Экологическая викторина.Знатоки природы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кирейчева Елена Васильевна

обобщить знание детей об окружающем мире в форме проведения экологической викторине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_viktorina.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая викторина

для старшей группы «Знатоки природы»

Цель: обобщить знание детей об окружающем мире в форме проведения экологической викторине.

Задачи:

образовательные:

-формировать целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей среде;

-формировать экологические знания и представление о растительном и животном мире;

-продолжать формировать навыки культуры поведения в природе;

-умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ.

развивающие:

-развивать логическое мышление, быстроту реакции, сообразительность, воображение;

-активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.

воспитательные:

-воспитывать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе, чувство товарищество, уважение к партнерам и соперникам по игре;

-воспитывать любовь к родной природе.

Материал:

-магнитная доска с магнитами, эмблема команд, фишки, иллюстрации о природе, маска совы, обруч, прищепки на каждого участника, «мусор», корзина, фонограмма «Птичьи голоса».

Предварительная работа:

-придумать название команд, приготовить эмблемы, знакомства с Красной книгой, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций природоведческого характера, дидактические и развивающие игры.

Ход НОД

(дети стоят около стульчиков)

Воспитатель: Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – по всюду вас окружают загадки и таинства. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами игру – викторину «Знатоки природы». В викторине примут участие две команды: команда «Солнышко» и команда «Бабочки». За каждый правильный ответ будет даваться фишка (1 балл). Каждый ответ будет оценивать жюри: старший воспитатель и инструктор по физической культуре.

  После проведения викторины мы посчитаем количество балов и определим победителя игры.

  Итак, начнем с приветствия команд.

1. «Солнышко»- пожалуйста:

   «Мять нельзя траву, цветы,

   Листья рвать, ломать кусты!

   Ведь природа так красива,

   Относись к ней бережливо».

2. «Бабочки»- пожалуйста:

   «Дерево, трава и птица,

   Не всегда умеют защититься

   Отправляясь в лес гулять.

   Будем мы их защищать!»

Воспитатель:  Прекрасное приветствие. Молодцы!

Вы – веселые ребята, и не будите скучать.

На вопросы викторины будем с вами отвечать!

Вы отвечаете дружно и здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба владычицей побед!

А начнем мы экологическую викторину с разминки.

Я буду перечислять, что можно делать в лесу и чего нельзя. Если можно, то вы хлопаете в ладоши, а если нельзя, то топаете ногами:

- можно (нельзя) ломать ветви;

- можно (нельзя) оставлять после себя мусор;

- можно (нельзя) собирать ягоды;

- можно (нельзя) собирать ядовитые грибы;

- можно (нельзя) разжигать костры;

- можно (нельзя) разорять птичьи гнезда.

Молодцы! Знаете правила поведения  в природе. Тогда мы отправляемся в путешествие по лесу. (ходьба на месте)

Здравствуй лес, гремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты, о чем шумишь листовою

Ночью темной, грозовою?

Весь в росе как в серебре!

Кто в глуше твоей творится:

Что за зверь, какая птица?  

Все открой, не утаи:

Ты ведь знаешь- мы свои?

(С. Погореловский).

Первая остановка в нашем путешествии

«Грибы- ягоды»

Многие из вас ребята, ходили в лес по ягоды, по грибы. А наш лес необычный, он волшебный- в нем растут загадки, а это еще интереснее (по три загадки каждой команде).

1. Очень дружные ребята,                   1.Где хвоинок многовато,    

   У пенька живут...(опята)                     Поджидают нас ...маслята.

2. Белая панамка,                                  2. С виду гриб я хороший:

    Бледная ...(поганка)                              Шапка красная в горошек,

                                                                    Но обходят все меня,

                                                                   Не пригоден в пищу я.

