Проект "Вулканы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Кутеляпова Ирина Михайловна

Цель проекта: сформировать первоначальное представление о вулканах.

Задачи:

- содействовать формированию научной картины мира, первоначального представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе;

- развивать творческую исследовательскую активность детей;

- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл g.rubtsovsk_detskiy_sad_no48_rucheyok.pptx2.7 МБ
Файл proekt_vulkan.docx22.25 КБ
Файл vulkany.docx333.66 КБ
Файл foto_vulkanov.docx799.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческий проект «Извержение вулкана» Подготовили: Кутеляпова И.М . воспитатель Детский сад №48 «Ручеёк» г. Рубцовск

Слайд 2

Паспорт проекта «Извержение вулкана» Тип проекта: исследовательский. Вид проекта: кратковременный. Сроки реализации: 1неделя. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги. Ожидаемый результат: 1.Дошкольники узнают о возникновении природных образований, получат первоначальные представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе. 2. Дети самостоятельно создадут макет вулкана. * Результат: Дети узнали о возникновении природных образований, получили первоначальные представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе. Просмотр видеофильма «Самые большие вулканы.» Исследовательская деятельность:- эксперименты. Изготовления макета вулкана.

Слайд 3

АКТУАЛЬНОСТЬ Актуальность данного проекта можно определить по итогам проведения такого рода исследовательско – экспериментальной деятельности. Проведение таких нетрадиционных мероприятий, вызывает у детей много позитивных эмоций, более ярких, запоминающихся впечатлений, формирует стремление вызывать много нового, интересного, наглядно – представлять то или иное явление. Расширяет кругозор детей, формирует разнообразные знаний умения и навыки детей, как теоретические, так и практические. Таким образом, сделанные в ходе выполнения проекта, выводы – свидетельствуют о его научности и практической значимости. О перспективах дальнейшего развития детей, их познавательной активности.

Слайд 4

Образовательная деятельность в дошкольном учреждении направлена на развитие личности ребенка в целом (умение сравнить и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи детей, их мышление. Знание о вулканах помогает ребенку осмыслить, что на земле и в нашей стране есть такие природные объекты как – вулканы, которые влияют на климат земли, на живые организмы, на изменения рельефа земли. Знания не самоцель в воспитании, но она необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально – действенный характер и выражается в форме познавательного интереса. Воспитательный процесс станет результативен только тогда, когда родитель будут принимать активное участие в этой работе. Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка.

Слайд 5

ПРОБЛЕМА Идея создания проекта родилась во время исследовательской деятельности, когда детям рассказывалось про камни вулканического происхождения. Дети стали задавать вопросы: «Что такое вулкан? Как он выглядит?»

Слайд 6

Цель проекта : сформировать первоначальное представление о вулканах. Задачи: 1. Содействовать формированию научной картины мира, первоначального представления о вулканах, а также их пользе и опасностях вулканических извержений. 2. Помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы. 3. Развивать творческую исследовательскую активность детей. 4. Воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности, самостоятельность и умение работать в коллективе. 5. Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.

Слайд 7

Формы работы 1. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О. И. Перфильев. 2. Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов. 3. Беседы о видах вулканов. 4. Изготовление макета вулкана. Материал: 1. Компьютер. 2. Картинки с изображением вулканов. 3. Смесь для изготовления извержения вулкана.

Слайд 8

Реализация проекта: НОД познавательного цикла: -беседа «Что такое вулкан?» -просмотр видеофильма «Самые большие вулканы земли.» Рассматривание карты России. Просмотр иллюстраций и фотографий. Рассматривание схемы «Строение вулкана». НОД «Огнедышащие горы» (Опыт «Извержение вулкана») Викторина «Загадочные вулканы» Заучивание наизусть, чтение и пересказ: -заучивание загадок о вулканах - заучивание стихотворения: -Чтение научной литературы: энциклопедия «Всё обо всём» сост. О.И. Перфильев. Художественная деятельность детей: -изготовление макета «вулкан». -рисование вулкана. Игровая деятельность: -дидактические игры: «найди лишнее», «Определи свойства». - С-р игры Спасатели, Я- геолог.

