Проект "Космос"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Юмашева Лиана Киреевна
  • Способствовать обогащению знаний  детей старшего дошкольного возраста о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 18_proekt_kosmos.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Начальная школа №15»

Проект «Космос»

(старший дошкольный возраст)

                                                                                                                 Воспитатель:

Юмашева Л.К.

Нефтеюганск

2019

Актуальность проекта

Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).

Цель проекта «Космос»:

  • Способствовать обогащению знаний  детей старшего дошкольного возраста о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

Задачи:

  • Продолжать расширять представление детей о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
  • Развивать любознательность, интерес к изучению космического пространства.
  • Развивать художественно – творческие способности в продуктивных видах деятельности.
  • Формировать умение использовать различные  способы получения информации, умение задавать вопросы.
  • Вовлечь родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Сроки реализации проекта: 2 недели (апрель)

 Предполагаемые результаты:

  1. Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.
  2. Повышение уровня мотивации к познавательной деятельности.
  3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
  4. Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Этапы работы над проектом

  1. Подготовительный - разработка проекта.
  2. Практический – реализация проекта.
  3. Заключительный - космическое погружение «К далёким планетам летим!»

1 этап.  Разработка проекта:

  • Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
  • Информация родителей о предстоящей деятельности.
  • Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по теме «Космос
  • Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.
  • Подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
  • Составление   план мероприятий.

2 этап. Практический.

План мероприятий по реализации проекта «Космос».

Образовательная область

Совместная деятельность

Задачи

Физическая культура

  • Подвижные игры: “Космонавты”, “Вокруг Солнца”, «Летающие тарелки», тематическое физкультурное занятие «Тренировка будущих космонавтов».
  • Развлечение «Дорога в космос».

Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.

Здоровье

  • Беседы «Кого принимают в космонавты?», «Космическая еда: рецепты крепкого здоровья».

Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам.

Безопасность

  • Беседы «Поможем жителям  грустной планеты», «Что случится с нашей планетой, если…».
  • Беседы о безопасности:

отработка правил поведения в экстремальных условиях космоса.

Приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира природы.

Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её.

Социализация

  • Сюжетно-ролевые игры:

«Строители космодрома»,

«Космическое путешествие».

  • Коммуникативные игры.

Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий

Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.

Труд

  • Конструирование «Ракета», «Летательные аппараты».
  • Рассказ о профессии космонавт.
  • Ручной труд: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в разных конструкциях. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом, различными видами «Конструкторов».

Расширить представления детей о космонавтах.

Познание

  • Непосредственно образовательная деятельность «Солнечная система».
  • Беседы: «Земля -  голубая  планета жизни»,  «Планеты солнечной системы», 

«Первооткрыватели космоса».

  • Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, карты звёздного неба, глобуса - макета Земли, иллюстраций и книг по теме “Космос”.
  • Наблюдения на прогулке за небом, звездами в темное время суток, за Луной: новолуние, месяц, половина Луны, полнолуние.   
  • Экспериментирование   «Звёзды светят постоянно», Метеориты и метеоритные кратеры», Как выглядит Солнце».
  • Экскурсия в  библиотеку на выставку «День космонавтики».
  • Просмотр презентаций «Астрономия», «Всё о космосе», «Исследователи космоса», «Планеты», Гагарин-герой» и др.
  • Интегрированное занятие «Большое космическое путешествие».
  • Дидактические игры «Найди лишнее», «Доскажи словечко», «Путешествие по карте и глобусу», «Изобретатели».

Дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о звёздах, созвездиях; их разнообразии.

Познакомить детей с понятием “планета”. Познакомить детей со строением Солнечной системы. Дать представление о нашей Галактике Млечный путь, планетах (Земля, Марс, Венера, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Юпитер); их особенностях.

Дать элементарные знания о Луне – спутнице Земли.

Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, познакомить с моделью земли – глобусом

Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.

Рассказать детям о первых живых существах в космическом пространстве, собаках

Коммуникация

  • Заучивание стихов о космосе,

отгадывание загадок,

сочинение рассказов  на тему «Космические истории».

  • Свободное общение: «Что можно увидеть в телескоп»; «Кого берут в космонавты?»; «Планета Земля – какая она?».

Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.

Осуществлять словарную работу, Активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Развивать умение связно, последовательно составлять рассказы по мнемотаблицам. Развивать память, мышление, воображение.

Чтение художественной литературы

  • А.Леонов «Я выхожу в космос», цикл познавательных статей в энциклопедиях.
  • Чтение книг о звездах и планетах, космонавтах,

 обсуждение,

заучивание стихов.

  • Чтение «Незнайка на луне" с последующими режиссерскими играми «Приключения Незнайки на Луне»; игрой-фантазией «Незнайка и его друзья на неизвестной планете».
  • Сочинение былей и небылиц о космосе.

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

Художественное творчество

  • Рисование различными техниками: «Мы рисуем космос»,  «Космическое путешествие», «Космический вернисаж», «Волшебные космические превращения клякс», «Животные, птицы и растения других планет».
  • Лепка «Покорители космоса», «Летающие тарелки и спутники».
  • Аппликация «В космосе», «Первый полёт».

Развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать «Космос», и передавать характерные особенности  средствами рисунка.

Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках

Учить детей фантазировать, воплощать  в реальности свои фантазии, оценивать  свою деятельность.

Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Музыка

  • Интегрированное занятие (Изо+Музыка) «Большое космическое путешествие».
  • Слушание музыкальных произведений о космосе:

«Наш звездолёт» (О.Емельянова); «Я верю, друзья» (О.Фельцман, В.Войнович); «К дальним планетам!» (С.Туликов,

Ю.Полухин); «Трава у дома»

(В.Мигуля, А. Поперечный).

  • Придумывание танца инопланетян.
  • Экспериментирование со звуками «Звуки неизвестной планеты».

Формирование эстетического отношения к окружающему миру через музыку и движение

Учить слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке

Развивать пластику и выразительность движений

Работа с родителями

  • Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.
  • Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми.  
  • Конкурс поделок «Далёкий космос».
  • Создание папки-передвижки «Загадочная вселенная: о чем рассказать детям».

План работы по проекту «Космос»
в рамках преемственности дошкольного и школьного отделения
МБОУ «Начальная школа – детский сад №15»

Содержание работы

Участники

1.

Космический старт.

ст., подг. группы, школа

2.

Оформление тематических уголков, центров.

школа, д/сад.

3.

Тематические радиопередачи «О космосе расскажем».

д/сад, школа

4.

Экскурсия в МУК «Центральная городская библиотека».

ст., подг. группы, школа

5.

Тематические классные часы, беседы.

школа, д/сад.

6.

Спортивное развлечение «Дорога в космос».

д/сад, 1-е классы

7.

Спортивный праздник «Космические гонки».

3-4 классы

8.

Оформление выставки газет «День космонавтики».

д/сад, школа

9.

Конкурс чтецов «Мы дети твои, дорогая Земля!»

1-е классы, д/сад

10.

Посещение передвижного планетария.

д/сад, школа

11.

Космическое погружение «К далёким планетам летим!»

д/сад, школа

12.

Линейка «Космический  полёт завершён».

ст., подг. группы, школа

Заключительным этапом работы над проектом стало космическое погружение «К далёким планетам летим!», где воспитанники и обучающиеся вместе в игровой форме закрепили свои знания о космосе, проявили свои творческие способности.

В ходе реализации проекта мы в очередной раз пришли к выводу, что проектная деятельность объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют сплочению детского коллектива, детского сада и семьи. У детей повышается интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивация: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Практическая значимость проекта состоит в том, что  его может использовать  в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.