Картотека игр и опытов с водой.
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Орехова Наталья Александровна

Знакомство детей с окружающим миром (свойства воды, качества материалов, действия с водой и предметами).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_i_opytov_s_vodoy.docx156.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  

д/с  №2 «Ласточка» общеразвивающего вида

городского поселения - г. Семилуки Воронежской области

https://scientificrussia.ru/data/auto/material/large-preview-54975473_l.jpg

Подготовила воспитатель

Орехова Наталья Александровна

Группа «Улыбка»

Играть с водой интересно и полезно. И в холодное время года – не помеха. Зимой для игр с водой очень удобны ванны фабричного производства. Но если такая ванна отсутствует, можно приобрести пластмассовый тазик.

Задачи:

1. Знакомство детей с окружающим миром (свойства воды, качества материалов, действия с водой и предметами).

2. Расширение словарного запаса.

3. Овладение детьми математическими понятиями «полный – пустой», «много – мало».

4. Физическое развитие малышей (развивается зрительно-двигательная координация и мелкая моторика рук).

5. Снятие психического напряжения, состояния внутреннего дискомфорта и агрессии.

Устанавливая ванну с водой, нужно учитывать:

- свободный доступ к ванне, возможность нескольким детям играть одновременно;

- уровень воды для маленьких детей 5-7 см;

- верхний край ванны должен быть на уровне пояса ребенка.

Для игр с водой:

материалы:

- сосуды разных форм и объемов (чашки, ложечки, воронки, баночки с разным диаметром отверстий);

- мелкие игрушки из разных материалов (пластмассовые, резиновые, деревянные);

- природный материал (шишки, камешки, ракушки, палочки);

- бросовый материал (деревянные дощечки, металлические брусочки, губки, кусочки ткани, пластмассовые трубочки, пробки);

- самодельные плавающие игрушки-кораблики (пробка с мелкой игрушкой, скорлупа от грецкого ореха с флажком, кораблик из пенопласта);

- пищевые красители, шампунь;

- три-четыре клеенчатых фартука.

При организации игр и упражнений с водой велика роль взрослого: он осуществляет: подбор материалов и атрибутов, организует совместные с детьми игры с водой, развивает у детей умение действовать с предложенным материалом, постепенно вводит новые игры и упражнения. А для того, чтобы привлечь внимание детей, пусть к ним каждый раз приходит Капелька, которая и расскажет много интересного о воде. (Капелька шьется из клеенки, оформляется бусинками или пуговицами.)

Ход работы с детьми младшего дошкольного возраста:

Познакомимся с водой

Побеседуйте с детьми о свойствах воды.

- Вода разливается по поверхности стола.

- Воду можно собрать губкой. Поупражняйте детей в собирании воды с помощью губки:

положите губку в лужу, отожмите воду из губки в ванную.

- Вода бывает теплая и холодная. Принесите холодной и горячей воды (проверьте с детьми температуру горячей воды через стенки ведерка, а холодной – в ведерке).

Смешайте и сделайте теплую воду.

- Вода наливается в разные сосуды. Разлейте с детьми воду из большого сосуда в несколько маленьких. Дайте детям возможность самостоятельно наливать воду.

Ну-ка, вылови!

Поставьте на крышку стола (если стол для игр имеет две чаши, крышка на закрытой ванне используется как стол) тарелку или ведерко. В ванне с водой плавают мелкие предметы и игрушки. Предложите детям выловить их по одному ложкой и переложить в ведерко.

Вначале помогите ребенку, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в тарелку, а пролитую воду собрать губкой. Для повышения детского интереса к упражнению и усложнения действия в следующий раз предложите ему ситечко или сачок вместо ложки.

Кто быстрее нальет и выльет?

Предложите детям разной формы сосуды (бутылочки, кружки, баночки). Пусть дети набирают в них воду, опуская сосуд в воду. Расскажите детям, что вода наливается в разные сосуды. Предложите наливать воду через воронку в сосуды разного размера.

