Педагогический проект Тема: «Лук наш друг
проект по окружающему миру

Ворсина Евгения Александровна

Дети младшего дошкольного возраста обладают небольшим запасом знаний о выращивании лука и его полезных свойствах, о том, где он может произрастать, о необходимых условиях роста. Их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит, а мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что- то новое. При проведении совместной деятельности – посадка лука, все дети проявляют желание помочь, посадить лук самостоятельно. Пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_luk-_nash_drug.docx421.71 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

Тема: «Лук наш друг»

Подготовила воспитатель:

Ворсина Е.А.


Содержание

  1. Введение.

1.1 Обоснование актуальности        3

1.2. Паспорт проекта…        4

  1. Разработка проекта…        6

2.1.  Этапы реализации проекта…        6

  1. Реализация проекта…        6
  1. Перспективный план по работе с детьми…        6
  2. Перспективный план по работе с родителями        8
  3. Мониторинг…        9
  1. Внедрение и распространение опыта работы по теме проекта…        10
  1. Приложения к проекту        11


  1. Введение 1.1. Обоснование актуальности.

Дети младшего дошкольного возраста обладают небольшим запасом знаний о выращивании лука и его полезных свойствах, о том, где он может

произрастать, о необходимых условиях роста.

Их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.

Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и

самостоятельности мышления, я создала условия для поисково- исследовательской деятельности детей.

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный

наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что- то новое.

При проведении совместной деятельности – посадка лука, все дети проявили желание помочь, посадить самим. Пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо.


Паспорт проекта

Педагогический проект. Тема: «Лук наш друг»

Вид проекта: исследовательский.

По содержанию: обучающий.

Тип проекта: среднесрочный

Актуальность        проекта.        Вызвать        интерес        детей        к        познавательно        – исследовательской деятельности посредством наблюдения за луком

Масштаб проекта:
  • Короткосрочный
  • Количество детей –15детей
Участники проекта:

 Воспитатель группы: Ворсина Евгения Александровна

Целевая группа:

  • Дети средней группы «Знайки»
  • Родители детей средней группы «Знайки»
Цель проекта:
  1. Формировать знания детей о свойствах лука.
  2.         Развить        интерес        к        исследовательской        деятельности        в        процессе выращивания лука.
  3.         Развивать у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом.
Задачи проекта:
  1. Вызвать  желание  детей        самим        посадить        лук        и        отобразить        это в календаре наблюдений.
  2. Формировать у детей знания о росте и потребности растений.
  3. Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами (лук).
  4. Привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений (полив, прополка, рыхление земли).
  5. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
  6. Познакомить родителей с сортами и свойствами лука.
  7. Активизировать речь и обогащать словарь детей.

Приоритетные направления:

Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром Просвещение и педагогическая подготовка родителей.

Ресурсное обеспечение

Нормативно - правовое обеспечение:

  • Конвенция о правах ребенка;


  • Закон РФ "Об образовании";
  • Концепция дошкольного воспитания;
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2660-10;
  • Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»        под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой, М., 2011 год;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к

структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".

Методическое обеспечение проекта:

Материально – технические.

Развивающая среда, природный уголок, природное окружение,

дидактические игрушки, игры, лейки, грабли, ведерки, познавательная литература, мультимедийное оборудование, проектор, видеомагнитофон, фотоаппарат.

Методическое обеспечение.
  • Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»        под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой, М., 2011 год.

  • Смирнова Е.О. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей.
  • Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами.
Технологии:
  • Здоровьесберегающие педагогические технологии;
  • Информационно-коммуникативные технологии;
  • Игровые технологии.
Ожидаемые результаты проекта:

Овладение практическими навыками выращивания лука. Из луковицы,

можно вырастить растение. На огороде, находящемся на территории детского сада, мы вырастим лук. У детей появится интерес к растениям. Они смогут

различать лук, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ним. Дети узнают много интересного из жизни растений. Дети научаться вести наблюдения и делать первые выводы.


  1. Разработка проекта

Подготовительный этап

Разработка стратегии реализации проекта

Подбор материала по теме «Лук. Свойства лука. Народные рецепты лука»

Составлен план основного этапа, определены цели и задачи проектной деятельности.

Основной этап включает в себя

  1. Совместная деятельность – посадка лука «Штуттгартер Ризен»
  2. Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы
  3. Совместная деятельность «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства»,

«Лук репчатый»

  1. Консультация для родителей «Полезные свойства лука», «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый. Полезные и целебные (лечебные) свойства лука репчатого. Чем полезен лук. Лечение луком: народные рецепты»

На заключительном этапе

  • НОД по теме «Лук наш друг», отчет о том, что получилось. (предоставление календаря наблюдений о посадке лука на перо)

  • Этот проект значим для всех его участников:

 Дети: получения новых знаний, проявления творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности, привитие любви к чтению произведений с дальнейшим анализом, прочитанного

 Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

 Родители: получают новые знания, расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, чтение совместно с ребенком.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

 Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (чтение произведений), эффективно развивает творческое и познавательное мышление дошкольников, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников, проводит консультации для родителей.

 Воспитатель: разрабатывает конспекты по НОД, подбирает дидактические игры.

 Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием и ростом лука.


 Родители:        совместно        с        детьми        находят        и        подбирают        загадки, поговорки и произведения о луке.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап
  • Разработка стратегии реализации проекта
  • Подбор и изучение необходимой литературы.
  • Беседа с детьми, для выявления знаний детей о луке.
  • Подбор материала по теме «Лук. Свойства лука. Народные рецепты лука»
  • Составление плана работы, подбор методик.
  • Подготовка атрибутов для игр, занятий.
  • Проведение        информационно-просветительской        работы        среди родителей дошкольников.
Основной этап
  • Разучивание загадок о луке.
  • Чтение сказки Дж. Родари «Чиполлино» (главы).
  • Просмотр мультфильма «Чиполлино».
  • Пальчиковая гимнастика «Лук».
  • Дидактическая игра «Карлсон выращивает зеленый лук».
  • Дидактическая игра «Чиполлино помогает выращивать лук».
  • Беседа с детьми «Таблетки растут на грядке».
  • Совместная деятельность – посадка лука «Штуттгартер Ризен.»
  • Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений.
  • Консультация для родителей «Полезные свойства лука», «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый. Полезные и целебные (лечебные) свойства лука репчатого; Чем полезен лук.

«Лечение луком: народные рецепты»

  • Проведение НОД по теме «Господин лук»

Завершающий этап
  • Презентация проекта при проведении НОД по теме : «Лук наш друг»
  • Мониторинг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лук – растение поистине удивительное. Без него не обходится практически ни одна хозяйка. Лук входит в рецептуру многих блюд, его добавляют и в салаты, и в первые блюда, и во вторые. В ход идут и зеленые

«пёрышки», и сами луковицы. Мы настолько привыкли к луку, что порой


забываем о том, что в любое время года у нас под руками дешёвое средство борьбы со многими болезнями. Кстати, биологи утверждают, что лук является творением человеческих рук, так как дикие его формы до сих пор не найдены в природе.

Наблюдая за развитием и ростом овощной культуры – лук, работая с литературой, я сделала для себя много открытий: познакомилась с историей культуры лука, его ценностями и сделала выводы: если мы хотим получить хороший урожай по количеству, нужно брать мелкие луковицы, а если хотим получить урожай крупными луковицами, то нужно посадить разрезав на части крупные луковицы, но сбора будет мало. Теперь я могу дать свои советы, рекомендации маленьким овощеводам – любителям по выращиванию лука.


  1. Реализация проекта.

  1. Перспективный план по работе с детьми.