Слайд 9

Реализация проекта

Слайд 10

Результат: На основании проделанной работы по созданию условий и проведению в группе экспериментально – исследовательской деятельности по теме: «Извержение вулкана», можно сделать следующие выводы, что в сравнении с началом изучения данной темы и результатами, полученными после проведения опытов, у детей повысился уровень теоретических знаний и практических умений . Поставленные цели и задачи проекта были реализованы, каждый ребенок самостоятельно выполнял эксперимент и наглядно видел результат своей деятельности.

Слайд 11

ВЫВОД: В ходе исследовательской деятельности гипотеза, подтвердилась: можно создать искусственный вулкан путем опытно – экспериментальной деятельности.

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Творческий проект для детей подготовительной группы

«Извержение вулкана»

Воспитатель: Кутеляпова Ирина Михайловна.

Творческий проект для детей старшей группы «Извержение вулкана»

Цель проекта: сформировать первоначальное представление о вулканах.

Задачи:

- содействовать формированию научной картины мира, первоначального представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе;

- развивать творческую исследовательскую активность детей;

- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и умение работать в коллективе.

Тип проекта: исследовательский, кратковременный (1неделя) .

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги.

Гипотеза:

умение создать искусственный вулкан.

Объект исследования: вулканы.

Предмет исследования: использование знаний о вулканах в предметно-исследовательской деятельности.

План работы:

1. Сбор информации: чтение детской энциклопедии «Всё обо всём» беседы, рассматривание иллюстрации с различными вулканами.

2. Исследовательская деятельность: эксперименты.

3. Изготовление макета вулкана.

4. Подведение итогов, выводы.

5. Презентация.

6.Открытое занятие «Извержение вулкана»

Методы и приемы исследования: беседы, чтение художественной литературы, просмотр фото и иллюстраций, наблюдения, опыты, эксперименты, изготовление макета, сбор коллекции, анализ и обобщение результатов.

Результаты:

  1. Дошкольники узнают о возникновении природных образований, получат первоначальные представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.

2. Дети самостоятельно создадут макет вулкана.

Практическая значимость исследований – использование полученных знаний в различных видах деятельности детей: игровой, познавательной, исследовательской. Например: игры с макетами, сюжетно-ролевые игры «Спасатели», «Я - геолог», дидактические игры «Найди лишнее», «Определи свойства», использование материала по ознакомлению с природой.

Выводы: в ходе исследовательской деятельности гипотеза подтвердилась: можно создать искусственный вулкан путем опытно-экспериментальной деятельности.

«Извержение вулкана»

исследовательская деятельность с детьми подготовительной школе группы.

Цель:

Познакомить детей с природными явлениями – вулканами.

Задачи:

сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений;

помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы;

активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава;

развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;

поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения;

воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность) .

Предварительная работа:

1. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О. И. Перфильев.

2. Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.

3. Беседы о видах вулканов.

4. Изготовление макета вулкана.

Материал:

1. Компьютер.

2. Картинки с изображением вулканов.

3. Смесь для изготовления извержения вулкана.

Содержание деятельности детей.

Организационный момент.

Часть 1.

Ребята, не хотите ли поучаствовать сегодня в волшебстве, и стать настоящими волшебниками? Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь?

А вы знаете загадки про вулкан?

«Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня? (Вулкан)

Снежная гора,

Вверху – дыра,

Внутри – жара!

Иногда пускает лаву,

На нее не найти управу! (Вулкан)

Как вы думаете, что такое вулкан?

Да, вулкан – это гора, с отверстием на вершине, через которое изливается магма, поднимается дым, и летят камни.

А на что же похожа эта огнедышащая гора?

Да, верно, на конус, на треугольник.

А что извергает вулкан?

Да, ребята, из вулкана выливается раскаленная лава. В атмосферу выбрасываются газы, пепел, раскаленные камни.

