Конспект открытого занятия в средней группе на тему « Свойства воздуха».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Агошкина Екатерина Александровна

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в средней группе на тему « Свойства воздуха».

Екатерина Агошкина

Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.

Обучающие задачи:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. 
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие задачи:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой

Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, опыт, продуктивная деятельность детей, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей, игры.
Гипотезы:- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь.

Интеграция  образовательных областей:

«Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»,

«Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями.

А чтоб узнать, что будем исследовать, отгадайте загадку.

Загадка

Он нам нужен, чтоб дышать

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!  (воздух).

Воспитатель: Для чего нам нужен воздух?

Дети: Чтобы дышать

Воспитатель: Давайте сделаем глубокий вдох а затем выдох. Что мы с вами сделали?

 Дети:  Мы вдохнули и выдохнули воздух

Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух?

 Дети:  Нет

Воспитатель:  Я тоже его не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас. А почему мы его не видим?

 Дети:  Он прозрачный и невидимый.

Воспитатель:   А какого он цвета?

Дети: Бесцветный

Воспитатель: Для того чтобы проверить, правда ли, что воздух прозрачный, бесцветный, но он вокруг нас, предлагая провести несколько опытов!  

Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком). Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? 
Дети: Он пуст. 
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет? 
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. 
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? 
(ответы детей). На столах у нас фонарики. Ребята, давайте посветим на пакет. Что вы увидели? 
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т.е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный. 
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт 2. «Воздух внутри и вокруг нас». 
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? 
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха! 
Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух?(ответы детей).
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет».

(Дети поочередно кладут в тазик с водой стеклянные шарики, железные мелкие предметы, пробки, поролоновый мячик др. предметы. И наблюдают какие из них тонут, а какие плавают). 
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы можем сделать вывод, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать, а в которых нет воздуха тонут.

Физкультминутка: 

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и кусты,

Вправо – влево, влево – вправо,

Клонятся цветы и травы

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте

Выше, веселей вот так

Переходим все на шаг

Вот и кончилась игра

Заниматься всем пора!

Опыт 3. Движение воздуха.

 Воспитатель:  Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок. На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, плывут облака, крутится вертушка и тд.). Ветер – это движение воздуха.

 Я предлагаю вам,  увидеть и почувствовать движение воздуха.  Давайте подуем на небольшие и легкие предметы и увидим, как они двигаются.

Возьмите веера и помашите ими перед лицом. Что вы чувствуете?

 Дети: Небольшой ветерок, чувствуем как движется воздух.

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель:   А еще я предлагаю поиграть в игру « Веселое перышко». Мы будем дуть на наши перышки и посмотрим у кого дольше и выше будет летать перышко.

Опыт 4. Чем пахнет воздух?

 Воспитатель:  Как можно почувствовать запах воздуха?

Дети: Понюхать.

Воспитатель: сам воздух не имеет запаха, но переносит их. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, что нам приготовили. Или мы можем услышать запах духов или др. пахучих веществ.

Вывод: воздух не имеет запаха, но переносит запахи.

Опыт 5.  Можем ли мы услышать воздух?

 Воспитатель:  На самом деле, звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед.

Давайте с вами возмем свистульки и подуем в них. Что же происходит?

Дети: Мы слышим звук – воздух выходит из свистульки.

Воспитатель:  Так же мы может услышать воздух и другим способом  (воздух, издаваемый  из резиновой игрушки,  музыкально – духовые инструменты).

Вывод: звук возникает при быстром движении воздуха.

Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших исследований и проведенных опытов  мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии).
Дети: - что воздух постоянно нас окружает; 
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку; 
- что воздух легче воды; 
- что воздух есть внутри предметов; 
- что воздух есть внутри людей.

- что чистый воздух не имеет запаха, но может его передавать.

- что ветер – это движением воздуха. Воздух можно услышать.

Воспитатель: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? (на столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая салют.

-Какие красивые картины у нас получились. Давайте  ими мы с вами украсим нашу группу!

Но воздухом можно не только рисовать, но и поиграть, а помогут нам в этом мыльные пузыри! Дети дуют мыльные пузыри.  