Формы, методы и приёмы работы

Цель

Ответственные

Разучивание и разгадывание

загадок

Учить        детей        по описанию                отгадывать

растение

Воспитатель

Ворсина Е.А. .

Чтение произведения Джани Родари

«Чиполлино»

Продолжать приучать детей слушать художественное произведение без

наглядного

сопровождения. Развивать речь,

память, воображение.

Приобщать к

словесному искусству

Воспитатель

Ворсина Е.А.

Просмотр

мультфильма

«Чиполино»

Приучать детей к совместному

просмотру телевизора, учить отвечать на вопросы воспитатель по содержанию

мультфильма

Воспитатель

Ворсина Е.А.

Пальчиковая гимнастика

«Лук»

Формировать навыки социального

взаимодействия с взрослым. Развивать мелкую моторику

кистей рук, координацию

движений.

Воспитатель

Ворсина Е.А.

Дидактическа

Расширять

я игра

«Карлсон

представление детей об условиях,

необходимых для


выращивает зеленый лук»»

роста и развития растений (почва, влага, тепло, свет); воспитывать

наблюдательность, бережное отношение к

результатам труда.

Дидактическая игра

«Чиполлино помогает выращивать лук».

Уточнить

представления детей о том, что для проращивания

луковиц нужны такие же условия, которые необходимы всем

растениям для роста и развития

(питательная почва, вода, тепло, свет).

Напомнить о том, что в зеленом луке много витаминов, которые необходимы всем людям. Развивать

наблюдательность детей, умение

замечать изменения в

состоянии растений.

Воспитатель

Ворсина Е.А.

Беседа с детьми

«Таблетки растут на грядке»

Познакомить детей с понятием «витамины». Закрепить знания об овощах, об их значении в питании.

Воспитывать у детей культуру еды, чувство меры. Развивать

логическое мышление, внимание.

Воспитатель

Ворсина Е.А.

Проведение

НОД тема:

«Его величество

лук»

Продолжать        учить

детей,        отвечать        на вопросы                воспитателя.

Развивать

интонационный        и

Воспитатель

Ворсина Е.А.

грамматический строй

речи,        зрительное

внимание,


воображение,

слуховое восприятие, голосовой аппарат, навыки        общения, любознательность.

Воспитывать вежливое отношение к сверстникам,

ответственность за порученное дело.

  1. Перспективный план по работе с родителями.

Формы, методы и

приёмы работы

Цель

Ответственные.

Блок

«Педагогическое просвещение родителей»

Консультация        для родителей

  1. «Полезные

свойства лука».

  1. «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства».

  1. «Лук        репчатый. Полезные        и целебные (лечебные)

свойства        лука

репчатого;        Чем полезен лук.

  1. «Лечение        луком: народные

рецепты»

Нацелить родителей к активной совместной и

педагогически правильной работе в направлении

«Знакомимся со свойствами и полезными свойствами лука»

Рассказать родителям о пользе лука, его целебных свойствах

Познакомить родителей с народными рецептами при лечении луком.

Воспитатель

Ворсина Е.А.

Воспитатель

Ворсина Е.А.

Воспитатель

Ворсина Е.А.


Блок

«Интерактивное взаимодействие» с родителями

Представление фотоотчёта

« Как мы лук сажали» на сайте        

Повысить педагогическую и грамотность родителей в воспитании детей с помощью расширения

информационного пространства.

Воспитатель

Ворсина Е.А.

Предоставление видеофильма

«Как мы выращивали лук».

Повысить педагогическую и грамотность родителей в воспитании детей с помощью расширения

информационного пространства.

Воспитатель

Ворсина Е.А.


  1. Мониторинг.

Анализ работы с детьми 4 - 5 лет по данной теме я провела с помощью следующих вопросов:

  1. Лук – это что? (Растение, овощ)
  2. Что необходимо для роста лука? (Почва, вода, свет, тепло)
  3. Как нужно ухаживать за луком? (Поливать, рыхлить, пропалывать)
  4. Чем полезен лук?

В опросе принимали участие 15 детей.

Диаграмма ответов детей на заданные вопросы

Итог проведённого мониторинга

Всего детей принимавших участие в

опросе

15 человек

1 вопрос

14 человек ответили на

вопрос правильно

2 вопрос

15 человек ответили на

вопрос правильно

3 вопрос

12 человек ответили на

вопрос правильно

4 вопрос

9 человек ответили на

вопрос правильно

Итог

87 % усвоили пройденный

материал по данной теме


  1. Внедрение и распространение опыта работы по теме проекта.

  1. Консультация для родителей:
  • «Полезные свойства лука».
  • «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства».
  • «Лук репчатый. Полезные и целебные (лечебные) свойства лука репчатого; Чем полезен лук.»
  • «Лечение луком: народные рецепты»

2.Консультация для воспитателей: «Огород на подоконнике». 3.Разработана картотека «Загадки и стихотворения о луке».

4.Итог проекта – проведение непосредственно – образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «Звездочки» тема: «Господин лук» используя информационно-коммуникативную технологию – презентация «Как мы выращивали лук». Конспект представлен в приложении.


Приложение № 1.

Картотека загадок, стихотворений, пословиц и поговорок о луке

Стихотворения про лук

Лук растет на огороде,

Он большой хитрец в природе, В сто одежек он одет.

Ребятишки на обед Не хотят его срывать,

Зачем слезы проливать?

Жертва я ужасных мук, - Ненавижу резать лук!

Щиплет он мне нос, глаза, Все лицо уже в слезах!

Ох, уж этот злющий лук!

С ним узнаешь столько мук! Жжет глаза и жжет язык,

Заставит плакать в один миг.

Лук стал сердитым от обиды:

  • Во мне сплошные фитонциды. Да, иногда, я раздражаю, -

(Сказал он слезы вытирая. )

-Когда людей сразит недуг,

Все вспоминают:- Где же лук? Я выгоняю хворь и боль,

Средь овощей и я не ноль.

У меня есть друг, Он от семи недуг!

Это вкусный и полезный Желто-золотистый лук!

***

Всем на зависть нынче лук. Чудной формы и упруг, Точно шарик непокорный, Вырывается из рук.


Он на редкость круглый – вижу, Золотистый, красный, рыжий.

Но, снимая кожуру, Прекратишь свою игру.

Глаз защиплет не на шутку. Зареветь решил, как будто?

***

Лук в саду и в огороде,

Да при всём честном народе, Развивается, растёт.

От болезней нас спасёт.

***

Да, удачный вырос лук.

Всё свершилось. Но не вдруг. Труд затрачен мною был.

За посадкой я следил.

Вырос крупный лук-порей. И теперь ты не болей.

Репчатый — в салат добавь, И на стол смелее ставь.

Необычный лук - батун, И сибирский лук слизун.

Ароматный, горьковатый – Плачешь? Кто же виноватый?

***

У меня есть друг.

Спасет он от семи недуг. Это вкусный и полезный Желто – золотистый лук!

***

Говорят, я горький, Говорят, я сладкий. Стрелочкой зелёной Я расту на грядке.

Я полезный самый, В том даю я слово. Ешьте меня всяким – Будете здоровы


Загадки про лук .

Никого не огорчает,

А всех плакать заставляет. (Лук)

Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

Сарафан не сарафан, платьице не платьице,

А как станешь раздевать, досыта наплачешься. (Лук)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук)

Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а … (Лук)

Что без боли и без печали доводит до слез? (Лук) Пришел барин с грядки,

Весь в заплатках, Кто ни взглянет,

Всяк заплачет. (Лук)

Скинули с Егорушки Золотые перышки, Заставил Егорушка

Плакать и без горюшка. (Лук)

Золотистый и полезный, Витаминный, хотя резкий, Горький вкус имеет он.

