Экологическая игра-семинар для воспитателей
материал по теме

Кречетова Ирина Дмитриевна

Всё о природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon игра-семинар53 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая игра-семинар для воспитателей «Робинзонада»

Лес может оказаться не менее грозным,чем вода или огонь, хотя, на первый взгляд, какую опасность таят деревья, травы, мхи? Ведь под ногами твердь, тропинка где-то рядом, жилье не далеко. Но…грибы или ягоды манят, увлекают за собой, ведут прочь от хоженых троп, от людей. К лесу нужно относиться осторожно и с уважением. Он может и одеть, и накормить, и приютить, только надо прежде запомнить непреложные правила.

  • Идете в лес даже на час-берите спички, нож, воду,соль, компас.
  • Не гуляйте по лесу в одиночку.
  • Не уходите далеко от тропинок.
  • Примечайте ориентиры- они помогут найти дорогу домой.
  • Заблудившись и найдя незнакомую дорогу,не сходите с нее, а если выйдете к реуке идите берегом. Мхи и лишайники растут на деревьях с северной стороны. На соснах и елях с южной стороны выступает смола. Бабочки тоже компас: их крылышки утром «смотрят» на восток,в полдень-на юг, вечером- на запад.
  • Заблудившись , не огорчайтесь! В лесу погибают не от голода и жажды, а от паники и страха. Главное терпение и надежда.

Лес, каким бы дремучим он ни был, таит следы пребывания человека, зверя-научитесь их замечать.

Давайте представим такую ситуацию: вы отправились в лес по грибы, с собой взяли лукошко, нож, спички, целлофановый пакет, бутерброд. Незаметно для себя заблудились и в поисках обратной дороги все больше углубились в лес. Страх, отчаяние уже было поселилось в вашей душе, но вы, собрав все свое мужество, взяли себя в руки. Приближается ночь, вам надо приготовить себе кров, поесть   дождаться утра…А утром снова в путь на поиски дороги домой.

         Задание 1 и 2 командам:

        «Как переночевать в лесу?»

  1. Что может стать кровом?  (Шалаш. Крупные ветки ели ставят конусом, мелкие- по принципу черепицы между ними.)
  2. На чем спать?   (На матраце. Осока, еловые ветки уложенные в несколько слоев.)
  3. Простыня нужна?   (Нужна! Из коры липы «сплести» полотно, оно хоть грубое, но теплое.)
  4. Подушка не помешает?   (Можно использовать пух иван-чая, рогоз.)
  5. Без одеяла не будет холодно?   (Будет! Накроемся сухой травой, мхом.)

              Задание 1 команде:

            «Из чего будем есть?»

  1. Готовим в котелке!  (корзинку для грибов обмазать землей, обжечь на костре- можно кипятить воду и варить суп.)
  2. Достаточно одной кружки!  (Использовать кусок бересты, сложенный в виде конуса.)
  3. Про сервировку не забыли?   (Листья лопуха- чем не скатерть? Они же салфетки и мелкие тарелки.)

              Задание 2 команде:

             «Не забудем о гигиене.»

  1. Без мыла не обойтись!   (В роли «мыла» выступают такие растения, как мыльнянка или сапонария, ягоды бузины, а также внутренняя часть трутовых грибов, например чаги.)
  2. Зубы будем чистить?   (Древесный уголь с измельченными листьями мяты- чем не паста?)
  3. Про щетку не забыли?   (Колосок лисохвоста, веточка ели, сосны, липы, осины.)

                      Задание 1 команде:

                      «Сварим чай, суп.»

  1. Где наитии воду?   (Вода «собирается»  с помощью целлофанового пакета! Он «одевается»  на ветку или на куст с листьями, за счет испарения в нем через некоторое время оказывается вода, вполне пригодная для питья и приготовления пищи.)
  2. Заварите сладкий чай!   (Возм-тей немало: цветы кипрея, земляника, шиповник, малина, душица, мята, в роли «сахара» сок березы, ягоды можжевельника, корни камыша.)
  3. Супа нет- нет и обеда!  (Бульон грибной или из стеблей борщевика, вместо картофеля- клубники стрелолиста, корни лопуха, водяной орех; вместо морковки- корень или листья борщевика; в качестве приправ- корни гравилата, стебли люпина.)

                        Задание 2 команде:

                    «Кофе,каша салат из даров леса»

  1. Чашечка душистого кофе? Извольте!   (Вместо кофе-слегка слегка поджаренные корни одуванчика или цикория, желуди, плоды шиповника; в роли сахара- березовый сок, сладкие ягоды.)
  2. Каша-основа силы физической!   (Варим кашу из желудей, стеблей лишайника, семян спорыша; заправляем её «маслом»- семенами дикой редьки и люпина, лещиной.)
  3. Салат-кладезь витаминов!   (зелень: листья примулы, иначе первоцвета, сныти, обыкновенной душицы, медуницы; приправить листьями черемши, семенами пастушьей сумки; в роли «масла» семена кипрея, дикой редьки.)

                                  Физкультминутка «Танец утят»

                                «Почти все о животном мире»

                     Задание 1 команде:

  • Назовите животных, которые так или иначе связаны с производством лекарств   (барсук- жир, медведь- желчь, пчелы- мед, прополис, змея- яд, коза- молоко и т.д.)
  • Попробуйте объяснить названия известных животных, птиц, насекомых.       (Пескарь- живет в песке; линь- линяет, т.е. меняет цвет с желтого на розовый; синица- поет «зинь- зинь»; кулик- кричит «куик»; стрекоза- стрекочет; слепень- кусает так больно, что в глазах темно, слепнешь; насекомое- насечки на туловище.)