Жур-жур, кап-кап…

Выливая воду из бутылочки, предложите детям послушать, как журчит вода. Послушайте вместе с детьми, как капелька из пипетки ударяет о поверхность стола или железный поднос.

Какие разные бутылочки!

Дайте детям бутылочки с разным диаметром горлышка. Пусть дети наполняют бутылочки одновременно. Так же одновременно пусть дети выливают воду. Подведите детей к пониманию того, что скорость наполнения бутылочки и выливания воды из нее зависит от размера горлышка.

Разноцветная вода

В присутствии детей окрасьте воду в ванне пищевым красителем. Пусть дети наливают «волшебную» воду в прозрачные емкости, вместе с ними выразите восхищение от увиденного. Доставьте детям радость, позволив им пускать в необычной воде рыбок, кораблики, лодочки из пенопласта и скорлупы грецких орехов. Покажите, как палочкой можно направить кораблик в нужную сторону.

Волшебный камешек

Рассмотрите с детьми сухие камешки. Опустите их в ванну с водой. Поговорите с детьми о том, что камешки тяжелые, и они упали на дно. Достаньте камешки и сравните их с сухими. Вместе с детьми сделайте вывод о том, что мокрые камешки изменили свой цвет.

Надо, надо помогать!

Время от времени давайте детям поручения: умыть кукол, помочь вымыть кукольную посуду, игрушки, «постирать» кукольную одежду, помочь полить цветы.

Детям четвертого года жизни доступны простейшие опыты с водой.

Что такое снег?

Принесите в группу снег и опустите в ванну. Понаблюдайте с детьми за таянием снега.

Сделайте вывод: снег – это замерзшая вода.

Почему нельзя есть снег?

Рассмотрите воду, появившуюся в ванне. Обратите внимание детей на грязь на дне ванны.

Помогите детям сделать вывод о том, почему нельзя брать снег в рот.

Что такое лед?

Принесите и положите в сухую ванну кусочки льда. Закройте ванну. Через некоторое время поищите лед в ванне. Побеседуйте с детьми о том, почему в ванне появилась вода, а кусочки льда стали такими маленькими. Сделайте вывод: лед растаял и превратился в воду. Продолжите опыт, вынеся воду в формочках на улицу в морозную погоду. Закрепите с детьми понятие, что лед – это замерзшая вода.

Почему плачет сосулька?

Прикрепите над ванной ситечко и положите в него сосульку. Понаблюдайте вместе с детьми, как через некоторое время из ситечка в ванну станет капать вода. Подведите детей к мысли, что в тепле сосулька растает. А на улице сосульку согреет солнышко, и она начнет капать, «плакать».

Тонет – не тонет

Дайте детям разные предметы (деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, камешки). Предложите бросить их в воду ванны. Посмотрите, какие из них утонули, а какие плавают.

Развлечение с водой

Детям младшего возраста полезно устраивать маленькие праздники. Устройте для своих малышей Праздник мыльных пузырей.

Взбейте в ванне мыльную пену, с помощью соломки пускайте пузыри, вместе с детьми полюбуйтесь переливающимся великолепием. Пусть попробуют поймать на ладошку разноцветный мыльный пузырь. Прочитайте стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри».

Осторожно – пузыри…

– Ой, какие!

– Ой, смотри!

– Раздуваются!

– Блестят!

– Отрываются!

– Летят!

– Мой со сливу.

– Мой – с орех.

– Мой не лопнул дольше всех! 

Бутылочка с плотно закрывающейся крышкой может превратиться в забавную игрушку.

Для этого в бутылку наливают воду и помещают пуговицы, бусинки, мелко нарезанную фольгу. При переворачивании бутылки предметы медленно опускаются вниз. 

Знакомство с водой

«Вода льется»

Цель: Познакомить детей с тем, что вода льется, мы выпускаем воду, и она течет. Вода чистая, прозрачная. Сквозь нее видны руки, мыло. Вода смывает грязь. Воду надо беречь.