Когда чистишь – слезы льешь. (Лук)

Пришла Таня в желтом сарафане: Стали Таню раздевать,

Давай плакать и рыдать. (Лук)

Птица в норе, Хвост во дворе.

Кто перья выдирает,

Тот слезы утирает. (Лук) Я вырос на грядке,


Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу. (Лук)

Он никогда и никого не обижал на свете.

Чего же плачут от него взрослые, и дети? (Лук)

В десять одежек плотно одет, Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовешь,

Сам не заметишь, как слезы прольешь. (Лук)

Пословицы и поговорки о луке

  • Лук от семи недугов лечит.
  • Ешь лук- чаще зубы будут
  • Лук да баня всё правят.
  • Кто ест лук, тот избавлен от мук.
  • Лук во щах - и голод прощай


«Три брата». (Сказка)


Приложение № 2

«Мальчик Илюшка был на даче. Он сидел на скамейке и болтал ногой.

Вдруг к Илюшке подбежали три мальчика: один – маленький и

черненький, другой – побольше, в золотистом костюмчике, а третий – самый большой, румяный и крепкий, в золотистых латах с большим зеленым луком в руках.

  • Лук Чернушка, лук Севок, лук Репчатый, - по очереди поклонились они Илюшке и сказали:
  • Мы все братья, пришли проверить, все ли у тебя в порядке. Ведь мы, луки, - известные защитники, как и наш брат Чеснок.
  • А кого вы защищаете? – спросил мальчик.
  • Всех: овощи от вредителей, человека от микробов, дом от бед и болезней, - гордо ответили луки.
  • Какие вы молодцы, я бы тоже хотел быть таким храбрым защитником.
  • Это очень просто: нужно только заботиться о тех, кто рядом с тобой, - объяснил маленький лук Чернушка, - Я, например, самый маленький, простое луковое семя, но без меня наш средний брат - лук Севок не вырастит. Посадят меня в грядку, я тут же принимаюсь выращивать для него золотистый костюм и зеленые перышки. Чтобы все видели,

что мои перышки любому на помощь прийти, готовы, свой самый первый стебелек я изгибаю в виде лука.

  • Без меня наш старший брат – Репчатый лук, никогда не вырастит, - сказал лук Севок. – Как только меня в землю весной сажают, я для

медного брата начинаю медные латы изготовлять: выращиваю для него в луковице много-много чешуек и крупные сочные перья. Мои зеленые перья весной первыми спасают человека от авитаминоза! »

  • Я, все, что подарили мне мои младшие братья, должен людям отдать и братьям моим за их заботу добром отплатить, - сказал Репчатый лук.

– В каждой чешуйке у меня тысячи летучих воинов-фитонцидов.

Только увижу, что микробы вредные на кого-нибудь напасть

готовятся, я тут же выпускаю своих воинов. Они всех микробов гонят прочь без оглядки. Ешь, Илюша, меня почаще, и не тронет тебя ни один вредный микроб. »

- А как ты своим братьям добро возвращаешь? – поинтересовался Илюшка.

  • Для того, чтобы наш род не прекращался, я выпускаю стрелку и выращиваю на ней белое шаровидное соцветие. Из него-то и

вырастают мои младшие братья – семена-чернушки. Но не всегда мне удается в первое лето братцев моих вырастить. Если лето короткое, я не успеваю зацвести. Бывает 2-3 лета проходит, прежде чем я смогу

семена вырастить.

  • Какие вы все дружные, - с уважением произнес Илюшка.


  • Нас трое братьев в роде лука Репчатого, а всего в луковой семье около четырехсот братцев-луков, и все они дружат, засмеялся лук Репчатый»

Отчего лук стал горьким. (сказка)

В старину сладкий Лук и горький Арбуз жили по-соседству. Тогда лук был таких размеров, как Арбуз сейчас. Арбуз же такой величины, как Лук в

наши дни. Поскольку Лук рос большим и сладким, его поливали. Ему не приходилось заботиться о себе. Беззаботный Лук полнел и тяжелел. Одно плохо: скучно было ему.

Однажды за оградой Лук услышал шорох. Он знал, что ему ничего не грозит, но от нечего делать начал прислушиваться. Шорох перерос в частое дыхание. Хотел было Лук посмотреть, кто там объявился, да было ему лень.

В конце концов не выдержал, повернулся грузным телом. За оградой, из кочек, обливаясь потом, на свет пробивался хилый Подорожник. Лук был хорошо напоен водою, поэтому сколько не пытался, не смел промолчать.

  • Послушай, голопуз, - обратился он к Арбузу, - ты слышишь, Подорожник снова пыхтит.
  • Нелегко бедняге, - отозвался тощий Арбуз.
  • Какой бедняга? Просто нахал, - возмутился Лук, - не успели его вышвырнуть с грядки, как он уцепился за кочки.
  • Нелегко ему, - вздохнул Арбуз.
  • Заладил: нелегко, нелегко, - рассердился Лук.

Он пожалел, что заговорил с Арбузом. Отвернулся, замолк. Но сытого всегда донимает скука, и Лук даже снизошёл до беседы:

  • Как ты сумел пробиться из твёрдых кочек, Подорожник?
  • Я довольствуюсь малым и много тружусь, - еле слышно прошептал Подорожник, поскольку до плеч был ещё в земле.
  • Тебя вырезают здесь, а ты прорастаешь там. Вырвут с корнем, а ты пробиваешься рядом. Откуда у тебя столько силы духа, что не погибаешь в бесконечных гонениях?
  • Сила духа крепнет от борьбы, - ответил Подорожник чуть громче, освобождая грудь от стиснувших глыб.
  • От борьбы, говоришь? А чем ты силён?
  • Врагами силён! – ответил Подорожник звонко.

Лук не переносил высоких тонов – сытость больше нуждается в

созерцательном покое. Поэтому он поморщился и с усмешкой спросил:

  • Скажи, Подорожник, что тяжелее всего на свете: умирать от жажды на

солнцепёке, быть раздавленным Копытом, вырванным с корнем, или быть порубленным неумолимым Железом?

  • Самое трудное – не обидеть другого.

Лук с удивлением приподнялся и ахнул: Подорожник уже выращивал детей. Испугался Лук: «Вырастут его дети – выпьют всю влагу, которой люди поливают меня. Тогда самому придётся доставать воду из твёрдой, жадной, мрачной глубины. Нет, нет – только не это!» - ужаснулся Лук и закричал:


  • Же-ле-зо! Сюда!!!

Напрасно пытался Арбуз остановить его. Лук кричал всё сильнее.

Явилось Железо и начало кромсать бунтаря. Кромсать за то, что живёт… да ещё и на своей земле.

  • О Лук! – закричал погибающий. – Праздность и лень породили в тебе зависть и довели тебя до предательства! Если есть на свете справедливость, пусть сделает тебя таким горьким, как моя судьба! Арбуз же за доброту – полным, как мои надежды! И сладким, как

Острым было свирепое Железо. Острым, но слепым. Чувствовало оно, что уничтожило Подорожник, но не видело, что сеет его детей, омытых вместо влаги слезами и соком самого Подорожника.

Рядом с могилой Подорожника вскоре на свет начали пробиваться его дети. В разрыхлённой и влажной земле им было легче, и они росли быстрее.

Увидел их Лук – горечь обожгла его и начала сушить. От бессильной ярости сам себя он грыз, уменьшаясь на глазах.

Увидел и Арбуз детей Подорожника – сладость радости разлилась в его душе. А когда внуки пробились на свет, то увидели Лук уже таким, какой он сейчас. И Арбуз увидели другим – какой он в наши дни…


Приложение № 3

Психогимнастика «Я растение»

(Дети закрывают глаза) .

