Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Поминова Венера Александровна

Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_druzya_prirody.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

413105, Саратовская область, г. Энгельс, 1-й микрорайон,

телефон 8 (8453) 56-27-12

Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»

2019 год

Содержание проекта

  1. Аннотация проекта.
  2. Пояснительная записка.
  1.  Миссия.
  2.  Гипотеза.
  1. Цель, задачи, ожидаемые результаты.
  1. Механизм реализации.
  1. Подготовительный (аналитический) этап
  2. Организационный (деятельностный)  этап
  3. Практический этап

      5. План основных мероприятий по реализации проекта.

6. Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

7.Список использованной литературы.

8.Приложение.

Паспорт проекта

Тема проекта

Активизировать внимание и формировать навыки экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с природой Саратовской области

Автор проекта

Воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 7 «Радуга» Поминова Венера Александровна

Организация исполнитель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Радуга»

Адрес организации исполнителя, телефон/электронная почта

413105, Саратовская область, город Энгельс, микрорайон 1-й Микрорайон

Телефон+7(8453)562712 

Официальный сайтdou7.engels-edu.ru

Электронная почтаmadou7anv@yandex.ru

Тип проекта

Информационный проект

Сроки реализации

2 месяца

Цель

Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи

  • Рассмотреть редкие и исчезающие виды животных и растений Саратовской области
  • распространить знаний о природе и её защите;
  • воспитать гуманное отношения к природе,
  • научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы,
  • воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, животным, насекомым, птицам, человеку.

Ожидаемые результаты

Повышение уровня экологического и патриотического воспитания, умение работать с полученной информацией, с коллективом, развитие наблюдательности, любознательности. Воспитание любви к родному краю.

        

  1. Краткая аннотация проекта

Любовь к природе – это великое и неизменное чувство. Ведь именно оно помогает человеку стать добрее, справедливее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: "К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность". Экологию окружающего мира начинают познавать с малых лет, постепенно вкладывая в ребёнка знания и навыки в жизни растений, животных, сезонных явлений и т.п. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у детей осознанно- правильного отношения к природным явлениям и окружающим объектам.

  1. Пояснительная записка

Я, Поминова Венера Александровна – воспитатель детского сада № 7 в городе Энгельсе, представляю проект «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы».

Эту тему я выбрала не случайно, так как считаю, что всякому человеку присуще желание знать свой край, свой отчий дом, место, где живёшь. Ведь это не только простое любопытство, но и святая обязанность.

  Удивительна разнообразна территория Саратовской области. Она лежит на стыке природных зон – лесостепи, степи и полупустыни – и расчленена с севера на юг великой рекой Волгой.

В какой бы части не жил человек, в городе или сельской местности, он всегда окружён растениями, животными и птицами. Поэтому никогда не бывает изолирован от природы, но к сожалению, порой люди забывают, и не всегда понимают, как их поступки могут отражаться на экологию...

Маленьким исследователям необходимо пояснить, что человек неразрывно связан с природой, он зависит от неё и, в то же время, влияет на неё, изменяя и пользуясь её богатствами. Воспитание в детях чувства ответственности за то богатое природное наследство, которое они должны сохранить – основная цель экологического воспитания. Сталкиваясь с современными экологическими проблемами, дети должны понять, что многие из них можно избежать или исправить, если знать законы природы и жить в согласии с ними. Ребятам нужно помочь проникнуть в мир удивительной природы, познать её тайны и закономерности, научиться видеть красоту в каждом кустике, травинке, не только любить и знать, но и охранять природу. Представленная программа «Юные друзья природы» позволяет углубить работу по воспитанию экологической культуры личности.

2.1. Миссия

Формирование экологического воспитания, умение работать в команде, вести диалог.

  1.  Гипотеза

Экологическое воспитание дошкольников будет осуществляться эффективно, если будет вестись систематическая работа на занятиях и в повседневной жизни.

  1. Цель, задачи, ожидаемые результаты:

  • Цель:

Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе.

