Конспект непрерывной образовательной деятельности познавательной игры - путешествия по образовательной области «познавательное развитие» для детей подготовительной группы 6 – 7 лет на тему: «Огородные помощники»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Чернявская Оксана Николаевна
Цель: Развивать познавательные интересы детей, используя бросовый материал в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ogorodnye_pomoshchniki.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

познавательной игры -  путешествия

 «Огородные помощники»

Основной вид детской деятельности: познавательная, игровая, экспериментальная, продуктивная, конструктивная, речевое развитие.

Форма проведения мероприятия: познавательная игра - путешествия.

       Используемые образовательные технологии: игровые технологии и технология исследовательской деятельности, технология использования бросового материала, для внедрения второй жизни.

Цель: Развивать познавательные интересы детей, используя бросовый материал в игровой форме.

Задачи:

Обучающие: (связаны с познанием)

-Формировать представления о том, что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия: вода, свет, тепло. Во время роста растение меняет (появляются и становятся всё длиннее корни, листья, цветы);

-систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам: деревья, кустарники, травы;

-дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле;

- учить ориентироваться на листе бумаги, используя бросовый материал;

-закреплять знания букв и цифр.

Воспитательные: (связаны с воспитанием)

 -воспитывать бережное отношение к природе

-воспитывать умение работать сообща, слушать друг друга и воспитателя;

- воспитывать и поощрять любознательность.

 Развивающие: (связаны с развитием)

- развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве

-развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели.

-развивать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания;

 -контроль действия детей и рефлексивной оценки;

- вовлечь детей, побудить интерес создавать и творить что-то новое из бросового материала;

-способствовать развитию мышления, воображения, фантазии, памяти, творческих способностей.

Планируемый результат: У Дошкольника сформировано представления о растениях и их строению, о значении в жизни человека.  В игровой форме использует бросовый материал для познавательного развития. Стремится активно действовать и экспериментировать с различными материалами. Легко может трансформировать его в художественный образ. Развито умение фантазировать и воображать.

Подготовительная работа: Проведение занятий по экологическому воспитанию и гуманному отношению к природе. Формировать умения играть в игру «морской бой»!  Формировать интерес к экспериментальной деятельности.

         

Оборудование: Магнитофон с записью: Звучит музыка Вивальди «Весна» и «Одинокий пастух», комнатный цветок, семена гороха сухие и проросшие, презентация: «Как семя прорастает», Схемы №1, №2, №3, коробка с песком, модель дерева с корневой системой и без нее, тарелка с водой, марганцовка, марля, большие тубы с тубами для забора, карточки с картинками (17 шт.), большие лотки из-под яиц буквами и цифрами, крышки с дырочками, зубочистки, бумага промокашка, смайлики.

 .

Ход мероприятия

Вводная часть

 (Организационный момент):

Звучит музыка Вивальди «Весна».

Воспитатель: Слышите эту музыку? С чем она у вас ассоциируется? С каким временем года? А что происходит весной? Да, весной все оживает, просыпается природа, а вместе с ней и растения. Ребята, знаете ли вы, что такое растения? Мир растений - нежный и яркий, хрупкий и необыкновенно красивый. Растения радуют наш глаз, зелень их листвы успокаивает нас. Есть такая поговорка: «Растения- земли украшение». Растения окружают нас везде: когда мы идем на работу, когда, едем в путешествие, и даже дома у каждого человека найдется хотя бы один живой цветок.

  1. Какие растения вы знаете?
  2. Что нужно растениям для жизни?
  3. Из чего состоят растения?
  4. Какую пользу нам приносят?

Проблемная ситуация (или мотивация), постановка и понятие детьми цели:

Воспитатель: Обратите внимание на наши растения, которые находятся в нашей группе.  Смотрите, один из наших цветочков сломался. Интересно, почему так произошло?

(Дети собрались для чтобы посмотреть на сломанный комнатный цветок. Начали обсуждать, как он сломался. В это время с потолка посыпались семена гороха. Ребята переключили свое внимание, что это, и откуда оно взялось. Сделали вывод, что это семена гороха.)

Воспитатель: Ребята, а как выдумаете, эти семена живые? В отличии от нашего сломанного цветка, но еще живого? (Предполагают, что неживые)

Воспитатель: Хотите, я вас на минуточку превращу в горошинки, и мы с вами отправимся в небольшое путешествие, и докажу вам, что семена живые. Так как нам предстоит путь, нам нужно разделится на две команды, и выбрать двух помощников, капитанов команд.

Основная часть. (Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний детей.

Отправляемся с детьми в музыкальный зал, для просмотра презентации: «Как семя превращается в растение».

Давайте посмотрим на горошинки, которые мы заливали водой три дня назад. Что с ними произошло. (Рассматривают проросшие семена гороха). Теперь вы верите, что в каждом семени живет жизнь. Только чтобы ее разбудить требуется вода, свет, земля.  Все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается. Какие признаки живого вы знаете?

