Робинзонада
материал по окружающему миру

Федоренкова Ирина Васильевна

Экологическая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_-_igra.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая - игра

«Робинзонада»

Лес может оказаться не менее грозным, чем вода или огонь, хотя, на первый взгляд, какую опасность таят деревья, травы, мхи? Ведь под ногами твердь, тропинка где-то рядом, жилье недалеко. Но... грибы или ягоды манят, увлекают за собой, ведь прочь от хоженых троп, от людей. К лесу надо относиться осторожно и с уважением. Он может и одеть и накормить, и приютить, только надо прежде всего запомнить непреложные правила.

Идете в лес даже на час - берите спички, нож, воду, соль, компас.

Не гуляйте по лесу в одиночку.

Не уходите далеко от тропинки.

Примечайте ориентиры - они помогут найти дорогу домой.

Заблудившись и найдя незнакомую дорогу, не сходите с не; а если выйдете к реке - идите берегом.

Заблудившись, не отчаивайтесь! В лесу погибают не от голода и жажды, а от паники и страха. Главное - терпение и надежда.

Лес, каким бы дремучим он ни был, таит следы пребывания человека, зверя - научитесь их замечать.

Давайте представим такую ситуацию: вы отправились в лес по грибы, с собой взяли лукошко, нож, спички, целлофановый пакет, бутерброд. Незаметно для себя заблудились и в поисках обратной дороги все больше углубляетесь в лес. Страх, отчаяние уясе было поселились в ваше душе, но вы собрав все свое мужество, взяли себя в руки. Приближается ночь, вам надо приготовить себе кров, поесть и дождаться утра. А утром снова в путь на поиски дороги домой.

Задание обеим командам « Как переночевать в лесу»

Что может стать кровом? (Шалаш. Крупные ветки ели ставят конусом,

мелкие - по принципу черепицы между ними)

На чем спать? ( На матраце. Осока еловые ветки, уложенные в несколько слоев)

Простыня нужна? ( Нужна! Из коры липы « сплести» полотно, оно хоть грубое, но теплое.)

Подушка не помешает? (Можно использовать пух Иван- чая, рогоз.)

Без одеяла не будет холодно? ) Будет! Накроемся сухой травой, мхом.)

ЗАДАНИЕ первой команде « Из чего будем есть»

Готовим в котелке! (Корзину для грибов абмазать землей, обжечь на костре - можно кипятить воду и варить суп.)

Достаточно одной кружки! ( В качестве кружки используем кусок бересты, сложенной в виде конуса.)

Про сервировку не забыли? ( Листья лопуха - чем не скатерть? Они же салфетки и мелкие тарелки.)

ЗАДАНИЕ второй команде « Не забудем о гигиене»

Без мыла не обойтись ! ( В роли « мыла» вступают такие растения, как мыльнянка или сапонария, ягоды бузины, а также внутренняя часть трутовых грибов, например чаги.)

Зубы будем чистить? (Древесный уголь с размельченными листьями мяты - чем не паста?)

Про щетку не забыли? ( Колосок лисохвоста, веточка ели, сосны, липы, осины.)

Умывальник нужен? (Используем нашу универсальную кружку.)

ЗАДАНИЕ первой команде « Сварим чай, суп и кашу»

Где найти воду? ( Вода « собирается» с помощью целлофанового пакета: он « одевается» на ветку или небольшой куст с листьями, за счет испарения в нем через некоторое время оказывается вода, вполне пригодная для питья и приготовления пищи.)

Заварите сладкий чай! ( возможностей немало: цветы кипрея, земляника, шиповник, малина, душица, мята, в роли « сахара» сок березы, ягоды можжевельника, корни камыша.)

Супа нет - нет и обеда! ( Бульон грибной или из стеблей борщевика; вместо картофеля—клубни стрелолиста, корни лопуха, водяной орех, вместо моркови - корень или листья борщевика: в качестве приправ - корни гравилата, стебли люпина.)

Каша - основа силы физической! ( Варим кашу из желудей, стеблей лишайника, семян спорыша; заправляем ее маслом - семенами дикой редьки и люпина, лещиной.)

ЗАДАНИЕ обеим командам « Лечим раны и латаем дыры»

Лесные медикаменты. (« Бинтуем» листьями подорожника, вместо ваты - сфагнум или кукушкин лен.)

Лесное ателье. ( Нитки делаем из льна, конопли, подорожника; иголки в изобилии растут на ели, сосне.)

ЗАДАНИЕ обеим командам « Лесной компас»

Мхи и лишайники растут на деревьях с северной стороны. На соснах и елях с южной стороны выступает смола. Бабочки - тоже компас; их крылышками утром « смотрят» на восток, в полдень - на юг, вечером - на запад.

« Почти все о животном мире»

Задание первой команде

Назовите все домашних животных и объясните, почему их одомашни. (Собака, корова, свинья, кошка, кролик, лошадь, буйвол, як, бык, овца, верблюд, олень, осел и т.д. Дают шерсть, мясо, молоко; используют для охраны; как транспортное средство).

ЗАДАНИЕ второй команде

Назовите животных, которые так или иначе связаны с производством лекарств.( Марал - панты; барсук - жир, медведь - желчь, пчелы - мед, прополис, змея - яд, коза - молоко и т. д.)

