Опыт работы по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе. ТЕМА : " Охрана воды "
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Опыт работы по экологическому воспитанию детей  подготовительной группы.

Тема: «ОХРАНА ВОДЫ».

 

                                                     Воспитатель: Нурмагомедова Г.М.

Я хочу поделиться своим небольшим опытом работы по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе «Рябинка» на тему: «Охрана воды»

 Цель моей работы: формировать у дошкольников экологическую культуру, включающую в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах её сохранения ,на примере воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экология.Тема: "Охрана воды " .34.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида №39»

Опыт работы  по экологическому воспитанию детей подготовительной группы.

 

Тема:

«ОХРАНА ВОДЫ»

                                                        Воспитатель: Нурмагомедова

    Гюльнара

    Мукаиловна.

Саратов

  2019 г

Опыт работы по экологическому воспитанию детей  подготовительной группы.

Тема: «ОХРАНА ВОДЫ».

                                                Воспитатель: Нурмагомедова Г.М.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров.

 Такой подход требует проанализировать содержание и методику экологического воспитания дошкольников.

Прежде всего, мы  педагоги, в своей работе  должны уделять внимание следующим вопросам:

  • Понимание ценности  природы;
  • Осознание ребёнком себя, как части природы;
  • Понятие того, что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения: происходит «цепная реакция»;
  • Обучение азам элементарной экологической безопасности;
  • Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов.
  • Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.

    Я хочу поделиться своим небольшим опытом работы по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе «Рябинка» на тему: «Охрана воды»

 Цель моей работы: формировать у дошкольников экологическую культуру, включающую в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах её сохранения ,на примере воды. Также я перед собой поставила задачи:

  • Вызвать у детей интерес к природе, её богатствам и проблеме её охраны;
  • Помочь понять, что даёт человеку природа (на примере воды);
  • Показать необходимость воды для всего живого;
  • Продемонстрировать, как питьевая вода попадает в дома, пояснить насколько дорого стоят кажущиеся бесплатными природные ресурсы, в том числе и вода;
  • Показать круговорот воды в природе.

Мы с детьми выучили  четверостишие, которое стало нашим лозунгом:

Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!

Начала я с детьми работу с изучения важности воды в жизни всего живого.

Что без воды не могут прожить ни животные , ни растения ,ни сам человек. У  нас в группе дети поливают и ухаживают за растениями в уголке природы, поливают семена, наблюдают за всходами, а дети у кого есть дома домашние животные уже  знают о том ,что животных нужно поить.(слайд 1,2)

В группе мной велись беседы, наблюдения, чтение  художественной литературы, проводили мы с детьми  опыты, исследования ,рисовали, лепили, были у нас и аппликации на эту тему.

Например, для того чтобы объяснить детям, что организм человека состоит из воды, наглядно я использовала соответствующие плакаты

(слайд 3) и рассказывала о том ,что вода содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества и т.д. Объясняла  - Человек может много дней может прожить без еды, но без воды он не проживёт больше  трёх дней.

Задавала детям вопрос: «Для чего ещё, кроме питья нужна вода человеку?». В результате получила  такие ответы: Умываться ,купаться,готовить еду ,мыть посуду, стирать, мыть полы, окна ,поливать цветы и т.д.

Мы с детьми высчитывали  сколько примерно у нас в день уходит литров воды. Составляли таблицу.

Доказав, что воды каждому человеку (и каждому живому существу) нужно много ,я задавала следующий вопрос: «А много ли воды на нашей планете, хватает ли её всем?». При этом детям необходимо показать глобус, напомнив, что голубым цветом изображены моря и океаны. Ответ «Много» чересчур субъективен и цифры ничего не скажут детям. Они слишком малы, чтобы проделать сравнительный анализ. Для более понятного и наглядного объяснения я брала   яблоко, снимала кожуру с четвёртой части – это суша, остальные три четверти – вода.(слайд 4) Использовала результаты игры «Вода – не вода» (приложение  1), чтобы напомнить детям, что вода умеет принимать разные формы – она то  дождь, то снег, то спокойное озеро, то бурное море, то мягкое облако, то твёрдый лёд. (Ранее мы с детьми проводили эксперименты на эту тему).