Оборудование: тазик, салфетки, мыло.

Словарная работа: льется, чистая, прозрачная, глазки, щечки, рот, зубок.

Ход и руководство:

Воспитатель вносит тазик с чистой водой. И предлагает поиграть с ней, читая стихотворение:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки горели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Дети прыскаются в воде, пропускают ее через руки.

Вопросы:

  • Какая вода?
  • Верно, посмотрите, какая вода чистая, сквозь нее видны руки.
  • Предлагает намылить руки мылом.
  • Посмотрите и скажите, какая вода стекает с ваших рук? (грязная).
  • Вот какие грязные у вас были руки. Так что же смывает грязь? (Вода и мыло).
  • Нужна ли вода? Кому? (Верно, нам).
  • Вода нужна всем, ее надо беречь. Кран не надо открывать сильно, не баловаться ею.

Беседа

«Зачем нужна нам вода?»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды, рассказать для чего и для кого она нужна. Развивать познавательность у детей. Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: лейка с водой.

Словарная работа: льется, можно пить, мыть руки, поливать ею растения, чтобы они росли.

Ход и руководство:

Посмотрите, что я принесла. Что это?

Верно. Это лейка, а в ней вода. Посмотрите, какая вода чистая, прозрачная. Для чего вода нам нужна?

Правильно, чтобы пить, руки мыть, а еще зачем?

Мы с вами пьем ее, а животным и растениям она нужна? Да нужна без нее они погибнут. Давайте, подойдем к клумбе, и польем наши цветочки, чтобы они росли, цвели и были красивые цветочки. Действия детей совместно с воспитателем.

Опыт. «Тонет – не тонет».

Цель: Познакомить с тем, что в воде предметы могут тонуть, а другие плавают на поверхности. Развивать умение различать предметы, которые тяжелые, а какие легкие, желание знать. Воспитывать любознательность.

Оборудование: таз с водой, камешки, резиновая игрушка утенок.

Словарная работа: вводить в речь детей слова тонет, плавает, тяжелый, легкий.

Ход и руководство:

Воспитатель вносит таз с водой предметы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Воспитатель показывает детям предметы.

Что это у меня? (верно, камушки и утенок).

Смотрите, я вам покажу фокус.

Воспитатель опускает камушек и утенка в воду.

Что это, ребята, посмотрите, почему камушек потонул, а утенок плавает?

Предлагает потрогать камушек.

Какой он? (тяжелый).

Верно он тяжелый, поэтому он тонет.

А утенок? (легкий).

Поэтому, он не тонет, а плавает на поверхности.

Дети играют с водой и игрушками.

Опыт. «Вода бывает холодная и горячая».

Цель: Продолжать развивать ощущения детей – учить различать холодную и горячую воду, правильно обозначать это словами. Вода наша помощница. Воспитывать чувство чистоты и опрятности у детей.

Оборудование: две пластмассовые емкости с холодной и горячей водой.

Словарная работа: холодная, горячая.

Ход и руководство:

Воспитатель вносит емкости с водой. И предлагает определить, где холодная, а где горячая вода. В одном тазу горячая, а в другом холодная, поэтому нельзя опускать руки в нее.

Ребята как проверить?

Не знаете, надо дотронутся, до емкости.

Воспитатель вместе с детьми дотрагивается до емкости с холодной водой.

Какой тазик?

Ответ детей: холодный.

Затем они дотрагиваются до емкости с горячей водой.

Какой таз, как вы думаете?

Верно, горячий, потому что вода горячая.

Из нее можно сделать теплую воду. Воспитатель смешивает воду в одной емкости на глазах у детей.

Теперь ее можно потрогать пальчиком.

Давайте скажем: «Мойся, мойся – воды не бойся».

