Проект "История русского театра"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Елена Григорьевна Баранова

Долгосрочный творческо-познавательный проек позволит расширить представление детей о развитии театра, о видах современного театра, заинтерисует и побудит ребят к участию в театрализованной деятельности, создаст условия и предпосылки для развития творческой активности .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "история русского театра"43.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №37 «Огонек» города Белово»

Проект

«История русского театра»

(старшая группа)

Разработали:

Баранова Е. Г.

Кривицкая Т. Л.

Попова Э. В.

2019

Содержание

  1. Актуальность ………………………………………………………………………..3
  2. Паспорт проекта……………………………………………………………………..5
  3. Этапы реализации……………………………………………………………………6
  4. Заключение …………………………………………………………………………..8
  5. Список литературы…………………………………………………………………..9

Актуальность

 «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего"

М. Ломоносов

Театрализованная деятельность - это синтез искусств: здесь и музыка и танцы и актерское мастерство. Но для ребенка это прежде всего игра. она близка и понятна ребенку. В ходе знакомства с историей театра, дети получают знают знания о культуре, традициях, обычаях родного народа, расширяют свой кругозор, перенимают духовное наследие поколений. Играя, он вкладывает в живые образы и действия свои впечатления, «оживляет» свою фантазию.  Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия, в котором ярко проявляется принцип обучения: учи играя. Путешествуя по театральной дороге времени  дети вместе со взрослыми переживают этапы становления и развития театральной культуры, окунаются в атмосферу новых чувств и эмоций, Трудно переоценить роль театрализованной деятельности в нравственном воспитании дошкольников, привитии чувства толерантности, развития стремления к получению знаний.

В  условиях  ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Исходя из этого, возникла идея проекта «История русского театра» в ходе реализации которого, дети, обыгрывая театрализованные этюды знакомились с традициями, бытом, культурой русского народа с древних времен до наших дней.

Цель: гармоничное развитие личности ребёнка через формирование основных компетенций посредством познания театра и театральной деятельности как особого вида искусства.

Задачи:

Образовательные

  • формировать практические навыки творческой деятельности воспитанников; 
  • расширить представления детей о театре как особом виде искусства;
  • формировать основы речевой культуры, эстетического вкуса. 

Развивающие

  • развивать культуру и технику речи, память, воображение, артистические 
    способности; 
  • развивать художественно - творческие способности и 
    выражения своего отношения к окружающему миру в процессе 
    коллективного взаимодействия;
  • развивать эмоциональную сферу.

Воспитательные

  • воспитывать любовь  к окружающему миру и прекрасному, доброту и отзывчивость, чувство коллективизма.

Необходимым условием реализации проекта является сохранение и выполнение целей и задач дошкольного образования, которые заложены в образовательных программах ДОУ.   Важно, чтобы в ходе реализации данного проекта каждый участник проекта смог в полной мере раскрыть и преумножить свой творческий потенциал, педагогическое мастерство, обогатить свой педагогический опыт, создать свои собственные методические разработки для повышения эффективности образовательного процесса.

Реализация данного проекта направлена на повышение общей культуры, исторических знаний расширение кругозора взрослых и детей.

Ожидаемые результаты:

  • Ребенок проявляет интерес к театру, театрализованной деятельности, искусству, истории России.
  • Имеет развитый на достаточном уровне художественный вкус, интуицию, смекалку, способность к импровизации.
  • Дети с желанием участвуют в спектаклях, обмениваются информацией и координируют действия друг друга.
  • Могут создавать образ с помощью цвета, формы, конструкции.
  • Повышается качество образовательного процесса в области художественно-эстетического развития.

Паспорт проекта

Вид проекта

долгосрочный, познавательно - творческий

Направление деятельности

познавательно - художественно - эстетическое развитие детей

Участники

воспитанники  старшей группы, педагоги, музыкальный руководитель

Этапы проекта

1 этап. Целеполагание (выявление проблемы)

2 этап. Разработка проекта

3 этап. Выполнение проекта (организация совместной деятельности детей, педагогов и родителей)

4 этап. Подведение итогов

Формы реализации проекта

  • непосредственно-образовательная деятельность;
  • показ спектаклей, драматизация сказок;
  • презентация разных видов театра;
  • выставки;
  • самостоятельная деятельность детей
  • совместная деятельность воспитанников и педагогов ДОУ

Работа с детьми

  • Экскурсия;
  • творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация);
  • игры-драматизации;
  • беседы;
  • просмотр видео - материалов по теме;
  • упражнения для эмоционального развития детей;
  • упражнения по дикции;
  • упражнения на развитие мимики, детской пластики;
  • репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок;
  • использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, фонотека, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации.

