«Центр природы, в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах»
методическая разработка по окружающему миру

Чувелева Ирина Владимировна

Требования к обустройству экозоны в группе детского сада с учетом ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_tsentram_prirody_i_napolnyaemost.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Центр  природы, в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах»

Обустройство образовательной экозоны в групповых помещениях регламентируется актуальными нормативными актами:

  • СанПиН 2.4.1.3049-13,  (п. 6.11:. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения;  п. 7.5.: не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях);
  • ООП  в детском саду, предусматривающей систематический труд воспитанников в уголке природы в ДОО  по нормам ФГОС;
  • локальными актами дошкольной образовательной организации

Требования при организации в ДОО  центра  природы

  • центр  природы должен быть ярким и красочным;
  • стеллажи, полки обязательно закреплены;
  •  календарь природы в каждой возрастной группе;
  • недопустимы ядовитые растения   (диффенбахия, молочай, кротон, алоказия, антуриум, аглаонема, монстера, сингониум, спатифиллум, филодендрон - при контакте с кожей или слизистыми могут вызвать ожоги и отравления; растения с колючками или острыми краями (алоэ, кактусы, роза, юкка), примула китайская вызывает раздражение кожи, которое перерастает в воспаление) ;
  • цветы располагаются на уровне глаз ребенка;
  • оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки)располагается в контейнерах с закрывающими крышками;
  • природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;
  • оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.

Центр  природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства  в центре  природы.

Вторая младшая группа

В центре природы размещают растения, имеющие: четко выраженные основные части (стебель, листья и цветок) и ярко, обильно и долго цветущие.

Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок)  Знать основные растительные группы: дерево, трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая основные признаки цветков (один или несколько, их цвет, запах), листьев (9большие или маленькие, широкие или узкие, их окраску). Знать, что за растениями надо ухаживать – поливать, протирать листья.

Трудовые действия: поливать растение вместе с воспитателем, лить воду осторожно и аккуратно, протирать плотные листья влажной тряпочкой.

Средняя группа

В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай). Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, от качества ухода, свою ответственность за них. Дошкольники уже в силах самостоятельно определить, нуждается ли растение в поливе или нет, исходя из цвета земли (если земля сухая — нужно полить, если земля темная — растение в поливе не нуждается).

Дети должны называть названия 4-5 растений, называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы), уметь более точно и подробно описывать растения,  отмечая форму листьев. Знать еще одну растительную группу куст.

Старшая группа

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам.   Центр природы пополняется новыми растениямиразнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы):  

Комнатные растения в центре природы должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте:  опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.

Подготовительная к школе группа

Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света, зависимости внешнего строения).

Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); сакулентовые (1—2 вида, требующие очень небольшой и редкой поливки, традесканции — с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно,

Знания детей дополняются о некоторых способах вегетативного размножения растений. побегами (герани, фуксия, розы, бегонии); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера); размножаются делением куста (аспидистра, аспарагус); размножение клубнями (глоксиния); живородящие растения — камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм.

Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. 

Постоянными обитателями  центра  природы -  комнатные растения:

  • В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами.
  • В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев.
  • В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений   с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы.
  • В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.

1 младшая группа

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Фикус,

фиалка,

герань, традесканция, сансевьера.

Примула,

Бегония,

Герань,

Колеус,

Бальзамин,

Кливия,

Аспидистра,

Фикус,

Традесканция,

Рейнекия, Драцена

Бегония,

Герань,

Бальзамин,

Кливия

,Аспидистра,

Фикус,

Традесканция,

Рейнекия,

Драцена, Хлорофитум, Агава,

Примула,

Аспарагус

2 вида Бегонии,

2 вида Герани, Колеус, Плющ, Комнатный виноград, Традесканция, Амараллис и др.

Растения, имеющие различные виды стеблей, различную форму, величину, окраску листьев и цветов.

2 виды Бегонии,

 2 вида Герани, Колеус,

Плющ,

Бегония Рекс, Узамбарская фиалка. Лекарственные алоэ, Туя, Бриофиллюм, Камнеломка, Циперус.

На каждое растение    можно вместе с детьми старшего дошкольного возраста  оформить «паспорт» или «визитную карточку» растения.  Данный  продукт  имеет  название  и схему наблюдений

Схема наблюдения

  1. Высота растения - высокое, низкое
  1. Характер растения -  светолюбивое, тенелюбивое
  1. Тип стебля  - прямой, вьющийся, стелющийся
  1. Форма листовой пластинки -   овальные, круглые, треугольные
  1. Ширина листовой пластинки -  широкие, узкие
  1. Цвет листовой пластины
  1. Поверхность листовой пластины  -  тонкие, толстые, опушенные
  1. Края листовой пластинки -  ровные, с зубчиками
  1. Расположение листьев
  1. Полив
  1. Уход

Временные обитатели центра  природы - это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени

Осень

Зима

Весна

Лето

Букеты осенних цветов в вазах;

Цветущие растения цветника (астры, хризантемы, бархатцы)

Поделки детей из природного материала (старший возраст)

Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т. д)

Ветки деревьев и кустов в вазах;

Экибаны, поделки детей

Ветки деревьев и кустарников в вазах;

-Ящики с рассадой;

Букеты разноцветущих растений  (верба, цветы)

букеты цветов

 в вазах

Календарь наблюдений:  старших группах дети  находят  и закрашивают  дни недели, значками обозначают погодные явления, изображают дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. Дополняют  календарь зарисовками детей, «Какая сегодня была прекрасная осенняя или зимняя погода»

Календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.

Календаря наблюдения за ростом растения  - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть - цветы, пересаженные с клумбы, луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; -ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; -проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

В  центре  природы в каждой группе необходимо иметь: натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи. наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные. Рисунки детей о природе и поделки из природного материала. Материал для труда. Оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами. Дидактические игры природного содержания.

Наполнение  центра  природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований  ООП.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Создание развивающей предметно - пространственной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО в средней группе МБДОУ д/с № 29 "Светлячок"

Презентация "Создание развивающей предметно - пространственной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО  в средней группе МБДОУ д/с № 29 "Светлячок"...

Консультация для воспитателей на тему: "Цели и задачи познавательного развития в условиях ФГОС в разных возрастных группах"

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового...

Уголки природы в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах.

При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать:...

Конспект: Особенности планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС в разных возрастных группах".

Воспитательно-образовательный процесс строится с учётов контингента воспитанников, их индивидуальных особенностей, социального заказа родителей....

Консультация "Цели и задачи познавательного развития в условиях ФГОС в разных возрастных группах"

Ребенок  с рождения стремится к познанию окружающего мира, познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового....

Консультация для воспитателей на тему: "Цели и задачи познавательного развития в условиях ФГОС в разных возрастных группах"

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении н...

Буклет "Уголки природы в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС в разных возрастных группах"

quot;Уголок природы - обязательная принадлежность каждой группы" (требования к содержанию уголка природы в ДОУ)....