  • Представь что ты маленькое растение. Тебя посадили в теплую, тёмную землю. Ты ещё маленький росток, совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Но вот чьи- то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю,

чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Твои листики подросли,

стебель становиться крепким, ты тянешься к свету. Тебе так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами.

  • Откройте глаза. Вам понравилось быть растениями? А почему? (за ними ухаживали, рыхлили, поливали и т. д.) . Тоже самое чувствуют наши

растения на подоконнике. Мы каждый день будем ухаживать за цветами, и им будет приятно жить в нашей группе. Мы будем спрашивать: хорошо ли вы себя чувствуете?

Дидактическая игра «Отгадай загадки».

Цель: учить детей по описанию отгадывать растение.

Игра проводилась с подгруппой детей в уголке природы, в свободное от занятий время во вторую половину дня. Растения стояли на своих обычных местах. Детям предлагалось послушать загадку, найти загаданное растение и назвать его. При затруднении детей применялись наводящие вопросы и

подсказки. За правильный ответ детям давались фишки, которые в конце подсчитывались. Победителю давался приз в виде медальки.

Дидактическая игра «Путаница»

Цель: уточнить знания детей о частях растений.

При проведении игры использовались следующие приемы:

-детям предлагалось рассмотреть предложенные картинки;

-сопоставить (какие картинка должны следовать за предыдущей)

-предлагались поисковые вопросы (соедини части растений, почему так, а не по-другому)

-детям, которые затруднялись, была представлена помощь в виде наводящих вопросов.

  • оценить каждого ребенка.

Чиполлино помогает выращивать лук

(для детей младшего и среднего возраста)

Дидактическая цель: уточнить представления детей о том, что для

проращивания луковиц нужны такие же условия, которые необходимы всем растениям для роста и развития (питательная почва, вода, тепло, свет);

напомнить о том, что в зеленом луке много витаминов, которые необходимы всем людям, особенно в конце зимы; развивать наблюдательность детей,

умение замечать изменения в состоянии растений.


Ход игры. Чиполлино приходит в группу с корзиной (или мешком), в

которой лежат луковицы по числу детей. Сообщает, что пора сажать лук, т.к. он полезен для здоровья, защищает организм от болезней. Предлагает всем взять по луковице, рассмотреть ее и подумать, как ее надо сажать. Затем говорит, что он хороший специалист по выращиванию лука и научит ребят растить зелень. Воспитатель возражает ему, что дети тоже знают, как надо выращивать растения, как ухаживать за ними. Чиполлино удивлен, но готов выслушать их. Ребята рассказывают кукле, какие необходимы условия всем растения, чтобы они росли и развивались. Чиполлино доволен знаниями

детей, рассматривает ящики с землей, отмечает, что в них хорошая (черная питательная) почва, значит, получатся отличные грядки с луком.

Дети приступают к посадке, Чиполлино ходит между ними, подсказывает, помогает, хвалит тех, кто все правильно делает. Следит за тем, как ребята поливают «грядки» и ставят их на окно. Говорит, что он через неделю придет опять, чтобы посмотреть на лук. Надеется, что ребята будут хорошо

ухаживать за посадками.

Игра «Зеленая аптека»
  • О каких полезных свойствах лука вы знаете? (ответы детей)

Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Зеленая аптека». Нам нужно несколько пациентов, которые будут приходить к нам на прием.

(На бумажках нарисовано: болит зуб, рана на руке, человек с забинтованным горлом, человек лежит в постели под одеялом , человек с забинтованным ухом, человек с красным носом. Картинки подобраны так , чтобы дети

самостоятельно могли определить что нарисовано. Если ребенок затрудняется ему могут помочь другие дети или воспитатель)

Пациенты приходят к врачу-воспитателю. Врач с помощью детей дает советы и готовит лекарства.

 Отит.

Вату пропитать соком лука и вставить в ухо.

 Растяжение

Натертый лук смешать с сахаром и приложить к больному месту. Перебинтовать.

 Раны

Заварить шелуху и промывать рану.

 При зубной боли

Кусочек лука завернуть в ткань и положить в противоположное ухо.

 Грипп

Натертую луковицу смешать с медом и есть по столовой ложке три раза в день.

Лук смешать с сахаром и пить сок.

 Ангина

Смешать сок лимона, лука и воду. Полоскать горло.

Натереть яблоко, лук, смешать с медом. Принимать по 1, 5 ст. ложке.

 Насморк

Закапывать сок лука в нос.


Пальчиковая гимнастика «Лук»

Зеленеет лук в воде,        показать пальчиками «мисочку»

Пузырьки на бороде,        показать пузырьки, Пузыречки, пузырьки-

Шалуны, озорники!

Каждый этот пузыречек        пощипать свой подбородок Очень бороду щекочет.

Если так щекотать,

Всяк захочет хохотать!        изобразить смех

Лук трясет бородой,        покачать головой Навостряет стрелки:

Скоро буду молодой        показать «мисочку». Лежать на тарелке.

Массаж глаз «Раздеваем лук»

Сняли тоненький сюртук, сняли рыжую рубашку,

(потирают средние пальцы рук друг о друга, чтобы их разогреть) Сняли желтую рубашку,

А стянув еще рубашку, Все заплакали вокруг.

(Неплотно прикрывают глаза и мягко проводят пальцами от внутреннего края глаз к внешнему.)

Вот как мы вчера на кухне раздевали сладкий лук.

(Расфокусируют зрение и совершают круговые движения зрачками глаз сначала в одну сторону, потом в другую.)

Подвижно – развивающая игра «Лучок – здоровячек»

Воспитатель: Вы будите луком. Я сажаю лук в землю донцем вниз. Ребята, слушайте внимательно и повторяйте движения за мной.

Посадили в землю        Дети присаживаются на корточки.

Маленький лучок,

Чтобы рос он крепким, сжимают в локтях руки и кулачки.

Наш здоровячек.

Чтоб к солнышку тянул он встают и тянут руки вверх.

Стрелочки свои.

Чтоб детки не болели прыгают на месте.

И прыгать все могли.


Приложение № 4

Конспекты по НОД. Тема: Его величество лук

Программное содержание:

 Обучающие задачи: расширить знания детей о полезных свойствах репчатого лука; закрепить знания об условиях выращивания растений.

 Развивающие задачи: развивать интонационный и грамматический строй речи, зрительное внимание, воображение, слуховое восприятие, голосовой аппарат, навыки общения, мелкую моторику, чувство цвета, формы.

Развивать, коммуникативный опыт детей.

 Воспитательные задачи: воспитывать ответственность за порученное дело.

 Словарная работа: луковица, выращивали, пололи, поливали, рыхлили, урожай, перья, витамины, полезный.

 Предварительная работа: Рассматривание фотографий по теме «Господин лук», чтение стихотворений и загадок о луке, чтение глав из книги Джани Родари «Чиполлино», просмотр мультфильма «Чиполлино», разучивание пальчиковой гимнастики «Лук», дидактическая игра «Сложи картинку».

 Методы и приёмы. Сюрпризный момент, игровой приём, художественное слово, вопросы к детям, показ с названием.

 Материал: репчатый лук на каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите, что я нашла сегодня утром на

подоконнике. (Показывает письмо). Давайте посмотрим, что в нем. Да тут письмо, а в нем загадки. Слушайте.

В десять одежек плотно одет, часто приходит к на обед,

Но лишь за стол ты его позовешь,

Сам не заметишь, как слезы прольешь. (лук)

Наш огород в образцовом порядке, Как на параде построены грядки.

