Конспект занятия в средней группе на тему «Свойства воздуха».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Леус Юлия Хусаиновна

Конспект занятия в средней группе на тему «Свойства воздуха».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_svoysiva_vozduha.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе на тему «Свойства воздуха».

Леус Юлия Хусаиновна

Воспитатель МБДОУ ЦРР № 28 «Огонёк», г. Бердск


Задачи:
•       познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения;
•       дать элементарное представление о значении чистого воздуха;
•       закреплять у детей представления о воздухе, как о газообразном веществе;
•       развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы.


Оборудование:

 пластиковые стаканы – 52шт; трубочки – 26шт; изюм – горсть; линейка деревянная с 3 дырочками – 2 по краям и 1 посередине равноудалена от других ; бутылка газировки; шарики надувные - 4 шт; свеча; спички; веер; две одинаковые пустые пластиковые бутылки; чеснок; 2 листа бумаги одинаковых размеров.

Ход занятия:


 Воспитатель: Ребята, мы с вами познакомились с Солнечной системой, ее планетами и узнали, что на всех этих планетах, кроме планеты Земля,  нет воздуха. И мы узнали, что в космосе также нет воздуха. Но на нашей планете – планете Земля есть воздух. А что мы знаем про воздух?
Дети: Мы дышим воздухом…
Воспитатель: Правильно, ребята! Но какой он воздух и как проверить, что он существует? Давайте поэкспериментируем и попробуем узнать об этом как можно больше.


 1.«Воздух невидимка, но он существует!»
Воспитатель: 1) Возьмите полиэтиленовые пакеты и захватывающим движением поймайте воздух и закройте пакет. Пакеты становятся похожи на подушечки. Что находится в пакете?
Дети: Воздух.
Воспитатель:  2) А сейчас я сомну лист бумаги и затолкаю его в стакан так, чтоб он не выпадал из стакана при переворачивании. Затем опущу стакан полностью под воду вниз отверстием. Теперь достану стакан. Проверьте, намокла  ли  бумага? Бумага в стакане остается сухой. Потому что вода не может заполнить перевернутый стакан, ведь  он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух – газ. Он не имеет размера и формы. Воздух может заполнить любое пространство. Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице, просто мы его не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его и называют «невидимка».
 Вывод: Воздух существует! Воздух бесцветный, прозрачный (через него всё видно).

  1. «Воздух не имеет вкуса»
    Воспитатель:  Ребята, попробуйте  вдохнуть ртом воздух. Какой он на вкус?
    Дети: У него нет вкуса.
    Воспитатель: Правильно, ребята! Воздух не имеет вкуса.
    Вывод: Воздух – безвкусный.


3. «Воздух не имеет запаха»
Воспитатель:  Ребята, попробуйте  вдохнуть носом воздух.  Чем он пахнет?
Дети: Он ничем не пахнет.
 Воспитатель:  Правильно. Воздух не имеет запах. А теперь возьмем дезодорант и брызнем из него. Что мы чувствуем?
Дети: Пахнет вкусно дезодорантом.
Вывод: Чистый воздух не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.


4. «Мы дышим воздухом»
Воспитатель:  Ребята положите ладошку на грудь и почувствуйте, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это входит и выходит воздух, которым мы дышим. А чем мы вдыхаем и выдыхаем воздух?
Дети: Ртом, носом.
Воспитатель:  Попробуйте ладошками зажать рот и нос, а я посчитаю вслух, сколько вы  сможете не дышать. …Оказывается совсем немного мы можем обходиться без воздуха.
А теперь возьмите стаканы с водой и соломинки для коктейля  и  выдыхайте воздух через соломинку в воду. (В стакане появились пузырьки воздуха.) Это выходит воздух из ваших лёгких.
Вывод: Человеку необходим воздух, чтобы жить.  Мы дышим воздухом.


