Экологический проект «Мусор - враг природы»
проект по окружающему миру

Мы живем в удивительно красивом месте посёлке Белоомут. Проводя экскурсии мы часто наталкиваемся на выброшенный мусор, основную часть которого составляют бутылки, бумага, различные упаковки, фантики и т.д. Дети всегда спрашивают, откуда берётся столько мусора? Почему люди бросают мусор, где им вздумается? И как сделать так, чтобы наши улицы стали чище? Человек создает для себя окружающий мир. Окружающий мир, в свою очередь, во многом определяет поведение ребенка. Чтобы наши улицы и леса были чистыми, ребенку с раннего детства нужно не только знать определенные правила, но и понимать, для чего и почему они появились. Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если человек чувствует ответственность за то, что его окружает, он будет выполнять совсем несложные правила: бросать мусор в урну, сортировать его и выбрасывать в разные контейнеры. Но такого человека нужно воспитать. Именно поэтому мы решили разработать и реализовать экологический проект «Мусор - враг природы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_musor_vrag_prirody_2.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Экологический проект

                                                «Мусор -  враг природы»

Мы живем в удивительно красивом месте посёлке Белоомут. Проводя экскурсии мы часто наталкиваемся на выброшенный мусор, основную часть которого составляют бутылки, бумага, различные упаковки, фантики и т.д. Дети всегда спрашивают, откуда берётся столько мусора? Почему люди бросают мусор, где им вздумается? И как сделать так, чтобы наши улицы стали чище?

Человек создает для себя окружающий мир. Окружающий мир, в свою

очередь, во многом определяет поведение ребенка. Чтобы наши улицы и леса были чистыми, ребенку с раннего детства нужно не только знать определенные правила, но и понимать, для чего и почему они появились.

Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если человек

чувствует ответственность за то, что его окружает, он будет выполнять совсем несложные правила: бросать мусор в урну, сортировать его и выбрасывать в разные контейнеры. Но такого человека нужно воспитать. Именно поэтому мы решили разработать и реализовать экологический проект «Мусор - враг природы»

Тип проекта: информационно – исследовательский

Участники проекта: дети – педагоги – родители МКДОУ «Детский сад №15 «Звездочка»

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности реализации проекта: среднесрочный c 01.04.2019 по 28.06.2019 г.

Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».

Гипотеза: Мы предполагаем, что если уже с детского сада говорить о том, как опасен мусор, о его влиянии на всё живое, о том, что уже происходит с нашей планетой и что произойдёт в будущем, если не начать меняться уже сейчас, то количество мусора на наших улицах (а следовательно и на всей планете) станет заметно меньше. Если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды.

Актуальность проблемы:

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Мусор враг природы».

2. Цель проекта:

Формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, любви к родному краю, его природе.

Задачи проекта:

1. Формирование системы знаний об экологических особенностях и проблемах родного края и путей их разрешения.

2. Обогащение представлений детей об основных источниках загрязнения Земли, родного края, видах бытовых отходов и их свойствах.

3. Формирование представлений о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.

4. Развитие практических умений по улучшению окружающей среды своей местности.

5. Привлечь внимание родителей к экологическим проблемам родного края.

Предполагаемый результат

1. Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее, значимости социально — экологической проблемы утилизации и переработки мусора,

2. Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного края, охране природы

3. Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

4. Привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей

 Продукты проекта:

1. Настольная игра шашки из бросового материала, игра бильбоке

2. Атрибуты для спортивного уголка

3. Создание мини – музея «Очумелые ручки»

4. Экологическая акция «Детский сад – наш дом, не мусори в нём!»

5. Памятки для родителей и детей о важности и необходимости содержать планету в чистоте.

6. Организация выставки рисунков «Белоомут – чистый посёлок».

                                           Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный.

1. Разработка плана мероприятий.

2. Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта.

3. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.

4. Создание презентаций.

5. Вовлечение детей и родителей в процесс решения поставленных задач.