Послушайте легенду про древнего бога Вулкана:

В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест - огонь. Странный это был бог: некрасивый и хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит, Гефест принялся за работу. Древние римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. А дом его получил название Вулкан.

Ребята, как вы думаете, как образуется вулкан?

Давайте перейдем в другую часть нашей лаборатории, и я расскажу, как образуется вулкан. (Рассказ сопровождается показом слайдов) .

Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно хорошо знать строение Земли. Земля состоит из несколько слоев, образованных разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком слое, который называется – земная кора.

А вот места, где большие плиты соприкасаются друг с другом, называются разломом или трещинами. Вот посмотрите, что происходит при извержении.

Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу.

Магма, вырвавшаяся из вулкана, называется лавой. Она вытекает из

жерла вулкана в виде потока и быстро стекает по склонам горы. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору.

Что же выходит из вулкана?

Да, пепел, вылетают камни.

Правильно, вулканический пепел похож на обыкновенный пепел, если посмотреть через микроскоп, то хорошо видно, что там присутствует даже стекло, образовавшееся при большой температуре. Громадные серые тучи пепла ветер разносит на большие расстояния от места извержения, а потом он оседает на Землю толстым слоем. Соединяется с землей и образуется черный песок.

В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись.

А сейчас посмотрим, какие бывают вулканы:

1. Вулканы бывают действующие - это которые извергают лаву.

2. Потухшие - не извергающие лаву.

3. Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.

Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.

А как вы думаете, приносят ли вулканы пользу?

Почему же люди не оставляют эти места, где имеются вулканы?

Да, ребята, вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана:

1. Там плодородная почва.

2. Пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы.

Проведение физкультминутки.

Часть 2.

Ведь мы же сегодня волшебники, и забыли про свое волшебство, не хотите ли оживить вулкан?

Опыт. «Извергающийся вулкан»

Для проведения опыта нам понадобится:

- пищевая сода (2 чайные ложки,

- лимонная кислота (2 столовых ложки,

- немного красной краски,

- стеклянная колба,

- конус из картона со срезанной вершиной (высота около 7 см,

- немного воды (50 мл,

- пластилин,

- поддоны,

- пластмассовые ложки,

- мерные стаканчики,

- тазик.

Подготовка: изготовить макет вулкана (на конус из картона налепить пластилин, надеть на бутылочку, закрепив горлышко с конусом пластилином, на поддон установить макет вулкана.

Ход эксперимента: насыпать в отверстие вулкана две чайные ложки соды. В пластмассовом стаканчике размешать немного красной краски с водой до образования интенсивного цвета. Влить в окрашенную воду 2 столовые ложки лимонной кислоты и все перемешать. Осторожно выливать в жерло вулкана получившийся раствор.

Что получится: сода, и подкрашенный раствор лимонной кислоты вступят в химическую реакцию, и из жерла вулкана начнет «извергаться» пена красного цвета.

Вывод: Когда сода смешивается с лимонной кислотой, появляются пузырьки, происходит химическая реакция.

Проведя данный опыт, мы увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана

Литература:

  1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М. : Педагогическое общество России, 2003.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2008.

3. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ «Сфера», 2003

  Творческий проект

(познавательно-исследовательская деятельность)

«Извержение вулкана»

(подготовительная группа)

                                                                           

                                         



Предварительный просмотр:

Творческий проект.

Тема: «Извержение вулкана. Вулканы»

Цель: сформировать первоначальное представление о вулканах.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана, его причиной;

- познакомить детей с профессией вулканолога, изучение этого явления важнейший фактор в понятии строении нашей земли;

- обогащать сознание детей содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире, расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;

-активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.

Развивающие:

- развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опыта;

- развивать активность, инициативность в познавательной деятельности;

- развивать аккуратность, взаимопомощь.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, поддерживать стремление ребенка активно выступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формулировать равноправие, доброжелательные отношения между сверстниками.