5. «Есть ли вес у воздуха?»
Воспитатель:  Давайте проверим, есть ли у воздуха вес? Для этого возьмем два надутых шарика, убедимся, что весят они одинаково. (Весы уравновешены.) После один шарик осторожно проткнем иголкой, чтобы из него выходил воздух. Для того, чтобы шарик не лопнул, я в этом месте приклеила скотч. Мы видим, что тот шарик, где воздуха меньше (этот шарик уменьшился в размере) – приподнялся вверх на весах. Это говорит о том, что он стал легче после того, как из него вышла часть воздуха.
Вывод: Когда воздух выходит из шарика, шарик становится легче. Следовательно – воздух имеет вес.
Для взвешивания используем самодельные весы. Проделайте три отверстия в линейке (длинной не менее 30 см) два по краям и одно точно в центре. Привяжите один конец шнура к центральному отверстию, а другой, например, к спинке стула.


6. «Весёлые игры»
Воспитатель:  Давайте  поиграем с воздушным шариком.
 Воспитатель:  А теперь ответьте на вопрос: чем заполнен воздушный шарик?
Дети: Воздухом.
Воспитатель:   Правильно. А шарик тяжелый или легкий?
Дети: Легкий.
Вывод: Воздух очень легкий.


7. «Дрессированные изюминки»
Воспитатель:  Нальем  в стакан газированной воды или лимонада и положим в него несколько изюминок – пусть это будут рыбки. Рыбки упали на дно. (Теперь воспитатель делает пассы руками: «Крибле, крабле, бумс!)  Изюминки, – вы рыбки, плывите!». (На глазах изумлённых детей изюминки начинают всплывать.)
Воспитатель:  Неужели и правда, изюминки стали рыбками? Да, конечно же, нет. Вначале изюминки тонут, т.к. они тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из лимонада (они напоминают маленькие воздушные шары) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность. Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.
Вывод: Воздух легче воды.

8. «Какой воздух легче?»
Воспитатель:  Для этого эксперимента понадобятся наши самодельные весы из предыдущего опыта. Привяжем к концам  весов по легкой пластиковой бутылке вниз отверстием. Уравновесим весы с помощью песка или любой крупы.
Зажжем свечу и будем держите её так, чтобы пламя находилось под отверстием одной из банок. Равновесие нарушилось. Банка с нагретым воздухом поднимается вверх.
Вывод: Горячий воздух легче холодного занимающего тот же объем.

9. «Воздух движется»
Воспитатель: Давайте попробуем помахать веером около лица. Что вы чувствуете?
Дети: Ветерок.
Воспитатель:  Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, и вы ощущаете лёгкий ветерок.
Вывод: Ветер – это движение воздуха.

10. «Сопротивление воздуха»
Воспитатель: Давайте возьмем два одинаковых куска обычной бумаги. Скомкаем один из листов, поднимем руки высоко вверх и отпустим бумагу падать в свободном падении. Мы видим, что лист смятой бумаги сразу падает на землю. Попробуем бросить плоский лист - плоский лист медленно падает вниз.
Вывод: Воздух оказывает сопротивление движению предметов. Чем больше поверхность предмета, тем труднее предмет перемещается по воздуху. Плоский лист бумаги имеет большую поверхность, чем смятый комок. Смятый комок имеет обтекаемую форму. Легковые автомобили, поезда и самолеты также имеют обтекаемую форму. Такую форму им придают люди, чтобы уменьшить площадь поверхности сопротивления воздуху и ,следовательно, увеличить скорость их движения.


