«РОБИНЗОНАДА» - экологическая игра-семинар
методическая разработка по теме

Серго Галина Анатольевна

Данная методическая разработка обучает жизненным навыкам выживания человека в природной среде обитания, прививает молодому поколению любовь к прекрасному миру спортивного туризма и развивает его.

Предлагаемая разработка может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений, физинструкторам по физической культуре, педагогам организаторам. Материал ориентирован на возраст от 6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологические

игры - семинары для воспитателей

«РОБИНЗОНАДА»

Лес может оказаться не менее грозным, чем вода или огонь, хотя, на первый взгляд, какую опасность таят деревья, травы, мхи? Ведь под ногами твердь, тропинка где-то рядом, жильё недалеко. Но… грибы или ягоды манят, увлекают за собой, ведут прочь от хоженых троп, от людей. К лесу надо относиться осторожно и с уважением. Он может и одеть, и накормить, и приютить, только надо, прежде всего, запомнить непреложные правила.

• Идете в лес даже на час — берите спички, нож, воду, соль, компас.

• Не гуляйте по лесу в одиночку.

• Не уходите далеко от тропинки.

• Примечайте ориентиры — они помогут найти дорогу домой.

• Заблудившись и найдя незнакомую дорогу, не сходите с нее; а если выйдете к реке — идите берегом.

• Заблудившись, не отчаивайтесь! В лесу погибают не от голода и жажды, а от паники и страха. Главное — терпение и надежа.

• Лес, каким бы дремучим он ни был, таит следы пребывания человека, зверя — научитесь их замечать.

Давайте представим такую ситуацию: вы отправились в лес по грибы, с собой взяли лукошко, нож, спички, целлофановый пакет, бутерброд. Незаметно для себя заблудились и в поисках обратной дороги все больше углублялись  в лес. Страх, отчаяние уже было поселились в вашей душе, но вы, собрав все свое мужество, взяли себя в руки. Приближается ночь, вам надо приготовить себе кров, поесть и дождаться утра….  А утром снова в путь на поиски дороги домой.

Задание обеим командам «Как переночевать в лесу»

Что может стать кровом?  ( Шалаш. Крупные ветви ели ставят конусом, мелкие — по принципу черепицы между ними.)

На чём спать?  ( На матраце. Осока, еловые ветки, уложенные в несколько слоев.)

Простыня нужна? ( Нужна! Из коры липы «сплести» полотно, оно хоть грубое, но теплое.)

Подушка не помешает? (Можно использовать пух иван-чая, рогоз.)

Без одеяла не будет холодно? (Будет! Накроемся сухой травой, мхом.)

Задание первой команде «Из чего будем есть?»

Готовим в котелке! (Корзину для грибов обмазать землёй, обжечь на костре — можно кипятить воду и варить суп.)

Достаточно одной кружки! (В качестве кружки используем кусок бересты, сложенный в виде конуса.)

Про сервировку не забыли? (Листья лопуха — чем не скатерть? Они же салфетки и мелкие тарелки.)

Задание второй команде «Не забудем о гигиене»

Без мыла не обойтись! (В роли «мыла»  выступают такие растения, как мыльнянка или сапонария, ягоды бузины, а также внутренняя часть трутовых грибов, например чаги.)

Зубы,  будем чистить? ( Древесный уголь с размельченными листьями мяты — чем не паста?)

Про щетку не забыли? (Колосок лисохвоста, веточка ели, сосны, липы, осины.)

Умывальник нужен? (Используем нашу универсальную кружку.)

Задание первой команде «Сварим чай, суп и кашу»

Где найти воду? (Вода «собирается» с помощью целлофанового пакета: он «одевается» на ветку или небольшой куст с листьями, за счет испарения в нем через некоторое время оказывается вода, вполне пригодная для питья и приготовления пищи.)

Заварите сладкий чай!  (Возможностей мало: цветы кипрея, земляника, шиповник, малина, душица, мята; в роли «сахара» сок  березы, ягоды можжевельника, корми камыша.)