Вода помогает нам быть чистыми и опрятными. Мы не хотим быть грязнулями. Дети, вода нужна всем, она наша помощница, ее надо беречь.

Опыт. «Разноцветная вода».

Цель: Продолжать знакомить детей с водой, о том, что она бывает чистая, которая льется из крана. Чистая вода нужна всем, ее надо беречь. Но воду можно сделать цветной, добавив в нее краски. Такая вода становится непрозрачная, сквозь нее ничего не видно.

Оборудование: емкость с водой, краска, камушек.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова чистая, прозрачная, непрозрачная, цветная.

Ход и руководство:

Воспитатель вносит стакан с чистой водой, и краску. Предлагает посмотреть, что он принес.

Воспитатель: верно, я вам принесла чистую воду и краску. Ребята, а зачем мне краска? Не знаете.

Я вам покажу фокус.

Какая вода?

Верно, чистая, прозрачная, сквозь нее видно руки. Что у меня налито в этой баночке? Верно, краска.

Посмотрите, я взяла и налила немного красной краски в баночку с чистой водой. Что вы видите, какая цветом стала вода? (Красная).

В эту баночку я налила синюю, а в эту желтую. Какая стала вода цветом? Верно, желтая и синяя.

Давайте, посмотрим через эту воду, видно ли нам друг друга. Сейчас я брошу что – то в воду. Скажите, что я бросила? Аня, а теперь ты брось. Погляди, видно ли что ты бросила? Почему не видно? (Вода грязная, не прозрачная).

Вот какой фокус мы с вами сделали, понравилось. Вода может быть разной.

Опыт. «Твердая вода».

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что вода бывает твердая, если ее заморозить, льдинки – это тоже вода. Развивать внимание, любознательность. Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: емкость с простой водой и замороженной.

Словарная работа: вода течет, жидкая, твердая, не течет.

Ход и руководство:

Воспитатель вносит баночку с простой водой и емкость с льдинками, предварительно замороженными в холодильнике.

Воспитатель: посмотрите, что я вам принесла?

В одной баночке у меня простая, чистая вода. Она течет, жидкая.

В ней можно мыть руки, как вы думаете? Верно, можно.

А теперь посмотрите, что в этой баночке? Правильно, льдинки. Какие они, потрогайте? Верно, они холодные. А еще они твердые.

Из чего «сделаны» льдинки? Верно, из воды. Это тоже вода, только она замерзла в холодильнике. А такая вода может течь? Правильно, нет, а что же нам делать. Давайте, ее поставим на солнышко и посмотрим, что же будет.

Проходит время, и педагог с детьми проверяют баночку с льдинками.

Посмотрите, куда исчезли льдинки? Нет, они вовсе не исчезли, а превратились в воду. Солнышко ее нагрело, и льдинки растаяли. Также льдинки тают весной.

Игра – забава с водой

«Круги на воде».

Цель: Вызвать у детей положительно – эмоциональный отклик. Развивать умение выдувать струю воздуха, складывая губы трубочкой. Воспитывать желание играть с водой.

Оборудование: таз с водой.

Ход игры:

Воспитатель вносит таз с водой.

Игровая мотивация: я хочу показать фокус с водой.

Воспитатель наклоняется над тазом и дует на воду.

Посмотрите на воде появились круги.

Предлагает детям сделать то же самое.

Действия детей.

Игра – забава с водой

«Пускание кораблика на воду».

Цель: Вызвать положительный эмоциональный настрой. Развивать желание играть с водой летом. Воспитывать желание играть вместе.

Оборудование: таз с водой, кораблики.

Приемы:

1. Сюрпризный момент: внесение корабликов.

2. Игровая мотивация: посмотрим у кого дальше уплывет кораблик.

3. Указание: пускать по очереди, не толкать руками, дуть губами, делая трубочкой.

4. Действия детей.

5. Поощрение: Молодцы, у всех кораблики уплыли далеко.

Опыт. «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда»

Посадить за стол кукол.

– Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы будем поить их водой.