ЗАДАНИЕ первой команде

Попробуй объяснить название известных животных, птиц, насекомых. (Пескарь - живет в песке; линь - линяет, т.е. меняет цвет с желтого на розовый; синица - поет «зинь-зинь»; кулик- кричит «куик»; стрекоза - стрекочет; щегол - денди, щеголь, козодой - так и вьется вокруг пасущихся

стад; слепец кусается так больно, что в глазах темно, слепнешь; волк - добычу тащит волоком; насекомое - насечки на туловище.)

ЗАДАНИЕ второй команде

Разгадать фотозагадки «Чей это портрет» (Снимки из журналов «Свирель» и « Юный натуралист», на которых представители фауны изображены в необычном ракусе.)

ЗАДАНИЕ обеим командам

Назвать исчезающих и уже исчезнувших с лица земли животных, птиц. Красный волк, выхухоль, камчатский бобр (калан), тигр, снежный барс, или ирбис, леопард, гепард, синий или голубой кит, морж, тюлень, финвал, (сельдяной кит), горбач или длиннорукий кит, джейран, винторогий козел, (мархур), кавказский баран, зубр ( в Красных книгах); морская или стеллерова корова, странствующий голубь (полностью истреблены).

ЗАДАНИЕ « Белый конверт»

Одной команде предлагается белый конверт с « портретами» 20 птиц, среди которых надо найти соловья.

Другой команде предлагается белый конверт с « портретами» 20 животных среди которых надо найти горностая.

ЗАДАНИЕ « Книга рекордов природы»

Одна команда должна продолжить фразы: « Самый длинный язык у....

(хамелеона); » Самое сильное обоняние у        (бабочки); « Лучше всех слышит

....( сова); « Быстрее всех летает» ....( стриж); « Самый зоркий ..( беркут); «Самые зубастые...(акулы); « Самый сильный яд у .,..(тигровой змеи)» «Самая доверчивая птица... (дикуша).

Другая команда тоже должна продолжить фразы: « Самые умные животные...(дельфины); « Больше всего глаз ...( у стрекозы и мухи); «Мощная природная электростанция...( скат электрический)»; « Самая крупная лягуцща        голиаф)»; « Чемпионы по

долгожительетву;.;(черепахй)»г - -                        -        “

« Чемпион по глотанию...( удав)»; « Чемпион по икрометанию...(рыба- луна)»; « Чемпион по нырянию...( кит, черепаха(«; « Самые дальние перелеты совершают... (крачки)».

ЗАДАНИЕ обеим командам « Законы охраны природы»

Как бы вы сформулировали пять законов охраны природы, которые были выведены немецким ученым П. Эрлихом ( 1854 - 1908 ) лауреатом Нобелевской премии ( 1908)

Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.

Все, что есть на Земле, необходимо для ее развития и развития человека.

Человек не властелин природы: губя ее , он губит самого себя.

Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли.

Охрана природы - часть борьбы за мир. Природа и война несовместимы.

БЛИЦ - ТУРНИР

Почему Красную книгу называют красной, а не зеленой? ( Красный цвет

сигнал опасности.)

Чем лягушка отличается от жабы? (Лягушка - дневное животное, а жаба

ночное.)

Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина - рыбой? (Пингвин-это птица, но дельфин - млекопитающее.)

Какая птица лает? ( Самец куропатки.)

Какая рыба вьёт гнездо? (Корюшка.)

Есть у комара зубы? (И немало: 22)

У кого уши на ногах ? (У кузнечика.)

Кто пьет ногой? (Лягушка.)

Кто плуг на голове носит? (Лось.)

10 Какое животное с игрушкой не расстается? (Гремучая змея.)

Какие птицы зимой потомство выводят? (Клесты, зимородки.)

Что используют пчелы и осы как закрепитель для строительства сот?

(Слюну.)

Какую птицу называют кошкой? (Сову.)

Почему белые медведи не могут жить в лесу? ( Они питаются рыбой.)

Чем ёж на медведя похож? ( Спит зимой.)

Кто всю жизнь проводит в движении? (Акула.)

Сколько крыльев у жука? (Две пары.)

У кого язык длиннее чем туловища? (У хамелеона.)

Какая рыба сама рыбак? (Удильщик.)

У кого мальки прозрачные? (У угря.)

Кто на спине носит колыбель? (Жаба- пика.)

Кто может узлом завязываться? (Миксины, миноги.)

Что у лягушки с языком не так? ( Он прикреплен задом наперед.)

Каких насекомых зовут как животных? (Жуки: носорог, олень, коровка.)

Какие насекомые могут двигаться задом наперед? (Бабочки - бражники.)

Зачем кашляют рыбы? (Они очищают жабры от ила.)

Какую птицу и какое растение зовут одинаково? (Киви.)

Какое животное сочетает в себе верблюда, осла, антилопу, и пантеру?

(Жираф.)

Какого цвета шерсть полярного медведя? (Бесцветная.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РОБИНЗОНАДА» - экологическая игра-семинар

Данная методическая разработка обучает жизненным навыкам выживания человека в природной среде обитания, прививает молодому поколению любовь к прекрасному миру спортивного туризма и развивает его.Предл...