Супа нет – нет  и обеда! (Бульон грибной или из стеблей борщевика; вместо картофеля — клубни стрелолиста, корни лопуха, водяной орех; вместо моркови — корень или листья борщевика;  в качестве приправ — корни гравилата, стебли люпина.)

Каша — основа силы физической! (Варим кашу из желудей, стеблей лишайника, семян спорыша; заправляем её «маслом» - семенами дикой редьки и люпина, лещиной.)

Задание второй команде

«Кофе, хлеб, салат из даров леса»

Чашечка душистого кофе? Извольте! (Вместо кофе — слегка поджаренные корни одуванчика или цикория, желуди, плоды шиповника;  в роли сахара — березовый сок, сладкие ягоды.)

Хлеб – всему  голова! (Муку делаем из корней молодой кувшинки, рогоза, тростника, пырея, водяного ореха, желудей; кусок хлеба, который взяли с собой, замочить, дать немного побродить, смешать с мукой, замесить; вырыть яму, дно выложить булыжниками; развести в ней костер, уложить «тесто» на раскаленные булыжники; закрыть дерном; печь до готовности.)

Салат – кладезь витаминов. (Зелень: листья примулы, иначе первоцвета, борщевика, сныти, обыкновенной душицы, живучки, иначе молодила, медуницы; приправить листьями черемши, корнями гравилата, семенами пастушьей сумки; в роли «масла» семена кипрея, дикой редьки, лещина.)

Задание обеим  командам

«Лечим раны и латаем дыры».

Лесные медикаменты. («Бинтуем» листьями подорожника, вместо ваты – сфагнум или кукушкин лён.)

Лесное ателье. (Нитки делаем из льна, конопли, подорожника; иголки в изобилии растут на ели, сосне.)

Задание обеим  командам

«Лесной компас»

Мхи и лишайники растут на деревьях с северной стороны. На соснах и елях с южной стороны выступает смола. Бабочки — тоже компас: их крылышки утром «смотрят» на восток, в полдень — на юг,  вечером — на запад.

«ПОЧТИ ВСЁ О ЖИВОМ МИРЕ»

Задание первой команде

Назовите животных, которые так или иначе связаны с производством лекарств. (Марал – панты; барсук – жир; медведь – желчь; пчёлы – мёд, прополис; змея – яд; коза – молоко и т.д.)

Задание второй команде

Назовите всех домашних животных и объясните, почему их одомашнили. (Кошка, собака, корова, свинья, лошадь, кролик, буйвол, як, бык, овца, верблюд, олень, осёл и т.д. Дают шерсть, мясо, молоко; используются для охраны; как транспортное средство.)

Задание первой команде

Попробуйте объяснить названия известных животных, птиц, насекомых. (Пескарь – живёт в песке; линь – «линяет», т.е. меняет цвет с жёлтого на розовый; синица – поёт «зинь-зинь»; кулик – кричит «куик»; стрекоза – стрекочет; щегол – денди, щеголь; козодой – так и вьётся вокруг пасущихся стад4 слепень кусает так больно, что в глазах темно, слепнешь; волк – добычу тащит волоком; насекомое – насечки на туловище.)

Задание второй команде

Разгадать фотозагадки «Чей это портрет». (Снимки из журналов «Свирель» и «Юный натуралист», на которых представители фауны изображены в необычном ракурсе.)

Задание обеим командам

Назвать исчезающих и уже исчезнувших с лица земли животных, птиц.

Красный волк, выхухоль, камчатский бобр (калан), тигр, снежный барс, или ирбис, леопард, гепард, морж, тюлень-монах, синий, или голубой кит, финвал (сельдяной кит), горбач (длиннорукий кит), джейран, винторогий козёл (мархур), кавказский баран, зубр (в Красных книгах); морская, или стеллерова корова, странствующий голубь (полностью истреблены).

Задание «Белый конверт»

Одной команде предлагается белый конверт с «портретами» 20 птиц, среди которых надо найти соловья.

Другой команде предлагается белый конверт с «портретами» 20 животных, среди которых надо найти горностая.