Налить в стакан воду доверху. Предложить кому-нибудь из детей пронести воду быстрым шагом и посмотреть, пролилась вода или нет.

– Что произошло с водой? (Пролилась на пол, на одежду, намочила руки.)

– Почему это произошло? (Стакан был слишком полный.)

– Почему вода может разливаться? (Потому что она жидкая.)

– Мы налили слишком полные стаканы, жидкая вода в них плещется и разливается. Как же сделать, чтобы вода не разливалась? Наполнить стаканы наполовину и нести медленно.

Давайте попробуем.

Вывод: О чем, мы сегодня узнали? Вода, какая? (Вода жидкая.) Если стакан слишком полный, что может произойти с водой? (Она может разливаться.)

Опыт. «Прозрачная вода может стать мутной»

Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо видно?

Почему? (Вода прозрачная.) Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой

добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная.) Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нем: мутная или прозрачная? (Прозрачная.) Рыбкам все хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм.)

Вывод: О чѐм вы сегодня узнали? Какой может стать прозрачная вода? (Мутной.) В какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде.)

Опыт «Вода не имеет цвета, но еѐ можно покрасить»

Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная.) Воду можно подкрасить, добавив в неѐ краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды.) Какого цвета стала вода?

(Красная, синяя, жѐлтая, красная.) Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: О чѐм мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в нее добавить.

Опыт. «Вода может литься, а может разбрызгиваться»

В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (Одного-двух.) Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льѐтся.) Откуда льѐтся вода? (Из носика лейки.) Показать детям специальное устройство для разбрызгивания – пульверизатор. (Детям можно сказать, что это специальная брызгалка.) Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание детей, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми.) Почему? (На них брызгали водой.) Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.

Вывод: О чем, мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться.)

Опыт. «Влажные салфетки быстрее высыхают на солнце, чем в тени»

Намочить салфетки в ѐмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям салфетки на ощупь. Салфетки, какие? (Мокрые, влажные.) Почему они стали такими? (Их намочили в воде.) К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить.) Как вы думаете, где быстрее высохнут салфетки – на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке. Одну салфетку нужно повесить на солнечной стороне, другую – на теневой. Какая салфетка высохла быстрее: та, которая висит на солнце, или та, которая висит в тени? (На солнце.)

Вывод: О чем, мы сегодня узнали? Где бельѐ высыхает быстрее? (Бельѐ на солнце высыхает быстрее, чем в тени.)

Опыт. «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить»

Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать еѐ. Какая она на ощупь? (Сухая, твѐрдая.) Можно еѐ взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла?

(Солнце высушило.) В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польѐм растения на клумбе. После полива пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная.) А палочка легко входит в землю? Сейчас мы еѐ взрыхлим, и растения начнут дышать.

Вывод: О чем, мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить.)

Опыт. «Руки станут чище, если помыть их водой»

Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что же делать? Может быть, давайте отряхнѐм ладошки?

Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой.) Воспитатель предлагает сделать это.

Вывод: О чем, мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой.)

Опыт. «Какая лужа высохнет быстрее?»

– Ребята, вы помните, что остаѐтся после дождя? (Лужи.)

– Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя какие лужи бывают? (Маленькие.)

Воспитатель предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее: большая или маленькая? (Воспитатель разливает воду на асфальте, делая разные по размеру лужи.)

– Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше.)

Воспитатель: А большие лужи иногда высыхают целый день.

Вывод: О чем, мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее: большая или маленькая?

(Маленькая лужа высыхает быстрее.)

Опыт. «Вода – наша помощница»

На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая.

– Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно.

– Что же делать? (Помыть.)

– Чем? (Водой и тряпочкой.)

– А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались.

– Что же делать? (Салфетку надо намочить водой и хорошо потереть.)

Воспитатель показывает процесс мытья столов, предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды. Теперь столы чистые?

