Мастер – класс на тему «Магия песка»
презентация к уроку по окружающему миру (средняя группа)

Поминова Венера Александровна

Песок – это удивительный природный материал, полезные свойства которого невозможно переоценить. Песок с давних времён используется в различных сферах деятельности человека: строительстве, изготовлении стекла, медицине, искусстве и во многом другом.

Именно в образовательной деятельности, песок внёс свою немаловажную лепту. Ведь недаром дети увлекательно играют с песком, строят «куличики». Именно в песочнице дети начинают дружить со сверстниками, заводить друзей. Занятие с песком – увлекательный процесс, который пробуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет.  Песок – загадочный, уникальный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким, ускользающим, влажным, плотным и пластичным.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_magiya_peska.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

413105, Саратовская область, г. Энгельс, 1-й микрорайон,

телефон 8 (8453) 56-27-12

Мастер – класс на тему  «Магия песка»

                                                                                                 Подготовила воспитатель:

Поминова Венера Александровна

2019 г.

Содержание

  1. Ориентировочно-мотивационный этап:
  1. Цель;
  2. Задачи;
  3. Оснащение.
  1. Актуализация субъектного опыта участников:
  1. Обучающие игры;
  2. Психопрофилактические игры;
  3. Проектные игры.
  1. Информационнодеятельностный (основной) этап:
  1. Опыт «Цветной песок»;
  2. Игры «Прятки»;
  3. Игра «Ползут змейки»;
  4. Игра «Медвежата»
  5. Игра с аудиторией «Магия цвета»
  1. Целеполагание;
  2. Рефлексия;
  3. Используемая литература;
  4. Приложение.

Этапы работы мастер – класса

Содержание этапа

Деятельность

воспитателя

Деятельность участников

1

2

3

4

Ориентировоч-

но-мотивационный

Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с разными видами песка в условиях детского сада.

Задачи:

  • Способствовать внедрению в практику работы педагогов новых методик и технологий, направленных на сохранение здоровья дошкольников;
  • Обогащение педагогических знаний и навыков в сфере образования с методом применения нетрадиционных технологий и форм обучения детей;
  • Способствовать созданию позитивного настроя на работу, снятию напряжения и расслаблению.

Оснащение:

  • Песочница с обычным (речным) песком;
  • Песочница с кинетическим песком;
  • Ёмкость с водой;
  • Пищевой краситель;
  • Палочки для смешивания;
  • Одноразовые пластиковые тарелки;
  • Тематические наборы фигурок животных;
  • Кисточки;
  • Влажные и сухие салфетки;

З а д а ч а : обеспечение мотивации участников

мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать Вас на моём мастер -  классе «Магия песка». Сегодня я хотела бы акцентировать Ваше внимание на тесное взаимодействие человека с природой, которое способствует обучению и развитию здоровье сберегающих технологий.

Песок – это удивительный природный материал, полезные свойства которого невозможно переоценить. Песок с давних времён используется в различных сферах деятельности человека: строительстве, изготовлении стекла, медицине, искусстве и во многом другом.

Именно в образовательной деятельности, песок внёс свою немаловажную лепту. Ведь недаром дети увлекательно играют с песком, строят «куличики». Именно в песочнице дети начинают дружить со сверстниками, заводить друзей. Занятие с песком – увлекательный процесс, который пробуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет.  Песок – загадочный, уникальный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким, ускользающим, влажным, плотным и пластичным.    

Игры с песком можно включить в каждую образовательную деятельность, вне зависимости от структуры. Так как работа с песком   выделяет только положительные моменты. К примеру, можно выделить несколько важных моментов:

  • Простота – для работы с песком необходим только песок и поднос;
  • Возраст ребёнка - рисовать песком может и годовалый ребенок. Для развития мелкой моторики рисование простым песком не менее полезно, чем рисование пальчиковыми красками, работа с пластилином;
  • Эстетичность – рисунки песком эстетичны и позволяют ребёнку проявить свою фантазию;
  • Пластичность – на одной поверхности можно создавать различные образы бесконечное количество раз.

Организует с

помощью раз-

личных методик знакомствос участниками

и осуществляет

(при необходимости) деление

на группы.

