Конспект НОД "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру

НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_pereletnye_ptitsy.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

План - конспект  занятия в ДОУ

по художественно – эстетическому развитию (лепка)

в подготовительной группе МБДОУ №3 «Журавленок»

на тему «Перелетные птицы»



Разработал: Дудина Ирина Алексеевна

слушатель курсов профессиональной переподготовки

«Воспитание детей дошкольного возраста»

Проверил: Морозова Вера Николаевна

г Ужур

2018г

Тема: «Перелетные птицы»

Дата проведения: 25 октября 2018 г.

Тип занятия: комбинированное: художественно – эстетическое развитие (лепка), речевое развитие

Цель: расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: кукушке, соловье, ласточке, граче, скворце; о частях тела птиц. 

Задачи:
- учить лепить птицу из пластилина пластическим способом, вытягивая детали из целого куска и конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу;
- продолжать учить пользоваться стекой;
- развивать способность работать руками, мелкую моторику пальцев, глазомер, внимание, память, творческое мышление;
- воспитывать у детей доброе отношение к перелетным птицам, ко всему живому в природе. 


Демонстрационный материал: иллюстрации перелетных птиц, изготовленная из пластилина ласточка.


Раздаточный материал: пластилин, стеки, доски для лепки, тряпочки, веточки. 


Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; беседа о перелетных птицах, чтение рассказов о птицах. 


                                                      План НОД 


1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:  (5 мин)
1. Кто без нот и без свирели 
Лучше всех выводит трели, 
Голосистее, нежней? 
Кто же это? …  (соловей) 

2. В лесу на ветке она сидит, 
Одно "ку-ку" она твердит, 
Года она нам всем считает, 
Птенцов своих она теряет. 
"Ку-ку" то там то тут, 
Как птицу эту зовут?  (кукушка) 

3. Верный страж и друг полей, 
Первый вестник теплых дней. 
Всех перелетных птиц черней, 
чистит пашню от червей.  (грач) 

4. На шесте - веселый дом 
С круглым маленьким окном. 
Чтоб уснули дети, 
Дом качает ветер. 
На крыльце поет отец - 
Он и летчик, и певец.  (скворец) 

5. Прилетает к нам с теплом, 
Путь проделав длинный. 
Лепит домик под окном 
Из травы и глины.  (ласточка) 

Дети отгадывают загадки.

Воспитатель выставляет иллюстрации с изображением отгаданных птиц.
Воспитатель задает детям вопросы:

- А как называются птицы, которых вы отгадали в загадке?  
- Почему этих птиц называют перелетными?  
- Назовите еще раз всех перелетных птиц?

Дети отвечают на вопросы.
2. 
Воспитатель делает обобщение и сообщает, что ласточка прислала письмо. (2 мин) (воспитатель показывает конверт) . 

Воспитатель предлагает открыть конверт, прочитать и узнать, что пишет ласточка.
(воспитатель зачитывает письмо). 

Здравствуйте ребята! 

Спешу написать вам письмо! Я со своими подружками-ласточками летела в теплые края. Отвлеклась я от полета, хотела посмотреть, как выглядит природа с высоты птичьего полета, как отстала от своих подруг. И теперь я одна и что мне делать не знаю. Пожалуйста, помогите мне найти моих подруг! 

Воспитатель говорит, что вот и сама ласточка улетела! Она не простая, а волшебная. Воспитатель предлагает слепить ей подружек-ласточек из пластилина и ей не будет скучно и одиноко, но для начала предлагает сделать пальчиковую гимнастику.

3. Пальчиковая гимнастика (загибаются пальцы обеих рук)  (2мин)
Пой–ка, подпевай-ка, Эта птичка – коростель, 
Десять птичек – стайка, Эта птичка – скворушка 
Эта птичка – воробей, Серенькое перышко. 
Эта птичка – совушка, Эта – зяблик, 
Сонная головушка. Эта – стриж, 
Эта птичка – свиристель, Эта – развеселый чиж. 
Ну а эта – злой орлан, 
Птички, птички, по домам (руки за спину)  

4. Воспитатель предлагает детям сначала рассмотреть ласточку. (10 мин)
- Из каких частей состоит ласточка? (голова, клюв, глаза, туловище, крылья, хвост, лапки)  
- Какой хвост у ласточки? (раздвоенный)  
- Какие крылья у ласточки? (широкие)
Дети рассматривают иллюстрацию ласточки и отмечают ее строение, особенности.

