Cтатья "Влияние экологической сказки на формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе"
статья по окружающему миру (старшая группа)

Мясушкина Ольга Леонидовна

 

Влияние экологической сказки на формирование

у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myasushkina_saratov.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние экологической сказки на формирование

у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе

Экологическое образование подрастающего поколения в настоящее время актуально, как никогда, что обусловлено ухудшением экологического состояния нашей страны и планеты в целом: все менее богатой и разнообразной становится растительность планеты, сокращаются некоторые виды животных, постоянно в атмосферу выбрасываются опасные химические вещества, загрязняются воды и т.д. В связи с этим необходимо обратить внимание человечества, в том числе и подрастающее поколение – детей дошкольного возраста, на охрану и защиту природного мира, на формирование ценностного отношения к объектам природы. Формирование системы ценностных отношений происходит в течение всей жизни человека, особое место принадлежит дошкольному возрасту, который является сензитивным к освоению ценностей общества, к непрагматическому взаимодействию с природой. Именно это определяет значимость экологического образования дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Основополагающая задача работы по экологическому образованию в ДОУ, по нашему мнению, научить детей наблюдать и понимать красоту окружающей природы, с бережностью относиться ко всем живым организмам, развивать познавательный интерес у детей к природе, показать и освоить технологии взаимодействия с объектами природы (правила эколого-целесообразного поведения в природе). При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания детей. Отметим, что на сегодняшний день идет поиск эффективных форм, методов и технологий, которые способствуют развитию экологического образования дошкольников. Чтение литературных источников, наблюдения за объектами природы, включение детей в проектную и исследовательскую деятельность, инсценировка экологических сказок способствует формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир. В образовательном процессе дошкольного образования мы часто используем чтение экологических сказок. Это связано с тем, что у дошкольников еще преобладают сказочные представления о природе. Экологическая сказка дает возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать за жизнью животных и растений, отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. Одним из принципиальных факторов, который более глубоко способствует пониманию дошкольниками текста экологической сказки, считается обращение к чувствительному опыту ребенка (восторг, любовь, привязанность, сочувствие, сострадание, гнев, досада, нежность, радость). Часто в своей работе мы используем чтение народных сказок. В каждой сказке можно увидеть отношение людей к природе, взаимосвязь людей со средой обитания. Отметим, что дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно придумать экологические сказки. Приведем пример экологической сказки «Как волка к порядку приучали…», которая была придумана воспитанником нашего детского сада. В одном смешанном лесу, где березки мирно обитают рядом с соснами, а дубы каждый день ветвями здороваются с рябиной, живет Волк. В отличие от других своих собратьев, он - добрый. Никого не обижает, ни за кем не гоняется, ни с кем не ругается. Правда, есть у Волка одна плохая черта - он очень любит конфеты. Казалось бы, кому может навредить любовь к конфетам? Разве что только самому сластене – ведь от шоколада могут разболеться зубы! Однако от его любви к сладкому страдает весь лес. Волк ест конфеты и шоколадки в огромном количестве! Особенно он любит полакомиться, когда куда-то направляется, а фантики и обертки разбрасывает по всей округе! А если к нему приезжают братья или друзья, количество разбросанных бумажек увеличивается в несколько раз. Недалеко от берега реки, который выходил на Зеленую лужайку, располагалась заячья избушка. Каждый день дружное семейство длинноухих отправлялось за водой. И однажды зайцы с ужасом увидели, как порыв ветра подхватил конфетные бумажки и сбросил прямо в речку, где они устремились за быстрым потоком. Зайцы были в отчаянии: «Все конфетные бумажки, расползлись, как таракашки, даже речка засорилась, мы воды теперь лишились! Это Волк, вредный волк, не знает он в порядке толк. Пора зверюшек всех позвать, пора нам Волка воспитать!». И позвали зайцы на Зеленую лужайку всех зверей лесных, собрались все с мешками мусора. Настроенные решительно, они направились к логову Волка, чтобы вручить ему плоды его беспредела. Звери подошли к логову и закричали: «Весь мусор мы в лесу собрали, теперь прошли наши печали, несем мы Волку этот сор, чтоб выставить грязнулю на позор!». Звери высыпали все содержимое мешков перед его дверью. Образовалась приличная куча конфетных бумажек, которая загородила вход в дом и засыпала окно. И как раз в это время Волк возвращался домой. Он засунул руку в карман, чтобы распаковать очередную конфету, и вдруг замечает делегацию у своего дома и сказал: «Что за сборище у дома? Я гостей не приглашал!». И сказали звери дружно: «Мы пришли без приглашенья, так как кончилось терпенье. Конфеты ешь - не замечаешь, куда обертки ты бросаешь! Нетрудно пять шагов пройти - до урны мусор донести!». Волк схватился за голову и сказал: «Ужас, что я натворил, лес в помойку превратил! Надо срочно исправляться, и в лесу нашем убраться! Обещаю, что отныне, мусор будет весь в корзине!». Пожалели лесные звери волка и помогли ему убрать весь мусор. Если каждый будет знать, как природу защищать, будет чисто и опрятно, и самим будет приятно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе через экологическую сказку.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности...

«Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду»

Перспективный план по формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду в старшей группе...

Мастер - класс «Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду через различные виды деятельности»

Данный материал  раскрывает аспект работы педагога по формированию у старших дошкольников  ценностного отношения к труду. Здесь также представлен алгоритм использования игровых практик и ...

Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе.

Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе....

Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду

Итоговая Работа по курсу Чеховских О.Г.Тема: "Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду " (старшая группа)...

Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе.

Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе....

Воспитание у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе.

В презентации раскрываются цель, задачи, методы и средства экологического воспитания дошкольников....