Вывод: О чем. мы сегодня узнали? В каком случае столы становятся очень чистыми после еды? (Если их помыть водой и тряпочкой.)

Опыт. «Вода может превращаться в лед, а лед превращается в воду»

Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса.) Теперь перельѐм воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замѐрзла, превратилась в лѐд.) Почему? (В холодильнике очень холодно.)

Оставим формочки со льдом на некоторое время в тѐплом месте. Что станет со льдом?

Почему? (В комнате тепло.) Вода превращается в лед, а лед в воду.

Вывод: О чем, мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лед? (Когда очень холодно.)

Когда лед превращается в воду? (Когда очень тепло.)

Опыт. «Окрашивание воды»

Цель: выявить свойства воды. Она может быть теплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет. Чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: емкости с водой (холодной и теплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны. (Вода прозрачная.) Далее выясняют, как можно окрасить воду. (Добавить краску.)

Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с теплой и холодной водой.) В каком стаканчике краска быстрее растворяется? (В стакане с теплой водой.) Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной.)

Опыт. «Как вытолкнуть воду?»

Цель: формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из емкости, не опуская руки в воду и не используя, разные предметы-помощники, например, сачок. Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев.

Вывод: О чем, мы сегодня узнали? (Камешки, заполняя емкость, выталкивают воду.)

Опыт. «Куда делась вода?»

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды.)

Материал: две мерные одинаковые емкости.

Дети наливают равное количество воды в емкости. Вместе с воспитателем делают отметку уровня. Одну банку закрывают плотно крышкой, другую оставляют открытой. Обе банки ставят на подоконник.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках емкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода из открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда емкость закрыта, испарение слабое (частицы воды не могут испариться из закрытого сосуда).

Опыт. «Откуда берется вода?»

Цель: познакомить с процессом конденсации.

Материал: емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.

Воспитатель накрывает емкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать ее рукой. Выясняют, откуда берется вода. (Это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке.) Взрослый предлагает повторить опыт, но с теплой крышкой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении

пара.

«Свойства сухого и влажного песка».

Цель: предложить детям сравнить свойства сухого и влажного песка, учить правильно называть их; использовать простейшие конструкции сравнения; обогащать словарный запас, развивать грамматический строй речи.

Описание опыта: Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик.

Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка.

Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий.

Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики.

«Опыты со снегом».

Цель: помочь детям выявить основные свойства снега (белый, холодный, тает от тепла руки), учить передавать результаты экспериментирования, используя в речи качественные прилагательные. Развивать любознательность, воображение.

Опыт №1. «Определение цвета».

- Какого цвета снег? (белый)

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Теперь я положу под комочек снега цветную картинку. Давайте посмотрим, видно картинку под снегом? (Нет, значить снег непрозрачный)

Опыт №3.

Взять горсть снега и высыпать еѐ. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий).

Опыт №4. «Воздействие температуры». Давайте посмотрим на снег, который был в стаканах. Что с ним случилось, пока мы играли? (Он растаял) Правильно, под действием тепла снег превратился в воду. Значит, снег образуется из воды под действием мороза.

«Цветной снеговик».

Цель: расширять представления детей о свойствах снега, показать, что снег впитывает краску и приобретает цвет. Развивать связную речь, обогащать словарный запас.

Описание опыта: предлагаю детям вспомнить, что мы знаем о снеге. (Белый, холодный, в тепле тает).

- Скажите, можно ли на снегу рисовать красками? (предположения детей). А чем рисовать, кисточками? Нет, на снегу можно рисовать цветной водой – краску разводим водой и рисуем. (Показываю детям). А еще можно снег опустить в цветную воду и он тоже станет цветным (опускаем снег в воду).

Вывод: снег рыхлый, поэтому он впитывает краску и становится цветным.

Опыт «Куда делась лужица?»

Цель: показать детям, как губка впитывает воду, предложить рассказать, что произошло, куда исчезла лужица. Актуализировать детское любопытство, вызвать желание экспериментировать.