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая воспитателю в организации занятия.

1.Актуализация

субъектного

опыта участников

Задача: обеспечение активности участников в предстоящей деятельности

Для начала, хотелось бы отметить, что специалисты выделяют три вида игр с песком:

1)        Обучающие игры, познавательные и развивающие игры они облегчают процесс обучения, можно использовать в обучении счету, грамоте, закрепление знаний о сенсорных эталонах, развивают знание о пространственных представлениях, развивают воображение, тактильное восприятие и мелкую моторику. Также можно использовать в своей работе логопеду.

2)        Психопрофилактические игры с песком, нацелены на коррекцию тревожности, агрессии, а также профилактику.

3)        Проективные игры с песком. С их помощью можно узнать, что "делает" бессознательное, когда ребенок играет с песком, строит в песочнице "свой мир". Эти игры используют в своей работе психологи и психотерапевты.

Ведет поисковую беседу,

направленную

на диагностику потребностей и уровня

готовности

педагогов к

восприятию

нового опыта

Участвуют в

беседе, делятся

подобными педагогическими

проблемами и

способами их

практического

решения

2.Информационнодеятельностный (основной)этап

З а д а ч а: знакомство с технологией, приемами, методами, способами деятельности; создание атмосферы коллективного взаимодействия по формированию определенных умений; обеспечение практической деятельности участников по освоению технологии, приемов, методов и т. д.

Перед тем, как начать проводить игры по всем трём определениям, мне бы хотелось провести интересный эксперимент, с окрашиванием песка. Цветной песок сам по себе очень интересен и ярок. К тому же, на мой взгляд детям вдвойне интереснее заниматься с таким песком, чем с обычным. Поэтому я неспроста решила поделиться этим опытом. Он достаточно прост и включает небольшой коэффициент материальных затрат.

Опыт: «Цветной песок»

Цель: узнать о происхождении и цветовых свойствах песка.

Задачи:

Для этого нам понадобится:

  1. Песок;
  2. Пищевой краситель;
  3. Несколько контейнеров;
  4. Вода;
  5. Посуда и палочка для размешивания краски в воде;
  6. Бумага для сушки песка.

Шаг 1. Распределяем песок по нескольким контейнерам;

Шаг 2. Разводим краситель в небольшом количестве воды;

Шаг 3. Засыпаем песок в раствор краски и ждем, пока песок не окрасится (примерно 12 часов);

Шаг 4. Сливаем воду и просушиваем песок пластиковой одноразовой тпрелке.

Результат: с цветным песком можно создавать картины, аппликации, интерьерные экспозиции.

Предлагаю с заготовленным цветным песком создать картину на песке, но необычным образом. Для этого можно использовать бросовый материал, я выбрала солонки, так как они небольшие по размеру и практичны. В солонки засыпается поочерёдно разноцветный песок. Когда ёмкость будет заполнена, закрываем крышкой. Теперь при помощи солонки рисуем на подносе с обычным песком любую картинку. Нужно отметить, что цвет будет меняться.

В данном контексте можно выделить сразу несколько видов взаимодействия, таких как мелкая моторика, тактильная деятельность, мотивация, сосредоточенность и т.д.  

  • К обучающим играм

 с песком, можно соотнести те игры, которые связаны непосредственно с тактильной деятельностью и формированием мотивации к созидательной продукции. К примеру, предлагаю использовать для этого опыта обычный песок с мелкими деталями (игрушками).

Игра «Прятки».

Цель: развитие осязательного чувства, мелкой моторики рук и сосредоточенности.

Задачи: Тематика игры «Животные». В песочнице прячутся мелкие детали, необходимо найти 5 видов животных.

  • К

психопрофилактическим играм относятся игры, связанные с рисованием на песке, можно использовать для этого эксперимента кинетический песок.

Игра «Ползут змейки»

Цель: Данное упражнение развивает мелкую моторику, работу мозга, раскрывает творческий потенциал.

Задачи: расслабленными пальцами рук делаются волнистые изображения на кинетическом песке, затем предлагают нарисовать любую форму или букву сначала одной рукой, затем двумя.

  • К проективным играм

отнесём игры – фантазии. То есть ребёнку не даётся определённых заданий, здесь даём возможность пофантазировать.

