Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Карнаухова Ирина Михайловна

«Путешествие в мир природы»

Актуальность проведения:

         Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа - одно целое, неделимое. Человек не может без природы, в ней есть все необходимое для жизни. Поэтому каждый человек, который живет на Земле, должен заботливо и бережно относится к своему дому, сохраняя и оберегая его ценности и богатства.       

          В дошкольном возрасте у детей можно сформировать начала экологической культуры: осознанно-правильное отношение к объектам живой и неживой природы.        

Цель: формирование системы экологических знаний и представлений о природных объектах и экологической культуры поведения в природной среде.

Задачи:

Развивающие

  • развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
  • развивать познавательный интерес детей к жизни птиц, умение решать

проблемные ситуации;

  • приобщать к действенному отношению к природе.

Образовательные

  • расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
  • учить отгадывать загадки;
  • учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
  • учить решать проблемные задачи;
  • учить способам самостоятельного познания;

Воспитательные

  • продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
  • воспитывать умение слушать педагога и сверстников,
  • воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи, способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности,
  • закрепить знание детей о правилах поведения в природе.  

Методические приемы:

  • беседа;
  • групповое обсуждение;
  • вопросы детям;
  • рассматривание;
  • показ;
  • объяснение;
  • практическая деятельность детей.

Материалы и оборудование:

  • Ноутбук (для показа презентации, аудиофайлы).
  • Дидактическая игра «Живое – не живое»
  • Картинки птиц средней полосы
  • Набор атрибутов для изготовления кормушки
  • Предметы – имитация мусора
  • Синяя ткань – имитация реки

Предварительная работа:

         Наблюдение за окружающей средой (изменения, происходящие в ней). Чтение рассказов и стихотворений на экологическую тему. Рассматривание иллюстраций об экологических проблемах.

Словарная работа:

         Экологическая катастрофа, экологи,

Предполагаемый результат:

         У детей сформируется чувство сопереживания, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля, сформируются знания о профессии – эколог.

 

 

Ход занятия.

Встанем в круг радости, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга добрыми улыбками:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Звучит звук СМС. На экране появляется видеообращение.

- Добрый день, дорогие ребята. Я - ЭКОЗНАЙКА. Я приглашаю вас в виртуальное путешествие. Но чтобы отправиться в путешествие вам нужно разгадать загадки. Вы готовы?

Д. (ответы детей)

В. Ребята, ЭКОЗНАЙКА передала мне конверт с загадками. Каждая загадка — это новая остановка в интересном месте. Вас ожидают интересные встречи и решение непростых проблем и ситуаций. Знания и смекалка нам с вами очень пригодятся. Итак, слушаем первую загадку.

Лес на берегах стоит,
Под мостом она бежит,
И течёт вода куда-то,
Догадались вы, ребята?
Умолчу ответ пока,
Под мостом течёт...

(река)

Д. Это река

В. Правильно. Ну что, ребята, в путь. Первая остановка у нас будет «Речка».

В. Что вы знаете о речке, ребята?

Д. (ответы детей) Рассказ детей. Это река, в реке течет вода, у реки есть два берега.

В. Расскажите, ребята, кто живет в речке.

Д. (ответы детей)

В. А что знает про реку наша ЭКОЗНАЙКА?

Слайд №1(включает видеоролик про обитателей реки.)

В. Для дальнейшего путешествия нам нужно правильно решить упражнение «Кто живет в водоеме».

В. Посмотрите ребята, на столе изображение реки. Но она совсем пустая. Давайте наполним ее жизнью.

В. Молодцы, справились с заданием! А вот и наша речка.

(показывает на речку, выложенную на полу группы. В ней мусор).

В. Что это в нашей реке?

(Ответы детей).

В. Ребята, когда природу загрязняют, это называется экологическая катастрофа. Что нам делать, как нам быть?

Д. (Ответы детей).

В. Правильно, речку от мусора нужно спасти, собрать мусор в пакет и выбросить в мусорный контейнер.  (Дети собирают мусор в пакеты).

В. Молодцы, ребята, помогли речке, освободили ее от мусора. А вы знаете, как называют людей, которые помогают природе? Их называют экологами. Вы сегодня стали юными ЭКОЛЯТАМИ - ДОШКОЛЯТАМИ.

В. Ребята, а куда мы отправляемся дальше? Вот вам следующая загадка.

Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его …
(Лес)

В. Правильно ребята. Это – лес. Ребята, а что вы знаете про лес?

Д. (ответы детей)

В. А что знает про лес наша ЭКОЗНАЙКА?

Слайд №2 (включает видеоролик про обитателей леса.)

В. Вот мы и в лесу. Как здесь красиво. Но почему-то птичьих голосов в лесу стало меньше – куда они подевались? Как вы думаете?

Д. (ответы детей)

В. Правильно, многие птицы улетели в теплые края. Как называют этих птиц? (Перелетные). Почему они улетели? (Ответы детей)

В. А что знает про птиц наша ЭКОЗНАЙКА?

Слайд №3 (включает видеоролик про птиц.)

