Опытно-экспериментальная деятельность "Волшебные магнитики"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Казакевич Оксана Владимировна

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №19 комбинированного вида

Пушкинского района города Санкт-Петербурга

http://www.infoniac.ru/upload/medialibrary/c13/c138af7c9d026d7fef935ca50f3ce5bc.jpg

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе

«Волшебные магнитики»

Составитель: воспитатель

     1 квалификационной категории

          Казакевич О.В.

 Санкт – Петербург

2016 год

Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи:

Обучающие:

-сформировать конкретные представления о магните, его свойствах через опытно – экспериментальную деятельность;

-познакомить со свойствами магнита.

- формировать умения приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, любознательность, память, мышление, воображение; желание участвовать в проведение опытов, экспериментов.

Воспитательные:

- воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи;

- воспитывать интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности;

- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова магнит, магнетические, притягивать, магнитить, опыты, эксперименты.

Технологии, используемые в ходе НОД

Технология исследовательской деятельности

- проведение опытов, обсуждение результатов, формулировка выводов.

Технология проблемного обучения

- проблемные вопросы, выдвижение гипотез, предположений,

стимулирование поисковой деятельности

Технология  личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

- педагогическая поддержка,

- партнерские взаимоотношения педагога с детьми

Технология сотрудничества 

- работа в подгруппе

Здоровьесберегающие технологии:

технологии сохранения и стимулирования здоровья: 

- смена двигательной активности

- пальчиковая гимнастика

-дыхательное упражнение

Оборудование и материалы:

- коробки с железными, пластмассовыми, резиновыми, деревянными и другими предметами; лист бумаги, ткань, магниты на каждого ребёнка, скрепки, пластмассовые тарелочки, стеклянные банки с водой, мнемотаблица, колокольчик, коробка с подарками.

Предварительная работа: игры с магнитной доской и магнитными буквами; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования, «Рыбалка»; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?», просмотр слайдов о магните.

Ход:

Воспитатель: 

В круг скорее соберемся, 

Дружно за руки возьмемся.

Наши умные головки (руками взяться за голову),

Будут думать много, ловко (раскачивают головой вправо, влево).

Ушки будут слушать (руками взяться за ушки),

Ротик чётко говорить (чётко проговорить эти слова).

Ручки чудеса творить (хлопки руками),

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся (дети улыбаются друг другу).

-Ребята, я приглашаю вас сегодня побывать в волшебной стране открытий и чудес, где мы немножко станем волшебниками. Нам будет помогать наш волшебный колокольчик…

1,2,3 - волшебство скорей приди! (воспитатель звенит в колокольчик)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас на столе появилась коробка. Может быть она волшебная! Что же там может быть! Как вы думаете? Послушайте загадку.

Загадка о магните.

Бывает маленьким, большим.

Железо очень дружит с ним.

Любой с ним непременно, 

Найдет иголку в куче сена.

Ответ: Магнит

(Воспитатель с детьми открывает шкатулку).

Воспитатель: Ребята, а что это за предмет? 

Дети: Магнит.

Воспитатель: Что такое магнит? Откуда он взялся?

Я расскажу вам одну старинную сказку- легенду. (показ картинок)

В давние времена поговаривали, что далеко-далеко на краю света возле огромной горы Ида пас овец пастух по имени Магнис. Однажды он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным  наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. С тех пор этот необычный камень стали называть по имени старика «Камнем Магниса» или просто магнитом. Так и появилось название «Магнит».

В природе магнит выглядит как обычные черные камни (картинка), а в руках человека он изменился и стал таким (картинка).

Воспитатель: Сегодня мы проверим и узнаем о чудесных и интересных свойствах магнита, сами покажем нашим гостям, что умеет магнит. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию.

-Что делают в лаборатории (опыты, эксперименты). Как надо вести себя в лаборатории? Давайте с помощью мнемотаблицы повторим правила поведения в лаборатории.

Дети: Не кричать, не трогать без разрешения оборудование, работать только на своих местах, быть осторожными.

Важное дело эксперимент-

В нем интересен каждый момент. 

Воспитатель: Я позвоню в колокольчик,

а вы пройдите в лабораторию и сядьте за столы.

Итак, волшебство начинается!

Воспитатель: (предлагает взять кусочек магнита в руки, который лежит на

листе бумаги).

-Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит.

Пальчиковая гимнастика.

Магнит пальцами берем. На ладонь его кладем 

По ладони покатали, пальчики свои размяли.

