Главные вкладки

    ПРОГРАММА работы секции руководителей дошкольных образовательных организаций "Повышение качества управления дошкольным образовательным учреждением в условиях стандартизации".
    материал по теме

    Каримова Гульнара Раульевна

    Выступление №2 

    "Ступеньки к мастерству" - система работы с молодыми педагогами в ДОУ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Шеморданский детский сад №2 «Теремок» Сабинского муниципального района Республики Татарстан»

     

    «Ступеньки к мастерству» - система работы с молодыми педагогами в ДОУ.

                                         

    Каримова Г.Р. - старший воспитатель.

                                         2015-2016 учебный год.

    Актуальность и социальная значимость проблемы психолого-педагогического сопровождения молодого специалиста

    Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о подготовке  для работы в дошкольных образовательных учреждениях практико-ориентированных молодых специалистов поднимается на различных уровнях.  Возможно, уже в ближайшем будущем в дошкольные учреждения придут именно такие педагоги. У нас на сегодняшний день дела обстоят так.

       МБДОУ «Теремок» - вновь открывшийся после капремонта в 2015 году - детский сад.  Поэтому начну с того, что,  желающих устроиться  на работу  в детский сад немало, но существует проблема, как привлечь в детский сад грамотных молодых специалистов, и. что еще существеннее, как подвести их к той планке компетентности, которая считается нормой успешного существования любой профессиональной группы. Коллектив подобрался молодой, проблемы, названные выше,  диктуют нам необходимость организации системы работы с молодыми педагогами, которую мы условно назвали «Ступенька к мастерству».  Значимость системы работы определяется поиском ответов на 1000 и 1 вопрос молодых специалистов. Вопросы (финансовые или проблемы престижа профессии воспитателя в обществе) не находятся в компетентности администрации образовательного учреждения, это дело времени и вопрос многих образовательных реформ. А вот проблему адаптации в коллективе, создание эмоционально-благоприятной атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного специалиста, и один из самых больных вопросов - как отличные теоретические знания, полученные в ВУЗах  состыковать  с практикой, вполне можно решать в стенах образовательного учреждения.

    И мы поставили перед собой -

    Цель: обеспечить  профессиональный  и творческий рост молодых педагогов.

    Задачи:

    • Обеспечить наиболее легкую адаптацию молодых педагогов в коллективе.
    • Формировать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса.
    • Совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путем повышения профессионального мастерства молодых специалистов.
    • Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, складывающийся в процессе жизнедеятельности МБДОУ, стиль работы  сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) МБДОУ, объединять вокруг традиций МБДОУ.

    Работая с молодыми педагогами  мы опирались  на следующие наиболее значимые  на начальном этапе принципы:

    Принцип сотрудничества и диалога позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощённости среди начинающих педагогов и опытных специалистов.

    Принцип системности - непрерывности образования, накопления опыта;

    Принцип многоуровневой дифференциации - организация подгрупп для занятий по стажу работы, по уровню квалификационной категории педагогов, по выявленным проблемам в работе.

    План работы с молодыми воспитателями.

    в 2015-2016 учебном году.

    Дата

    Тема

    Содержание деятельности

    Сентябрь

    Индивидуальное собеседование с заведующей ДОУ и старшим воспитателем

    Изучение стартовых возможностей и потенциала педагога

    Практикум:

    • Изучение нормативно-правовой базы

    • Организация учебно - воспитательного процесса в ДОУ

    • Ведение документации дошкольного учреждения

    Повторить содержание Программы и нормативных документов, знакомство с планом ведения документации воспитателя в группе.

    Практикум:

    «Педагогическая диагностика. Заполнение карт индивидуального развития детей»

    Закреплять умение педагогов проводить педагогическую диагностику и заполнять нормативные карты развития.

    Консультация:

    «Планирование воспитательно-образовательного процесса»

    Познакомить начинающего педагога с видами планирования (перспективно-тематическое, календарное и пр.)

    Консультация:

    «Литература в помощь воспитателю».

    • Планирование и организация работы по самообразованию

    Определиться с темами самообразования, кружков.(творческое направление работы педагога). Ориентировать педагога на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми, оформлении необходимых документов.