В. Для дальнейшего путешествия нам нужно решить следующее упражнение. Посмотрите внимательно на картинки с изображением птиц и назовите птиц, которых вы узнали. Ребята, я надеюсь, что Эколята - дошколята хорошо запомнили птиц.

В. Молодцы ребята и с этим заданием вы справились. А теперь в путь. Нас ждет веселая физкультминутка. Мы с вами превратимся в птиц.

Слайд №4 (включает видеоролик физкультминутку.)

В.  Ребята, а куда мы отправляемся дальше? Вот вам следующая загадка.

Что за стол среди берез 
Под открытым небом? 
Угощает он в мороз 
Птиц зерном и хлебом.

(Кормушка)

В. Правильно ребята. Это – кормушка. Ребята, а для чего она нужна?

Д. (ответы детей)

В. Мы сейчас пойдем с вами в мастерскую и там поработаем. Будем мастерить кормушки для птиц.

В. Ребята, что находится у вас на столе? Сегодня мы попробуем ненужные молочные пакеты, пакеты из-под сока превратить в полезные вещи. Сделаем из пакетов кормушки для птиц.

Слайд №5 (включает видеоролик изготовление кормушки.)

В. Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам всегда обед.

В. На прогулке мы повесим наши кормушки на деревья и насыплем в них корм. Так спасем птиц от голода.

В. Все обитатели реки, леса животные и растения – живые. А вы, ребята, знаете, что значит – живые и неживые? Давайте проверим. Мы поиграем в игру «Живые – не живые»

(Дети по очереди берут схемы и рассказывают: все живые существа дышат, растут, питаются, двигаются, размножаются.)

В. Вот и закончилось наше виртуальное путешествие. Что вам больше всего понравилось в нем? Кому мы помогли? Теперь вы знаете, как оберегать природу и помогать обитателям водоемов и лесов. А на память ЭКОЗНАЙКА дарит вам значки ЭКОЛЯТ – ДОШКОЛЯТ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА»

Методическая разработка

образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

 «Путешествие в мир природы»

Карнаухова Ирина Михайловна

воспитатель

I квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад «Непоседы»

Тамбовский район

село Бокино

 «Путешествие в мир природы»

Актуальность проведения:

         Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа - одно целое, неделимое. Человек не может без природы, в ней есть все необходимое для жизни. Поэтому каждый человек, который живет на Земле, должен заботливо и бережно относится к своему дому, сохраняя и оберегая его ценности и богатства.        

          В дошкольном возрасте у детей можно сформировать начала экологической культуры: осознанно-правильное отношение к объектам живой и неживой природы.         

Цель: формирование системы экологических знаний и представлений о природных объектах и экологической культуры поведения в природной среде.

Задачи: 

Развивающие

  • развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
  • развивать познавательный интерес детей к жизни птиц, умение решать

проблемные ситуации;

  • приобщать к действенному отношению к природе.

Образовательные

  • расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
  • учить отгадывать загадки;
  • учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
  • учить решать проблемные задачи;
  • учить способам самостоятельного познания;

Воспитательные

  • продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
  • воспитывать умение слушать педагога и сверстников,
  • воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи, способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности,
  • закрепить знание детей о правилах поведения в природе.  

Методические приемы: 

  • беседа;
  • групповое обсуждение;
  • вопросы детям;
  • рассматривание;
  • показ;
  • объяснение;
  • практическая деятельность детей.

Материалы и оборудование:

  • Ноутбук (для показа презентации, аудиофайлы).
  • Дидактическая игра «Живое – не живое»
  • Картинки птиц средней полосы
  • Набор атрибутов для изготовления кормушки
  • Предметы – имитация мусора
  • Синяя ткань – имитация реки

Предварительная работа:

         Наблюдение за окружающей средой (изменения, происходящие в ней). Чтение рассказов и стихотворений на экологическую тему. Рассматривание иллюстраций об экологических проблемах.

Словарная работа:

         Экологическая катастрофа, экологи,

Предполагаемый результат:

         У детей сформируется чувство сопереживания, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля, сформируются знания о профессии – эколог.

Ход занятия.

Встанем в круг радости, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга добрыми улыбками:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Звучит звук СМС. На экране появляется видеообращение.

- Добрый день, дорогие ребята. Я - ЭКОЗНАЙКА. Я приглашаю вас в виртуальное путешествие. Но чтобы отправиться в путешествие вам нужно разгадать загадки. Вы готовы?

Д. (ответы детей)

В. Ребята, ЭКОЗНАЙКА передала мне конверт с загадками. Каждая загадка — это новая остановка в интересном месте. Вас ожидают интересные встречи и решение непростых проблем и ситуаций. Знания и смекалка нам с вами очень пригодятся. Итак, слушаем первую загадку.

Лес на берегах стоит,
Под мостом она бежит,
И течёт вода куда-то,
Догадались вы, ребята?
Умолчу ответ пока,
Под мостом течёт...

(река)

Д. Это река

В. Правильно. Ну что, ребята, в путь. Первая остановка у нас будет «Речка».

В. Что вы знаете о речке, ребята?

Д. (ответы детей) Рассказ детей. Это река, в реке течет вода, у реки есть два берега.