Предварительный просмотр:

Игра КВН. Сценарий праздника по ПДД для детей среднего дошкольного возраста

Образовательная область:

Познание.

Обучающие:

Формирование правильных представлений детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках. В игровой форме обучать детей правилам дорожного движения.

Закрепить умение называть знакомые дорожные знаки, сигналы светофора, закрепить умение называть знакомые дорожные знаки, регламентирующие движение пешеходов, а также значение сигналов светофора – закрепить представление детей о цвете.

Развивающие:

Развивать мышление, активизацию речи через различные виды деятельности, наблюдательности, закрепить творческое самовыражение, внимания, памяти, быстроту, реакцию движения.

Воспитательные:

Воспитывать у дошкольников правила безопасного поведения на дорогах.

Вызывать интерес у детей к совместной игровой деятельности и доброму отношению друг к другу.

Формирование умения работать в коллективе.

Предварительная работа:

Повторение правил дорожного движения, повторения названий дорожных знаков и их значение, чтение рассказов, сказок и т. д. на правила дорожного движения. Разучивали и играли в дидактические и подвижные игры. Ходили на экскурсии к перекрестку. Провели анкетирование с родителями.

Материалы и оборудование:

дорожные знаки, плакаты о Правилах дорожного движения, светофор (макет), иллюстрации с дорожными знаками, самокат, аудиозапись, фонограммы .

Ход игры

Ведущий.         Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы пригласили вас

 на наш празднике Клуб Веселых и Находчивых. А соревноваться мы сегодня будем в знаниях по правилам дорожного движения. Ведь так хочется в теплые весенние дни побегать по улице, поиграть в разные игры, покататься на велосипеде или самокате 

Тема игры — «Лучший пешеход». Участвуют две команды: команда «Пешеходы» и команда «Дорожные знаки». Поприветствуем их!

Под музыку команды входят в зал.

Ведущий.         Наше уважаемое жюри в составе... (представляет жюри} будет оценивать ответы по пятибалльной системе.

А сейчас команды приветствуют друг друга.

Команды или их капитаны приветствуют друг друга

Конкурс “Разминка”.

  • Командам задают вопросы. В конце разминки за правильные ответы, команда получает 1 балл.

«Пешеходы».

  • 1. Где можно переходить проезжую часть (На перекрёстке со светофором или на пешеходном переходе) .
  • 2. В каком порядке расположены цвета светофора? (сверху вниз) .
  • 3. Что означает жёлтый сигнал светофора? (внимание) .
  • 4. Как обозначен пешеходный переход? (зебра) .
  • 5. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (зелёный) .

«Дорожные знаки».

  • 1. Что означает красный сигнал светофора? (стоп) .
  • 2. Что такое перекрёсток (пересечение улиц) .
  • 3. Где могут ездить велосипедисты? (по специально отведённой дорожке) .
  • 4. Когда надо начинать переход улицы, если на перекрестке есть светофор?
  • 5. Можно ли переходить на красный сигнал, если по близости нет машин (нельзя) .

Следующий конкурс в нашем КВНе: «Построй светофор».

У каждой команды на столах, лежат разрезные картинки цветов светофора. Их нужно собрать по цвету так, как они следуют в светофоре. У вас должен получиться светофор

А жюри проверит.

Звучит музыка. Входит Светофор.

    Светофор Добрый день, дорогие друзья! Я очень люблю порядок на дорогах. А вы?

   Дети.         Да!

   Светофор        . Ну тогда отвечайте!

Быстрая в городе нашем езда. Правила знаешь движения?

(Да.)

Сел в автобус, не взял билет. Так поступать полагается?

(Нет.)

Старушка, преклонные очень года. Ты место уступишь ей?

(Да.)

Вот в светофоре горит красный свет. Можно идти через улицу?

(Нет.)

Ну а зеленый горит, что тогда? Можно идти через улицу?

(Да.)

Светофор:        Следующий конкурс называется «Говорящие знаки». Я загадываю загадку о знаке, а вы его называете и показываете.

Загадки для команды «Пешеходы»:

  • В треугольнике два братца День-деньской куда-то мчатся Мы вопрос поставим так: Что он значит, этот знак? («Осторожно, дети!».)
  • Этот знак найти сумеешь -Ни за что не похудеешь. Не оставьте без вниманья, Это значит... («Пункт питанья»).
  • Правило дорожное говорит так: Оставь свой транспорт, если нужно. Где установлен этот знак? («Место стоянки».)

