Главные вкладки

    экспериментирование « Физика для малышей»
    статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

    Цогоева Алла Ивановна

    Здесь содержится примерное планирование по эксперементированию  на год  старшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл eksperimentirovanie_fizika_dlya_malyshey.docx21.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экспериментирование  « Физика для малышей»  

    На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, протекающая в форме экспериментальных действий. Как доказал, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучатся в дальнейшем. Именно экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности у маленьких детей. Для ребёнка важен конечный результат – создание базы данных о мире. И он стремиться достигнуть его любой ценой.

    Не для кого ни секрет, что ребенок дошкольник по природе своей – исследователь. Осознанное экспериментирование как способ познания мира, начавшись примерно в пятилетнем возрасте, сохраняется в течение всей жизни. Именно поэтому он вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребенок стремиться, не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, почему загорается лампочка, из чего все сделано и т. п. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что – то новое. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то – же время знакомит с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Ценность реального эксперимента, в отличие от мыслительного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно новый продукт.

    Экспериментирование всегда считалось эффективным способом обучения детей. И, наверное, выход в одном – в широком внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности.

    Общаясь с детьми своей возрастной группы, я отметила, что детей интересует, почему зимой идёт снег, а летом дождь, почему горит лампочка, почему не все предметы притягиваются к магниту и т. п. У детей возникает масса вопросов, на которые они самостоятельно не могут дать ответ. Для того чтобы поддержать интерес к экспериментальной деятельности, расширить знания детей я решила открыть «Школу волшебников», где в совместной исследовательской деятельности взрослого с детьми (опыты, эксперименты), ребёнку будет предоставлена возможность изучать окружающий мир, делать свои открытия и изобретения.

    Определила цель:

    Создание условий для развития поисково - познавательной деятельности детей 5-7 лет как основы интеллектуально - личностного, творческого развития.

    Задачи;

    1 . Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.

    2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств ( эталонов, символов, условных заместителей, моделей ).

    3.Расширение перспектив поисково - познавательной деятельности путём включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

    4.Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

    Программу « Физика для малышей» составила с учетом детских интересов и возможностей. В основе программы представлены методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования , , и методические разработки «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» , «Детское экспериментирование» , «Неизведанное рядом» . Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Для изучения познавательных способностей детей использую методики «Маленький исследователь» под редакцией , «Выбор деятельности», «Радости и огорчения» под редакцией .

    Иными словами, данная программа не является искусственной надстройкой, и поэтому естественно и органично интегрируется в целостный педагогический процесс.

    Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю, длительностью 20 минут. Всего 32 занятия в год. Диагностика проводилась 2 раза в год: вводная – сентябрь, итоговая апрель. Для изучения познавательных способностей детей использую методики «Маленький исследователь» под редакцией , «Выбор деятельности», «Радости и огорчения» под редакцией . Что позволяет сделать выводы о том, как дети умеют наблюдать, задавать вопросы, классифицировать, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.

    В данной программе разработан цикл занятий по темам: «Из чего все сделано?» (знакомство со стеклом, пластмассой, железом, бумагой); знакомство с физическими явлениями «Свойства воды», «Магнетизм», «Электричество». Особенностью курса является выделение специального времени на занятия в кружке «Школа волшебников», направленного на развитие основных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.

    Тематическое планирование занятий в кружке « Физика для малышей» (Старший дошкольный возраст)

    Дата

    Тема

    Содержание

    Задачи

    Сентябрь

    Вода

    Способствовать

    накоплению у

    детей конкретных

    представлений о свойствах воды (льется, течет, прозрачная, чистая вода не имеет вкуса и т. п.)

    Делать выводы на основе

    полученных знаний о свойствах воды. Объяснять изменение агрегатного

    состояния воды под воздействием температуры. Уметь проводить и

    объяснять опыты в ходе

    которых, выявляются свойства воды. Уметь выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы. Понятно для окружающих выражать свои мысли

    Октябрь

    Магнетизм

    Познакомить детей с понятиями «магнит»,

    «магнетизм»

    Способствовать накоплению у детей

    конкретных представлений о магните и его свойствах: притягивать к себе металлические предметы, область применения (собрать булавки, рассыпанные по полу, определить направление пути по компасу, магнитофон снабжен магнитной головкой и т. п. Учить самостоятельно делать выводы на основе

    практического опыта с магнитом. Учить определять какие предметы притягиваются к магниту.  Учить пользоваться полученной информацией

    Ноябрь

    Электричество

    Познакомить детей

    с понятием «электричество»,

    «электрический ток», «статическое электричество»

    Сформировать у детей

    представление об устройстве розетки, выключателя, вилки, структуре проводов, электрической лампочки, устройстве электроприборов; создании статического электричества. Уметь устанавливать причину возникновения статического электричества, собирать простейшую электрическую цепь. Знать меры безопасного

    взаимодействия с электричеством

    Декабрь

    Стекло


    Способствовать накоплению у детей конкретных представлений

    о признаках и свойствах

    стекла

    Делать выводы на основе полученных знаний о свойствах стекла Уметь проводить и объяснять опыты в ходе которых выявляются свойства стекла Понятно для окружающих выражать свои мысли. Знать меры безопасного взаимодействия со стеклом

    Январь

    Метал

    Способствовать

    накоплению у детей конкретных представлений о признаках и свойствах металла

    Уметь рассуждать, сравнивать результаты

    проверок, наблюдать Уметь выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы. Учить пользоваться полученной

    информацией

    Февраль

    Пластмасса

    Познакомить детей со свойствами пластмассы

    Уметь делать выводы на основе полученных знаний о пластмассе Учить самостоятельно делать

    выводы на основе практического опыта с пластмассой. Уметь

    обследовать предметы с

    разных сторон, выявлять зависимости. Развивать дружеские

    взаимоотношения во время работы.

    Март

    Дерево

    Познакомить детей со свойствами дерева

    Способствовать расширению знаний детей о свойствах дерева. Уметь делать выводы на основе ранее полученных знаний. Уметь договариваться друг с другом для решения общей задачи

    Апрель

    Бумага

    Познакомить детей со свойствами бумаги

    Уметь делать выводы на основе полученных знаний о свойствах бумаги. Учить самостоятельно, делать выводы на основе практических действий с бумагой. Развивать чувство взаимовыручки


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Лаборатория по физике "Юный физик"

    Рабочая программа кружковой работы Юный физикВ системе дополнительного образования детейстаршей группыПредисловие Вы, наверное, слышали, что есть такая наука — физика? Впрочем, это и н...

    Лаборатория по физике "Юный физик" для дошкольников

    Предисловие Вы, наверное, слышали, что есть такая наука — физика? Впрочем, это и не важно. Главное, что вы постоянно в своей жизни сталкиваетесь с физическими явлениями, только может быть, ...

    Мастер-класс для родителей в рамках работы клуба "Физика для малышей"

    Викторина с элементами шоу «В лаборатории Всезнамуса». Провели мастер-класс руководители клуба: Болотова А.А., ШурыгинаВ.А....

    Программа занятий в кружке "Физика для малышей"

    В материале представлен план работы кружка на год по знакомству детей с элементарными физическими понятиями и явлениями....

    Познавательно-исследовательский проект «Физика для малышей»

    Познавательно-исследовательский проект «Физика для малышей»...

    ФИЗИКА для малышей - конспект НОД для старшего дошкольного возраста

    КОНСПЕКТ НОД для детей старшей группы "Физика для малышей"...

    "Физика для малышей" -конспекты занятий кружка для детей подготовительной группы

    "Физика для малышей" -конспекты занятий кружка для детей подготовительной группы...