Мышцы напрягаем и расслабляем.

Много секретов сейчас мы узнаем.

-какой магнит наощупь (холодный, твердый, тяжелый).

-какой по форме (круглый, прямоугольный, в виде колечка).

Воспитатель: Нам надо узнать какие предметы притягивает к себе магнит?

Опыт №1. Игра «Кавардак».

-Перед вами лежат на столе разные предметы. Малыши-шалуны играли, все предметы разбросали. Нам магнитик помоги, все на место разложи.

Воспитатель: Возьмём магнит и поднесем его к каждому предмету. Ребята, те предметы, которые магнит притянул, положите в желтую металлическую тарелочку, а те, которые нет-в круглую пластмассовую тарелочку.

Приступайте!

Воспитатель: Ребята, расскажите, что у вас получилось?

Какие предметы притянул магнит?

(ключик, булавку, гвоздик, монетку, скрепка).

Почему? Из чего они сделаны? (железа).

Предметы какие? (железные). 

Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул (Пуговицу, деревянный карандаш, ластик). Почему?

Дети: Они не железные

Какой сделаем вывод? Предметы из какого материала притягивает магнит?

Вывод: Магнит притягивает только железные предметы.

Опыт №2. Действие магнита через разные материалы.

Воспитатель: (звенит в колокольчик)- Как вы думаете, сможет ли магнит притянуть предметы через бумагу? (рассуждения детей). Я вам предлагаю, положить на железные предметы лист бумаги и поднести к нему магнит.

Что произошло? 

Дети: Железные предметы магнитятся через бумагу.

Воспитатель:А еще ребята, давайте с вами накроем железные

 предметы кусочком ткани. Притянет или нет? Что произошло?

Дети: Железные предметы магнитятся через ткань.

Вывод: магнит действует через бумагу, ткань. (на схеме).

-Делать такие чудеса дело не из легких, поэтому в волшебных

лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.

Физминутка. Игра «Я-магнит».

Восп. большой магнит, а дети- предметы, которые называет воспитатель. Если магнит его притягивает, дети подбегаете к воспитателю, если не притягивает – стоят на месте.

Встали в круг (скрепка, конфета, болтик, фантик, булавка, камень, копейка, носок, гвоздик, мячик, ножницы, карандаш).

Воспитатель (звенит в колокольчик). 

-Наш волшебный колокольчик говорит,

что нам пора в лабораторию узнать немного больше о магните, его свойствах? (дети садятся за столы).

-Наши волшебные чудеса продолжаются. Я предлагаю с помощью магнита провести еще один опыт, узнаем, действует ли магнитная сила в воде.

(на столах стеклянные стаканы с водой, скрепки, магнит).

Опыт №4 Игра «Достань ключик»

- Буратино из сказки просит помочь ему достать ключик со дна озера. Нужно бросить скрепку-«ключик» в стакан с водой и достать ее с помощью магнита. Как это можно сделать?

-Делаем вместе со мной. Надо двигать магнит по стенке баночки вверх. Что мы видим? Скрепка-«ключик» следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. 

Что мы узнали?

 Магнитная сила может действовать через  стекло и воду.

Поэтому мы легко достали скрепку из воды.

Вывод: Магнитные свойства сохраняются в воде.

Воспитатель: Как вы думаете, что будет, если соединить два магнита? (рассуждения детей). Попробуйте соединить два магнита друг с другом. Что происходит? (притягиваются). А теперь соедините их другой стороной. (отталкиваются).

Вывод: Магниты притягиваются друг к другу и отталкиваются друг от друга (схема).

Воспитатель: (звенит в колокольчик).

-А где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?

Дети: (Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитные фигуры, магниты-держатели, игра «Рыбалка»).

Воспитатель: Молодцы! Вы были прекрасными волшебниками, делали настоящие чудеса с магнитом и узнали новое о магните.

-Ребята, мы совсем забыли про нашу волшебную коробочку. Заглянем? 

 В нашей волшебной коробке для вас есть сюрпризы.

 Это игра «Магнитный конструктор». Играть в них помогает магнит.

Новая игра останется у нас в группе, и мы обязательно проверим свойства магнита.

Ресурсное обеспечение

1.        Горбашова Г.Б. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.- М.: АРКТИ,  2008

2.        Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания.- Ярославль: Академия развития, 2003

3.        Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013

4.        http://doshkolnik.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...

Методическая разработка по опытно-исследовательской деятельности «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»

Пояснительная записка «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой прост...