Конспект НОД по познавательному развитию (Ознакомление с природой) с элементами двигательной активности для детей подготовительной к школе группы «Жизнь животных зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Часовских Ольга Игоревна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (Ознакомление с природой) с элементами двигательной активности для детей подготовительной к школе группы «Жизнь животных зимой». Дети конкретизируют знания об образе жизни животных зимой: их повадках, способах передвижения и пропитания, при этом используют разные виды движения для устойчивого закрепления материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zhivotnye_zimoy.docx39.52 КБ
Файл zhivotnye_zimoy.pptx2.48 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 13 ГОРОДА СЛАВЯНСК-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию (Ознакомление с природой)

с элементами двигательной активности

для детей подготовительной к школе группы
«Жизнь животных зимой».

Составила: Часовских Ольги Игоревны,

воспитатель первой квалификационной категории


Славянск-на-Кубани

2019


Аннотация.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (Ознакомление с природой) с элементами двигательной активности для детей подготовительной к школе группы «Жизнь животных зимой». Дети конкретизируют знания об образе жизни животных зимой: их повадках, способах передвижения и пропитания, при этом используют разные виды движения для устойчивого закрепления материала.

Образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие.

Цель: формирование представления о том, как дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.

Задачи:

Образовательные: конкретизировать знания детей об образе жизни животных зимой: их повадках, способах передвижения и пропитания; совершенствовать разные виды движений.

Развивающие: развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, развивать активную речь детей; развивать умение выполнять движения быстро, осознанно, развивать ориентировку в пространстве;

Воспитательные: вызвать у детей интерес к жизни диких животных, желание их оберегать.

Методы и приёмы:

-словесные: беседа с детьми о диких животных, зимующих в лесу, отгадывание загадок, чтение стихов;

-наглядные: рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами, следами на снегу;

-практические: пальчиковая игра, имитация движений животных.

Подготовительная работа: рассматривание альбома «Животные нашего леса», открытки о животных; чтение произведений Е. Чарушина о животных.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, мультимедийная презентация, аудиоаппаратура, игрушка – белка, шишка, отпечатки следов.


Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1

Вводная часть

Организационный момент

– Ребята, сегодня у вас будет много ответственных дел, и вам будут очень нужны глаза, уши, нос, руки. Проверим, все ли на месте.

Игра «Услышишь – покажи»

Рот, нос, голова,

Руки, уши и глаза.

Плечико, плечико, шея, грудь.

И про животик не забудь.

Дети показывают названные части тела указательными пальцами, поглаживающими движениями

1,5 мин.

2

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

Читает загадку:

Дни ее всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

– О каком времени года говорится в загадке?

– А какое сейчас время года? Какой месяц?

– Почему вы так думаете? Докажите.

– Многие люди любят зиму. Зимой все вокруг белое, красивое, снежинки искрятся и переливаются. Давайте мы превратимся в снежинки и полетаем.

Звучит отрывок из композиции «Серебристые снежинки» (слова: Р. Панина, музыка: А. Варламов), на экране появляется слайд с изображением зимнего леса.

 – Посмотрите, где мы оказались?

– А как вы думаете, как живут в лесу животные зимой? Давайте попробуем разузнать.

Дети отвечают.

 О зиме.

Зима. Декабрь.

Холодно, день короче ночи, люди одеваются очень тепло, выпал снег.

Дети поднимают руки вверх, кружатся под музыку.

В лесу.

Ответы детей.

3 мин.

3

Основная часть

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

– Что это такое мы видим на снегу?

(на полу выложены различные следы)

– Интересно, кто мог оставить такие следы? Как же нам узнать, чьи это следы?

– Давайте пойдем по каждому следу и посмотрим, куда и к кому они приведут.

Воспитатель ведет по первой группе следов.

– Вот следы и закончились. Как вы думаете, куда мог деться тот, кто оставил эти следы?

Это след белки. Передвигается этот зверек прыжками, причем длинные задние ноги ставит впереди передних. Вот и получается такой след: два вытянутых, растопыренных отпечатка впереди (от задних лапок) и небольшие отпечатки сзади (от передних лапок).

(На слайде тоже изображены следы белки)

– Давайте попробуем передвигаться так же, как белка. [3]

– Давайте проанализируем следы белки. Посмотрите, вот на этом отрезке следы располагаются далеко друг от друга, а на этом – близко друг к другу. Почему?