  • Задачи
  • Рассмотреть редкие и исчезающие виды животных и растений Саратовской области
  • распространить знаний о природе и её защите;
  • воспитать гуманное отношения к природе,
  • научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы,
  • воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, животным, насекомым, птицам, человеку.

  • Ожидаемые результаты

Повышение уровня экологического и патриотического воспитания, умение работать с полученной информацией, с коллективом, развитие наблюдательности, любознательности. Воспитание любви к родному краю.

  1. Механизм реализации

4.1. Подготовительный (аналитический) этап

  • Знакомство детей с Красной книгой Саратовской области;
  • Подготовка методического материала для реализации проекта – сбор информации о растениях, животных Саратовской области, занесённых в Красную Книгу;
  • Подбор дидактических игр;
  • Обозначение цели, исходя из интересов детей;
  • Выступление на родительском собрании;

  1. Организационный (деятельностный)  этап

  • Проведение мероприятий по направлениям;
  • Взаимодействие с родителями;
  • Контроль и оценка проведения мероприятий;
  • Создание благоприятного психологического климата между дошкольниками – воспитателями, воспитателями- родителями.

  1. Практический этап

  • Проведение бесед;
  • Проведение занятий, формирующие экологическое воспитание;
  • Праздник, посвящённый экологической сказке;
  • Индивидуальная работа с детьми и родителями

5. План основных мероприятий по реализации проекта.

Дата

Образовательная область

Тема

Задачи

Форма проведения

5.02.19

Познавательная деятельность (ознакомление с природой)

«Красная книга»

Дать детям представление о разнообразии природы, расширить, углубить знания детей о животных. Перечислить основные причины вымирания некоторых животных. Познакомить детей с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.

НОД

12.02.19

Развитие речи

«Природа — наш дом»

Способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой;

воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе;

Беседа

20.02.19

Художественно-эстетическое развитие,

«Страница Красной книги» -«Кувшинка белая»

Познакомить детей с красной книгой Саратовской области.

Закрепить навыки работы с бумагой, ножницами, клеем.

Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.

Аппликация

03.03.19

Физическое развитие

«Спасатели и браконьеры»

Учить находить животных, нуждающихся в защите. Учить спасать первым делом тех, кто слабее. Развивать внимание, ловкость и логическое мышление. Развивать координацию движений. Развивать чувство ответственности и сопереживания животным.

Подвижная игра

12.03.19

ФЭМП

«Природа оживает»

Воспитать интерес к труду на благо животных, природе, бережное отношение к ней.  Развивать память, внимание, умение сравнивать и анализировать. Формировать умение рассказывать о содержании сюжетной картины.

НОД

15.03.19

Познавательная деятельность (ознакомление с природой)

Домашнее задание для детей и родителей. Найти интересную информацию об исчезающем животном «Почему я в Красной книге?»

-развивать поисковую деятельность детей, познавательноречевую активность, связную речь, любознательность -учить их передавать знания, полученные во время поисковой деятельности товарищам, путѐм составления рассказов о животных, об интересных фактах из их жизни.

20.03.19

Художественно-эстетическое развитие

Экологическая сказка  «Приключения деда Матвея»

Учить и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому.

Передавать определённые знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Развивать речь и пространственное восприятие через проигрывание детьми ролей сказки.

Воспитывать потребность в получении знаний об изменениях в природе.

на протяжении всего проекта

Чтение художественной литературы

Чтение рассказов

В. Бианки

"Синичкин календарь".«Сказки матушки Земли» А. Лопатина, М. Скребцова.

Познакомить детей с рассказами о животных.

Продолжать учить отвечать на вопросы по прочитанному произведению.

