- Задание «Помоги Ежику добежать до гриба». Задача ребенка – провести Ежика передвигая магнит с нижней стороны оргстекла.

- Из чего сделан Ежик? (из бумаги)

- Что помогало Ежику двигаться к грибочку?

- Но ведь Ежик из бумаги (к нему прикреплен магнит и он помог добраться до грибочка при помощи магнита т. к. магнит притягивает металлические предметы)

- Какие вы наблюдательные и ловкие! Молодцы!

- Мы узнали с вами, что сила магнита притягивает металлические пластинки, прикрепленные к Ежику, вынуждая их следовать за магнитом.

(Проходим в лабораторию «Эврика» берем магниты)

- Сегодня мы в нашей лаборатории проведем эксперимент - испытание магнита и узнаем «Какие предметы притягивает магнит? ».

Опыт исследование с магнитом №1. «Какие предметы притягивает магнит? » Подготовлены две группы предметов: в первую группу войдут предметы из металла (из железа, во вторую - неметаллические.

Проводим эксперимент. - Беру магнит и подношу к кубику. Посмотрите притянул магнит кубик? (нет) Как вы думаете почему?

Экспериментирование с детьми вместе.

-Назовите мне предметы, которые притягивает магнит?

-Как вы думаете, почему магнит их притянул (потому что они сделаны из железа, металлические)

- А почему остальные предметы он не притянул? (они не железные, неметаллические сделаны из дерева и пластмассы)

Создаю проблемную ситуацию с камнем.

- Посмотрите, что у меня в руках? (камень) Возьмите в руки камень, какой он? (твердый, тяжелый, прохладный)

- Как вы думаете притянет ли магнит его (предположения детей) Давайте проверим.

Делаем вывод: магнит притягивает железные предметы. Пластмассовые, деревянные и другие предметы магнитом не притягиваются.

Опыт с магнитом №2 Игра «Полюса магнита».

- Дети у меня нашелся магнит, который умеет отталкиваться и убегать. Мы с вами проведем следущее испытание магнита. Возьмите деталь белого магнитного конструктора и присоедините к магниту синей стороной, что происходит с магнитом? (отталкивается) Присоедините красной стороной к магниту, что происходит с магнитом? (притягивается). У каждого магнита, есть два полюса - северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный – в красный.

Вывод:

-Когда встречаются полюса одного цвета, что происходит с магнитами? (магниты отталкиваются)

-А когда встречаются полюса разных цветов? (магниты притягиваются.)

Ребята поиграем в игру «Ладошки – магнитики»

Музыкально - танцевальная игра «Ладошки - магнитики! »

Дети стоят по кругу (играет музыка). Покажите свои ладошки - магнитики! Мы будем под музыку танцевать, а наши ладошки будут веселыми магнитиками. Когда скажу слово «магнитики - притянулись», мальчики и девочки берутся за руки и кружатся, на слово «магнитики - отталкиваются» разбегаются в разные стороны.

- А сейчас проходите и занимайте свои места .

- Игра «Что притягивает магнит? » (с ноутбуками)

Сегодня ребята, мы с вами сделали много замечательных открытий и узнали много интересного о магнитах. Давайте вспомни, что мы узнали нового.

Выводы:

Магнит притягивает железные предметы.

Когда полюса у магнитов разные они притягиваются, одинаковые отталкиваются.

- Какие вы у меня молодцы! Дарю вам «веселые магнитики» на память, дома экспериментируйте и делайте новые, интересные открытия.

НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Вода-водица»

Программное содержание: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспеченья здоровья человека, о свойствах воды (прозрачная, без запаха и цвета, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твердая (снег, лед, жидкая, газообразная (пар).

Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Образовательные:

- Уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды.

- Обучение пониманию переносного смысла выражения из загадки.

- Обогащение лексики словами признаками, родственными словами.

- Развитие диалогической речи у детей.

Коррекционно-развивающие:

- Развитие общей и мелкой моторики.

- Развитие тактильных ощущений.

- Формирование лексико-грамматического строя речи.

Воспитательные:

- Формирование познавательного интереса, доброжелательного отношения друг к другу.

Материалы и оборудование: рисунки по теме «вода», стеклянные емкости, соль, сахар, пакетики чая, лимон, пластиковая бутылка, марля, вата, древесный уголь, х/б ткань.

Ход занятия:

Вы слыхали о воде? На плите у вас кипит,

Говорят она везде! Паром чайника шипит.

В луже, в море, в океане, Без нее вам не умыться,

И в водопроводном кране. Не наесться, не напиться!

Как сосулька замерзает, Смею вам я доложить:

В лес туманом заползает, Без воды вам не прожить!

- Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Скажите мне ребята для чего нужна вода человеку?

(пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения) .

- Вода – это жидкое вещество, оно льется, течет. Вода не имеет формы, цвета, запаха и вкуса. Давайте мы с вами убедимся в этом. Посмотрите у меня на столе стоят два стакана с водой, (попросить подойти детей к столу и посмотреть) давай те попробуем эту воду. (Дети нюхают, пробуют воду на вкус) А теперь расскажите мне какая вода в стакане.