Как вы думаете, где белка спешила, а где прыгала не торопясь?

Я предлагаю вам еще попрыгать как белочки.

( Воспитатель комментирует: сначала белочки выполняют короткие прыжки (не торопясь), потом стараются прыгнуть как можно дальше, подпрыгивают на двух ногах вместе, выполняют прыжки с продвижением вперед на 2 м)

– Посмотрите, ребята, что-то упало с дерева.

(Воспитатель показывает шишку).

– Как вы думаете, кто бросил шишку?

Что белочка искала в шишке?

– Покажите, как белка достает семена из шишек.

– Белочка собирает шишки, орехи и желуди – зимой все пригодится. У нее в лесу кладовочки есть. Найдет орешек, зароет в ямку под деревом. Еще найдет, в ту же ямку складывает. В таких кладовочках под разными деревьями белочка может сделать так много запасов, что за зиму самой не съесть. [1]

– Изобразите, как белочка складывает орехи.  

– А что еще может заготавливать белочка?

– Да, белочка укрепляет грибы за отставшую кору и в развилки ветвей.

– Давайте изобразим, как белка сушит грибы.

(Дети имитируют действия белки: в положении приседа «срывают грибы», встают, поднимают руку вверх, потягиваются и «вешают грибы», чередуя руки в процессе действий. [3]

– Грибы на деревьях, орехи и шишки в лесной подстилке – получается, что белка хорошая хозяйка.

– А как вы думаете, есть у белки в лесу враги?

– Да, белочка боится ястреба.

(На слайде изображение ястреба)

– А как белочка может себя защитить?

– Посмотрите, здесь есть еще следы, похожие на следы белки. Вспомните, еще у какого животного задние лапы длиннее передних?

– Заяц тоже ставит задние длинные лапы впереди, и короткие передние позади.

– А как заяц переживает зиму?

Длинные уши помогают зайцу слышать опасность. К зиме зайчик меняет шубку с серой на белую. Норки у зайца нет, и запасов он не делает. Спит заяц в снежной ямке, зимний мех у него густой, поэтому в снегу не холодно. Есть заяц зимой кору деревьев. [4]

Я, кажется, слышу чьи-то голоса. Это разговаривают сорока и заяц, хотите узнать, о чем они говорят.

      - Слушай, Заяц, - говорит Сорока - все говорят, что осина страсть горькая. А ты, смотрю, грызёшь её и даже не жмуришься!

      - А я, Сорока, осинку на третье блюдо употребляю. Когда на первое только воздух свежий, на второе - прыжки по снегу, так и горькая осина на третье слаще мёда покажется! Трудно зайчику зимой в лесу, голодно, холодно.

– Кто враг зайца в зимнем лесу?

– Как заяц спасается от врагов?

– Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг,   он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться, а зубы у зайца очень острые.

– Давайте покажем, как заяц прыгает и есть кору с деревьев.

– А вот еще группа следов. Угадайте, кто зимой в снегу ищет мышек, чтобы полакомиться?

– Лапки у лисы к зиме обрастают густой шерсткой, чтоб не холодно было ступать по снегу.

– Кого еще может поймать лиса?

– Покажите, как осторожно и хитро передвигается лиса.

– Отгадайте загадку, чьи следы мы еще рассмотрим.

Чуть копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

– Лось - большое животное, высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами. Чем питается лось? [4]

Но после сильного снегопада трудно кормиться животным. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом и ни лось, ни заяц не могут их достать. И тут на помощь животным приходят люди – лесники.

– Как лесники помогают лосям?

Они подкармливают животных и птиц. Раскладывают веники берёзовые и осиновые, сено, делают кормушки. [2]

– Долго мы с вами по лесу бродили, но почему-то не встретили следов медведя?

– Почему медведь зимой спит?

– Как же он всю зиму спит и ничего не ест?

– Давайте не будем здесь шуметь, а то разбудим косолапого, пусть спит до весны.

Следы.

Дети высказывают свои предположения.

Дети идут по следам, или рядом.

Дети высказывают свои предположения. Поднимают голову вверх и видят белочку (игрушка).

Дети рассматривают следы на полу и на слайдах.

Дети имитируют передвижение белочки: прыгают на двух ногах на  месте, после каждого  прыжка достают руками до пола.

Дети высказывают свои предположения.

Дети выполняют прыжки.

Дети рассматривают шишку.

Белка.

Семена.

Дети выполняют действие.

Дети рассматривают на слайде фотографии.