Описание опыта: В гости приходит Нюша и рассказывает, что решила поставить в вазу цветы, но не удержала вазу и вода из нее пролилась на стол. (Разлить на столе воду)

- Давайте поможем Нюше убрать воду со стола. Но как это сделать. Может убрать руками? (нет, руки будут мокрыми и намочим себе одежду, вода может на пол пролиться и там тоже будет лужа)

- Посмотрите, у меня есть вот такие губки. Для чего же они нужны? Если я положу их в воду, что произойдет, посмотрим. (Губку промокаю в воду).

- Ой, а воды на столе нет. Куда она делась? Правильно она впиталась в губку.

Вывод: Лужицу на столе можно убрать губкой, потому что она впитывает воду.

Опыт «Таяние сосульки».

Цель: продолжить знакомить детей со свойствами воды, показать, что в теплом помещении лед превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что брать снег и лед (сосульки) в рот нельзя.

Ход опыта: Принести с прогулки сосульки в стеклянной баночке. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры они растают, образуется вода.

Обратить внимание на то, что вода грязная.

Вывод: сосульки под действием температуры тают, превращаясь в воду. Вода в стакане грязная, значит брать сосульки в рот нельзя.

Опыт «Температура предметов на солнце и в тени».

Цель: учить детей сравнивать температуру предметов в тени и на ярком солнце, дотрагиваясь до них ладонями, устанавливать взаимосвязь между температурой предметов и их расположением.

Предложить детям потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить детей, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить детям подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются. Затем предложить детям поставить на солнце и в тени несколько одинаковых предметов (ведерко, кубик, железную машинку) и в конце прогулки посмотреть, что с ними произошло.

Вывод: на солнце предметы нагреваются, а в тени остаются холодными. Солнце дает тепло.

Опыт «Легкий – тяжелый».

Цель: учить детей определять относительный вес предметов (перо, камень, вата, шарик, металлическая ложка), опытным путем устанавливать, провалиться ли в снег, или утонет в воде.

Воспитатель: (обращаю внимание на предметы, которые принѐс утѐнок – пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, мячик резиновый и пластиковый, шишки, дощечки, камешки, шурупы, гайки).

Он просит узнать, всели эти предметы, могут плавать как он?

Но вначале давайте попробуем отгадать, какие из них не утонут.

Проверим (дети опускают предметы в воду и наблюдают).

Что плавает? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Одинакового ли они размера?

Почему они плавают? (легкие).

Вывод: Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх. Если предмет легкий, вода его держит его на поверхности, предмет не тонет. Если предмет тяжѐлый он давит на воду, и она его не может удержать – предмет тонет.

Опыт «Как «растут» проталины?»

Цель: предложить детям найти проталины и установить рядом флажки, чтобы определить, растут ли они. Обсудить с детьми, как при помощи флажков можно узнать, выросли проталины или нет. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.

Описание опыта: посмотреть с детьми, где видны проталины. Почему они образуются?

Правильно, потому что солнце греет и снег тает.

- Давайте посмотрим, могут ли проталинки расти. Предлагаю около них поставить флажки и в конце прогулки посмотреть, что произойдет.

Перед концом прогулки, снова посмотреть на проталинки и сравнить как было и как стало – по отношению к флажкам.

Вывод: проталинки увеличиваются, потому что солнце растапливает снег.

Опыт «Куда бегут ручейки?»

Цель: предложить детям пустить кораблики, щепки и определить направление движения воды по движению предметов. Пояснить детям, что талая вода собирается в углублениях и движется под уклон – образуются ручейки.

Описание опыта: рассматриваем ручейки на участке. Предлагаю детям узнать, куда они бегут. Для этого по ручейку опускаем в плавание кораблики или щепочки и смотрим, куда они поплывут.

Вывод: все кораблики плывут в лужицу, потому что талая вода собирается в углублениях и движется под уклон – образуются ручейки.