    На этом пункте хочу остановиться поподробнее. Мы предложили педагогам  отражать в планах самообразования  определённую систему изучения методической и педагогической литературы по выбранной ими теме.   Темы самообразования связать с кружковой работой. Кружков у нас нет, а термин «кружковой» взяла  только для того, чтобы было понятно, что у каждого педагога  есть  творческое направление работы. Работая по нему  в течении года  у педагога собирается практический материал, который используется в самообразовании для закрепления теоретической части. Так же педагоги  провели итоговые открытые мероприятия в  форме «мастер-класс»  по своему творческому направлению.  Приведу пример: Камалутдинова Л.И. тема самообразования «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения», творческое направление работы «Светофорик», итоговое мероприятие «Путешествие в страну дорожных знаков». И весь этот материал без специальной подготовки она использовала при участии в районном конкурсе «Зеленый огонек». Далее по плану.

    Октябрь

    Консультация:

    «Формы и методы, используемые при организации режимных моментов».

    Систематизировать знания об особенностях организации режимных моментов с детьми старшего дошкольного возраста

    Консультация:

    «Формы работы с родителями».

    Памятка:

    «Советы по проведению родительских собраний»

    Ориентировать педагога на выбор оптимальных форм работы с семьями воспитанников.

    Раскрыть сущность традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями

    Мастер класс:

    «Изготовление и разнообразное использование дидактического материала к ОД по ФЭМП»

    Познакомить со способами организации деятельности с детьми, с помощью занимательного материала.

    Выставка методической литературы и д/игр по ФЭМП в методическом кабинете

    Ноябрь

    Консультация: «Методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром».

    Систематизировать знания педагогов о методах и приемах ознакомления дошкольников с окружающим миром

    Открытые занятия педагогов

    Практическое задание «Анализ организованной образовательной деятельности»

    Просмотр открытого занятия с последующим анализом и самоанализом организованной образовательной деятельности

    Консультация: «Предметно- пространственная среда, ее  принципы и требования к построению»

    Оказать помощь начинающему педагогу в вопросах организации ППС в соответствии с ФГОС ДО

    Консультация

    «Общение воспитателя с родителями воспитанников»

    Познакомить со стилями общения педагога с родителями воспитанников

    Мастер - класс:

    «Использование ИКТ  в образовательном процессе»

    Познакомить с возможностями и многофункциональностью интерактивной доски.

    Январь

    Лекция - практикум: «Детское экспериментирование. Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Занимательные опыты и эксперименты».

    Памятка: «Центр экспериментирования в группе детского сада»

    Расширять знания педагога о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Формировать представление о правильной организации экспериментирования с детьми

    Февраль

    Консультация: «Праздничная культура в детском саду».

     

    Раскрыть сущность взаимодействия специалистов для достижения наилучших результатов развития детей

    Март

     Семинар практикум: «Как преодолеть психологические нагрузки»

    Формирование потребности в здоровом образе жизни  и эмоциональном благополучии (как залоге успешной педагогической деятельности)

     «Инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология».

    Отчеты- презентации: «Проекты ДОУ».

    Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса

    Апрель

    Консультация: «Развитие личности в трудовой деятельности» (виды труда и их освоение детьми; оборудование; руководство трудом).

    Воспитание трудолюбия в процессе формирования личности. Формирование нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда

    Консультация: «Игра ребенка ведущий вид деятельности дошкольников»

    Содействовать развитию педагогом творческого потенциала дошкольников

    Май

    Рефлексия работы «Ступеньки к мастерству».

    Деловая игра для педагогов «Наш детский сад-лучший».Жл. Спр.пед.псих.  №5/16г.

    Подведение итогов работы.  

    Повышение профессиональной компетенции педагогов создании положительного имиджа детского сада. Анализ составляющих ДОУ по степени их влияния на ее развитие. Выявление положительных сторон, выгодно отличающих детский сад от других. Осознание потребностей родителей при выборе ДОУ. Самоанализ своих компетенций, вклада в формирование положительного имиджа ДОУ.

    Определение перспектив на следующий учебный год

    В прошедшем учебном году нам пришлось нелегко,  так как вновь набранный коллектив состоял  сплошь из молодых и неопытных специалистов. Много было трудностей: приходилось объяснять не только теорию, но и показывать всё на практике. Проводила занятия по лепке, рисованию, другим дисциплинам, чтобы на примере показать, как распределять время, материал, учить предвидеть  утомление детей и менять деятельность т.д. Приходилось вести и разъяснительную работу по специфике деятельности педагога, т.к. приобретённые теоретические знания не всегда связывались с практикой. Есть у нас в коллективе и такие педагоги, на которых уже можно ровняться, есть и достижения. Плюсы молодого коллектива в том, что молодежь легко обучаема, энергична. В этом году в нашей профессиональной группе прибыло еще  на три молодых педагога, учитывая, что прошлогодний опыт принёс свои плоды, будем продолжать работу по адаптации молодёжи в педагогике.  

