проект "Опыты и эксперименты - это интересно"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Хабирова Анна Алексеевна

краткосрочный проект в старшей дошкольной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Опыты и эксперименты – это интересно!»

Подготовила воспитатель старшей группы: Хабирова А.А. 

Вид проекта: групповой, краткосрочный.

 Тип проекта: поисково-исследовательский.

 Участники: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители.

 Продукт проекта: обновление и пополнение уголка экспериментирования.

 Сроки реализации:    май 2019г.

Актуальность проекта: В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Цель проекта: Создание условий в детском саду для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами  эксперимента.

Задачи проекта:

  • углублять представления детей о живой и неживой природе;
  •  расширять их представления  о физических свойствах окружающего мира (воздуха, воды, почвы, фауны и флоры), о грамотном использовании их человеком для удовлетворения своих потребностей;
  • формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развивать мышление, внимание, память, речь;
  • воспитывать познавательный интерес и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Ожидаемый результат

  • Дети проявляют  устойчивый познавательный интерес к экспериментированию.
  • Выдвигают  гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.
  • Знают  различные свойства объектов неживой природы (воды, воздуха, песка, камней).
  • Дети проявляют  инициативу и творчество в решении поставленных задач.
  • Проявление активности со стороны родителей.

Этапы работы над проектом

1 этап – подготовительный.

  •  Изучение и анализ методической литературы по теме;
  •  Составление планирования опытно- экспериментальной деятельности
  •  Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап – основной. 

  • Внедрение в образовательный процесс опытно- экспериментальной деятельности.

3 этап – заключительный. 

Работа с родителями:

  • Презентация проекта, обновление и пополнение уголка экспериментирования.
  • Ознакомление родителей с задачами опытно-экспериментального проекта;
  •  Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Организация домашней лаборатории».
  • Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ;
  •  Наглядная информация.
  • Консультации

Вывод:  экспериментирование - это эффективный  способ   обучения  детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

В результате работы над проектом дети научились:

  • Выполнять ряд последовательных действий в соответствии с планом.
  • Высказывать предположения об ожидаемом результате
  • С помощью взрослого сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность
  • Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия

Приложение 1

Наблюдение за ветром на прогулке

Цель:

учить определять направление ветра.

Ход наблюдения:

Воспитатель предлагает послушать строчки из стихотворения и объяснить о чём в нём говорится.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Дети : В стихотворении говорится о кораблике, который подгоняет ветер.

Воспитатель: Вот мы сегодня и будем говорить о ветре. Скажите, а какая сегодня погода?

Дети:ветреная

Воспитатель: Как вы догадались, что сегодня дует ветер?

Дети:качаются деревья, в воздухе пыль.

Воспитатель:Как образуется ветер?

(дети предлагают свои ответы).

Воспитатель:Ветер образуется при встрече теплого и холодного воздуха. Ветер нам необходим. С помощью него двигаются облака, тучи; разлетаются семена растений. Семена, какого растения умеют летать?

Дети:одуванчика.

Воспитатель:Как вы думаете, нужен нам ветер или нет?

 (дети предлагают ответы).

Воспитатель: Ветер нужен людям. Совсем недавно ученые придумали ветряные установки, которые с помощью ветра вырабатывают электричество (свет).

Ветер бывает разный. Какой может быть ветер? (тихий – это ветерок, средний – это ветер, сильный, когда летит песок, мелкие камушки – это шторм).

Вывод: Ветер нужен как людям, так и природе.

Дети  при помощи вертушки на метеостанции детского сада определяют направление ветра. ( с какой стороны вертушка крутится, такой и ветер ( южный, восточный и т.д.)

Приложение 2

Опыт № 15. «Как вытолкнуть воду?».

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Опыт № 28. «Можно ли склеить бумагу водой».

Возьмём два листа бумаги. Двигаем один в одну сторону, другой в другую. Смачиваем водой, слегка сдавливаем, пробуем сдвинуть — безуспешно. Вывод: вода обладает склеивающим эффектом.

Опыты с бумагой.

Опыт 1.(сминаемость)

-Давайте попробуем узнать- можно ли смять бумагу? Попробуйте, у всех ли бумага сомнется? (дети пробуют). А почему одну бумагу было легче смять, а другую-  труднее?( ответы детей). Какой можно сделать вывод? Бумага мнется. Чем толще и плотнее бумага, тем труднее ее смять.

Опыт 2.(гибкость)

Теперь возьмите цветную бумагу, сложите листок пополам, четко выделите линию сгиба. Затем разверните листок и попробуйте эту линию удалить. Получилось это у вас?(ответы детей). Какой можно сделать вывод? Бумага гнется.

Опыт 3.(плотность-рвётся)

Давайте проверим- можно ли разорвать бумагу? Вся ли бумага порвалась? Какую легче разорвать- плотную или тонкую? (ответы детей).  Сделаем вывод. Бумага рвётся. Плотная бумага рвется с трудом.

Опыт 4.(намокаемость)

- А для следующего опыта нам понадобится вода. Опустите листочки бумаги в воду. Что случилось? Все листочки намокли? Какие намокли быстрее? Попробуйте достать из воды тонкую бумагу. Что с ней происходит? ( ответы детей). Толстая бумага намокает? Конечно, только для этого нужно больше времени.  Какой сделаем вывод? Бумага намокает.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интересные эксперименты с водой для детей.

Немного опытов, экспериментов для игр с водой....

Картотека «Забавные игры- эксперименты с водой и другие интересные опыты» (для детей 5-7лет)

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддъяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец и др.) показывают, что возможности умстве...

Презентация: "ЭТО ВСЁ – ЭКСПЕРИМЕНТЫ- ИНТЕРЕСНЫЕ МОМЕНТЫ!». НОД в рамках работы клуба "Наш ребёнок"

Эксперименты - не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром.                  Развитие исследовательских...

Интересные игры и эксперименты с песком для детей 3-6 лет

Интересные игры и эксперименты с песком для детей 3–6 лет.Интересные игры и эксперименты с песком для детей 3–6 лет.Интересные игры и эксперименты с песком для детей 3–6 лет.Интересные игры и эксперим...

Консультация для родителей " Интересные опыты и эксперименты для дошкольников «Лаборатория на нашей кухне»

Консультация для родителей " Интересные опыты и эксперименты для дошкольников «Лаборатория на нашей кухне»...

Мастер - класс для педагогов ДОУ. «Интересные опыты и эксперименты с различными материалами»

Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной  деятельности  детей. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться  приобретенным опытом с другим...