Конспект НОД по петербурговедению в подготовительной группе «Сказочный город»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Вередин Наталья Валерьевна

Конспект НОД по петербурговедению

в подготовительной группе «Сказочный город»

Конспект непосредственной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:  «Познание»,  «Коммуникация», «Музыкальное воспитание», «Художественно-эстетическое воспитание», «Речевое развитие», «Формирование элементарных математических представлениий», с использованием приемов, направленных на развитие психических процессов: памяти, внимания, логического мышления, анализа и синтеза, восприятия, мелкой и общей моторики с детьми старшей возрастной группы на лексическую тему: «Петербурговедение».

Цель: Закрепить и обобщить знания детей о родном городе: достопримечательности города, символики, истории создания. Развитие и совершенствование у детей старшего дошкольного возраста любви к своему городу.

Задачи:

Образовательные: расширять представления детей о родном городе, его историческом прошлом и настоящем; закрепить знания детей о достопримечательностях, истории создания города. Приобщать к словесному искусству, обогащать активный и пассивный словарь детей. Развивать связную речь -  закрепить навыки составления рассказа с опорой на схематический план, использовать в речи простые распространенные предложения с указанием причинно-следственных связей.  Формировать интерес к «малой Родине». Закрепить навыки рисования цветным песком по трафарету. Воспитывать у детей художественно-эстетический вкус. Способствовать развитию самостоятельного проявления детей в различных видах художественно-прикладной деятельности.

Развивающие: Развивать процессы зрительной и слуховой произвольной памяти; логического и ассоциативного мышления, мелкой и общей моторики, комбинаторных способностей; анализа и синтеза, художественного восприятия; эстетическое восприятия. Развивать образность движений.

Воспитательные: Воспитывать любовь к родному городу, чувство патриотизма. Воспитывать культуру общения во время совместной деятельности.

Оборудование: конверты с письмами; набор предметных картинок: крыло, 2, лицо человека, мост, лев, палитра с кисточкой, 4, река с берегами, монета, подарочная коробка, фонарь, улица города, цепь, львиная лапа, железная ограда, пирамида, железный шар; трафареты с изображениями Медного всадника, Ростральной колонны, Крейсера Авроры, грифона; сфинкса; ангела Петропавловского собора; ангела Александрийской колонны; баночки с набором цветного песка. Коллаж «Петропавловская крепость; мнемотаблица на слово «мост»; картинка к игре «найди ошибку»; ребусы на слова Нева, Фонтанка, Охта, Мойка;

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и фотографий на тему «Санкт-Петербург»; беседы «Мы живем в Санкт-Петербурге»; чтение и заучивание стихотворений о городе; сюжето-ролевые игры; конструирование; дидактические и развивающие игры, рисование по трафарету.

План:

  1. Организационный момент
  2. Имя города - «Назови лишнее слово», год – «Угадай число»
  3.  Коллаж крепости (составление рассказа по плану)
  4. Река Нева, малые реки (ребусы)
  5. Коллаж
  6. Мнемотаблица «мост»
  7. Физминутка
  8. Острова (Васильевский) «Найди ошибку»
  9. Львы (ассоциативное мышление)
  10. Рисование цветным песком с использованием трафаретов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_skazochnyy_gorod.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по петербурговедению

в подготовительной группе «Сказочный город»

Конспект непосредственной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:  «Познание»,  «Коммуникация», «Музыкальное воспитание», «Художественно-эстетическое воспитание», «Речевое развитие», «Формирование элементарных математических представлениий», с использованием приемов, направленных на развитие психических процессов: памяти, внимания, логического мышления, анализа и синтеза, восприятия, мелкой и общей моторики с детьми старшей возрастной группы на лексическую тему: «Петербурговедение».

Цель: Закрепить и обобщить знания детей о родном городе: достопримечательности города, символики, истории создания. Развитие и совершенствование у детей старшего дошкольного возраста любви к своему городу.

Задачи:

Образовательные: расширять представления детей о родном городе, его историческом прошлом и настоящем; закрепить знания детей о достопримечательностях, истории создания города. Приобщать к словесному искусству, обогащать активный и пассивный словарь детей. Развивать связную речь -  закрепить навыки составления рассказа с опорой на схематический план, использовать в речи простые распространенные предложения с указанием причинно-следственных связей.  Формировать интерес к «малой Родине». Закрепить навыки рисования цветным песком по трафарету. Воспитывать у детей художественно-эстетический вкус. Способствовать развитию самостоятельного проявления детей в различных видах художественно-прикладной деятельности.

Развивающие: Развивать процессы зрительной и слуховой произвольной памяти; логического и ассоциативного мышления, мелкой и общей моторики, комбинаторных способностей; анализа и синтеза, художественного восприятия; эстетическое восприятия. Развивать образность движений.