                                                                                                   (Мухомор)

3. Под осиной гриб тот, дети,              3. Не спорю – не белый,

    В ярко красненьком берете                  Я, братцы, попроще,

       ( Подосиновик)                                   Расту я обычно

                                                                     В березовой роще.

                                                                                                 (Подберёзовик)

Вопросы викторины:

- Ребята, а что вы можете сказать обо всех этих грибах? Какие они?

Ответы детей: Съедобные и ядовитые.

- Что значит ядовитые? Назовите их.

Ответы детей:

- Можно ли сбивать палками мухоморы?

Ответы детей:

-Что значит съедобные? Назовите их.

 Ответы детей:

Воспитатель: Вкуснее грибов могут быть только лесные ягоды. А что это за ягоды. (каждой команде по две загадки)

1. Бусы красные висят                                     1. Красная, сладкая, душистая

   Из кустов на нас глазят                                   Растёт низко, к земле близко.          

   Очень любят бусы эти                                                                    ( Земляника)

   Дети, птицы и медведи.

                               (Малина)

2. Под листом на каждой ветке                       2. Вкус у ягоды хорош,

   Сидят маленькие детки                                    Но сорви её поди-ка:

   Тот, кто деток соберёт,                                    Куст в колючках, будто ёж,

   Руки вымажет и рот.                                        Вот и назван ...ежевика.

                            (Черника)

Молодцы, ребята, грибы и ягоды вы знаете. Вот сколько фишек у вас.

Продолжаем путешествие (ходьба на месте.)

Вторая остановка – «Деревья наши друзья»

 Послушайте вопросы нашей викторины:

1. Как называется лес, где растут одни берёзы?

 Ответ детей: Берёзовая роща.

2. Как называется лес, где растут одни сосны?

  Ответ детей: Сосновый бор.

3. Как называется лес, где растут одни дубы?

  Ответ детей: Дубовая роща.

4. Как называется лес, где растут и берёзы, и ели, и сосны, и осины, и дубы и разные кустарники?

 Ответ детей: Смешанный лес.

5. Зачем люди ходят в лес?

 Ответы детей:

- Собирать грибы, ягоды, орехи.

- Отдыхают зимой: катаются на лыжах, санках.

- Отдыхают летом: ходят на прогулки и в поход.

- Собирают лекарственные травы.

- Слушают птиц, наслаждаются тишиной, красотой леса.

- Собирают коряги, шишки, плоды и перья для поделок.

6. Кому нужны деревья в лесу?

Ответы детей:

-Птицы на деревьях строят гнезда, находят пищу.

-Белка строят гнездо в дупле, дерево и находит пищу

-Медведь питается плодами и ягодами. Устраивает под деревьями берлогу

-Лоси питаются листьями деревьев

-Заяц зимой питается корой деревьев.

-Кабанам нужны желуди из дуба.

Воспитатель: Молодцы! Ответили правильно.

Ребята посмотрите

Люди на природе отдыхали, веселились, загорали

И не думая бросали, и обертки от конфет,

И разорванный пакет, и коробки от сока,

От бананов кожуру, от орехов скорлупу.

Как мы можем помочь природе?

Дети: Собрать весь мусор

Воспитатель:

Объявляется «Экологический десант».

Подвижная игра (Выигрывает команда которая соберет с помощью прищепок больше мусора).

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Продолжаем путешествие (ходьба на месте).

Третья остановка «В гостях у птиц»

Воспитатель: А, кто же в лесу главные жители деревьев?

Ответ детей: птицы.

Воспитатель: поговорим о птицах. Много птиц живет в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение (звукозапись пение птиц). Птицы-  крылатая защита наших лесов, садов, пашен и парков. Нашим пернатым друзьям зимой страшен не холод, а голод. Как мы можем помочь птицам зимой?

Ответы детей.

Воспитатель: А, сейчас что бы вы немного отдохнули давайте поиграем в игру «Совушка».

