Главные вкладки

    Отчет по самообразованию воспитателя Гасратовой Зинфиры Абдуллаховны 1 квалификационная категория за 2017 -2018 учебный год Тема: экологический проект «Покормим птиц зимой»
    материал (младшая группа)

    Гасратова Зинфира Абдуллаховна

    В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

    В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

    Актуальность проекта обусловлена также отсутствием у детей систематизированных знаний об окружающем мире, о птицах, о необходимости заботиться о них зимой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otchet_o_samoobraz_2017-2018.docx215.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области

    Отчет по самообразованию воспитателя

    Гасратовой Зинфиры Абдуллаховны

    1 квалификационная категория

    за 2017 -2018 учебный год

    г. Тында

             Образование – «Амурский педагогический Колледж» г. Благовещенск

    Педагогический стаж – 8 лет

    Стаж работы в МДОБУ–15 лет

    Стаж работы в занимаемой должности – 8 лет

    Квалификационная категория –1 кв. категория

    Тема: экологический проект «Покормим птиц зимой»

    Актуальность

    В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

    В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

    Актуальность проекта обусловлена также отсутствием у детей систематизированных знаний об окружающем мире, о птицах, о необходимости заботиться о них зимой.

    Целью моей работы по самообразованию в 2017– 2018 году было:

    формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу.

    В процессе самообразования я решала следующие задачи:

    • - Обучающие:
      Расширять знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. 
      Научить детей правильно подкармливать птиц.
    • Развивающие:                                

    Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности.
    Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

    • Воспитательные:
      Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
      Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

    В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую методическую литературу:

    С.Н. Николаева. «Экологическое воспитание младших дошкольников»

    О. А. Соломенникова. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»

    О. А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию»

    Г. И. Винникова «Окружающий мир»

    Т. А. Шорыгина «Беседы о тайге и её обитателях».

    «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду»

    После изучения методической литературы по данной теме я провела мониторинг по выявлению уровня развития детей в области экологического воспитания.

    С.Н. Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников».

    Данная диагностика является основой для проверки уровня развития детей в области экологического воспитания в детском саду. Диагностический материал подобран с учётом возрастных особенностей детей и разделён на разделы:
    растительный мир, животный мир и времена года.

    Растительный мир.

    Цель: выяснить знания детей о растительном мире, знают ли названия овощей и фруктов, могут ли показать части растения, отличают дерево от кустарника, цветок от травы.

    Животный мир.

    Цель: выяснить знания детей о животном мире. Знают ли названия диких и
    домашних животных и птиц. Имеют ли представление об их образе жизни, питании
    и способе передвижения.

    Времена года.

    Цель: выяснить знания детей о разных временах года. Знает ли о характерных особенностях времён года. Как меняется жизнь животных при смене времён года.

    По итогам мониторинга было выявлено: что в начале учебного года в разделах

    C:\Users\1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image2.jpeg

    C:\Users\1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image3.png

    В течение учебного года я провела следующие мероприятия с воспитанниками:

    Организация предметно - пространственной развивающей среды

    «Центр природы»

    Функциональное назначение: «Центр природы»

    Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре природы»: «Познавательное развитие».

    Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре природы»: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие.

     Работая над развитием предметной среды, стремлюсь сделать её максимально насыщенной, функциональной, доступной и безопасной.

    Содержание ППРС

    •  Дидактическая кукла с набором одежды по временам года.

    •  Оборудование для игр с песком на прогулке (ведерки, лопатки, формочки, совочки, ситечки и т. д.).

    •  Коллекции камней, ракушек, семян.

    •  Игротека экологических развивающих игр.

    •  Библиотека познавательной природоведческой литературы

    •  Картины-пейзажи по времени года

    •  Реалистические игрушки-животные из папье-маше и озвученные (поющий петушок, мычащая корова и т. п.).

    •  Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь, яблоко).

    •  Календарь погоды.

    •  Материал для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки).

    •  Зеленый огород (выращивание корма для животных).

    •  Иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растений и животных.

