Организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении
статья по окружающему миру

Улина Наталья Викторовна

Организация мини-музея как особого образовательного пространства стала распространенной педагогической формой работы, которая позволяет комплексно решать задачи патриотического, нравственного, духовного и эстетического воспитания детей. Предметно-пространственная среда экспозиции, составляющие которой подбираются с учетом возрастных особенностей и интересов воспитанников, позволяет воспитателю более эффективно развивать познавательные, коммуникативные, речевые компетенции детей, способствовать их социализации и развитию творческого потенциала.

Целью данной статьи является анализ и обобщение методических особенностей организации мини-музея в ДОУ.

Статья может быть использована воспитателями детских садов для создания мини-музеев и развития направления музейной педагогики в своем ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey_v_doshkolnom_obrazovatelnom_uchrezhdenii.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении

        Организация мини-музея как особого образовательного пространства стала распространенной педагогической формой работы, которая позволяет комплексно решать задачи патриотического, нравственного, духовного и эстетического воспитания детей. Предметно-пространственная среда экспозиции, составляющие которой подбираются с учетом возрастных особенностей и интересов воспитанников, позволяет воспитателю более эффективно развивать познавательные, коммуникативные, речевые компетенции детей, способствовать их социализации и развитию творческого потенциала.

        Мини-музеи в дошкольных образовательных учреждениях создаются, как правило, на определенную тему. Такие музеи объединяют следующие черты:

  • Небольшое пространство. Для создания музейной экспозиции достаточно части группового помещения, раздевалки или спальни, куда имеют доступ и дети, и взрослые.
  • Открытость. Мини-музей создается для дошкольников, а потому должен быть открыт для них постоянно.
  • Отсутствие строгих рамок. Музейная педагогика не предусматривает введение строгих ограничений – воспитатель формирует необычное образовательное пространство, обеспечивая максимальный уровень его доступности.
  • Многофункциональность. Экспозиция музея может использоваться как часть определенного образовательного проекта, так и самостоятельной составляющей предметно-пространственной среды.

Цель и задачи создания мини-музеев в детском саду:

  • Формирование и развитие у детей дошкольного возраста представлений о музейной культуре.
  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
  • Развитие познавательной способности и познавательной деятельности, формирование навыков классификации предметов и составления коллекций.
  • Развитие художественно-эстетического восприятия.
  • Формирование у детей активной жизненной позиции.

Важной составляющей мини-музея является интерактивное пространство, в котором дошкольникам разрешается выполнять действия, основанные на взаимодействиях с экспонатами. Это способствует поддержанию высокого уровня заинтересованности детей. Дошкольный период тесно связан с практикой коллекционирования. Малыши любят собирать различные предметы (фантики, камни необычной формы, фигурки, машинки). Поэтому концепция мини-музея на основе какой-либо коллекции будет наиболее им интересна. Следует заметить, что детям не будет интересна коллекция, которая лежит под стеклом и доступна только для наблюдения. В жизни дети активно взаимодействуют с предметами, включая их в игры.

Важная особенность мини-музея – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять и переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка, дедушка. Каждая выставка мини-музея – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Стоит отметить, что размещение экспонатов становится для детей большим праздником.

        Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами и становятся неотъемлемой частью развивающей среды.

        Подводя итог вышесказанному, можно выделить основные принципы музейной педагогики, которых стоит придерживаться при создании мини-музея в ДОУ:

  • Интерактивность: проект мини-музея должен предусматривать возможность активного использования детьми элементов экспозиции. Также должен быть выделен уголок, где дети смогут осуществлять творческую деятельность по теме экспозиции: создавать поделки, лепить, рисовать.
  • Интеграция: мини-музей в ДОУ создается с учетом образовательной программы, тематика экспозиции должна способствовать реализации ее разделов и предусматривать возможность объединения различных видов деятельности.
  • Научность: экспонаты музея должны достоверно отражать содержание темы.
  • Динамичность и вариативность: необходимо периодически менять тематику коллекции, в связи с особенностью возрастного развития детей и неспособностью длительной концентрации внимания на одном и том же.
  • Разнообразие: независимо от выбранной тематики, все предметы коллекции должны отличаться по форме, размеру, отражать суть вопроса экспозиции по-разному, представлять историческое, культурное, природное разнообразие окружающего мира.
  • Безопасность и экологичность: в состав экспозиции следует включать только проверенные компоненты.