Воспитательные: Воспитывать любовь к родному городу, чувство патриотизма. Воспитывать культуру общения во время совместной деятельности.

Оборудование: конверты с письмами; набор предметных картинок: крыло, 2, лицо человека, мост, лев, палитра с кисточкой, 4, река с берегами, монета, подарочная коробка, фонарь, улица города, цепь, львиная лапа, железная ограда, пирамида, железный шар; трафареты с изображениями Медного всадника, Ростральной колонны, Крейсера Авроры, грифона; сфинкса; ангела Петропавловского собора; ангела Александрийской колонны; баночки с набором цветного песка. Коллаж «Петропавловская крепость; мнемотаблица на слово «мост»; картинка к игре «найди ошибку»; ребусы на слова Нева, Фонтанка, Охта, Мойка;

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и фотографий на тему «Санкт-Петербург»; беседы «Мы живем в Санкт-Петербурге»; чтение и заучивание стихотворений о городе; сюжето-ролевые игры; конструирование; дидактические и развивающие игры, рисование по трафарету.

План:

  1. Организационный момент
  2. Имя города - «Назови лишнее слово», год – «Угадай число»
  3.  Коллаж крепости (составление рассказа по плану)
  4. Река Нева, малые реки (ребусы)
  5. Коллаж
  6. Мнемотаблица «мост»
  7. Физминутка
  8. Острова (Васильевский) «Найди ошибку»
  9. Львы (ассоциативное мышление)
  10. Рисование цветным песком с использованием трафаретов.

Организационный момент.

Дети входят в группу, строятся полукругом, здороваются с гостями.

В-ль: Ребята, помните вы писали письма?

Дети: Да.

В-ль: Так некоторые письма попали сказочным героям, и они вам в ответ прислали свои письма. Вот они. Давайте откроем их и прочитаем.

Воспитатель открывает 1 письмо. Читает:

Здравствуйте, ребята- петербуржцы! Мы, жители Сказочной страны, много слышали о вашем городе, но никогда не были в нем. Мы не можем покидать свои сказки.  Нам очень хотелось бы узнать об удивительном городе и познакомиться с вами. Расскажите нам о своем городе и о том, в какие игры вы любите играть.

В-ль: Как же быть? Нам нужно рассказать о городе и познакомить своих друзей с нашими играми? А что, если мы превратим свой рассказ в игру? Попробуем?

Дети: Да.

В-ль: Первая игра - «Назови лишнее слово». Петроград, Ленинград, Москва, Петербург.

Дети: Лишнее слово – Москва. Остальные слова – это название нашего города.

В-ль: Правильно! У нашего города было три имени.

В-ль: Кто дал первое имя городу?

Дети: Петр I.

В-ль: Петр I назвал город своим именем?

Дети: Нет. Петр I назвал его в честь своего ангела- хранителя.

В-ль: Правильно, Петр I назвал город в честь Святого Петра и переводится имя города, как «город Святого Петра». Это имя несколько раз менялось – Петроград, Ленинград. Несколько лет назад решили городу вернуть его первое имя.

В-ль: Об имени города мы рассказали, а сколько ему лет? Рассказать об этом поможет вторая игра «Угадай число»

 В-ль: Я буду загадывать вам число, если вы правильно его назовете, то в нужной клетке появится цифра загаданного числа. Готовы? Начнем!

- В первой клетке должно быть число, которое меньше 2-х на 1. (1)

- Во второй клетке число, которое идет после числа 6. (7)

- В третьей клетке -  число, обозначающее пустое место (0)

- В четвертой клетке число, которое больше 2-х, но меньше 4-х. (3).

В-ль: Год рождения города -1703 год. Нашему городу в этом году в мае исполнится 316 лет.

Для человека это очень большой возраст, ни один человек не может прожить столько лет. А для города – этот возраст не большой. По сравнению с другими городами – наш город считается молодым. Но у него уже есть своя интересная, героическая и богатая история.

Воспитатель открывает 2 письмо. Читает:

Мы солдаты сказочной армии. Охраняем страну от злых волшебников. Каждый день следим со стен Загадочной крепости, не грозит ли опасность. Какие только хитрости не придумывают колдуны и ведьмы, чтобы пробраться в сказки. Но мы умеем разгадывать любые загадки и хитрости. А вы, ребята умеете их разгадывать?

Дети: Конечно, умеем.

В-ль: И даже, самые непростые, например, как эта. Посмотрите на эти картинки.  Название, какого места в городе, в ней загадано?