Игра «Идут медвежата»

Цель: формирование нестандартного творческого мышления.

Задачи: при помощи кулачков и ладошек с силой надавливаем на кинетический песок.

Показывает приемы, методы, способы деятельности, свои «изюминки», комментирует их организует совместное обсуждение разработанных моделей учебного занятия. Организует обмен мнениями участников, дает оценку происходящему.

Приглашается 6 человек на эксперимент.

Приглашаются 6 человек на игру

Анализируют предложенные приемы, методы, способы деятельности, осваивают их в практической деятельности выполняют самостоятельную работу.

Примечание: на момент проведения мастер-класса с участниками, проводится игра с аудиторией «Магические цвета». В зал раздаются мешочки с разноцветным песком. Далее озвучиваются обозначения по цветам.

Белый цвет во все времена выступал символом чистоты, открытости и невинности. Если человек акцентирует внимание на белом – это свидетельствует о том, что он желает достичь совершенства, что пребывает в поисках мнимых идеалов, которые иллюзорно воссоздало его воображение. Белый - также говорит о жажде к спокойной и ровной жизни.

Розовый цвет характеризует человека как романтичную, мечтательную и впечатлительную натуру. Женщины, отдающие предпочтение розовому, жаждут ровной и мирной жизни. Для них главное – быть в безопасности, где торжествует справедливость и любовь. Это, как правило, люди обаятельные и добросердечные.

 Оранжевый цвет по душе жизнерадостным людям. Они энергичный, словоохотливы, стараются вести подвижный образ жизни. Однако за ними наблюдается тенденции к драматизации событий, они авторитетные среди друзей и их по праву можно считать душой компании. Для них свойственна нерешительность и непостоянство, однако, они признают отрицательные стороны своего характера и стремятся бороться с ними.

 Желтый - олицетворяет свободу, жизнерадостность и говорит о богатом воображении. Желтый цвет акцентирует внимание на людях жаждущих новых знаний и приключений. Как правило, он свойственен личностям с позитивным мышлением и обладателям тонкого юмора. Эти люди последовательны в действиях, логичны и отдаются свободе мыслей.

 Зеленый цвет - символ жизни, умиротворения, гармонии. Этот цвет преимущественно выбирают спокойные, творческие люди. Они коммуникативные,  Им характерна тактичность и скромность.

 Голубой цвет - говорит о самоанализе, консерватизме. Люди, которые предпочитают голубой цвет, настойчивы, упорны в труде, обладают достаточно высоким уровнем самодисциплины. Это чувственные и сентиментальные натуры. Окружающие по достоинству оценивают их мудрость и сильный волевой дух.

 Красный – цвет энергии, бодрости. Ему особое внимание уделяют  люди импульсивные и решительные, которым сложно пребывать на одном месте и следовать привычной жизни. Это человек с высокими амбициями, он жаждет получать от жизни как можно больше удовольствий. Это оптимисты, которые не любят однообразия. Если красный цвет предпочитают скромные люди, это свидетельствует о том, что они тянутся к теплу, вниманию, заботе.

 Чёрный -  защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

3.Целеполагание

З а д а ч а : постановка целей участниками и выявление их ожиданий

Определение темы и цели занятия. Вовлечение участников в целеполагание

В ходе беседы или практической деятельности предлагает участникам определить, что они ожидают от занятия. Побуждает к постановке цели и задач мастер - класса

Активно участвуют в определении личностно значимой цели занятия

4.Рефлексивный

З а д а ч а : оценка эффективности взаимодействия педагога и участников мастер-класса; определение значимости полученных знаний и умений для использования в дальнейшей педагогической деятельности

Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей

Организует дискуссию

Делают вывод об эффективности взаимодействия участников мастер-класса, актуальности полученных знаний, результативности достижения цели. Оценивают полученный опыт и возможность применения в дальнейшей практике

Используемая литература

  1. file:///F:/Master%20klas.pdf;
  2. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М., 2010.
  3. «Практикум по песочной терапии» Зинкевич – Евстигнеева Т. Д, Грабенко Т М . СПб.,Изд-во «Речь», 2002.
  4. Варыгина В. В., Горбач Т. В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск, 2010.
  5. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина.
  6. «Секреты природы — это так интересно» Москва 2004 Л.В.Ковинько
  7. http://krc22.ru/rab-s-rodit/135-dlya-chego-nuzhny-igry-s-peskom.html

Белый цвет во все времена выступал символом чистоты, открытости и невинности. Если человек акцентирует внимание на белом – это свидетельствует о том, что он желает достичь совершенства, что пребывает в поисках мнимых идеалов, которые иллюзорно воссоздало его воображение. Белый - также говорит о жажде к спокойной и ровной жизни.