- Правильно вода без цвета, без вкуса и прохладная, а теперь мы с вами попробуем изменить ее. У меня есть соль и сахар, возьмите ложечку и положите их в стаканы с водой и попробуйте. Какие изменения произошли с водой?

- Да у воды появился вкус, в одном стакане вода стала соленая в другом сладкая, а теперь смотрите я опущу в стакан пакетик с чаем, что происходит?

- Вода окрасилась, значит можно поменять качества воды, а теперь добавим в чай кусочек лимона, понюхайте у воды появился запах, молодцы, сейчас мы с вами поиграем в игру.

«Какая бывает вода»

(Воспитатель бросает детям мяч и они говорят о свойствах воды, об использовании ее в жизни человека) .

- А теперь мы проведем еще один опыт, мы все знаем что вода у нас в кране чистая, а кто знает как ее чистят? Вот здесь в банке у меня вода, мы возьмем песок и перемешаем с водой, какая она стала? Правильно грязная, а теперь мы с вами сделаем фильтр, возьмем пластиковую бутылку у которой мы заранее отрезали дно, в марлю завернем вату, положим ее в бутылку, возьмем мешочек с углем и тоже высопим в бутылку. Теперь поставим ее в чистую банку, а сверху нальем грязную воду. Пока наш фильтр работает мы с вами поиграем.

Март сосульки свесил с крыши дети, взявшись за руки, идут по кругу

И капелью зазвенели останавливаются, ритмично хлопают в ладоши

Солнце в небе выше, выше поднимают руки вверх

Все хлопочут, много дел выполняют наклоны вправо и влево

Скоро снег совсем растает приседают и встают

Выйдут в поле трактора ставят руки на пояс, с перетопом продвигаются вперед

Черный грач весну встречает идут, высоко поднимая колени

Громкой песней: кра-кра-кра машут руками, как крылышками.

- Молодцы, теперь пойдемте посмотрим как работает наш фильтр.

(дети рассматривают и рассказывают об увиденном, сравнивают банки с грязной и чистой водой) .

- Помните на прошлом занятии мы с вами познакомились с круговоротом воды в природе, а хотите посмотреть как это происходит, давайте проведем опыт. Нальем в банку горячей воды, смотрите над банкой поднимается пар, кто знает почему?

- Правильно при нагревании вода начинает испарятся и поднимается вверх, и сверху мы накроем банку зеркалом и посмотрим что получиться. Смотрите пар собирается на зеркале, собирается в капли и снова падает в банку с горячей воды.

- Давайте вспомним какие загадки о воде мы знаем. (дети загадывают загадки) .

Меня пьют, меня льют. Мы говорим: она течёт;

Всем нужна я, Мы говорим: она играет;

Кто я такая? Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

Я и туча, и туман, В морях и реках обитает,

И ручей, и океан, Но часто по небу летает.

И летаю, и бегу, А как наскучит ей летать,

И стеклянной быть могу! На землю падает опять.

Очень добродушная, Сама пить не пьёт,

Я мягкая, послушная, А нас вынуждает.

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

Итог:

- Ребята скажите, о чём мы сегодня говорили? Что нового и интересного вы узнали? Вода – это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет формы, цвета, запаха и вкуса. Поэтому: она принимает форму сосуда, в который налита; становится цветной, если в нее добавят краску; приобретает соответствующий вкус и запах, если в нее добавить соль, сахар, лимон и т. д. Вода может быть чистой и грязной: чистая прозрачная, грязная – мутная. Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода может менять свое состояние: на морозе она превращается в лед, при нагревании – в пар. Сильный пар можно заметить – он бывает, когда вода кипит. Пар легкий, беловатый, клубами поднимается вверх, при охлаждении становиться водой. Вода имеет большое значение доя жизни. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям. Человеку нужна чистая, пресная вода. Такая вода есть в реках, озерах, родниках, под землей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- экспериментальная деятельность дошкольников.

Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру....

Проект в подготовительной группе по познавательно-экспериментальной деятельности "загадки вокруг нас"

Работа представляет собой проект по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему "загадки вокруг нас", целью которого является:-расширение представлений об окружающем...

Конспект образовательной деятельности «Веселые магнитики» Область «Познание» (ФКЦМ) (разработан для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: "Весёлые магнитики"Цель:Создание социальной ситуации развития детей в процессе ознакомления со свойствами магнита, в процессе позновательно - исследовательской деятельности...

Опытно-экспериментальная деятельность "Волшебные магнитики"

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита....

Совместная партнерская образовательная деятельность с детьми подготовительной группы по познавательно-экспериментальной деятельности «Тайны шоколада»

Данный вид НОД позволяет детям не только узнать новое  и сделать самостоятельно выводы, к которым они приходят в результате экспериментов и практической деятельности....

Весёлые магнитики

Дидактическое пособие...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздухоискатели»

Развитие познавательной активности в процессе эксперементирования, расширение знаний о воздухе. Закрепление представления детей о воздухе и его свойствах. Закепление навыков проведения опытов. умение ...