    Материал, используемый нами для изучения стартовых возможностей педагогов, самоанализа и стрессоустойчивости.

    Памятка для молодого специалиста

    Старайтесь:

    • Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
    • Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
    • Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
    • Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
    • Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
    • Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
    • Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
    • Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
    • Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

    Помните:

    • "Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.
    • Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
    • Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.
    • Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
    • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
    • Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
    • Не скупитесь на похвалу.
    • Не создавайте конфликтных ситуаций.
    • Следите за внешностью и поведением.
    • Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.

    Воспитывая детей, стремитесь:

    • Любить ребенка таким, каков он есть.
    • Уважать в каждом ребенке личность.
    • Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
    • Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
    • Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
    • Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
    • Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

    Анкета изучения затруднений педагога ДОУ

    в организации современного качества образования

    (самодиагностика педагога дошкольного образования)

    Содержание вопроса

    Ответ

    Знание анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, необходимых для построения образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения

    Владение педагогической диагностикой

    Выбор типа занятия и темпа его проведения

    Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений)

    Умение планировать учебно-воспитательный процесс

    Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения

    Использование методов, направленных на развитие воспитанников

    Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению

    Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии воспитанников

    Использование здоровьесберегающих технологий

    Обеспечение благоприятных условий в группе:

    -гигиенических;

    -эстетических

    Обеспечение действенного воспитательного влияния на занятии результатов обучения, воспитания и развития воспитанников

    Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и социумом

    Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения воспитания и развития воспитанников

    Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости.

    (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

    Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:

    1. Поступление на работу в детский сад:

    А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.

    Б. Ехал к вам, да заехал к нам.

    В. Попался, как ворона в суп.

    2. Посвящение в должность воспитателя:

    А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.

    Б. Летать летаю, а сесть не дают.

    В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.

    3. Первый самостоятельный опыт:

    А. Прежде веку не помрешь.

    Б. Его пошли, да сам за ним иди.

    В. Как ступил, так и по уши в воду.

    4. Отношение к наставничеству:

    А. Наука учит только умного.

    Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.

    В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.

    5. Проведение занятий с детьми:

    А. Не бьет стрела татарина.

    Б. Ехала кума неведомо куда.

    6. Проведение режимных моментов:

    А. День в день, топор в день.

    Б. Жив, жив Курилка.

    В. Что ни хвать, то ерш, да еж.

    7. Родительские собрания:

    А. Не трудно сделать, да трудно задумать.

    Б. Первый блин комом.

    В. Жаловался всем, да никто не слушает.

    8. Участие в педагогических советах в ДОУ:

    А. Живет и эта песня для почину.

    Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.

    В. Фасон дороже приклада.

    9. Конец учебного года:

    А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.

    Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.

    В. Вечер плач, а заутра радость.

    Ключ к тесту Если у Вас преобладают ответы:

    "А" – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как "идеальном педагоге" (каким бы Вы хотели стать), "потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и "реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.


    "Б" – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.

    "В" – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!

    Стрессоустойчивость: для ответов типа "А" – нормальная.

    для ответов типа " Б" – неустойчивая.

    для ответов типа "В" – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.

    Анкета молодого специалиста

    1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?

    2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?

    3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?

    4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

    5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?

    6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?

    7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?

    8. Что Вас привлекает в работе коллектива:

    • новизна деятельности;
    • условия работы;
    • возможность экспериментирования;
    • пример и влияние коллег и руководителя;
    • организация труда;
    • доверие;
    • возможность профессионального роста.

    9. Что Вам хотелось бы изменить?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы по самообразованию на тему: " Изучение особенностей создания образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС"

    Изучение  особенностей  создания программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС...

    Мотивация и стимулирование труда, как метод управления педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации дошкольного образования

    Мотивация и стимулирование труда педагогов дошкольных учреждений сегодня обуславливается целым радом факторов. В сложившейся ситуации важна эффективность деятельности педагогов......

    Управление психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессиональных стандартов

    Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления психолого-педагогическим сопровождением образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессионал...

    Управление качеством дошкольного образования в условиях стандартизации

    Как известно,  человек с самого рождения нуждается в правильном воспитании и обучении. Поэтому заботу о детях родители доверяют грамотным, компетентным педагогам. При рождении ребёнка мама уже зн...

    ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ»

    На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение ...

    Ребёнок, родители и педагог как участники единого творческого процесса работы изостудии в дошкольном образовательном учреждении, в условиях реализации ФГОС

    Проблема влияния изобразительного искусства на эстетическое развитие ребёнка приобретает всё большую актуальность. Современный взгляд на эстетическое воспитание предполагает единство формирования эсте...