Картотека дидактических игр по экологии
картотека по окружающему миру
КАРТОТЕКА
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ
ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
(3 - 4 ЛЕТ)
«УГАДАЙ, КТО Я».
Цель: развивать творческие, подражательные способности у детей
Образовательные задачи: Закрепление знаний о животных.
Воспитатель выбирает одного ребёнка, говорит ему на ухо название какого-либо животного и предлагает изобразить его так, чтобы другие дети догадались, кто это, но при этом водящий не должен издавать ни звука.
Можно использовать другой вариант, когда группа детей изображает представителя животного мира, а ребёнок- водящий должен отгадать – кого.
(напр. Птица, кошка, заяц, медведь, лиса и т.д.)
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК».
Цель: развивать тактильные ощущения, воображения и фантазии у детей.
Образовательные задачи: Развивать зрительную память и внимание.
Для этой игры необходим мешок с двумя отверстиями по бокам, в которые дети могут просунуть руки. В этот мешок кладутся разнообразные природные материалы в зависимости от темы занятий.
Первый вариант: «Опиши и угадай».
Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и угадать, что в мешке, предварительно описав природный предмет.
Второй вариант: «Спроси и угадай».
Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и ощупать природный предмет. Дети должны угадать, что находится в мешке, задавая ребёнку, который щупает, вопросы:
Это гладкое или нет?
Какой оно формы?
Сколько у этого предмета углов?
Третий вариант: «Угадаем вместе».
В игре участвуют два ребёнка: один просовывает руку с одной стороны, другой – с другой. Дети должны вместе ощупать природный материал и сообща решить, что это такое.
«ПОЛЬЗА – ВРЕД»
Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных ни вредных, одни только необходимые.
Образовательные задачи: Закрепление знаний о природе
1 этап
Первый вариант: «Польза –вред».
(тема: живая природа).
Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос: «Какая польза от пчелы?», дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы? »
Второй вариант: «Нравится – не нравится».
(тема: не живая природа).
Принцип организации см. вариант 1.
Третий вариант: «Хорошо – плохо».
(тема: времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.
2 этап
Воспитатель задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим?» (волк стал хорошим - перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить).
Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.
«ЧТО ВОЗЬМЁМ С СОБОЙ»
Цель: расширить понятия детей о различных средах обитания.
Образовательные задачи: Закрепление умения устанавливать закономерность.
Педагог предлагает детям отправиться в путешествие (на луг, в лес, на озеро). Дети должны выбрать из предложенных карточек с изображением предметов, необходимых человеку для данного путешествия, объяснив свой выбор или дать ответ словесно.
«СОВЫ И ВОРОНЫ»
Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.
Образовательные задачи: Развитие внимания.
Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра. Воспитатель дает задание:
«Совы» любят правду, «Вороны» - ложь, поэтому, если я говорю правду, «Совы» должны ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома и наоборот.
Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:
Медведи летают.
у березы весной опадают листья
детеныш собаки это котенок
помидор бывает синего цвета
дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.
КАРТОТЕКА
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ
ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
(4-5 ЛЕТ)
Когда это бывает
Цель: учить отгадывать загадки по характерным признакам времен года.
Образовательные задачи: Закрепление знаний
- Когда зацветают подснежники
-Когда бывают грозы
-Когда появляются грибы и ягоды
Когда желтеют листья
Чей хвост
Цель: развивать способность анализировать, закреплять умение называть и различать животных. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида; учить классифицировать животных.
Образовательные задачи: Развитие зрительной памяти и внимания
Материалы: Карточки с изображением хвостов разных животных, птиц, рептилий.
Воспитатель показывает карточки с изображением разных хвостов, а дети называют чей это хвост.
Игра «Живая и неживая природа».
Цель: Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.
Образовательные задачи: Развивать познавательные по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира
Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.
Или игра проводится с мячом по аналогии с известной игрой «съедобное – несъедобное». Педагог называет объекты живой и неживой природы и бросает по очереди детям мяч. Если назван объект живой природы, ребенок ловит мяч, если – неживой бросает.
Игра «Кто где живет».
Цель: Закрепить знания детей о среде обитания животных.
Образовательные задачи: Закрепление знаний
На ковролине – путаница; бурый медведь на льдине, белый медведь в лесу, заяц сидит на дереве, белка под водой, рыбы на дереве. Воспитатель предлагает разобраться, дети рассматривают изображения и объясняют кто где живет.
Цель: Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.
Материалы: Картинки с изображением крота, лисы, волка, зайца, белки, кошки, собаки и.т.д.
Воспитатель начинает описание какого – либо животного, а дети должны догадаться о ком идет речь ( после того как дети догадаются воспитатель показывает картинку). Например у него черная блестящая шерстка, он плохо видит, потому что живет под землей. За него мышь хотела выдать замуж Дюймовочку.
Игра «Чей след?»
Цель: Расширить представления детей о животном мире, воспитывать бережное отношение к природе.
Образовательные задачи: Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира
Материалы: Карточки со следами разных животных.
Воспитатель показывает картинки с изображением следов животных (можно подсказать какое это животное домашнее или дикое), а ребята должны угадать чей это след.
КАРТОТЕКА
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ
ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
(5-6 ЛЕТ)
Весной, летом, осенью.
Образовательные задачи: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан, гиацинт, подснежник - весной); (хризантемы, астры, георгины – осенью) , (розы. пионы, одуванчики, анютины глазки – летом)и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.
Сложи животное.
Образовательные задачи: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках.
Материалы: картинки с изображением разных животных.(каждое в двух экземплярах).
Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.
Что из чего сделано?
Образовательные задачи: учить детей определять материал из которого сделан предмет.
Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.
Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.
Назови три предмета.
Образовательные задачи: упражнять детей в классификации предметов.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы - Ромашка, роза, василек. Дикие животные- Лиса, заяц, медведь. Птицы- Ворона, воробей, синичка.
Чудесный мешочек.
Образовательные задачи: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.
Материалы: мешочек.
Ход игры: в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д.
Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.
КАРТОТЕКА
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ
ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
(6-7 ЛЕТ)
«Угадай – ка».
Образовательные задачи: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.
Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.
«Четвертый лишний».
Образовательные задачи: закреплять знания детей о насекомых.
Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:
1) заяц, еж, лиса, шмель;
2) трясогузка, паук, скворец, сорока;
3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5) пчела, стрекоза, енот, пчела;
6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7) таракан, муха, пчела, майский жук;
8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9) лягушка, комар, жук, бабочка;
10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).
«Воздух, земля, вода»
Образовательные задачи: Развитие внимания и памяти
Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.
«Береги природу»
Образовательные задачи: Развивать умение устанавливать закономерности
На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
«Какого растения не стало?
Образовательные задачи: Развивать зрительную память и внимание
На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/05/19/eko.png)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/29/picture-305080-1380448949.jpg)
Картотека дидактических игр по экологии для 2 младшей группы
Я разработала серию дидактические игры для детей 2 младшей группы по экологии...
Картотека дидактических игр по экологии
Данный материал представляет собой подборку дидактических игр по экологии...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/04/picture-397474-1636023533.jpg)
Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников
Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/25/picture-488976-1674646568.jpg)
Картотека дидактических игр по экологии
Картотека дидактических игр по экологии в подготовительной группе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-369399-1441623225.jpg)
картотека "Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста".
КартотекаДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРпо экологии для детей старшего дошкольного возраста. ...