Дети имитируют действия белки.

Грибы.

Дети смотрят на слайд.

Дети выполняют действия, повторяя за воспитателем.

Ответы детей.

Дети рассматривают ястреба.

Спрятаться в дупло.

Заяц.

Ответы детей.

Дети рассматривают слайды.

Дети имитируют прыжки зайцев.

Сова, лиса, волк.

Ответы детей.

Лиса.

Дети смотрят изображения на слайде.

Зайцев, птиц.

Дети имитирую движения лисы.

Лось.

Лось питается ветками деревьев.

Ответы детей.

Медведь зимой спит в берлоге.

Зимой медведю трудно найти пропитание

Медведь осенью наедается хорошенько, и у него под кожей накапливается жир.

10 мин.

4

Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Игра «Кто что ест».

Воспитатель делит детей на группы. Каждой группе дается конверт, в котором лежат карточки с изображением животного и разной пищи. Дети должны выбрать только те карточки, на которых изображена пища, которую ест их животное. [3]

Воспитатель наблюдает и помогает при надобности.

Игра «Ястреб летит».

– Представьте, что вы белочки. Каждая белочка занимается своим делом. По команде «Ястреб летит» белки прячутся (дети садятся, замирают, закрывают лицо руками). При команде «Ястреб улетел» снова имитируют действия белок.

Дети садятся на ковер по группам.

Выполняют задание.

Дети выполняют команды.

6 мин.

5

Заключительная часть

Итог занятия. Систематизация знаний.

Звучит отрывок из композиции «Серебристые снежинки» (слова: Р. Панина, музыка: А. Варламов).

– Мы снова превратились в снежинки и вернулись в группу.

– Ребята, где мы сегодня побывали?

– Что интересного узнали?

– Чьи следы мы видели?

– О каких животных мы говорили?

– Скажите, как называют животных, которые живут в лесу?

– Как вы думаете, как звери зимой в лесу живут?

– Что особенно вам запомнилось в нашей прогулке по зимнему лесу?

Дети кружатся под музыку.

Садятся на ковер.

Ответы детей.

Зимой многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Другие пользуются своими запасами. Некоторые на зиму засыпают. Лесных зверей, как  и птиц, зимой нужно подкармливать.

Ответы детей.

5 мин.

6

Рефлексия

– Ребята, в лесу было холодно и темно, а у нас есть солнышко. Если у вас все получилось, понравилось на занятии, вы получили много интересной информации, прикрепите желтый лучик. А, если вам было не интересно и вы не узнали ничего полезного, то прикрепите голубой лучик.

Дети выбирают лучики и крепят к солнцу.

3 мин.


Список использованных источников.

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Ч П Лакоценин С. С., 2008. – с. 24-25
  2. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – с. 74-75
  3. Рунова М. А., Бутилова А. В. Ознакомление с природой через движение: Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – с. 10-14
  4. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – с. 45-48


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (Ознакомление с природой) с элементами двигательной активности «Жизнь животных зимой». МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 13 ГОРОДА СЛАВЯНСК-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН Составила : Часовских Ольги Игоревны, воспитатель первой квалификационной категории Славянск-на-Кубани 2018

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Край, в котором мы живем» для детей подготовительной к школе группы.

Образовательные задачи: закреплять представления детей о том, где и как живут коренные жители Севера ханты; расширять познавательный интерес  детей к народным традициям и обычаям, к  д...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы Тема: «Животные зимой»

1. Беседа о том, как зимуют дикие животные зимой.2.  Составление рассказа «Приключения зайца».3. Дидактические игры.4.Физкультминутка...

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ, здоровьесберегающих и игровых технологий для детей подготовительной к школе группы «Магазин необычных вещей»

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ, здоровьесберегающих и игровых технологий для детей подготовительной к школе группы «Магазин необычных вещей&raq...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием игровых, здоровьесберегающих, личностно – ориентированных технологий для детей подготовительной к школе группы по теме: «Счёт до 6. Цифра 6»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо познавательному развитию с использованием игровых, здоровьесберегающих, личностно – ориентированных технологийдля детей подготовительн...

Непосредственно образовательной деятельности по Познавательному развитию (ФЭМП) на тему «Четные и нечетные числа» для детей подготовительной к школе группы с ТНР.

Тема НОД: Четные и нечетные числа.Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие»Цель. Дать представление о четных и нечетных числах.Задачи:  Совершенствовать вычислительны...