Словно живая ограда вокруг – Пики зеленые выставил лук. (лук)

Эля, деточка, не плачь, это с нашей грядки врач. Исцелить любой недуг может огородный … (лук)

Воспитатель: о чем все эти загадки (о луке). Расскажите, что вы знаете о луке и его полезных свойствах (ответы детей). Совершенно, верно, лук – это очень полезное растение. В нем содержатся летучие вещества – фитонциды,


которые убивают микробов, поэтому так важно есть репчатый лук: он помогает, нам справится с простудой и не только. Скажите, а какие нужны условия, для того чтобы растение выросло (ответы детей).

2. Воспитатель: Я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и посадить лук на нашей грядке в огороде детского сада. Прежде чем

приступить к работе, подумайте, в каких условиях должен расти лук, что ему необходимо для хорошего и быстрого роста. Дети вместе с воспитателем обрезают верхушки у луковиц, для того чтобы быстрее появились ростки и замачивают лук в миске с водой. (После этого дети выходят на огород

детского сада к своей грядке).

Воспитатель:

Мы, ребята, малыши. Любим мы трудиться. Вот посадим лук – Будем им гордиться.

Посмотрите на луковичку. Где у нее верх, где низ, как мы будем ее сажать? Почему? (ответы детей)

Дети, по несколько человек, вместе с воспитателем делают бороздки, проливают их водой, сажают луковицы, засыпают их землей и снова поливают. Эту процедуру по очереди проделывают все дети.

Стану я тебя лелеять, Наш кормилец – огород, чтобы всходы зеленели,

Чтобы лук шикарный рос.

По возвращении в группу дети совместно с воспитателем делают зарисовку в листе наблюдений.

Тема: «Что случилось с луком»

(проводится несколько раз через определенное время) Программное содержание:

 Обучающие задачи: обучать детей способам ухода за растениями: рыхление, прополка, полив.

 Развивающие задачи: развивать интонационный и грамматический строй речи, зрительное внимание, воображение, слуховое восприятие, навыки общения, любознательность.

 Воспитательные задачи: воспитывать ответственность за порученное дело.

 Словарная работа: луковица, выращивали, пололи, поливали, рыхлили, урожай, перья, витамины, полезный.

 Методы и приёмы. Наблюдение, игровой приём, художественное слово, вопросы к детям, показ с названием.


 Предварительная работа: чтение стихотворений и загадок о луке,

наблюдение за ростом лука на огороде, пальчиковая гимнастика «Лук», дидактическая игра «Сложи картинку».

 Материал: грабельки для рыхления, ведерки для сорняков, леечки для полива.

Ход НОД
  1. Наблюдение и рассматривание лука. (Дети вместе с воспитателем приходят к своей грядке с интервалом в неделю).

Воспитатель: - Ребята, вот мы опять пришли к своей грядке. Давайте посмотрим, что произошло с нашим луком. (Через неделю появились

небольшие всходы, через две он подрос, через 3 недели стал уже высоким с несколькими перьями).

 Вопросы детям:

  1. что произошло с луковицами?
  2. Что нужно для роста лука?
  3. Как за ним нужно поухаживать?

Воспитатель проделывает вместе с детьми те действия, который они

называют в определенной последовательности – пропалывают, рыхлят, поливают.

Последний раз дети вместе с воспитателем вырывают луковицы. Смотрят, как выросли корешки. Выясняют для чего они растению.

На протяжении всего времени наблюдения и ухода за луком, воспитатель вместе с детьми проводит заполнение листа наблюдений.

  1. Вывод

Стрелки лука, высокие и мощные, ярко зеленого цвета; дали побеги все луковицы (соблюдены все условия выращивания растений, в достаточном количестве растение получает света и тепла, требует умеренного полива). Корни необходимы растению для получения влаги из земли.

Воспитателю следует подводить детей к самостоятельным выводам, при

необходимости воспитатель задает наводящие вопросы. Далее дети подводят итоги и называют благоприятные условия, необходимые для успешного выращивания лука.

Тема: Его величество лук. (итоговое) Программное содержание:

Обучающие задачи: закреплять знания детей о луке. Обогащать

представления детей наглядными образами. Закрепить знания об условиях выращивания растений. Расширить знания детей о полезных свойствах

репчатого лука. Создавать эмоционально – положительный микроклимат общения детей в группе.

 Развивающие задачи: развивать интонационный и грамматический строй речи, зрительное внимание, воображение, слуховое восприятие,

любознательность, навыки общения, игровые умения, двигательную активность детей, желание детей играть вместе с воспитателем


 Воспитательные задачи: воспитывать ответственность за порученное дело. Воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу и взрослым, доверительное отношение к детскому саду.

 Предварительная работа: Рассматривание фотографий по теме «Господин лук», чтение стихотворений и загадок о луке, наблюдение за ростом лука на огороде, пальчиковая гимнастика «Лук», дидактическая игра «Сложи

картинку».

 Словарная работа: луковица, выращивали, пололи, поливали, рыхлили, урожай, перья, витамины, полезный.

 Методы и приёмы. Сюрпризный момент, игровой приём, художественное слово, вопросы к детям, показ с названием.

 Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация Microsoft Office PowerPoint «Как мы выращивали лук».

Ход НОД

Воспитатель: Ребята я хочу сегодня поговорить с вами об одном очень полезном овоще. А что это за овощи вы сейчас узнаете сами. У вас на столах лежат конверты, возьмите их. Из частей соберите картинку.

(В конвертах находится изображение луковицы, разрезанное на 4 части).

Воспитатель: что у вас получилось?

Дети: луковица.

Воспитатель: Молодцы, а давайте вспомним с вами чем полезен лук. (Дети перечисляют полезные свойства лука, воспитатель помогает им наводящими вопросами).

- Молодцы вы все знаете о полезных свойствах лука.

 Пальчиковая гимнастика «Лук»

- А давайте вспомним как мы с вами его выращивали.

(Вос питатель демонстрирует на экране телевизора презентацию «Его величество лук».

 Слайд № 1

Воспитатель: посмотрите на экран. К нам пришел Чипполино, он поможет нам вспомнить как мы сажали лук и как за ним ухаживали.

 Слайд № 2

Воспитатель: посмотрите на это фото, что мы на нем делаем?

Дети: Мы рассматриваем луковичку. Находим, где у нее верхушка, а где донышко.

 Слайд № 3

Воспитатель: Посмотрите, а что же мы на этом фото делаем.

Дети: Мы на грядке сделали бороздки, в которые потом посадим лук.

Бороздки мы проливаем водой, чтобы луковичка быстрее начала расти.

 Слайд № 4

Воспитатель: Тамара расскажи а что ты делаешь на этом фото? Тома: Я сажаю луковички в бороздку.

Воспитатель: А как ты это делаеш?


Тома: Луковичку я сажаю в бороздку верхушкой вверх, а донышком вниз. Воспитатель: А почему луковичку нужно сажать именно так?

Дети: Если мы посадим луковичку наоборот она не вырастет.

 Слайд № 5

Воспитатель: Посмотрите, что же делает Елисей? Дети: Елисей полет траву.

Воспитатель: А для чего это нужно делать?

Дети: Траву нужно выполоть чтобы лук мог расти, а его корни дышать.

 Слайд № 6

Воспитатель: А что еще нужно делать чтобы лук хорошо рос. Дети: Нужно порыхлить землю.

Воспитатель: Молодцы , а для чего это нужно делать?

Дети: Чтобы дышали корни и земля была рыхлая. Чтобы вода быстрее попадала к корням.

 Слайд № 7

Воспитатель: Молодцы вы все хорошо запомнили, а на этом слайде мы как раз и поливаем наш лучок.