(картинки: остров, заяц, река, корабль, крепостная стена, дерево, камень, собор, шпиль, ангел, часы, пушка, 1, 3)

Дети: Это Петропавловская крепость.

В-ль: Верно! Молодцы! А теперь, пользуясь этими картинками-подсказками, давайте расскажем о ней.

В-ль: Где была построена крепость?

Дети: На заячьем острове.

В-ль: Почему именно на берегу Невы стали строить крепость?

Дети: Чтобы охранять город от кораблей врагов. А если бы корабли появились на Неве, то стали бы стрелять по ним из пушек.

В-ль: Из чего стали строить стены крепости?

Дети: Сначала строили   из бревен, а потом из камня, чтобы ни вода, ни огонь не разрушили их.  

В-ль: А что было построено внутри крепости?

Дети: Церковь.

В-ль: Большая церковь. Большую церковь называют – собором. В Петропавловской крепости собор назвали в честь Святых Петра и Павла – Петропавловский собор. По названию собора и крепость стала называться - Петропавловской. А это что за предмет изображен?

 Дети: Это шпиль - крыша колокольни. На шпиле установлен ангел.

В-ль: Что еще находится на колокольне Петропавловского собора?

Дети: Часы-куранты.

В-ль: Эти часы каждые 15 минут играют красивую мелодию. Но что-то еще в Петропавловской крепости напоминает горожанам о времени?

Дети: Пушка. Она стреляет 1 раз в день в середине дня.

В-ль: Осталось только отгадать, что означает число 3?

Дети: Раньше пушка стреляла три раза, чтобы предупредить людей о наводнении.

В-ль: А сейчас приходится стрелять из пушки, чтобы предупредить нас о наводнении?

Дети: Нет. На Финском заливе построили дамбу, которая сдерживает воду.

В-ль: Да, благодаря дамбе, в нашем городе больше не случается такой беды, Нева не выходит из своих берегов. Что же напоминает нам о том, что раньше такая беда случалась в городе?

Дети: Музей наводнений, который находится в Петропавловской крепости.

В-ль: Петропавловская крепость была построена, как военная крепость для защиты города и границ страны. А сейчас, она тоже остается военной крепостью?

Дети: Нет, сейчас – это музей города.

Воспитатель открывает 3 письмо. Читает:

Русалочка: Дорогие ребята! Я, живу в Царстве Водяного царя и хотела бы узнать, какие реки есть в вашем городе.

В-ль: А для этого рассказа, у нас есть другая игра – «Ребусы»

(воспитатель показывает ребусы, дети отгадывают)

Дети: Мойка, Фонтанка, Охта, Нева.

В-ль: Какая из этих рек самая большая?

Дети: Нева.

В-ль: Откуда берет Нева свое начало: из болота, моря, ручейка, озера, фонтана?

Дети: Из Ладожского озера.

В-ль: Куда впадает Нева: в Финское озеро, Финское водопад, Финский залив?

Дети: В Финский залив.

В-ль: А из Финского залива -в Балтийское море. Нева – глубоководная, капризная река.  Раньше часто выходила из своих берегов.  Берега Невы укрепили, чтобы не размывались и не обрушались. Из какого материала были сделаны укрепления: из песка, камня, железных решёток?

Дети: Из камня.

В-ль: Да, берега Невы укреплены камнем – гранитом. Какие стали берега?

Дети: Гранитные.

В-ль: А я загадала еще одно слово, оно тоже подойдет к Неве. (работа с мнемотаблицей) Что это за слово?

Дети: Мост.

В-ль: Как вы догадались?

Дети: Слово «мост» начинается со звука [М], который записывается буквой М. Арка и радуга похожи на мост и тоже соединяют, как и мост две стороны, а мост два берега. У реки два берега. Мосты соединяет берега островов, на которых построены дома города. Под мостами по реке проходят корабли. Мосты через Неву состоят из двух частей и разводятся по ночам, чтобы пропустить корабли. Днем по мосту едут машины, ходят люди с одного берега на другой.

Физминутка.

В-ль: Давайте и мы с вами немного по городу прогуляемся:

Город

Мы по городу шагаем (шаг на месте)

То, что видим, называем:

Светофоры и машины (поворот головы влево)

Ярмарки и магазины (поворот вправо)

Скверы, улицы, мосты
И деревья и кусты! (Потянулись вверх — присели)

В-ль: В таблице были нарисованы острова, и вы сказали, что наш город построен на островах. В нашем городе много островов. О маленьком Заячьем острове мы рассказали, что нам нем находится. А об одном большом острове нам поможет рассказать игра «Найди ошибку»

(Рисунок Васильевского острова, на нем расположены: два памятника, вместо Биржи - корабль)

Дети: Это Васильевский остров. Но только вместо памятников там находятся Ростральные колонны – это маяки.  Нет корабля, а стоит здание Биржи.