Показываю схему № 1: Признаки живого: все живое растет, дышит, питается, двигается, размножается.

Воспитатель: Так из каких же частей состоит каждое растение, и как оно растет?

(Показываю схему № 2 и слушаем ответы детей: у растения есть стебель, корень, листья, цветок и плод с семенами)

– А вы знаете зачем растению корень? Все равно его под землей не видно! (Ответы детей)

Воспитатель: – Вот мы сейчас и узнаем. Проведем опыты, и поймем, какие важные функции выполняет корень у растения.

Опыт 1: В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом берем модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.

Вопросы к детям: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей).

Вывод: Корни удерживают растение в земле.

Опыт 2: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.

Вывод: Корни всасывают из почвы влагу.

Воспитатель: – А помните, ребята, когда у нас было занятие про воздух, мы проводили опыт-доказательство того, что воздух есть везде, даже в земле, и корни, что делают? (Дышат).

Значит, давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень? (Он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу).

(Смотрим на экране модель-схему №3)

Психогимнастика: “Представь себя совсем иным”

Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю (дети немного пробегают и садятся на ковер). Семена, что вы чувствуете? (Ответы детей). Семена, чего вы хотите? (Ответы детей). Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они растут? (Вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут. Куда? В землю? (Нет, к солнышку). Растет наше растение все выше и выше (Дети встают). А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы теперь знаете, что семя и растение живые? Тогда пора нам стать огородниками и вырастить свои грядки.  (Отправляемся в группу. На пути встречаем преграду, в виде бревен с буквами от забора, которые нужно выставить в определенном порядке. Чтобы получить слова.).

Ребята, нам дальше не пройти.  Смотрите на пути затор. Нужно разобрать его и построить забор, для нашего огорода, но не просто так. На каждом бревне есть буква, ее нужно соотнести с определенной цифрой, какую я назову. А сейчас каждый возьмет по бревнышку, запомнит свою букву, и будет внимательно слушать, для каждой буквы я буду называть цифру, и вы должны будете занять место с цифрой, поднять и показать всем картинку. Будьте очень внимательны, если вы ошибетесь, мы не сможем узнать интересные факты о растениях. Будут одинаковые буквы, в этом случае, я вам подскажу, назову имя, кто идет.

Чью букву называю, тот и отправляется на определенную цифру.

  1. В-1

Самое древнее растение на земле - морские водоросли

  1. С-2

Самое быстрорастущее дерево в природе - это бамбук из Южной и Восточной Азии. В сутки он вытягивается на 75-90 см.

  1. Е-3

Много долгожителей среди хвойных растений. А самое старое дерево планеты – сосна которой 4,5 тысячи лет. Она растет на территории США

  1. Р-4

Всем знакомая клубника - это единственная ягода, у которой семечки расположены

снаружи, а не внутри.

  1. А-5

Растения и цветы в доме не только украшают территорию и создают уют, но также могут оказывать влияние на настроение и здоровье тех, кто их выращивает. К примеру, алоэ обладает лечебными свойствами, а толстянка, или по-другому «денежное дерево», привлекает в дом положительную энергетику и притягивает финансовое благополучие

  1. С-6

В средних широтах России растет хвощ зимующий. Его стебли настолько жесткие, что ими можно поцарапать сталь

  1. Т-7

На берегах Черного моря можно увидеть растение из семейства тыквенных под названием «бешеный огурец». Такое забавное название растение получило из-за необычного способа рассеивания семян: созревший плод, стоит его слегка коснуться, отпрыгивает от ножки, и из отверстия выбрасывается слизь с семенами на расстояние 1-2 м.

  1. Е-8 

Одним из самых прочных видов деревьев считается дальневосточная береза, она же «железная береза» или «береза Шмидта». Прочность ее древесины в 1,5 раза больше прочности чугуна.

  1. Н-9

От какого слова произошла капуста? В переводе с древнеримского слова «капут» означает: «голова». Еще древние египтяне подавали капусту в конце обеда в качестве сладкого блюда. Известно, что капустный сок влияет на улучшение пищеварения. В этом растении содержится много противоцинготного витамина С.

  1. И-10

Есть такой перец «Скорпион Тринидада», который способен нанести ожог даже через защитные резиновые перчатки. На родине его используют для приготовления слезоточивого газа и обработки днища корабля от нарастаний

  1. Я-11.

 У нас в России живет одно из самых выносливых растений, лиственница выдерживает холода до -60 градусов.

  1. Ж-12

 Одним из интереснейших фактов о листьях является то, что в Индии произрастает растение с названием «обмани желудок» или Калир-кандра. Съедая всего пару листочков этого растения, сытым остаешься на целую неделю.

  1. И-13

Самыми длинными корнями длиной 120 метров обладает фикус из Южной Африки.