Розовый цвет характеризует человека как романтичную, мечтательную и впечатлительную натуру. Женщины, отдающие предпочтение розовому, жаждут ровной и мирной жизни. Для них главное – быть в безопасности, где торжествует справедливость и любовь. Это, как правило, люди обаятельные и добросердечные.

 Оранжевый цвет по душе жизнерадостным людям. Они энергичный, словоохотливы, стараются вести подвижный образ жизни. Однако за ними наблюдается тенденции к драматизации событий, они авторитетные среди друзей и их по праву можно считать душой компании. Для них свойственна нерешительность и непостоянство, однако, они признают отрицательные стороны своего характера и стремятся бороться с ними.

 Желтый - олицетворяет свободу, жизнерадостность и говорит о богатом воображении. Желтый цвет акцентирует внимание на людях жаждущих новых знаний и приключений. Как правило, он свойственен личностям с позитивным мышлением и обладателям тонкого юмора. Эти люди последовательны в действиях, логичны и отдаются свободе мыслей.

 Зеленый цвет - символ жизни, умиротворения, гармонии. Этот цвет преимущественно выбирают спокойные, творческие люди. Они коммуникативные,  Им характерна тактичность и скромность.

 Голубой цвет - говорит о самоанализе, консерватизме. Люди, которые предпочитают голубой цвет, настойчивы, упорны в труде, обладают достаточно высоким уровнем самодисциплины. Это чувственные и сентиментальные натуры. Окружающие по достоинству оценивают их мудрость и сильный волевой дух.

 Красный – цвет энергии, бодрости. Ему особое внимание уделяют  люди импульсивные и решительные, которым сложно пребывать на одном месте и следовать привычной жизни. Это человек с высокими амбициями, он жаждет получать от жизни как можно больше удовольствий. Это оптимисты, которые не любят однообразия. Если красный цвет предпочитают скромные люди, это свидетельствует о том, что они тянутся к теплу, вниманию, заботе.

 Чёрный -  защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс для педагогов рисование песком

Нетрадиционными способами рисования я занимаюсь не первый год. Опыт работы в данном направлении я представляла в прошлом году на МО и в сборнике «Современные образовательные технологии в работе ...

Мастер-класс "Пескотерапия. Игры с песком в детском саду"

Все дети получают море радости и удовольствия, играя в песке. игры с песком позволяют детям открыто выражать свои эмоции: радость, восторг, удовольствие. игры с песком является прекрасным средством ра...

Мастер-класс "Пескотерапия. Игры с песком в детском саду"

Все дети получают море радости и удовольствия, играя в песке. игры с песком позволяют детям открыто выражать свои эмоции: радость, восторг, удовольствие. игры с песком является прекрасным средством ра...

Конспект мастер класса с родителями "Рисуем песком"

Совершенствовать технику рисования песком,развивать навыки сотрудничества,логическое мышление,внимание; развивать мелкую моторику,синхронизировать движения обеих рук;формировать самостоятельность,акти...

Мастер – класс «Нетрадиционная техника рисования песком на стекле»

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаю мастер – класс «Нетрадиционная техника рисования песком на стекле».2 слайд:Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам...

Мастер - класс для родителей "Страна песка - Страна чудес"

Игры с песком.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14402724","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"270"}}]]...

Мастер – класс «Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с ЗПР» (трансляция опыта работы в рамках ГМО для педагогов – психологов «Использование элементов песочной терапии на занятиях психолога ДОУ с деть

Цель:Повышение психолого-педагогической компетентности участников мастер - класса в области использования различных методов работы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Задачи:1.Знакомство с кинет...