А теперь загадки для команды «Дорожные знаки»:

  • Этот знак желает вам доброго пути, Здесь можно через улицу спокойно перейти. («Пешеходный переход».)
  • Этот знак нам говорит: Для машин здесь путь закрыт. Водитель, продолжай движенье, Где есть на это разрешенье. («Въезд запретен».)
  • Если вдруг в пути машина Закапризничать решила, Здесь машину вам исправят, Срочно на ноги поставят. («Станция технического обслуживания».}

Предлагаю вам сейчас поиграть в игру: «Змейка».

Две полосы препятствий из кеглей расставленных «змейкой». Дети по сигналу ведущего начинают игру. Первый участник из команды начинает движение на самокате, объезжая стоящие кегли (туда и обратно, выигрывает та команда, которая не собьет ни одной кегли.

Задание – игра  «Это я, это я, это все мои друзья» если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет – то молчите.

Правила – соблюдать тишину пока звучит вопрос. Получаете знак тот, кто ни разу не ошибается.

Вопросы задавать по очереди.

1. Кто из вас идет вперед

Только там, где переход?

2. Кто летит вперед так скоро,

Что не видит светофора?

3. Знает кто, что свет зеленый

Означает, путь открыт.

4. Кто, из вас идя домой,

Держит путь по мостовой?

5. то из вас в вагоне тесном

Уступил старушке место?

6. Знает кто, что красный свет

Это значит, хода нет?

Молодцы, хорошо справились с заданием и правилами игры. Получаете по одному баллу.

Подходит к концу наш КВН, сейчас пока жюри совещается и подводит итоги.

Дети поют на мотив песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».

Коль собрался в дальний путь, (2 раза)

Веселей дорога.

Ты про знаки не забудь, (2 раза)

В ПДД их много.

Видишь, красный круг висит:

Это значит - - путь закрыт.

Он дальше ехать не велит.

Посмотри, пешеход,

Здесь полосатый переход —

Он от беды тебя спасет.

Если знаки твердо знать

И уметь по ним читать,

Скажем без сомненья:

Чтоб беды нам избежать,

Нужно помнить нам и знать

Правила движения!

 Вот и закончилось наш КВН о правилах дорожного движения и о дорожных знаках. Но не долго нам ждать новой встречи, ведь дорожные знаки нас окружают повсюду на улицах и дорогах.

«Презентация- Азбука правил дорожного движения»

Жюри подводит итоги КВНа.

Награждение команд. Вручение удостоверений Грамотного пешехода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе по теме «столовый этикет» «Поможем Федоре Егоровне»

История этикета очень интересна, и её значение принесет нам, воспитателям, несомненную пользу. Ведь детям мало сказать:" Делай так, а не иначе". Надо объяснить. почему, и умело объяснить. В противном ...

Конспект открытого занятия в средней группе на тему: "Огонь-друг, огонь-враг"

Конспект открытого занятия в средней группе на тему: Огонь-друг, огонь-враг"...

Конспект открытого занятия в средней группе по теме: "Волшебница-вода"

Открытая совместная деятельность-эспериментирование.Тема занятия "Волшебница-вода" Занятие проводилось подгруппой детей (8 человек) ....

Конспект открытого занятия в средней группе на тему: "Путешествие в лес"

Программное содержание: закреплять знания о лесе, деревьях, насекомых, животных, которые живут в лесу. Закреплять знания о правилах поведения в лесу.  Воспитывать любовь к природе. Продолжать раз...

Конспект открытого занятия в средней группе по теме «Путешествие в лес. Рисование по образцу»

Конспект занятия в средней группе по теме «Путешествие в лес. Рисование по образцу».Цель: расширить представление детей о лесе, совершенствовать навыки рисования.Задачи: закрепить знания о д...

Конспект занятия в средней группе на тему « Свойства воздуха».

Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах....

Конспект занятия в средней группе на тему «Свойства воздуха».

Конспект занятия в средней группе на тему «Свойства воздуха»....