Актуальность проекта:

  1. Образовательная деятельность в дошкольном учреждении направлена на развитие личности ребенка в целом (умение сравнить и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи детей, их мышление.
  2. Знание о вулканах помогает ребенку осмыслить, что на земле и в нашей стране есть такие природные объекты как – вулканы, которые влияют на климат земли, на живые организмы, на изменения рельефа земли.
  3. Знания не самоцель в воспитании, но она необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально – действенный характер и выражается в форме познавательного интереса.
  4. Воспитательный процесс станет результативен только тогда, когда родитель будут принимать активное участие в этой работе. Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка.

Тип проекта: исследовательский, кратковременный (1 неделя).

Гипотеза: - умение создать искусственный вулкан.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Объект исследования – вулканы.

План работы:

  • Сбор информации: чтение детской энциклопедии «Все обо всем». беседы, рассматривание иллюстраций с различными вулканами.
  • Просмотр видеофильма «Самые большие вулканы» и мультфильма из серии «Физика для малышей», «Вулканы т гейзеры».
  • Предложить родителям вместе с детьми найти информацию о вулканах, подготовить реферат.
  • Исследовательская деятельность, эксперименты.
  • Изготовление макета вулкана.
  • Создание познавательного уголка в группе «Все о вулканах».

Методы и приемы исследования: беседы, чтение художественной литературы, просмотр видеофильма и мультфильма, фото, иллюстраций, опыты, изготовление макета вулкана, анализ и обобщение результатов.

Предварительная работа.

- Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. И.О. Перфильев.

- Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.

- Просмотр видеофильма «Вулканы» и мультфильма «Вулканы и гейзеры»

- Прослушивание информации детей о вулканах.

- Беседы о видах вулканов.

- Заучивание стихотворений, разгадывание загадок о вулканах.

Материал.


  1. Компьютер, видеофильм, мультфильм
  2. Картинки с изображением вулканов
  3. Смесь для изготовления извержения вулкана (пищевая сода, красная краска – гуашь, моющая жидкость, уксус – добавляет воспитатель).
  4. материал для изготовления макета вулкана (пластиковые стаканчики, бутылочки из под йогурта, цветной картон, пластиковые тарелочки, пластиковые ложки).

Перспективное планирование по проекту.


День недели

Мероприятия

Исполнитель

Понедельник

Беседа с детьми о вулканах. Просмотр мультфильма «Вулканы и гейзеры». Разгадывание загадок

Воспитатели

Вторник

Прослушивание детской информации о вулканах. Рассматривание схемы. Строение вулкана.

Дети, воспитатели

Среда

Просмотр иллюстраций и фотографий на тему «Вулканы». Чтение научной литературы. Заучивание стихотворений о вулканах.

Дети, воспитатели

Четверг

Изготовление макета – «Вулкан». Создание в группе познавательного уголка «Вулканы».

Дети, родители, воспитатели

Пятница

Проведение занятия по поисково – исследовательской деятельности. Извержение вулкана. Вулканы. Подведение итогов.

Дети, воспитатели

Результаты.

Дети узнали о возникновение природных образований, получили первоначальные представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе. Практическая значимость исследований – использование полученных знаний в различных видах деятельности: - с/р. «Спасатели», «Я – геолог», дидактические игры «Назови лишнее», «Определи свойства», использование материала по ознакомлению с природой.

Вывод.

В ходе исследовательской деятельности гипотеза, подтвердилась: можно создать искусственный вулкан путем опытно – экспериментальной деятельности.

Открыть изображение

Открыть изображение

Открыть изображение

Открыть изображение

Открыть изображение

Открыть изображение



Предварительный просмотр:

вулканы, фотографии,

вулканы, фотографии,

вулканы, фотографии,

вулканы, фотографии,

вулканы, фотографии,

вулканы, фотографии,

вулканы, фотографии,

вулканы, фотографии,

вулканы, фотографии,

вулканы, фотографии,

вулканы, фотографии,

вулканы, фотографии,

вулканы, фотографии,