  1.  В-1

Первым растением, которое смогло зацвести и дать семена при отсутствии гравитации в космосе, стал арабидопсис или резуховидка Таля.

  1. Ы-15

В древние времена петрушка являлась символом печали

  1. Е-16

Самым высоким растением мирового пространства считается дерево секвойя

  1.  - !

 Стевия – это то растение, которое способно заменить леденцы. Это растение имеет более сладкий вкус, чем конфеты.
(Дети несут свою тубу с буквой на определенную цифру и  поднимая картинку узнают интересный факт о растениях)

Самостоятельное применение нового на практике, актуализация уже имеющихся знаний, представлений (выполнение работы)

 

Воспитатель: Молодцы ребята. Отличный забор построили.  А теперь пройдите и займите места у своих грядок. Будем с вами сажать семена. Но, не как захотим, а в определенном порядке. Точно так, как и в прошлом задании вы будете соотносить буквы с цифрами, только на пересечении их будете сажать семя. Будьте внимательны, в конце посадочных работ наши растения вырастут в определенном порядке, состоящего из узора. Так любят садить цветы в нашем городе. (На коробках из-под яиц дети выкладывают крышки, в определенном порядке. после сложения всех лотков должен выйти узор.

  1. А-1
  2. Б-2
  3. В-3
  4. Б-4
  5. А-5
  6. Е -1
  7. Д-2
  8. Г-3
  9. Д-4
  10. Е-5

(Дети под музыку «Одинокий пастух» выкладывают крышку на лотке, в определенном порядке: на пересечении букв и цифр. Показываю порядок расположения семян на грядке)

Воспитатель: Молодцы. Семена посадили, а теперь вспоминайте, что происходит, спустя некоторое время, после того, как семя посажено? Правильно, прорастает росток, в дальнейшем – стебель! 

-Возьмем с вами зубочистки и поставим их в каждую лунку. Молодцы!

(Дети вставляют зубочистки в каждую крышку)

-Что происходит после произрастания ростка.? Правильно, растение начинает цвести!

(Дети выкладывают конструктивным способом соединяют зубочистки и цветы.)

Заключительная часть. (Подведение итогов)

Воспитатель: Молодцы! Какие замечательные грядки у вас вышли! А теперь соедините первый ряд и второй и у вас должен выйти узор, если конечно вы все правильно выполняли.

Растения были важной частью жизни человека с давних времен. Еще наши предки – неандертальцы, использовали их в качестве лекарства. Также растения составляли основу в питании древних людей.

Как напоминание о тех временах, люди до сих пор выращивают зелень на окне. Сейчас важность растений не стала меньше, ведь они обеспечивают нас кислородом. Одно дерево вырабатывает его достаточно для 4 человек. Растения помогают человеку жить!

Рефлексия:

Обсуждение с ребятами, что им понравилось наиболее. Сделать акцент у кого что вышло, а что нет.  

 Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие? Какое впечатление оно оставило?  Возьмите цветочек из вашей грядки и отнесите к смайлику. Если хорошее, то к веселому, если не очень, то к среднему, и если безразличное – то к третьему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно – образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область: «Познавательное развитие» (Ф.Э.М.П.) Тема: «Красная Шапочка идёт в гости к бабушке»

Задачи: Образовательные:- формировать умение детей сравнивать предметы по высоте;- соотносить значение цифры с количеством предметов.-упражнять детей в составлении целого из частей; (треугольник,...

Конспект непрерывно – образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область: «Познавательное развитие» (Ф.Э.М.П.) Тема: «Красная Шапочка идёт в гости к бабушке»

Задачи: Образовательные:- формировать умение детей сравнивать предметы по высоте;- соотносить значение цифры с количеством предметов.-упражнять детей в составлении целого из частей; (треугольник,...

Конспект НОД игры – путешествия по образовательной области «познавательное развитие» для детей 2 младшей группы на тему: «Теремок»

Игра – путешествие «Теремок» Основной вид детской деятельности: (игровая, двигательная, познавательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная).Форма проведения меропр...

Конспект ООД по образовательной области "Познавательное развитие" для детей подготовительной группы Тема "Путешествие по дорогам Математики"

Предлагаемый конспект по образовательной области «Познавательное развитие» - ФЭМП  предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный     матер...

Конспект НОД по образовательной области «познавательное развитие» для детей 6 - 7 летна тему: «Лаборатория Фиксиков. Опыты с кока-колой и чипсами»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, формировать навыки исследовательской деятельности....

Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром на тему "Родословная - старинная русская традиция" (Образовательная область «Познавательное развитие») для детей подготовительной группы

Цель: закрепление у детей представлений о родственных отношениях.Задачи:Образовательные:1. Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословия, о традициях и обычаях.Развивающие:1...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы на тему «Путешествие в математический город"

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений образовательной области «Познавательное развитие» для детей ста...