В. Расскажите, ребята, кто живет в речке.

Д. (ответы детей)

В. А что знает про реку наша ЭКОЗНАЙКА?

Слайд №1(включает видеоролик про обитателей реки.)

В. Для дальнейшего путешествия нам нужно правильно решить упражнение «Кто живет в водоеме».

В. Посмотрите ребята, на столе изображение реки. Но она совсем пустая. Давайте наполним ее жизнью.

В. Молодцы, справились с заданием! А вот и наша речка.

(показывает на речку, выложенную на полу группы. В ней мусор).

В. Что это в нашей реке?

(Ответы детей).

В. Ребята, когда природу загрязняют, это называется экологическая катастрофа. Что нам делать, как нам быть?

Д. (Ответы детей).

В. Правильно, речку от мусора нужно спасти, собрать мусор в пакет и выбросить в мусорный контейнер.  (Дети собирают мусор в пакеты).

В. Молодцы, ребята, помогли речке, освободили ее от мусора. А вы знаете, как называют людей, которые помогают природе? Их называют экологами. Вы сегодня стали юными ЭКОЛЯТАМИ - ДОШКОЛЯТАМИ.

В. Ребята, а куда мы отправляемся дальше? Вот вам следующая загадка.

Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его …
(Лес)

В. Правильно ребята. Это – лес. Ребята, а что вы знаете про лес?

Д. (ответы детей)

В. А что знает про лес наша ЭКОЗНАЙКА?

Слайд №2 (включает видеоролик про обитателей леса.)

В. Вот мы и в лесу. Как здесь красиво. Но почему-то птичьих голосов в лесу стало меньше – куда они подевались? Как вы думаете?

Д. (ответы детей)

В. Правильно, многие птицы улетели в теплые края. Как называют этих птиц? (Перелетные). Почему они улетели? (Ответы детей)

В. А что знает про птиц наша ЭКОЗНАЙКА?

Слайд №3 (включает видеоролик про птиц.)

В. Для дальнейшего путешествия нам нужно решить следующее упражнение. Посмотрите внимательно на картинки с изображением птиц и назовите птиц, которых вы узнали. Ребята, я надеюсь, что Эколята - дошколята хорошо запомнили птиц.

В. Молодцы ребята и с этим заданием вы справились. А теперь в путь. Нас ждет веселая физкультминутка. Мы с вами превратимся в птиц.

Слайд №4 (включает видеоролик физкультминутку.)

В.  Ребята, а куда мы отправляемся дальше? Вот вам следующая загадка.

Что за стол среди берез 
Под открытым небом? 
Угощает он в мороз 
Птиц зерном и хлебом.

(Кормушка)

В. Правильно ребята. Это – кормушка. Ребята, а для чего она нужна?

Д. (ответы детей)

В. Мы сейчас пойдем с вами в мастерскую и там поработаем. Будем мастерить кормушки для птиц.

В. Ребята, что находится у вас на столе? Сегодня мы попробуем ненужные молочные пакеты, пакеты из-под сока превратить в полезные вещи. Сделаем из пакетов кормушки для птиц.

Слайд №5 (включает видеоролик изготовление кормушки.)

В. Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам всегда обед.

В. На прогулке мы повесим наши кормушки на деревья и насыплем в них корм. Так спасем птиц от голода.

В. Все обитатели реки, леса животные и растения – живые. А вы, ребята, знаете, что значит – живые и неживые? Давайте проверим. Мы поиграем в игру «Живые – не живые»

(Дети по очереди берут схемы и рассказывают: все живые существа дышат, растут, питаются, двигаются, размножаются.)

В. Вот и закончилось наше виртуальное путешествие. Что вам больше всего понравилось в нем? Кому мы помогли? Теперь вы знаете, как оберегать природу и помогать обитателям водоемов и лесов. А на память ЭКОЗНАЙКА дарит вам значки ЭКОЛЯТ – ДОШКОЛЯТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по стране Транспорта»

laquo;Путешествие по стране Транспорта»Программные задачи:Образовательная область «Труд». Труд взрослых и рукотворный  мир. ·...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста при взаимодействии с природой.

Особое внимание при работе с детьми дошкольного возраста следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с при...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по Африкe»

Формировать у детей представление об особенностях природы Африки, продолжать формировать представление о взаимозависимости от среды обитания....

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в королевство природы!»

В материале представлен конспект развлечения с детьми старшего дошкольного возраста на экологическую тему "Путешествие в королевство природы!"...

Презентаци по деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природой родного края

В презентации представлена работа по органиации различных видов деятельности детей для ознакомлении с близкой природой Хабаровского края:с растительным и животным миром....

Методическая разработка деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по робототехнике Тема «Транспорт будущего»

quot;Давайте лучше изобретать будущее, а не беспокоиться о том, что случилось вчера!"...

Методическая разработка деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Как хлеб на стол пришел?».

Цель: Создать условия для получения детьми знаний по теме «Хлеб»Задачи:ОбразовательныеДать детям возможность при помощи взрослых узнать о том, как хлеб попадает на стол. Развивающие:...