Эффективность создания мини-музея полностью зависит от качества реализации данного образовательного направления. То, как дети воспримут представленную коллекцию, как правило, определяется действиями воспитателя.

При создании мини-музея необходимо осознавать, что любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие – понимание – осмысливание – закрепление – применение. Поэтому работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозицией мини-музея, - важно добиться у детей проявления творческой активности. Необходимо продумать обязательное включение практической части в экскурсию. Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Также можно использовать такие формы работы как: заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы, а также выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т.д.)

Воспитателям, впервые приступающим к созданию музея, следует обратиться за помощью к более компетентным коллегам. Создание изначально неудачной коллекции может затруднить работу в данном направлении и снизить мотивацию как детей, так и родителей, без помощи которых создание мини-музея не будет столь эффективным.

Создание мини-музея в ДОУ: этапы и действия

        Создание музейной экспозиции на базе ДОУ предполагает реализацию ряда этапов, которые должны соответствовать принципам музейной педагогики. Мини-музей в ДОУ должен создаваться таким образом, чтобы тематическая экспозиция стала способом познания мира детьми, позволяла им знакомиться с разнообразием природы, областями деятельности человека, знакомила с историей русского народа и фольклора, развитием социальной и культурной жизни.

        Этапы создания мини-музея:

Подготовительный - Выбор тематики и путей создания мини-музея. Подбор темы осуществляется с учетом реализуемой программы и комплексно-тематическим планированием. Положение о мини-музее утверждается руководителем образовательного учреждения.

  • Презентация тематики перед воспитанниками.
  • Определение путей подбора экспонатов.
  • Подбор справочной литературы, аудиозаписей, фотографий.
  • Информирование родителей о создании музейной коллекции, представление перечня основных экспонатов.
  • Беседы с воспитанниками о том, какие бывают музеи.

Практический:

  • Изготовление и оформление стендов.
  • Группировка экспонатов и создание музейных коллекций.
  • Выбор названия. Важно, чтобы название было кратким и емким и отражало содержание экспозиции.
  • Проектирование уголка самостоятельной деятельности для творческого экспериментирования.
  • Оформление информационных карточек с описанием экспонатов и ссылок на дополнительные источники литературы о них.
  • Подготовка экскурсоводов (в старшем возрасте).

Заключительный:

  • Презентация мини-музея – «официальное» открытие.
  • Проведение экскурсий по мини-музею.

Важным этапом работы по созданию мини-музея является составление описаний экспонатов и создание их картотеки. В качестве основы рекомендуется взять следующую схему описания экспоната:

  • Фотография (схематический рисунок) экспоната.
  • Название экспоната.
  • Место сбора / Как или кем изготовлен.
  • Краткая информация – особенности, возможности использования, связь с другими экспонатами коллекции.

Чтобы гарантировать полезность предметов, включаемых в состав коллекций мини-музея не только для воспитанников, но и для педагогов, на картах можно указать, как использовать тот или иной экспонат при организации образовательной работы.

Ниже представлены несколько вариантов тем, которые могут быть взяты за основу при создании мини-музея в ДОУ.

  • Живая и неживая природа: «Волшебница вода», «Деревня Бурёнкино», «Птицы», «Это тоже кошки», «Тайны подводного мира», «Удивительный мир насекомых», «Чудо-дерево», «В мире цветов», «Космические дали», «Музей камней»
  • Народная культура и промыслы: «Голубые цветы гжели», «Изделия народных мастеров», «Ваше величество, Ложка», «Народные куклы», «Русская изба», «Игрушки-забавы»
  • Историко-патриотические: «Волшебная пуговка», «Варежка», «Старый Новый год» (музей новогодней игрушки), «Музей куклы», «Музей часов», «Музей календаря», «По следам военной славы», «Мой лучший друг»
  • Литературные: «Дом сказки», «Музей книги», «Мини-музей азбуки».
  • Искусствоведческие: «Мир театра», «Музыкальные инструменты», «Мастерская художника», «Театральные куклы», «Театральный костюм»

Размещение и оформление мини-музея в ДОУ

Вопросу размещения музея необходимо уделять особое внимание. Учитывая поставленные задачи, музей может быть размещен в различных помещениях детского сада: в группе, в Изостудии или холле. У каждого расположения есть свои положительные и отрицательные стороны.