11. «Воздух держит воду»
Воспитатель:  Воздух находится везде вокруг нас. Давайте посмотрим насколько воздух «сильный», что он может? Положим кусок картона с глянцевой поверхностью (слегка смочить гладкую поверхность водой) на стакан с водой. (Придерживая картон рукой) Быстро перевернем стакан, уберем руку.  (Лучше это делать над тазом.) Картон будто приклеился к стакану. Вода остаётся в стакане.
Если эксперимент не получился в первый раз, попробуйте еще раз, на этот раз заполните стакан до самых краев и убедитесь в отсутствии пузыря воздуха между картоном и стеклом.
Значит, воздух может удерживать воду в стакане. Стакан с водой тяжелее, чем пустой стакан?
Дети: Да.
Воспитатель:   Стакан с водой тяжелый?
Дети: Да.
Воспитатель:  А воздух, получается, настолько сильный, что может удерживать воду в стакане. Вода удерживается в стакане из-за того, что воздух давит на картон снизу. Значит, воздух давит на картон снизу сильнее, чем вода, находящаяся в стакане, давит на картон сверху.
Вывод: Воздух давит на предметы во все стороны.


12.«Свеча в стакане»
Воспитатель:  Ребята, вы знаете, как можно потушить горящую свечу?
Дети: Ответы детей…
Воспитатель: Хорошо. А как можно потушить горящую свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее?
Воспитатель: Чтобы узнать это, давайте зажжем свечу, накроем ее банкой и понаблюдаем, что будет дальше.
Дети: Свеча погасла!
Воспитатель: Для того, чтобы огонь горел, ему нужен воздух, точнее один элемент, который есть в воздухе. Этот элемент – кислород. Когда огонь горит, кислород превращается в другой элемент – углекислый газ. Когда мы накрыли горящую свечу банкой, то воздух перестал поступать в банку и, следовательно, кислород перестал поступать в банку. А тот кислород, который был в банке,  превратился в углекислый газ, «сгорел». Нет кислорода – нет огня.
Вывод: Когда доступ воздуха к огню прекращен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах. Например: горящие места накрывают одеялом, засыпают песком, заполняют специальной пеной.


Воспитатель:   Ребята, давайте вспомним, о каких свойствах воздуха мы сегодня узнали.
1.      Воздух существует.
2.      Воздух невидим.
3.      Воздух не имеет вкуса.
4.      Воздух не имеет запаха, но может запахи передавать.
5.      Мы дышим воздухом.
6.      Есть ли вес у воздуха.
7.      Воздух очень легкий.
8.      Воздух легче воды.
9.      Горячий воздух легче холодного.
10.     Ветер – это движение воздуха.
11.     Воздух оказывает сопротивление движению предметов. Чтобы уменьшить это сопротивление предметам придают обтекаемую форму.
12.     Воздух давит на предметы во все стороны.
13.     Когда доступ воздуха к огню прекращен, огонь гаснет.


Воспитатель: Ребята, сегодня вы много узнали о воздухе. А как вы думаете, без воздуха могла бы быть жизнь на земле?
Дети: Нет, не могла.
Воспитатель: Правильно, ребята. А если воздух будет пыльный, загазованный выхлопными газами, нам хорошо будет жить на земле?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значит, нам с вами надо беречь воздух, не загрязнять его. А как это можно сделать, как вы думаете?
Дети: Ответы детей…
Воспитатель: Правильно, ребята, нужно сажать растения. Потому, что только растения вырабатывают кислород. А еще нужно строить очистные сооружения, чтобы очищать загрязненный воздух. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе на тему « Свойства воздуха».

Формирование представлений о воздухе и его свойствах....

Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Свойства воздуха"

Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Свойства воздуха"...

Конспект занятия в средней группе «Рябинка» тема: «Невидимка воздух».

Конспект занятия в средней группе «Рябинка»тема: «Невидимка воздух»....

Конспект занятия в средней группе на тему « Свойства воздуха».

Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах....

Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Свойства воздуха"

Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах....

Конспект открытого занятия в средней группе на тему « Свойства воздуха».

Конспект открытого занятия в средней группе на тему « Свойства воздуха». Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.Обучающие задачи:• Упражнять в наблюдательност...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности Тема «Свойства воздуха»

Конспект занятия  по познавательно-исследовательской деятельности Тема «Свойства воздуха»...