                Задание 2 команде:

  • Назовите всех домашних животных и объясните, почему их одомашнили.              (Кошка, собака, корова, свинья, лошадь, кролик, буйвол, як, бык, овца, верблюд, олень, осел.. Дают шерсть, мясо, молоко, исп-ть для охраны, как транспортное средство.)
  • Назовите исчезающих и уже  исчезнувших животных, птиц с лица земли.                   (Красный волк, выхухоль, тигр, снежный барс, гепард, леопард, морж, тюлень-монах, синий или голубок кит, джейран, винторогий козел, кавказский баран, зубр, морская корова, странствующий голубь (полностью истреблены)

              Задание «Книга рекордов природы»

1 команда продолжает фразы:

  • Самый длинный язык у  …..(хамелеона)
  • Самое сильное обоняние у …..(бабочки)
  • Лучше всех слышит …..(сова)
  • Быстрее всех летает …..(стриж)
  • Самый зоркий …..(беркут)
  • Самые зубастые …..(акулы)
  • Самый сильный яд у …..(тигровой змеи)
  • Самая доверчивая птица …..(дикуша)

2 команда продолжает фразы:

  • Самые умные животные…..(дельфины)
  • Больше всего глаз у ….(стрекозы и мухи)
  • Мощная природная электростанция …..(скат электр-й)
  • Чемпионы по долгожительству …..(черепахи)
  • Чемпион по глотанию ….(удав)
  • Чемпион по икрометанию….(рыба- луна)
  • Чемпионы по нырянию ….(кит, черепаха)

                         Пять законов охраны природы! (зачитать на плакате)

                                                Блиц-турнир

  1. Почему Красную книгу называют красной, а не зеленой?              (Красный цвет сигнал опасности)
  2. Чем отличается лягушка от  жабы?                 (Лягушка- дневное животное, а жаба- ночное)
  3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина рыбой?                      (Пингвин- это птица, но дельфин- млекопитающее)
  4. Какая птица лает?                    (Самец куропатки)
  5. Какая рыба вьет гнездо?                     (Корюшка)
  6. Есть ли у комара зубы?                        (22 шт.)
  7. У кого уши на ногах?                      (У кузнечика)
  8. Кто пьет ногой?                      (Лягушка)
  9. Кто плуг на голове носит?                          (Лось)
  10. Какое животное не расстается с игрушкой?                  (Гремучая змея)
  11. Какие птицы зимой потомство выводят?                      (Клесты, зимородки)
  12. Что используют пчелы и осы как закрепитель для строительства сот?                    (слюну)
  13. Какую птицу называют кошкой?                        (Сову)
  14. Почему белые лебеди не могут жить в лесу?              (Они питаются рыбой)
  15. Чем ёж на медведя похож?                   (Спит зимой)
  16. Кто всю жизнь проводит в движении?                 (Акула)
  17. Сколько крыльев у жука?                    (2 пары)
  18. У кого язык длиннее туловища?                          (У хамелеона)
  19. Что у лягушки с языком не так?                        (Он прикреплен задом наперед)
  20. Каких насекомых зовут как животных?                          (жуки: носорог, олень, коровка)
  21. Зачем кашляют рыбы?                              (Они очищают жабры от ила)
  22. Какую птицу и какое растение зовут одинакого?                  (киви)
  23. Какое животное сочетает в себе верблюда, осла, антилопу и пантеру?              (жираф)
  24. Какого цвета шерсть полярного медведя?             (Бесцветная)

Жюри подводит итоги. Предлагается чай(определить по вкусу и запаху какой)

                                     «Законы охраны природы»

  1. Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.
  2. Все, что есть на Земле, необходимо для её развития и развития человека .
  3. Человек не властелин природы: губя её, он губит самого себя.
  4. Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли.
  5. Охрана природы- часть борьбы за мир. Природа и война не совместимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РОБИНЗОНАДА» - экологическая игра-семинар

Данная методическая разработка обучает жизненным навыкам выживания человека в природной среде обитания, прививает молодому поколению любовь к прекрасному миру спортивного туризма и развивает его.Предл...

Конспект экологической экскурсия Средняя группа Воспитатель: Харченко Е.В. Тема: «Весенние загадки нашего участка»

Цель: систематизировать знания детей о первых признаках весны.Задачи: Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту пробуждающейся природы.Развивать внимание, память, активизировать р...

Опыт работы по экологическому воспитанию младших дошкольников воспитателя Гряколовой И.А.

Проблемы экологического воспитания подрастающего поколения вышли сегодня на первый план, и им уделяют всё больше внимания....

Использование экологических сказок в работе воспитателя

Использование экологических сказок в работе воспитателя...

"Формы взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания" (доклад для воспитателей ДОУ)

Статья адресована воспитателям детских садов по вопросам экологического воспитания....

Конспект непрерывной образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие». Тема : «Строем экологический город» Подготовительная группа. Воспитатель : Султанова З.Т.

Цели: Формировать представления о Земле, о своей стране.Задачи:Образовательные  задачи:уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей  среды,  необходимых  для ж...