    •  Иллюстрации растений различных мест произрастания
    (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка): кустов, деревьев, трав.

    •  Иллюстрации зверей (домашних и диких), птиц, аквариумных рыб, насекомых: бабочек, жуков, мух, комаров, лягушек.

    •  Серия картинок «Обитатели леса» (реалистическое изображение животных и птиц: заяц, лиса, волк, медведь, белка, еж и пр.).

    •  Наглядно-дидактические пособия, серия «Рассказы по картинкам»:

    •  Серии картин среднего размера «Животные и их детеныши» (собака со щенком; кошка с котятами; корова с теленком; лошадь с жеребенком; коза с козленком; овца с ягненком; курица с цыплятами; утка с утятами

    При взаимодействии с детьми мною использовались различные формы работы: наблюдения, беседы, исследовательская деятельность, чтение, проекты, презентации.

    Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

    Для Познавательно-исследовательской деятельности

    «Посадили мы лучок»

    вместе с детьми организовали мини - огород на подоконнике.

    Огород на подоконнике в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду.

    Он нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой, кроме этого, огород на подоконнике – это ещё и возможность видеть результаты своей работы.

    Малыши приобретают новые знания и умения, познавательные, эстетические и экологические навыки у них формируются мелкая моторика и дисциплина. Дети учатся быть внимательными и заботливыми, замечать красоту в обыденных вещах.

    Занимаясь весенней посадкой огорода на подоконнике, мы с ребятами решили, что вырастить зелёные перья лука будет нам по силам и принялись за дело, вместе с весёлым другом –Чиполлино.

    В младшей группе обычно малыши больше наблюдают, что делают взрослые, они является первооткрывателями всего того, что их окружает. Они могут усвоить все прочно и надолго, если им расскажут, покажут, и поэтому прежде чем посадить лук наши дети ознакомились с ним, с интересом подержали в ручках луковицы. Я им показала корешки и шейку лука, рассказала о пользе лука.

    Ребята очень старательно и с большим желанием участвовали в посадке лука.

    Луковица золотая,

    Круглая какая.

    Есть у нее один секрет

    Нас она спасет от бед.

    Может вылечить недуг,

    Вкусный и душистый лук.

    Витамины круглый год,

    Всем необходимы.

    Чтобы нам не заболеть,

    Гриппом и ангиной.

    Познавательно-исследовательская деятельность

    • Посадка лука

    • Уход за посаженными растениями (полив лука, рыхление почвы)

    • Проведение наблюдения за ростом лука.

    Так же в марте мы с детьми посадили семена цветов и помидоров.

    Ухаживали, поливали и наблюдали. Все семена взошли и теперь у нас на подоконнике настоящий зеленый уголок природы.

    В начале июня вместе с детьми высадили рассаду цветов в клумбы участка, а рассаду помидоров высадили в теплицу детского сада. Дети с интересом наблюдали как распускаются цветы и с нетерпением ждут, когда же появятся маленькие помидорчики. Ещё мы будем сеять в грядки семена укропа, петрушки, салатов. Посадим горох и за всем этим мы будем наблюдать, ухаживать. Итогом проделанной работы будет сбор урожая осенью, где дети реально увидят результаты своего труда и труда взрослых.

    • Подбор дидактического материала, наглядных пособий, (книги, картины, иллюстраций с изображением птиц).
    • Подбор художественной литературы
    • Изготовление картотеки дидактических и экологических игр.
    • Наблюдение за птицами на прогулке.
    • Непосредственно-образовательная деятельность «Птицы зимой»,

    «У кормушки».

    • Наблюдение за птицами, прилетающими на участок.
    • Дидактические игры «Большие и маленькие», «Собери птицу».
    • Подвижные игры «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнездышках»,

    «Птички летают».

    • Сюжетно-ролевая игра «Больница для птиц».
    • Пальчиковая гимнастика «Птичья кормушка», «Сорока Белобока».
    • Беседы «Как узнать птиц?» «Покормим птиц зимой».
    • Беседа о зимующих и перелетных птицах.
    • Заучивание стихотворения А. Барто «Воробей».
    • Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
    • Чтение рассказа: Чарушин «Воробьишко».