 Слайд № 8

Воспитатель: Помните как мы наблюдали за ростом нашего лука.

Дети: Да мы часто ходили на нашу грядку и смотрели, как растет лук. А наши наблюдения мы заносили в дневник наблюдений.

 Слайд № 9

Воспитатель: А на этом слайде мы с Яной собираем урожай.

 Слайд № 10

Воспитатель: Смотрите, Чипполино нам решил показать наш дневник наблюдений. В нем мы с вами отмечали когда ходили на огрод и что происходило с луком.

 Слайд № 11

Воспитатель: Вот мы и вспомнили как мы растили лук, что необходимо для роста лука, чтобы он рос большим и вкусным а Чипполино желает нам : -

«Приятного аппетита».

- Ой посмотрите а что это за корзинка стоит на окне. Наверно нам ее Карлсон оставил. В ней и письмо лежит.

(В корзинке лежат луковицы двух цветов и двух размеров)

Воспитатель читает письмо:

«Дорогие ребята, я за вами наблюдал и мне очень понравилось как вы

бережно относились к луку который сами посадили, как вы его выращивали. Я посылаю вам луковички и предлагаю с ними поиграть. Разберите их по цвету и размеру.

Ваш друг Карлсон».

  • Ну что ребята поиграем. Мальчики будут собирать в свою корзинку маленькие луковички, а девочки – большие луковицы.

(После того как луковицы будут размеру).

Воспитатель: Ребята как мы разобрали с вами луковицы?

Дети: По размеру, на большие и маленькие.

Воспитатель: А что теперь можно сделать с этими луковицами?


Дети: - Посадить, чтобы был зеленый лук.

- Добавить в пищу.

Воспитатель: Я предлагаю отнести крупные луковицы на кухню поварам, чтобы они добавили их нам в суп и второе, а маленькие луковички отнести маленьким ребятам и рассказать им как их сажать и что из них вырастет. (Воспитатель вместе с детьми относят луковицы на кухню и малышам.

Малышам дети рассказывают как их посадить и как за ими нужно ухаживать).


Приложение № 5

(Консультации по теме проекта)

Консультация для воспитателей:

«Огород на подоконнике»

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Раньше в программах давались точные рекомендации, какие растения должны высаживаться в каждой возрастной группе. Но с

переходом на ФГТ строгих требований к перечню растений нет. Огород на подоконнике прежде всего должен помогать в развитии детей. Поэтому для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные

семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Так же в младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для посадки, в средних – 2 – 3, в

старших и подготовительных – до 5.

Предлагаю примерный перечень растений для посадки: лук-репку, дольки чеснока, корнеплоды свеклы, петрушки, сельдерея. Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка.

За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией

результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения. В средних – дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья). В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети.

Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята


наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный

последовательный материал.

Ещё рекомендуется проводить опытническую деятельность, проводить занимательные опыты и эксперименты, они побуждают детей к

самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, поддерживает у детей инициативу, сообразительность, критичность и самостоятельность. Целесообразно отвести место для

лаборатории, где растения будут высаживаться разными способами: между двумя плоскостями в вату, в камни. Можно высаживать луковицы, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в

календаре, воспитатель достигает очень многого — на конкретном примере убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

Для наблюдения за весенними изменениями в жизни растений в группу хорошо принести веточки деревьев. Для младших групп – веточки одного дерева (для наблюдения за почками и листьями). Для средних групп – веточки двух деревьев (хорошо известных детям и легко различимых внешне). Для старших и подготовительных – ветки нескольких пород

(растущих на территории детского сада).

Работа по организации огорода на окне будет успешнее, если ее проводить поэтапно.

  1. Посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Подбор художественной литературы про посаженные растения: поговорки, стихи, сказки, загадки.
  2. Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Результаты фиксируются в дневнике. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.
  3. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе

исследовательской деятельности детей. Оформление выставки рисунков «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как ухаживать за

растениями.

Такая работа, проводимая регулярно начиная с младших групп, обладает большими воспитательно-образовательными возможностями.


Полезные свойства лука.

Принято считать, что лук - это обычный овощ. На самом деле есть целое "луковое

семейство", где можно встретить множество "родственников": это и лук-батун, и лук-

слизун, и лук-порей, и шнитт-лук, и лук душистый... о полезных свойствах лука - ведь в период респираторных заболеваний это многочисленное луковое семейство нам

очень пригодится!

Хотя и существует множество всевозможных видов этого уникального "лекаря", но используем мы в основном малую их часть: репчатый - в суп, да зеленый - в салат. Но даже если так, уже хорошо - ведь этот доблестный овощ содержит огромное количество полезных веществ. Например, сахаров в нем больше, чем в яблоках и грушах. Даже в жгучем луке содержится до 14% сахаров.

Вообще, лук очень богат на разные полезные составляющие. Так, до

недавнего времени самым ценным в нем считались фитонциды, благодаря которым он и сам не болеет, и нам не дает. Поэтому лук советовали есть

исключительно в сыром виде, чтобы все драгоценные фитонциды сберечь. С

другой стороны, давно обнаружилось, что лук богат железом: и репка, и особенно зеленое перо. Получить этот важный элемент можно как из сырого, так и из жареного, печеного и тушеного лука, особенно если использовать

его как гарнир к печенке. Печень с луком - это просто "супержелезная" еда.

А сегодня на первое место среди луковых сокровищ выходит кверцетин

  • мощный противораковый элемент. Если с дефицитом железа мы еще как-то умеем справляться, то рак остается бичом человечества. Поэтому ученые возлагают большие надежды на профилактику.

Еще лук богат калием, благотворно влияющим на сердечно -

сосудистую систему человека. Помимо вышесказанного, лук содержит

множество других минералов и витаминов. В частности и в луковицах, и в


листьях много аскорбиновой кислоты, есть витамины группы В и РР, а также каротин, эфирное масло и 2 процента белка. В общем, у вас есть много причин ежедневно употреблять этот чудо-овощ. Кстати, ученые считают оптимальным употребление каждым человеком 7-10 кг лука ежегодно.

Правда, существует у этого овоща такая особенность - он источает после употребления неприятный запах. Но от этой беды есть надежное средство: пожевать в конце еды поджаренные ядра грецких орехов или корочку подгоревшего хлеба.

Лук широко применяется в народной медицине.

Ранее он вообще считался божественным растением. Древние медики

утверждали, что лук вследствие своей горечи укрепляет желудок, возбуждает аппетит. А смесь лукового сока с медом помогает от ангины. Пить такой

раствор надо по 1 ч. л. 3-4 раза в день. А можно употреблять просто свежеотжатый сок - он тоже очень эффективен при ангине.

Кстати, этот уникальный овощ помогает не только справиться с некоторыми недугами, но и прекрасно очищает воду. Если в нее бросить кусочки лука, вода избавится от неприятного запаха.

В древних знахарских книгах существует масса рецептов из лука.

Но, несмотря на множество полезных свойств лука, людям, страдающим заболеваниями почек, печени и сердца, его следует использовать осторожно. Правильно делают те, кто употребляет лук-порей. Этот вид тоже рекомендуется при многих болезнях. Витаминов и каротина в нем больше, чем в репчатом луке. Порей обладает замечательным свойством - при хранении количество витамина С в нем значительно увеличивается (с 35 до 85 мг). Во всех остальных овощах и фруктах содержание этого витамина, наоборот, снижается, так что порей в самом деле уникален. Его можно есть

сырым, но чаще его пассируют в оливковом или сливочном масле. При этом не теряет своего красивого цвета - точнее, сочетания цветов: белого, желтого, темно-зеленого.А вот в зеленых листьях лука - батуна содержится в 2 раза больше витамина С, чем в привычном зеленом луке, выращенном из репки.