Помещения

Положительные стороны расположения мини-музея

Отрицательные стороны расположения мини-музея

Групповое помещение

Возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации.

Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея.

Дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы к воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.

Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы.

Ограничено свободное общение детей с родителями по темам музея.

Родители не имеют полного представления о работе детского сада.

Изостудия (музыкальный зал)

Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии уместен мини-музей какого-нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели и т.д.

Могут быть выставлены ценные экспонаты.

Музей сливается с общим фоном данного помещения.

Требуется проявить большие дизайнерские способности, что музей привлекал к себе внимание детей.

«Выставочный зал»

(Холл)

Возможность посещать мини-музей в любое удобное время.

Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми.

Мини-музей дает стимул для общения.

Открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.

        Особое внимание при создании мини-музея следует уделить размещению экспонатов. Экспозиция должна иметь привлекательный вид. Экспонаты лучше размещать на разных уровнях, в горизонтальной и вертикальной плоскостях (столы разной высоты и формы, стенды, полочки, натяжные веревки).

        В основе музейной экспозиции следует сделать стенд, изготовление которого не требует специальных умений. Такой стенд можно создать, используя картон из больших упаковочных коробок, однотонную ткань или мешковину, клей ПВА. Преимуществами такого организационного решения является возможность создания основы стенда любой формы.

        При организации мини-музея на картонный стенд удобно крепить иллюстрации и экспонаты.

        Иллюстративный материал, фотографии, схемы, легкие и объемные экспонаты удобно размещать на стойках.

        Стенды можно установить на опорах или подвесить на нужной высоте к потолку, реализуя вертикальный вариант оформления.

        При необходимости стенд можно перекрасить или декорировать дополнительными элементами.

Презентация мини-музея

        Заключительным этапом по обустройству мини-музея является его презентация – «официальное» открытие для детей и родителей. Для наглядности рекомендуется создать небольшую презентацию, в которую включить историю создания экспозиции, цель и задачи музейной педагогики, краткую характеристику коллекции, свод правил, актуальных для данного образовательного пространства.

Паспорт мини-музея

        Паспорт мини-музея – это отчетный документ, который рекомендуется создать для передачи опыта реализации проектов по музейной педагогике в ДОУ.

        Он может быть оформлен в текстовом виде с включением блоков-схем, иллюстраций, или в форме красочной презентации.

Структура паспорта мини-музея

Раздел

Содержание

Титульная страница

Указывается название музейной экспозиции, приводятся данные об авторском коллективе: фамилии и имена ответственных воспитателей, информация об их образовании, должностях, стаже ведения педагогической практики.

Расположение

Указать постоянную локализацию музея, данные о конфигурации (наличие полок, сборных конструкций).

Цель и задачи экспозиции

Цель:

  • Формирование и развитие у детей дошкольного возраста представлений о музейной культуре.

Задачи:

  • Обогащать предметно-развивающую среду.
  • Развивать познавательные способности и познавательную деятельность воспитанников, формировать навыки классификации предметов и составления коллекций.
  • Развивать художественно-эстетическое восприятие.
  • Формировать у детей активную жизненную позицию.
  • Организовать условия для совместной деятельности воспитанников и членов их семей.

Содержание и формы работы

Поисковая работа, проводимая с целью пополнения экспозиции, экскурсионно-лекторская работа, деятельность по изучению литературных источников.

Сохранность музейного фонда

Указать, какими способами осуществляется сохранность экспонатов.

Литература:

  1. Н.А. Рыжова, Л.В. Логинова, А.И. Данюкова «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линка-Пресс», 2008 г.
  2.  «Музейная педагогика», под редакцией А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой, Москва, «ТЦ Сфера», 2006г.
  3. О.Л. Князева, М.Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам русской 
    народной культуры», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2010г.
  4. Н. Малюшова, Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
  5. https://www.resobr.ru/article/63110-qqq-17-m4-mini-muzey-v-dou


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация системы мониторинга в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию, ст. воспитатель Е.А.Никулина

Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учрежде...

Консультация для воспитателей "Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения"

Уважаемые коллеги предлагаю вам консультацию по теме: "Организация  мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения"....

Консультация для воспитателей Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....