6.Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

  • Подбор литературы;
  • Подбор наглядного материала  (иллюстрации, фотографии и т.д.)
  • Дидактические игры

7. Используемая литература

  • С.Н. Николаева  Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с детьми 3-7 лет -  МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016;
  • С.Н. Николаева Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010;
  • Красная Книга  Саратовской области: Грибы. Лишайники. Растения. Животные / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратов. обл.- Саратов: Изд-во Торгово-промышленной палаты Саратов.обл., 2006;
  • Гончарова Е. В. Экология для малышей. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005;
  • Рыжова Н.А. Наш дом - природа. Программа экологического образования старших дошкольников. - М., 1998

8. Приложение

Консультация для родителей «Красная книга Саратовской области»

Саратовская область – один из динамично развивающихся регионов Поволжья – по многим показателям занимает ведущие позиции в сфере природоохранной деятельности. Тем не менее на её территории возникают экологические проблемы, имеющий всеобщий характер. Одной из них является сокращение биологического разнообразия.

   Красная книга - это крик растений и животных о помощи, озвученный языком человека. Занесение того или иного вида флоры или фауны в Красную книгу является юридическим гарантом правовой охраны редкого вида. Виды, включённые в Красную книгу области, официально отграничиваются от всех других представителей         растительного и животного мира. В отношении этих видов функционируют механизмы организационно-правовых гарантий, которые повышают возможность их сокращения и восстановления в естественной среде обитания.

    Исчезновение и появление новых видов – естественный процесс, на который природа затрачивает миллионы лет. Но сейчас человечество озабочено не столько естественными процессами, сколько явлениями, возникающими под действием антропогенного фактора и приводящими к обеднению дикой флоры и фауны. Непоправимая беда заключается в том, что при всех наших достижениях в науке мы никогда не сможем возродить утраченный вид. Потеря любого вида или его популяции – это невосполнимый урон биологическому разнообразию Земли.

  Животный мир и растительный Саратовской области богат и разнообразен. Высокое биологическое разнообразие флоры и фауны и объясняется физико-географическим положением, обусловливающим своеобразие ландшафтных зон данного данного региона. Многообразие природных условий связано прежде всего с большой протяжённостью территории с запада на восток и с севера на юг. На территории области произрастают и обитают как типичные представители лесостепи, степи и полупустыни, так и космополитические виды, число которых особенно велико в пойменных сообществах р. Волги.

Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям,  как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. Задача родителей - воспитать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей.

Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса.

В воспитании у ребёнка бережного отношения к лесу нет и не может быть мелочей. Сорванные просто так листья с деревьев, обломанные ветки, растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому,  прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность леса. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами.

• Беседуйте с детьми о лесе. Объясните детям необходимость бережного отношения к лесу ради блага всего живого на Земле.

•Покажите, что лес – один из источников достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой.

• Приучайте детей не ломать кустарники, не портить деревья.

• Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и человека. Учите замечать красоту окружающей природы.

• Чаще организуйте совместные с ребенком прогулки в лес.

Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе:

• В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно наступить на насекомых.

• На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы» и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают.

• Нельзя разжигать костры, ломать ветки.

• Нельзя в лесу включать громкую музыку т. к. можно спугнуть птицу с гнезда.

• Нельзя разорять гнезд птичьих, заглядывать в гнезда, брать в руки яйца, птенцов.

Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила поведения в лесу.

Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.

Очень большое значение имеет чтение вслух книг о лесе, жизни лесных обитателей. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.

Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на чтение добрых стихов и рассказов о лесе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться  к лесу.

Дидактические игры по экологическому воспитанию.

  • Дидактическая игра «Живое – неживое

Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.

  • Дидактическая игра «Рассели животных по Земле»

Цель игры: познакомить детей с животными, обитающими в разных климатических зонах, дать представление об особенностях приспособления животных к разным климатическим условиям

  • Дидактическая игра «Прилетели птицы».

Цель игрывоспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

  • Дидактическая игра  «Природа и человек».

Цель игры: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

  • Дидактическая игра  «Выбери нужное».

Цель игры: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

  • Дидактическая игра  «С какой ветки детки?»

Цель игры: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их  по принадлежности к одному растению.

  • Дидактическая игра  «Звери, птицы, рыбы»

Цель игры: закреплять умение, классифицировать животных,, птиц, рыб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект для детей старшей группы "Тело человека"

Помочь детям узнать свое тело, учить заботиться о своем теле....

Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 17 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития во...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...