2 этап – основной (практический)

Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей

Беседы:

«Наша планета в опасности» (средняя группа)

 «Откуда берется мусор» (старшая группа)

  «Как правильно утилизировать мусор» (старшая группа)

 «Правила поведения в природе» (средняя и старшая группы)

НОД:

«Узнаем больше о бумаге» (средняя группа)

 «Свойства пластмассы» (старшая группа)

 «Какое оно –стекло?» (старшая группа)

«Стыдно перед соловушкой» (старшая группа)

«Путешествие по сказке «Гуси -лебеди» (старшая группа)

«Я природе помогу, мусор весь я уберу» (средняя группа)

«Поросята» лепка (средняя группа)

«Волшебный цветок»  лепка (младшая группа)

«Осьминожек» конструирование из бросового материала (старшая группа)

Эксперименты:

«Устроим мусору тёмную», «Утилизация без остатков» (старшая группа)

Игры:

«Парные картинки», «шашки», «крестики – нолики», «сортировка мусора»

Чтение художественной литературы:

Я. Аким. «Наша планета», С. Михалков «Прогулка», А. Усачёв «Мусорная фантазия»

Рыжова Н.А. «Серая шапочка и Красный волк», С. Михалков «Стон Земли»,

О. Солопова «Приключения кота Леопольда и его друзей в лесу», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»,

 Зайчик и Медвежонок (Экологическая сказка)

Маша и Медведь (Экологическая сказка)

Нет места мусору (Экологическая сказка

Сказка про хламище-окаянище (Экологическая сказка)

Взаимодействие с семьями воспитанников:

Анкетирование родителей.

Памятки для родителей «Правила утилизации мусора», «Мусор Земле не к лицу»

Консультации по темам: «Живите в дружбе с природой», «Как правильно сортировать мусор».

Наблюдения и экологические экскурсии по территории и вблизи детского сада

Трудовая деятельность:

Проведение экологической акции «Детский сад – наш дом, не мусори в нём!»

Изготовление спортивных атрибутов

Организация мини – музея «Очумелые ручки»

Организация выставки рисунков «Белоомут – чистый посёлок».

3 этап - заключительный

В ходе реализации проекта наблюдались изменения отношения детей к природе родного посёлка и  территории детского сада, что отмечается не только положительными отзывами родителей, но и сотрудниками детского сада. Следовательно, можно говорить о том, что деятельность по формированию экологического сознания дошкольников, их экологической грамотности в рамках реализации проекта «Мусор – враг природы» эффективна.

Проект помог детям ощутить себя «маленькими волшебниками», «мудрость» которых способна не только спасти и сберечь природу родного посёлка, но и дать вторую жизнь тем предметам, которые взрослые называют бытовыми отходами, а в нашем детском саду играми, спортивными снарядами.

Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя взрослыми людьми, спасающими и оберегающими природу целого мира.

В процессе работы над проектом дети осознали важность сохранения планеты в чистоте. Они начали понимать, что в том, что планета утопает в мусоре, целиком и полностью виноват человек. И всё начинается со случайно выброшенной бумажки.

Совместная деятельность родителей и ребенка послужила сплочению членов семьи, в вопросах экологического воспитания, создала благоприятную атмосферу, необходимую для развития сознательного отношения к экологическим проблемам современного мира.

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Информационно-технические средства: ноутбук, флеш-накопитель.
  2. Центр экологии в группе.
  3. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты ООД, бесед, сценарии развлечений и т.д.).
  4. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».
  5. Подборка опытов и экспериментов.
  6. Наглядный и демонстрационный материал (презентации, иллюстрации, фотографии и т.д.).
  7. Центр художественного творчества.

Список используемой литературы

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 128с.
  2. Жерневская, Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников /Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением, 2007 – №3.
  3. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Примерная  общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой — М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.
  5. Рыжова Н.А., Программа «Наш дом — природа», М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005 — 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ " Формирование основ экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Мусор – враг нашей планеты"

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование личности ребенка, его социальных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств, самостоятельности и ответст...

Экологический проект "Мусор - враг природы нашего края"

На сегодняшний день существует масса экологических проблем, которые требуют незамедлительного решения. Экологическая грамотность и бережное отношение к природе, могут вывести планету из того состояния...

нод " Мусор- враг природе"

Цель: Закрепить и расширить знания о правилах поведения на природе;Задачи: 1.Формировать навыки практического взаимодействия с мусором: умение сортировать мусор, уменьшать объем мусора;2.Дать представ...

Экологический проект "Мусор разделяем - природу сберегаем"

Природохранный проект по разделению мусора (пластик, бумага) для детей подготовительной к школе группы....