Подвижная игра «Совушка»

В уголке на ковре- обруч. Это «гнездо» Совы. В него становится ребенок, который избран «совушкой». Остальные дети- это «мотыльки и жучки». Они становятся на другой стороне ковра. Середина ковра свободна. На слова воспитателя «День начинается, все просыпаются»- мотыльки и жучки начинают бегать, приседать, будто собирают сок из цветов.

На слова воспитателя: «ночь наступает, все засыпает» дети замирают в любой позе.

«Совушка » в это время тихо вылетает на охоту – ходит, медленно размахивает руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в свое «гнездо». «Совушка» ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: День. Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки начинают снова летать. «Совушка » выходит на охоту два три раза.

Воспитатель: Ребята вы молодцы! Получайте фишки.

Путешествие продолжается (ходьба на месте).

Четвертая остановка «Звериное царство»

Воспитатель: Не только птицы живут в нашем лесу, а кто еще отгадайте? (по три загадки каждой команде)

 1. Сердитый недотрога                                   1.Я большой и неуклюжий,

   Живет в глуши лесной                                    Я душистый мед люблю,

   Иголок очень много                                        Чтоб спастись от зимней стужи,

  А ниток ни одной.                                            До весны в берлоге сплю.                                                              (Ёж)                                                                                                          (Медведь)

2.Сама мала, шубка пышна                         2. Серый зубастый, по полям рыщет

В дупле живет орешки грызет.                       Телят, ягнят ищет.

                                   (Белка)                                                     (Волк)

3.Угодайте, что за шапка?                          3. Хитрая плутовка, рыжая головка.

  Меха целая охапка,                                        Хвост- пушистая краса,

 Шапка бегает в бору                                       Кто же это?

 У стволов грызет кору.                                                  (Лиса)

                                 (Заяц)

Вопросы викторины:

-Как заяц готовится к зиме?

Ответ детей.

-Где живет белка?

Ответ детей.

-У какого дикого животного есть рога и копыта?

Ответ детей.

-Что такое «Красная книга»?

Ответ детей.

Воспитатель: А, кто следит за порядком в лесу и, если нужно, помогает всем его обитателям?

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели,

Зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон

И голос птичий

Охраняли- кто?

Дети: Лесничий (лесник, егерей).

Воспитатель: Да, ребята лесничий- главный человек в лесу.

В чем заключается работа лесника?

Ответы детей:

- Подкармливают зимой диких животных (лосей, кабанов, зайцев).

- Высаживают молодые деревья.

- Охраняют лес от пожара.

- Поддерживают чистоту в лесу.

- Спасают детенышей, если погибли родителей.

Подведение итогов.

Воспитатель: какие вы сегодня все молодцы, как много вы знаете о природе и теперь настало время подвести итоги нашей экологической викторины (подсчет фишек- очков)

Награждение медалями.

У команд «Солнышко» и «Бабочек» равное количество очков. Победила дружба. Все вы молодцы!

До новых встреч!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая викторина "Знатоки природы" (в рамках реализации проета "Заповедники Мордовии") подготовительная группа

Экологическая викторина "Знатоки природы" (в рамках реализации проета "Заповедники Мордовии") подготовительная группа...

Экологическая викторина "Знатоки природы"

Разработаная викторина и презентация к ней....

Экологическая викторина « Знатоки природы» (Для детей старшей группы.)

Экологическая викторина проводится с участием двух команд,которые решают поставленные перед ними задачи. В конце викторины команды получают призы....

Экологическая викторина "Знатоки природы"

Веселое занятие - путешествие в форме викторины, позволяющее расширить знания детей о лесе и его обитателях....

Экологическая викторина «Знатоки природы»

Это экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста. С помощью викторины ребята закрепляют свои полученные знания о природе, о животных, о правильном поведении в лесу....

Экологическая викторина "Знатоки природы"

Викторина проводилась с целью обобщения знаний детей о животных, растениях, временах года и воспитания  бережного  отношения к природе....