Тема: "Удивительные свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хабарова Елена Владимировна

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия  с элементами экспериментирования

Тема: «Удивительные свойства воздуха».

(старшая группа)

   

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ

д/с № 61 «Золотая рыбка»

г. Брянска

Хабарова Е.В.

Брянск

2019

Тема«Удивительные свойства воздуха».

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие

интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

1. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.

2. Расширять знания детей о свойствах воздуха: невидим, прозрачный, воздух движется, воздух легче воды.

3. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

4. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

5. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

6. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Словарная работа: атмосфера, лаборатория, опыты, эксперименты.

Методы и приемы: постановка проблемного вопроса, беседа, рассказ воспитателя, игры-исследования, опыты.

Технические средства обучения: компьютер.

Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, ветровячки, веера, мыльные пузыри, апельсин, белые халаты.

Ход занятия

В- Ребята, сегодня к нам пришли гости.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.

- Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется!

Давайте поздороваемся

Д. -Доброе утро!

В- Присаживаемся на стулья.

Ребята, вы любите загадки?

Тогда отгадайте вот эту:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем (воздух)

Д. – Воздух.

В – Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе.

- А как вы думаете, что такое воздух?

 1 Слайд (земля, атмосфера вокруг земли)

- Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

- Воздух- это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера.

Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос – воздух, сфера – шар.

- Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям.

- А вы знаете, что без воды и еды человек может прожить несколько дней, а

без воздуха всего несколько минут.

2Слайд (водолаз, космонавт)

Вот поэтому водолазы, когда собираются нырять, глубоко под воду, и

космонавты, когда отправляются в полет, берут запасы воздуха в специальных баллонах.

- Сегодня нам предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает. Чтоб это увидеть и доказать, мы превратимся в  исследователей и отправимся в лабораторию. Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? (Лаборатория – это место, где ученные проводят различные опыты и эксперименты).

В лаборатории надо соблюдать определенные правила:

  • не мешать друг другу
  • работать аккуратно
  • громко не разговаривать

    В лаборатории все должно быть чисто, стерильно, поэтому мы все надели белые халаты. Я буду руководителем научной группы, а вы, моими помощниками. Готовы! Приглашаю вас в нашу лабораторию «Почемучек», чтобы исследовать воздух.

Опыт 1 «Поймать воздух»

В. Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим).

В. Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (Воздух невидимый, прозрачный).

В. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас как его поймать?

В – Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? ( В пакете ничего нет, он пустой).

В- Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? (Пакет стал толстый. Он полон воздуха и похож на подушку).

В- А вы видите воздух? (Нет, воздух  невидимый)

В – А вы видите свою руку? (Да)

В – Значит какой воздух? (Воздух прозрачный).

В – Пакет развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким,

почему? (нет воздуха, вышел)

- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо

поймать и поместить в оболочку.

Опыт 2 «Воздух внутри нас»

В – Как вы думаете, воздух есть внутри нас?

- Возьмите трубочки, поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что

происходит?

- Пузыри воздуха поднимаются наверх, воздух легче воды. (Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузыри, значит, внутри нас есть воздух).

В – Ребята, а как воздух попадает к нам? Чем мы вдыхаем? (Носом).

В – Давайте покажем, как мы дышим.

(Дыхательная гимнастика) 

Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.

В – Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, мы видим воздух? (Нет).

В – А еще, какие пузыри мы можем пускать? (Мыльные пузыри).

   Опыт 3 (с ветровячками)

В – Возьмите ветровячки, подуйте на них. Что произошло? (Ответы)

В – При выдохе, образуется движение воздуха, и ветровячок  приходит в движение.

Вывод: Ветер – движение воздуха, воздух движет предметы.

Опыт 4(с веером)

В – Давайте устроим ветер с помощью веера.

Возьмите веера, помашите на себя, теперь на соседа. Что вы чувствуете? (Ветерок ощущаем).

Вывод: Не видим, но ощущаем.

Опыт 5 (с корабликами)

В – А хотите устроить настоящий ветерок? Возьмите кораблики и пустите на воду. Дуем на кораблики, ветерок созданный потоком воздуха из груди приводит в движение кораблик.
Опыт 6(воздух не имеет запаха)

(контейнер с апельсином)

В – А имеет ли воздух запах? Как вы думаете? (Ответы)

В-А теперь закройте глаза (воспитатель подносит к детям разрезанный апельсин)

Чем пахнет? (Апельсинами)

В- Так воздух имеет запах или нет?(Ответы)

В-А чем пахнет в пекарне? (Хлебом).

В-А в аптеке? (Лекарствами).

В-Воздух имеет свойство переносить запахи.

Итог экспериментальной деятельности:

В – Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице.

  • Какого цвета воздух? (Воздух бесцветный)
  • Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какой вкус у воздуха? (Воздух безвкусный).
  • Вдохните носом воздух. Какой у него запах? (Воздух без запаха).

Физкультминутка 

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

Экологические проблемы воздуха

Слайд (природа)

В – Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит, каким воздухом.

Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Почему? (Много деревьев).

В – Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезнее для человека и его здоровья.

Слайд (заводы, фабрики)

В – Ребята, посмотрите, что происходит с воздухом. (Воздух загрязняют заводы, фабрики, машины загрязняют выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).

В – А сейчас юные исследователи, давайте подумаем, как мы можем позаботиться о чистоте воздуха? (ТРИЗ) (Схемы: не жечь костры, не мусорить, посадить  больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, выделяют кислород, беречь нашу планету Земля).

Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!

В – Уважаемые ученные, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я хочу вручить вам дипломы  «Юные исследователи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по экспериментальной деятельности на тему: "Удивительные свойства воздуха" для подготовительной группы.

Занятиеочень интересное, поможет закрепить знания детей о свойствах воздуха. Развивать воображение, познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Развивать наблюдательность, умение де...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе № 5 в образовательной области познание (окружающий мир) Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Цели:- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;- развивать навыки самостоятел...

Конспект занятия с детьми 3-4 лет по теме: "Удивительные свойства воздуха"

Дети в доступной форме знакомятся со свойствами воздуха. Конспект занятия построен в игровой форме, приход клоуна еще больше заинтересовал детей......

Тема: «Удивительные свойства воздуха»

laquo;Мы исследуем, мы размышляем»...

Конспект НОД в старшей группе Познавательное и художественно-эстетическое развитие Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Познавательное и художественно-эстетическое развитие Тема «Удивительные свойства воздуха»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе: Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Конспект занятияпо познавательному развитию в старшей группе:Тема: «Удивительные свойства воздуха»...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...