Длинные, сочные и нежные листья лука-слизуна по вкусу превосходят все остальные виды зеленого лука. К тому же, в них очень много витамина С и железа.

Конечно, этим списком не исчерпывается луковое многообразие. А если вы употребляете разные его виды, особенно в холодное время года, вам будут не страшны никакие болезни.


передающихся «по ветру»).


Чем хорош лук? О пользе лукового семейства

К луку люди относятся как к серьезному и уважаемому продукту, ведь используют его не только как приправу к еде, но и в качестве народного средства от многих болезней. С древнейших времен лук да чеснок на Руси (и у многих других народов) считался наилучшим средством от «прилипчивых болезней и моровых поветрий» (от болезней,

Лук необходим весной, когда организму не хватает витаминов и особенно нужна поддержка. Чтобы получать достаточное количество полезных веществ, оздоравливающих организм, необходимо использовать разные сорта лука, потому что каждый ценен по своему.

Лук относится к роду пряно-ароматических травянистых растений. 228 видов лука являются овощными культурами, которые употребляют в пищу.

Самый известный и всеми любимый – это лук репчатый, который бывает белым, желтым, желто-коричневым, розовым, красным и фиолетовым (самый сладкий из всех сортов репчатого

лука). Название «репчатый» происходит от внешнего сходства подземной части растения с репой. Существуют и другие народные названия репчатого лука – арбажейка, бульбянка, цыбуля, сибуля.

Лук издает свой неповторимый горьковатый аромат благодаря наличию в нем эфирных масел. Богат лук и фитонцидами (целебными летучими веществами), которые убивают большое количество микробов, в том числе стрептококки, дизентерийную, дифтерийную    и    туберкулезную    палочки.

Хорошо  пожевать  лучок,  чтобы уничтожить

неблагоприятную микрофлору в полости рта. Фитонциды лука за несколько минут погубят вредные бактерии и в дальнейшем не позволят им размножаться.

При авитаминозе лук очень полезен, он способен удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С, к тому же этот витамин


способствует повышению иммунитета. Зеленые листья лука богаты каротином. Каротин защищает слизистые дыхательных путей от воспаления и заботится о благополучии нашей кожи. Для лечения и профилактики простуды и гриппа хорошо нюхать нарезанные дольки репчатого лука несколько раз в день.

У лука-порея отсутствует резкий запах и вкус, что, однако, совсем не влияет на его целебные свойства. Лук богат кальцием, фосфором, железом,

натрием и магнием, это делает лук- порей очень питательным и полезным продуктом. А узнать его можно по утолщенной белой ножке и широким плоским листьям, которые и используют в пищу. Этот лук обладает способностью очищать кровь, поэтому полезно применять его        для        профилактики атеросклероза: смесь лукового сока и меда в пропорции 1:1 по одной столовой ложке 3 раза в день за час до еды в течение месяца.

Лук-шалот, еще один полезный лучок из большого семейства, имеет

и другие названия – сорокозубка, кущёвка, шарлотка, многодольный. Состоит он из нескольких мелких луковиц, соединенных в одну. Шалот сочнее, мягче и ароматнее лука репчатого. Для него характерен своеобразный специфический, душистый аромат. Лук-шалот используется в медицине как противовоспалительное средство. Ученые обнаружили в шалоте большое содержание флавонолов, которые препятствуют возникновению рака, его полезно употреблять в пищу для профилактики этого тяжелого заболевания.

Лук-батун, или дудчатый, песчаный, зимний, китайский лук, татарка,

непахучий чеснок имеет своеобразные дудчатые листья. Настоящей луковицы он не образует, поэтому в пищу употребляют только листья. Лук-батун обладает всеми свойствами репчатого лука. А витамина С в нем даже больше, чем в луке репчатом. Батун славится хорошими        дезинфицирующими свойствами.

Лук можно есть сырым, вареным,


тушеным, жареным, маринованным. Этот овощ всегда доступен, его даже можно выращивать дома на окошке, такой он неприхотливый. Не будем забывать о рекомендациях наших бабушек, которые советовали употреблять лучок каждый день для аппетита и на здоровье.

«Кто ест лук, того Бог избавит от мук», – так говорили наши предки.


Лук репчатый.

Полезные и целебные (лечебные) свойства лука репчатого.

Чем полезен лук. Лечение луком: народные рецепты

Лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли. Лук улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к

инфекционным заболеваниям. Его применяют при желудочно-кишечном расстройстве, сопровождающемся недостаточной двигательной и

секреторной деятельностью желудка, при гипертонии, атеросклерозе, общей слабости и простудных заболеваниях, пониженной половой активности. В медицине лук применяют в борьбе с цингой и как

противоглистное средство. Свежий сок лука, смешанный с медом хорошее средство при лечении бельма глаз, бронхита, кашля и грибкового заболевания

кожи. Сок лука также рекомендуется при неврастении, бессоннице и ревматизме. Кашицу из свежего лука используют от гриппа и при трихомонадном заболевании, для лечения дерматитов, против укусов

комаров, выпадения волос, для удаления мозолей и бородавок. Печеный лук прикладывают к фурункулам, а свеженарезанный - к вискам от головной

боли. Лук-порей рекомендуется применять при ожирении, отложении солей и почечнокаменной болезни.


Лечение луком: народные рецепты

  • Лук при растяжении связок: Очистить головку лука, мелко нарезать, добавить немного сахарного песка, хорошо размешать. Прикрыть толстым

слоем этой смеси тряпку, наложить на больное место и перевязать. Менять раз в сутки.

  • Кашица из запеченного лука способствует созреванию абсцессов, фурункулов и отхождению от них гноя. Теплую кашицу наложить на абсцесс (фурункул) и прибинтовать. Повязку менять 2 раза в день.
  • Полезные свойства репчатого лука применяют для лечения насморка: на терке натереть 2 ст. ложки хозяйственного мыла, 2 ст. ложки репчатого лука, добавить по 2 ст. ложки спирта и молока. Все тщательно перемешать, переложить в маленькую кастрюльку, которую поставить в большую с

кипящей водой. Пропарить 30 мин и охладить. Ватные фитили, смоченные полученным содержимым, ввести в нос. Прогреть нос синей лампой или вареным яйцом.

  • Лук применяется, когда «заложит» ухо, при затвердении серы в ушах: а) сок лука — 4 части, водка — 1 часть. Хорошо смешать. Капать в ухо по 2 капли 2 раза в день, б) лук нафаршировать тминным семенем, испечь его, отжать сок. Капать сок по 2—3 капли в каждое ухо 2 раза в день.
  • Для очищения нарывов и фурункулов: 2 части печеного лука н 1 часть натертого хозяйственного мыла растереть и хорошо смешать.

Прикладывать пластырь на больное место несколько раз в сутки. Очищает, помогает быстрому созреванию.

  • Использование лука для лечения кашля: очищенную репчатую

луковицу вымыть и натереть на терке, смешать с гусиным жиром. Втирать эту смесь в область грудной клетки и шеи. Завязать теплым платком. Утром натощак принимать по 1 ст. ложке этой смеси.

  • Полезные свойства репчатого лука используются для укрепления и роста волос: 1 часть коньяка, 4 части процеженного сока лука, 6 частей отвара корней репейника. Втереть в кожу головы. Покрыть голову полотенцем для согревания на 2 часа, после этого вымыть. По возможности, повторять еженедельно.
  • Рецепты с луком при простуде, кашле, воспалительных

заболеваниях верхних дыхательных путей (при болезнях желудка с повышенной кислотностью, сердца и печени не принимать) свежий сок лука пополам с медом принимать по 1 ст. ложке 3—4 раза в день.