Воспитатель сообщает детям, что теперь они начинают лепить ласточку. От куска пластилина нужно отделить большой (для туловища и хвоста) и 3 небольших кусочка для головы и крыльев. Из маленького кусочка мы скатываем шар (голову, клюв нужно оттянуть двумя пальцами и сделать его остреньким, глаза нарисуем стекой. Из большого куска скатаем овал (туловище, хвост нужно вытянуть двумя пальцами и разделить хвост стекой на две части. Так получим раздвоенный хвост.  У ласточки белая грудка, для этого, используя белую лепешку, нужно сделать белую грудку.

5. Упражнение «Отгадай и присядь».  (2мин)
Воспитатель предлагает детям встать на физкультминутку, которое называется «Отгадай и присядь». Воспитатель называет перелетных и зимующих птиц, если называет название зимующей птицы, то нужно присесть; а если название перелетной, то махать руками. 
Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, 
снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др. 

Дети садятся на свои места.

6. Воспитатель сообщает, что работа продолжается дальше и из оставшихся двух кусочков пластилина делают крылья. У ласточки изящные остроконечные крылышки, по форме напоминающие запятую. Для этого нужно скатать овалы небольшие по размеру, расплющить с одной стороны. Острие стека поможет создать иллюзию перышек, просто нужно сделать продольные борозды. Затем соединить все детали. Сначала голову прикрепить к туловищу, а затем и крылья. Ласточки готовы. (6 мин)
7.
 Воспитатель говорит, что их ласточки готовы и предлагает ответить:
- Что сегодня делали? (лепили ласточек)
- Из чего лепили ласточек? (из пластилина) 
- Расскажите, пожалуйста, как вы лепили ласточек? 
Дети вспоминают проделанную работу.

Воспитатель отмечает, что очень хорошие и красивые ласточки у них получились. Ласточке очень понравились ее новые подружки. И теперь они вместе будут жить, играть и радоваться теплому солнышку (3 мин).

Самоанализ занятия в ДОУ

  1. Внешние связи занятия в ДОУ

       НОД проводилась с детьми подготовительной группы. В ходе деятельности прослеживалось соблюдение правил охраны жизни и здоровья детей, техники безопасности, выбрана оптимальная нагрузка на детей и эффективность использования времени, заранее подготовлено оборудование, демонстрационный и раздаточный материал.

       Разрабатывая данный конспект, прежде всего, учитывала возрастные особенности детей подготовительной группы.

       Данное занятие проводилось на заключительном этапе изучения темы «Перелетные птицы».

  1. Характеристика триединой цели занятия в ДОУ

Цель: расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: кукушке, соловье, ласточке, граче, скворце; о частях тела птиц. 

Задачи: 
- учить лепить птицу из пластилина пластическим способом, вытягивая детали из целого куска и конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу;
- продолжать учить пользоваться стекой;
- развивать способность работать руками, мелкую моторику пальцев, глазомер, внимание, память, творческое мышление;
- воспитывать у детей доброе отношение к перелетным птицам, ко всему живому в природе. 

  1. Характеристика этапов занятия

I. Вводная часть: установление положительного эмоционального фона, настрой детей на совместную работу, создание игровой ситуации.

II. Основная часть: организация индивидуальной активности детей в различных видах деятельности при выполнении заданий, содержащих обучающие, развивающие задачи.

III. Динамическая пауза: организация двигательной активности детей, снятие напряжения.

IV. Завершающая часть: организация самостоятельной творческой активности детей, рефлексия эмоциональных состояний.

       На протяжении НОД обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего времени.

В ходе НОД использовала методические приемы:

Словесный: беседа, загадывание загадок, вопросы, напоминание, объяснение.

Наглядный: показ, рассматривание.

Практический: самостоятельное выполнение детьми задания.

Использовала формы организации познавательной деятельности детей: на занятии используется фронтальная форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.

В ходе НОД применяла метод контроля и стимулирования в виде одобрения и похвалы.

  1. Функциональный анализ занятия в ДОУ

      Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи, мышления и художественно-эстетического восприятия. Во время НОД использовалась ИКТ, музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

      Все этапы НОД были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и задачам. Смена вида деятельности на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость детей. Дети динамично переключались с одного вида деятельности на другое. На всех этапах НОД активизировалась речевая, познавательная, активность детей.

Все моменты логичны и последовательны, подчинены одной теме. Использованные приемы носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях. 
В каждом моменте я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.
Специфика работы с детьми отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Задания, которые использовались в течение НОД, различались по сложности.

  1. Оценка конечного результата занятия в ДОУ

Во время НОД старалась общаться с детьми на одном уровне, поддерживать у них интерес на протяжении всего времени.
       Итог был организован в виде рефлексии, чтобы дети смогли провести самоанализ выполненных задач. А я что бы могла наметить последующую работу. Я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....

Конспект-занятие "Птицы"

для воспитателей....

Конспект занятия "Птицы республики Коми"

Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)

Содержание занятия по ручному труду  основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...

конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...

Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...