Опыт «Уголь и мел».

Цель: продолжать знакомить детей с различными природными материалами, показать что уголь и мел, твердые материалы, но они легко крошатся, от кусочков угля и мела отделяются слои, поэтому ими можно рисовать. Мел оставляет белый след, уголь – черный.

Опыт №1 Сравнение цвета мела и угля

Мел - белый, а уголь черный.

Опыт №2 – Попробуем сжать мел и уголь в руке. Что произошло? (Мел и уголь -  твердые материалы). А если бросить их на землю, что будет? Посмотрим и проверим. (Они сломались, значит мел и уголь легко крошатся)

Опыт №3 - Проведем по доске или асфальту мелом и углем. Какой остался след от них?

(Мел оставляет белый след, уголь – черный).

Опыт «Тонет – не тонет».

Цель: продолжить знакомить детей со свойствами воды, различных предметов; учить по образцу, формировать предположение и проверять его при помощи опыта, делать вывод.

-Катя, а чего – то ты такая чумазая? Посмотрите ребята на Катю. Что нам надо сделать, что бы Катя стала чистенькой? (выслушиваю ответы детей).

- Правильно, ее надо умыть водой. Давайте ее умоем. (ребѐнок берѐт куклу, воспитатель льет воду из кувшина в таз).

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

-Ребята, посмотрите, какая Катя у нас стала чистая и красивая. Сейчас мы полотенец

возьмѐм и вытрем твое личико.

Опыт с предметом

Беру куклу и кидаю мяч в таз с водой.

-Ой, Катя, что ты делаешь? Ребята, Катя развеселилась, стала играть с мячиком. Мяч подпрыгнул и упал в таз с водой.

- Не плач Катя, не утонет мяч. Посмотрите и вы ребята, мяч не тонет, он плавает.

- Ребята, что делает мяч? (плавает, не тонет).

- Правильно. Мяч не утонул, он плавает в воде. Мяч резиновый, резина лѐгкая. Поэтому он не тонет, а плавает.

- А вот сейчас я возьму камушек и тоже брошу его в воду. Что случилось с камнем?

-Правильно. Камень лежит на дне таза. Он тяжѐлый, поэтому и утонул.

- Что случилось с камнем? А что с мячиком? (ответы детей).

-Правильно. Мячик – резиновый и легкий, он не тонет, а плавает. Камень – тяжелый. Он утонул, лежит на дне таза.

Далее этот процесс повторяется со всеми предметами, которые лежат перед детьми. После того, как все предметы будут опущены в воду, воспитатель подводит итог опыта. Он говорит, что кубик и мячик не тонут, а плавают в воде, потому что они легкие. А ракушка и камешек утонули в воде, потому что они тяжелые.

Список используемой литературы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека «Эксперименты и опыты с водой»

Картотека «Эксперименты и опыты с водой»...

Картотека игр и опытов с водой во второй младшей группе

Увлекательно и познавательно о важном....

Картотека игр и опытов с водой, песком для детей второй младшей группы

Картотека игр и опытов с водой, песком для детей второй младшей группы...

Картотека игр и опытов с водой в младшей группе

Играть с водой интересно, полезно и познавательно. И в холодное время года – не помеха.Задачи, которые решает воспитатель, проводя такие занятия:1. Знакомство детей с окружающим миром (свойства ...

"Картотека игр и опытов с водой с детьми раннего возраста"

В детском саду я работаю воспитателем. Как воспитатель я стараюсь сделать пребывание ребенка в детском саду радостным, запоминающимся событием, о котором, спустя годы,  мои воспитанники будут всп...

"Картотека игр и опытов с водой с детьми раннего возраста"

В детском саду я работаю воспитателем. Как воспитатель я стараюсь сделать пребывание ребенка в детском саду радостным, запоминающимся событием, о котором, спустя годы,  мои воспитанники будут всп...