- А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большая её часть составляет моря и океаны. Это солёная вода, если представить, что вся вода планеты умещается в 3х-литровой банке, то пресная занимает всего лишь пол стакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду из рек и озёр, что я наглядно и продемонстрировала детям (слайд 5,6).

Пресной воды очень мало, поэтому у неё есть своя цена

(я  рассказала детям ,что за водопроводную воду мы платим деньги и расходуя её экономно мы экономим и деньги).

- Воды живым существам нужно много, а на планете её явно недостаточно.

- Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?

- Правильно ли мы расходуем воду? И как её сэкономить? Это следующие вопросы ,на которые мы с детьми находили ответы.

Для ответа на эти вопросы нами был проведёт  следующий опыт.(слайд 7,8) Один ребёнок чистил зубы так, как обычно делал  это дома. Как только он включал воду, дети открывали второй кран и подставляли заранее подготовленную банку. Как показывает опыт, пока человек чистит зубы, набирается примерно 3 литра воды. Затем я брала свою зубную щётку, набирала воду в стакан, поворачивала кран, выключая воду, и чистила зубы, используя только то количество воды, которое есть в стакане. На этом примере дети сделали вывод, как нужно чистить зубы, чтобы воды расходовалось меньше (выключить воду, намочив щётку, набрав в стакан воды для полоскания рта).

Примечание к опытуводу из 3х литровой банки мы  не выливаем, иначе чего будут стоить наши беседы об экономии. Это вода используется для поливки комнатных растений.

 А на занятиях по рисованию я заинтересовала детей тем, что задействовала дидактическую игру «Разложи камушки» дети, нарисовав  природу, разложили речку из прозрачных стеклянных камушков, похожих на капельки воды, здесь дополнительно шло и развитие мелкой моторики рук, ребёнок раскладывал каждый камушек(гладкий и приятный на ощупь) аккуратно и бережно, как капельку воды(слайд 9,10).

- Может не стоит экономить воду, ведь она почти вся возвращается природе?- Но вот в каком виде?

На глазах детей я имитировала процесс загрязнения воды, происходящий в домашнем хозяйстве. В литровую банку   отлила немного воды из 3х-литровой. Сполоснула этой водой чашку и тарелку с остатком пищи (имитация мыться посуды), добавила горсть земли (имитация мытья овощей или обуви), шампунь, мыльную пену (имитация стирки, мытья и умывания), краску (детям это знакомо, они сами моют свои стаканчики после рисования) и т.д. Все действия комментировала.(слайд11) В доступной форме рассказала о том, что вода поступает в дома из природных водоёмов по трубам, но перед этим проходит очистку на специальных станциях; о том, как она отправляется по  трубам – уже другим – обратно.

Ещё - раз привлекла внимание детей к тому, что кристально чистая вода в банке превратилась в противную мутную жижу: чистая вода пришла к нам из природных водоёмов, а возвращается им очень грязной. Чтобы её очистить, нужно проделать очень много, трудной работы. Вода, которую дарит нам природа, из-за этого становится очень дорогой – поэтому необходимо расходовать её экономно. Дорога нам каждая капелька воды, должны мы беречь  её. А также нужно охранять наши реки ,пруды, моря ,озёра ,океаны от загрязнения, защитить обитателей воды ,они не смогут выживать в загрязнённых водоёмах. Мы с детьми смотрели  на эту тему познавательные, поучительные  короткометражные  фильмы, на  интерактивной доске.(слайд12)

 На занятиях аппликацией и  рисования, сделали мы  с детьми книжку «Капельку» с рисунками на тему : «Охрана воды» (слайд 13,14 приложение 2).

Дети уже знают, что вода природе возвращается от людей, знают и  о том , что природа сама себе возвращает воду  и - это называется Круговоротом воды. Продолжая знакомить детей с этим явлением, я  рассказала детям  сказку «О дождинке, которая хотела напоить дерево» (приложение 3). При этом используя следующее оборудование: магнитную доску и аппликации для неё: облака, туча, озеро в зарослях тростника, радуга, дерево, несколько капель, среди них три крупные и с «лицами». Рассказывая сказку, я  размещала  на магнитной доске  изображения того, о чём идёт речь в сказке.

В ходе исследования и проведённой работы я  расширила  знания детей о воде, познакомила с причинами загрязнения водоёмов и мерами их охраны, научила бережно относиться к воде и экономить ее.