Задание «Книга рекордов природы»

Одна команда должна продолжить фразы: «Самый длинный язык у… (хамелеона)»; «Самое сильной обоняние у… (бабочки)»; «Лучше всех слышит… (сова)»; «Быстрее всех летает… (стриж); «Самый зоркий …(беркут)»; «Самые зубастые… (акулы)»; «самый сильный яд у… (тигровой змеи)»; «Самая доверчивая птица… (дикуша)».

Другая команда тоже должна продолжить фразы: «Самые умные животные... (дельфины); «Больше всего глаз у... (стрекозы и мухи)»; «Мощная природная электростанция…(скат электрический)»; «Самая крупная лягушка... (голиаф)»; «Чемпионы по долгожительству... (черепахи)», «Чемпион по глотанию... (удав)»; «Чемпион по икрометанию... (рыба-луна)»; «Чемпионы по нырянию…  (кит, черепаха)»; «Самые дальние перелеты совершают... (крачки)».

Задание обеим командам

«Законы охраны природы»

Как бы вы сформулировали пять законов охраны природы, которые были выделены немецким учёным П.Эрлихом (1854 – 1915), лауреатом Нобелевской премии (1908).

  1. Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.
  2. Всё, что есть на Земле, необходимо для её развития и развития человека.
  3. Человек не властелин природы: губя её, он губит самого себя.
  4. Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли.
  5. Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война несовместимы.

Блиц – турнир

Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет – сигнал опасности.)

Чем лягушка отличается от жабы? (Лягушка – дневное животное, а жаба – ночное.)

Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина — рыбой? (Пингвин — это птица, но дельфин — млекопитающее.)

Какая птица лает? (Самец куропатки.)

Какая рыба вьет гнездо? (Корюшка.)

Есть ли у комара зубы? (И немало: двадцать два.)

У кого уши на ногах? (У комара.)

Кто пьёт ногой? (Лягушка)

Кто плуг на голове носит?  (Лось.)

Какое животное с игрушкой  не расстается? (Гремучая змея.)

Какие птицы зимой потомство выводят?  (Клесты, зимородки)

Что используют пчелы и осы, как закрепитель для строительства сот? (Слюну.)

Какую птицу называют кошкой? (Сову.)

Почему  белые медведи не  могут жить в лесу? (Они питаются рыбой.)

Чем ёж на медведя похож? (Спит зимой.)

Кто всю жизнь проводит в движении?  (Акула.)

Сколько крыльев  у жука?  (Две пары.)

У кого язык длиннее туловища? (У хамелеона.)

Какая рыба сама рыбак? (Удильщик.)

У кого мальки прозрачные? (У угря.)

Кто на спине  носит колыбель? (Жаба-пика.)

Кто мажет узлом завязываться?  (Миксины, миноги.)

Что у лягушки с языкам не так? (Ом прикреплен задом наперед.)

Каких насекомых зовут как животных? (Жуки: олень, носорог, коровка.)

Какие насекомые могут двигаться задом наперед? (Бабочки-бражники.)

Зачем кашляют рыбы? (Они очищают жабры от ила.)

Какую птицу и какое растение зовут одинаково? (Киви.)

Какое животное сочетает в себе верблюда,  осла, антилопу  и пантеру? (Жираф.)

Какого цвета шерсть полярного медведя? (Бесцветная.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-семинар "Знатоки природы"

Игра-семинар«Знатоки природы»   Цель: Развитие творческого потенциала и компетентности педагогов по вопросам Начиная с раннего детства через игру и эмоциональное воздей...

Коррекционно-развивающие игры.Семинар-практикум.

Семинар-практикум с участием детей и родителей. Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие неречевых функций детей....

"Что для вас - игра?" - семинар-практикум для родителей

Этот материал будет интересен как родителям, так  и педагогам, которые могут с успехом использовать его в своей работе....

Коррекционно – развивающие игры. Семинар-практикум с участием детей и родителей.

Цель семинара - познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления)...

Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры. Семинар - практикум

Цель: повышение компетентности педагогов в  работе с детьми по звуковой культуры речи посредством дидактической игры.Задачи:актуализировать опыт работы педагогов;познакомить педагогов с прие...