Работа с родителями

  • анкетирование «Роль театра в эстетическом воспитании детей»;
  • консультация «Волшебный мир театра»;
  • изготовление костюмов и декораций, атрибутов по детской театрализованной деятельности;
  • родительское собрание « Театрализованные игры в детском саду и дому»
  • презентация «Проект «История русского театра»

Работа с социумом

  • посещение театрализованных представлений
  • участие в музыкальной программе «Рождественские святки»  / ДШИ № 12     г. Белово/
  • Театр «Заводной Апельсин»  /г. Новокузнецк/
  • Театральная студия ЦДК  /г. Белово/

Работа с педагогами ДОУ

  • Презентация «Роль игры-драматизации в развитии творческой активности детей»
  • Презентация  «Целенаправленное педагогическое сопровождение детской театрализованной деятельности»

Этапы реализации

Этапы

Ответственные

Сроки

проведения

Подготовительный

Изучить раздел ООП ДОУ по направлению «Художественно-эстетическое развитие»

Педагоги

Музыкальный руководитель

В течение года

Постановка цели, разработка задач

составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы; анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

создание банка идей и предложений;

Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед

Анкетирование  родителей

Практический

Работа с детьми

Посещение театрализованного представления «Золотой апельсин»

педагоги

воспитанники

музыкальный руководитель

родители

В течение года

Познавательное развитие

Экскурсия за кулисы театра /театральная студия ЦДК г. Белово/

Изготовление карты «Театральная дорога времени» (инфографика)

Презентация «Театрализованные игры хороводы»

Просмотр  «Детская энциклопедия, сюжет  « Театр скоморохов»

Беседа «Современный театр»

Интерактивная игра «Виды современного театра»

Просмотр фрагментов балета «Щелкунчик»

Художественно - эстетическое развитие

Разучивание хороводных игр

Развлечение «Рождественские святки»

Конструирование «Колпачок для скомороха»

Разыгрывание театрального этюда  «Скоморохи»

Развлечение « Петрушки в гостях у детей»

Рисование «Петрушкины друзья»

Рисование «Балет»

Работа с педагогами

Презентация «Роль игры - драматизации

в развитии творческих способностей детей»

Педагоги

В течение года

Презентация «Целенаправленное педагогическое сопровождение детской театрализованной деятельности»

Работа с родителями

Анкетирование «Роль театра в воспитание детей»

Педагоги

В течение года

Консультация «Волшебный мир театра»

Родительское собрание «Театрализованные игры  в детском саду и дома»

Изготовление атрибутов по детской  театральной деятельности

Заключительный

Театр теней «Маша и медведь»

педагоги

воспитанники

музыкальный руководитель

В течение года

Презентация проекта на педагогическом совете «Организация работы по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности»

Педагоги

Музыкальный руководитель

Заключение

Дети дошкольного возраста  очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают о грозящей им  опасности. Эмоционально пережитое  театральное действие  помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть не похожими на отрицательных. У детей    расширяется кругозор; они делятся впечатлениями с товарищами, с родителями; у них развивается  речь,  умение выражать свои чувства, память, воображение, творческие способности.

 

Список литературы

  1. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания./ О.В. Гончарова, и др.  – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 стр.
  2. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. / Г. П. Иванова - М.: Скрипторий 2003, 2006. – 88 стр.
  3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений  / М. Д. Маханева  -  М.: ТЦ Сфера, 2001.- 128 стр.
  4. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. Пособие для практических работников./ В. М. Минаева – М.: АРКТИ, 2001.- 48 стр.
  5. Шорыгина Т. А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации./
  6. Т. А. Шорыгина  – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 96 стр.
  7. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3—7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011. (Развитие речи шаг за шагом). – Режим доступа: https://lektsii.org/3-98586.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по развитию речи. "Настольный театр оригами - русская народная сказка "Лиса, заяц и петух".

В данном материале содержиться рекомендации для воспитателей старших групп, по созданию настольных театров  при помощи искусства "Оригами"....

Заучивание русской народной потешки «Кошкин дом» с использованием пальчикового театра.

Заучивание русской народной потешки «Кошкин дом» с использованием пальчикового театра....

Кукольный театр. Инсценировка русской народной сказки "Репка".

В ходе представления кукольного театра по мотивам русской народной сказки "Репка" осуществляется передача детям народных традиций о зимнем солнцестоянии и Новом годе и решение следующих зад...

Фольклорная композиция к Дню театра. Кукольный спектакль по мотивам русской народной сказки "Лиса, заяц и петух".

Театр на Руси зародился давным-давно, когда бродячие артисты - скоморохи-весельчаки ходили из города в город и потешили, забавили народ.Артист с музыкальным инструментом - шарманкой играл мелоди...

Кукольный театр по мотивам русской народной сказки «Теремок».

Знакомство детей в игровой форме с народным кукольным персонажем - Петрушкой.Инсценировка русской народной сказки "Теремок" с использованием перчаточных кукол.Знакомство с моралью сказки о дружбе, о н...

Рассказывание русской народной сказки "Колобок" с использованием настольного театра в первой младшей группе

Мир сказок прекрасен и удивителен. Именно через сказку ребенок познает окружающий мир, учится сопереживать, обогощает свой духовный мир, развивает мышление и фантазии....

Презентация "История русского театра"

Краткое описание возникновения русского театра....