  • Разрезать пополам луковицу, привязать на место укуса насекомого.

Свежий сок или натертая кашица лука в виде компресса — прекрасное

средство при ушибах, особенно колена. 1 головку репчатого лука разрезать


пополам, на каждую половинку капнуть по 1 капле дегтя, а затем половинки лука накладывать на больное место.

  • При гипертонии едят 1—2 шт. свежих луковиц в день. При геморрое и гастрите принимать свежий сок лука по 1 ст. ложке 3—4 раза в день.
  • Лук при кашле, бронхитах, коклюше: 500 г измельченного лука, 400 г сахара, 50 г меда, 1 л воды смешать, варить 3 часа на слабом огне, остудить, процедить и перелить в бутылку. Принимать по 1 ст. ложке 4—6 раз в день. Хранить в закупоренном виде в прохладном темном месте.
  • На бородавки наносить кашицу тертого лука 1 раз в день.
  • При зубной боли у ребенка разрезать луковицу пополам, разрезанной стороной приложить на левую руку, на локтевой сгиб, если зуб болит слева. Луковицу закрепить бинтом на руке. Через 10—15 мин боль проходит,

луковицу можно убирать.

  • Свежую кашицу из лука наложить на свежие ожоги в виде аппликаций. Кашица свежего тертого лука употребляется наружно при ревматизме.
  • Дли исчезновения веснушек ежедневно протирать лицо свежей луковицей.
  • Целебные свойства лука для уничтожения перхоти, укрепления волос, зуда, восстановления цвета, чтобы сделать волосы эластичными и мягкими, взять небольшую головку лука, очистить ее, натереть на терке, кашицу завернуть в марлю, сложенную несколько раз. Втирать и кожу головы. Через несколько часов промыть и сполоснуть голову. Процедуру проводить через день в течение 3—4 недель.
  • При гриппе свежим соком лука смазать слизистую оболочку носа и вдыхать его пары через нос в течение 2—3 мин 3—4 раза к день. Вместо указанных процедур можно ставить марлевые тампоны с тертым луком,

закладывая их в каждую ноздрю на 10—15 мин 3—4 раза в день. Свежий сок употреблять при ангинах по 1 ч. ложке 3—4 раза в день. При кашле: сварить 1 картофелину, 1 головку репчатого лука и 1 яблоко в 1 л воды. Варить до тех пор, пока вода не станет вдвое меньше. Давать отвар ребенку 3 раза в день по 1 ч. ложке. При кашле: 2 луковицы среднего размера очистить, мелко

порезать, отварить в 1 стакане молока, настоять 4 часа и процедить. Принимать по 1 ст. ложке через каждые полчаса.

  • При бронхите у детей: 1 головку красного лука очистить от кожуры и измельчить, добавить в массу 1 ч. ложку сахара. Каждый день ребенок должен съедать одну измельченную головку лука до выздоровления.


  • При воспалении верхних дыхательных путей: сок лука смешать пополам с медом. Принимать по 1 ст. ложке 3—4 раза в день. При кашле: 500 г очищенного и мелко порезанного лука, 50 г меда, 400 г сахарного песка варить в 1 л воды на слабом огне 3 часа.

Затем жидкость остудить и налить в закупоренную бутылку. Принимать по 1 ст. ложке 4—5 раз в день.

  • Вот, к примеру, если вы возьмете

кусочки ваты, смоченные луковым соком, и заложите их в ноздри на 10-15 минут (делать эту процедуру желательно 3-4

раза в день), то излечитесь от

гриппозного насморка.
  • А вот для лечения бронхита вам надо будет взять 0,5 кг. репчатого лука, очистить его и мелко нарезать. Затем положить его под груз - для

стекания сока. После этого собрать выделившийся сок в стеклянную банку и добавить 0,5 кг. сахара. Эту смесь необходимо выдержать под солнечными лучами в течение 2 недель и принимать ежедневно по 1 ст. л. натощак. При необходимости это лекарство следует сделать повторно и продолжить прием без перерыва.

  • Если вы хотите избавиться от болезни ушей, то следующий рецепт придется вам как нельзя кстати. Правда, для этого вам надо будет испечь в золе маленькую луковичку, завернуть ее вместе с небольшим количеством свежего несоленого масла в тонкую тряпочку и положить в ухо на одну

минуту. Причем пакетик должен быть настолько горяч, насколько вы можете выдержать.

  • Если у вас болит голова, попробуйте понюхать кусочек сырого лука вместо того, чтобы глотать таблетки, многим помогает. Лук используется в народной медицине и в косметических целях – для очищения лица от пятен.

Для избавления от веснушек хорошо ежедневно протирать лицо свежей луковицей, разрезанной пополам.

  • Наши бабушки советуют приложить кусочек лука к порезу или ожогу

– и рана быстро заживет. Если вас укусила оса или пчела, вам тоже придет на помощь лук. После удаления жала насекомого нужно приложить кашицу из лука к месту укуса – боль и отек пройдут намного быстрее. Старое поверье о том, что следует носить в кармане луковку, выходя на улицу из дома в жару, чтобы избежать теплового удара, подтверждает медицинское мнение о том,

что лук обладает потогонным свойством.


Приложение № 6

Список используемой литературы:

  • С. Н. Николаева «Юный эколог»
  • Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
  • С.Н. Николаева, И.А. Комарова «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников».  / Москва,  Изд. «Гном» 2003г.        – 38, 61с./
  • Н.М. Быкова «Игры и упражнения для развития речи». / Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс» 2010г./
  • Н.А. Карпухина. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация». /Воронеж 2012г. – 85с./
  • М.А. Поваляева «Развитие речи при ознакомлении с природой». /Ростов – на – Дону «Феникс» 2002г. -286с./
  • Ф. Аксёнова – «Войди в природу другом».
  • А.Н. Иванова. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду».

/ Москва, ТЦ. «Сфера» 2004г. – 8, 64, 81,108, 120 с./

  • «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного

возраста».Коллектив авторов. / Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2010г. – 206 с./

  • Т.А. Шорыгина. «Овощи. Какие они?» /Москва. Изд. «Гном» 2002/2003г. - 41с./
  • М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду»
  • Н. А. Рыжова «Наш дом – природа»
  • Смирнов А. «Зачем луку луковица».
  • О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». / Санкт – Петербург

«Детство – Пресс» 2006 – 39с./

  • Сост. Н.В. Нищева «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ /Санкт

– Петербург «Детство – Пресс» 2013 – 5с./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С ДРУГИМИ ИНСТИТУТАМИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В статье раскрыается роль дошкольного учреждения, как субъекта социального партнерства, принципы, мероприятия, с помощью которых решается данная задача....

Педагогический проект «Мой лучший друг-книга»

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, помога...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ"

Природа хрупка и ранима. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающем...

Конспект педагогического мероприятия "Воздух - добрый друг" (с элементами экспериментирования)

Конспект педагогического мероприятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования предназначен для детей старшей группы детского сада. В игровой форме с детьми ставятся опыты по обнару...

Педагогический проект «Лук-зеленый друг»

Педагогический проект в старшей группе «Лук-зеленый друг»...

Оценочный лист педагогической деятельности воспитателей и других педагогических работников ДОУ (первая категория)

№Наименование1Ф.И.О. Успун Алдын-Чечек Бадылаар-ооловна2Образование: ГОУ ВПО Тувинский государственный университет, по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» квалифи...

Проект ТИКО-изобретения для ярмарки педагогических идей "Собака лучший друг"

Вашему вниманию представлен паспорт ТИКО-изобретения для ярмарки педагогических идей "Собака лучший друг"...