Вода – это жизнь. Древнейшие цивилизации зародились у воды, в долинах великих рек: “уходила” вода – пустели города и деревни.

Не станем без надобности держать открытым водопроводный кран, не будем загрязнять водоемы мусором, будем беречь и экономить каждую каплю воды!

                                 

Приложение 1.

Игра «Вода – не вода»

Игра на внимательность. Если названное слово обозначает то, что содержит воду, дети встают. Если предмет имеет косвенное отношение к воде, дети садятся и поднимают руки. Если предмет или явление не имеет отношения к воде – дети хлопают в ладоши.

Слова для игры : река, поезд, щука, корабль, облако, солнце, лужа, лодка, стул, пароход, поезд, снег, ветер, озеро, дельфин.

Приложение  2.

«Сказка о дождинке, которая хотела напоить дерево»

 Жила-была дождинка в дождевом облаке. Она плыла высоко в небе в родном облачке и думала о том, как напоить деревья и травы.

    Облако медленно плыло по небу, все росло и темнело, и вот, наконец, пролилось дождем. Упала дождинка над опушкой леса.

    Сначала она оказалась на гладком зеленом листке. От ударов дождевых капелек он качнулся, задрожал, и капелька скатилась вниз, на следующий лист. Так, падая все ниже и ниже, она упала на землю и сразу впиталась в сухую почву, — давненько не было дождя, и земля на опушке леса даже потрескалась.

    Скользит капелька между сухими комочками и думает: «Что же со мной, куда же я попала, смогу ли я когда-нибудь вернуться в родное облачко, увидеть синее небо и золотое солнышко.

    А вокруг-то столько интересного, уже и небо вспоминать не когда! Вот навстречу капельке пробираются земляные черви: она вниз, а они наверх. Скорей-скорей, вода заливает, дышать нечем! Вы, наверное, видели, как много земляных червей скапливается после дождя на поверхности почвы — их даже называют дождевыми! Это дождь выгнал их из сухих подземных норок.

    Вот капелька провалилась вдруг в какой-то туннель — здесь крот-строитель прорыл себе подземную дорогу. А сколько в земле живет меленьких жучков, паучков, каких-то крошечных, едва различимых глазом живых существ! И все они копошатся, кто-то кого- то ловит, кто-то что-то строит, кто-то куда-то спешит...

    Ой, а это что за странные длинные нити?

    Только успела дождинка это подумать да придвинуться к нитям поближе, чтобы рассмотреть получше, как очутилась внутри них! Это были тонкие волоски, расположенные на корнях дерева, но дождинка этого, конечно не знала. Она почувствовала, что поднимается вверх — ведь до этого она все время двигалась вниз. Она спешила вверх вместе с другими капельками дождя, попавшими в почву. Дерево уже совсем высыхало от жажды, ведь давно не было дождя, и теперь жадно тянуло корнями воду. Все вверх и вверх: сначала по толстым каналам внутри ствола, потом по средним — внутри веток — и, наконец, по тоненьким жилкам листа. Увядшие от жары листья расправлялись, напоенные водой, а капелька, доплывшая до конца самой тоненькой жилки крошечного листа на макушке дерева, вдруг увидела и небо, и солнце, и родное облачко в вышине. Только оно истаяло, стало маленьким и еле видимым. Теплый солнечный луч коснулся капельки, и она превратилась в пар и полетела вверх, к своему облачку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Друзья природы"

опыт работы будет полезен воспитателям детских садов, специалистам, родителям. Содержит конспекты занятий, перспективное планирование, опыты, дидактические игры, консультации для родителей, родительск...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей группе. Тема: «Волшебница – вода».

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей группе.   Тема: «Волшебница – вода»....

Опыт работы по экологическому воспитанию детей старшей группы.

Мне хотелось бы поделиться своим опытом работы по ознакомлению детей с природой родного края и экологическому воспитанию.                       ...

"Опыт работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста"

В детском дошкольном учреждении очень важную роль по развитию самосознания детей играет экологическое воспитание. В сложном комплексе проблем, характеризующих сегодняшний этап экологического вос...

Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего,мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой». В.А. Сухомлинский...

Педагогический опыт работы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Формирование основ экологической культура в условиях детского сада....

Опыт работы по экологическому воспитанию детей раннего возраста

Развитие интереса и воспитание бережного отношения к природным объектам у детей 3 года жизни!...