В-ль: А зачем на острове были построены маяки – колонны?

Дети: Раньше на Васильевском острове был порт, сюда приплывали корабли и привозили разные товары.  На Бирже договаривались о покупке и продаже товаров.

В-ль: И сейчас на стрелке Васильевского острова находится порт?

Дети: Нет.

В-ль: Какой, самый любимый всеми детьми, музей находится на Васильевском острове?

Дети: Зоологический музей.

В-ль: Кто из вас уже ходил в этот музей? Что вы видели в залах музея?

Дети: В Зоологическом музее мы можем посмотреть, какие животные обитают на нашей планете.

Воспитатель открывает 4 письмо. Читает:

Лунтик: Здравствуйте, ребята! Я родился на луне, а потом попал на Землю в сказочный лес, здесь я считаюсь необычным животным.

А в вашем городе мы можем увидеть необычных и удивительных зверей? 

В-ль: Названия этих почти сказочных зверей мы узнаем, когда соберем цепочку картинок. Здесь запрятаны названия нескольких необычных животных в нашем городе. Подберите несколько картинок, назовите их. Я выложу их в один ряд и тогда мы сможем назвать этих животных.

Дети: (называют картинки)

- Лев, голова человека, 2, река, палитра с кисточкой, подарочная коробка, пирамида, улица города.

Дети: Это сфинксы – тело льва с головой человека, их два, стоят на берегу Невы у здания, где учатся художники, это подарок Египта нашему городу.

- лев, крыло, монета, мост, 4, фонарь.

Дети: Это грифоны – крылатые львы, их четыре, они стоят на Банковском мосту, над головой у них висят фонари, которые освещают мост

- лев, цепь, ограда, река

Дети: Львиная ограда, несколько львов держат в пасти железную цепь, находятся на Берегу Невы.

- Лев, лапа, шар.

Дети: Это Стерегущий лев, который держит лапой шар.

В-ль: Молодцы, ребята! А в завершении нашего рассказа, давайте приготовим для наших гостей красивые открытки о городе на добрую память. Подойдите к столам, выберите понравившийся вам трафарет. Сегодня мы будем с вами рисовать необычным материалом – цветным песком. Тонким слоем насыпьте цветной песок на липкий слой. Аккуратно разравняйте песочек, положите сверху салфетку и прижмите песок ладошками. Салфетку уберите и излишки песка стряхните на лист бумаги.

(Дети садятся за столы и выполняют работы)

В-ль: Расскажите, у кого что получилось.

Дети: Я нарисовал Исаакиевский собор (Медного всадника, Ростральную колонну, Крейсер Аврору, Казанский собор, Стерегущего, грифона)

В-ль: Ребята, вот и подошел к концу наш сегодняшний рассказ. Вы так хорошо, просто отлично рассказали о городе. Я думаю жителям сказочной страны он очень понравился. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по конструированию для подготовительной группы «Сказочный город»

Задачи:• Активизировать поисковую деятельность детей.• Продолжать учить детей анализировать схемы и образцы построек.• Закреплять умение сооружать постройки по схеме; дополнять их новыми деталями.• Ра...

Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы «Символы города Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ«Символы нашего города»ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:1. Расширять представления детей о родном городе.2. Уточнять знания детей о символах Петербурга.3. Дать ...

Конспект НОД по Петербурговедению в подготовительной группе

Конспект НОД по петербурговедению на тему: «Пётр I»( для детей старшего дошкольного возраста) Тема: «Пётр I».Цели: ознакомление детей  с историей возникновения г...

Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы «Символы города Санкт-Петербурга»

Расширять представления детей о родном городе. Уточнять знания детей о символах Петербурга. Дать начальные знания о Петропавловской крепости.Воспитывать чувства гордости и уважения к городу,...

Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы "Символы города Санкт-Петербурга"

Цель : Расширить представления детей о родном городе Санкт- Петербурге , через достопримечательности.Задачи :Обучающие :Обогащать активный словарь детей за счет слов: символ, шпиль...

Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы «Символы города Санкт-Петербурга»

Цель : Расширить представления детей о родном городе Санкт- Петербурге , через достопримечательности.Задачи :Обучающие :Обогащать активный словарь детей за счет слов: символ, шпиль, флюгер, верфь...

"Конспект занятия по петербурговедению в средней группе "Мой город Санкт-Петербург"

Санкт– Петербург — один из самых больших и красивых городов. Очень много лет тому назад среди болот и лесов царь Пётр I (портрет Петра I) начал строить новый город на Заячьем острове. Назв...