    Художественное творчество:

    • Рисование «Корм для птичек».
    •  Рисование коллективная работа «Птички на дереве»
    • Лепка «Ягоды для снегирей»
    • Лепка «Зернышки для птичек»

    Музыкальная деятельность:
    Слушание
    :
    «Птичка» (вступление), муз. Г. Фрида;
    «Воробей», муз. А. Руббах
    Игра:
    «Птички летают», муз. Л. Банниковой

    Также я проводила работу с родителями:

    Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую такие формы работы, как родительские собрания, консультации, беседы, рекомендации. Так же родители вовлечены и в проектную деятельность.

    • Консультация «Как и из чего делают кормушки»
    • Консультация для родителей «Покормим птиц зимой».
    • Рекомендация «Читаем с детьми»

    (В. Звягиной «Воробей», С.А. Есенина «Поет зима аукает»).

    Совместная деятельность детей и родителей.

     «Мастерим кормушки для птиц» под таким заголовком был организован конкурс на изготовление лучшей кормушки для птиц среди родителей совместно с детьми. Все родители приняли активное участие и так же дружно вешали кормушки на участке группы. Не забыли и об угощении для птиц.

    Для педагогов провела:

    На педагогическом совете показала

    оформление результата проекта в виде презентации;

    • Выставка детских работ;
    • Презентация кормушек.

    В конце года по итогам мониторинга

    уровень развития детей в области экологического воспитания улучшился.

    Диагностика уровня развития детей в области экологического воспитания. (Конец учебного года)

            

            высокий

            средний

            низкий

            

            

            

            высокий        

    средний        средний

                    низкий

            

            

                    

            

           высокий

           средний

           низкий                                                                                                                                  

    Таким образом, в результате реализации плана работы по самообразованию, анализируя результаты проведенной деятельности, можно сделать вывод: знания детей расширились, дети стали лучше ориентироваться в окружающей среде; повысился интерес к познавательной деятельности. У детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления.

    В результате проведенной работы дети получили много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнали о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнали, чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Приняли участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями, изготавливали кормушки. Узнали, каких видов бывают кормушки. Укрепились детско-родительские отношения. Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми и отзывчивыми.

    Планы на 2018 – 2019 учебный год.

    Составление перспективного плана проведения ООД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников.

    Подбор программно – методического материала по направлению работы.

    Совершенствование развивающей среды.

    Дополнить картотеки подвижных, дидактических игр на экологическую тему.

    Наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе.

    На прогуле «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»

    Цикл бесед на тему «Наш дом – природа».

    Познавательное чтение.

    «Огород на подоконнике» (Познавательно – исследовательская, посев лука).

    Экологические, подвижные, дидактические игры.

    Создание стенгазеты: «Давайте, словно чудо беречь планету нашу!»

    Создание фотовыставки «Я – часть природы» (экскурсии в природу, игры на прогулке).

    Рисование на тему «Мой цветущий детский сад», «Красавица березка»,

    Размещение плакатов на информационных стендах: «Природу края береги».  

    Заготовка семян для подкормки птиц зимой.

    Работа с родителями:

    • Анкетирование, проведение опросов
    • Совместные досуги, праздники, викторины
    • Театрализованная деятельность, участие в выставках, смотрах-конкурсах
    • Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, консультаций, папок- передвижек.
    •  Ширмы, экологические стенды
    • Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации
    • Консультации для родителей «Учите детей любить природу»
    •  Привлечение родителей к созданию альбомов «Растения нашего края», «Берегите природу».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологический проект "Покормите птиц зимой"

    Большое количество птиц гибнет в холодный перид года. Человек может помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность....

    Экологический проект «Покормите птиц зимой»

    Тип проекта: познавательно- практико- исследовательский. Проект реализован в подготовительной группе Сроки реализации: декабрь- апрель 2011-2012гг. Самое лучшее...

    Экологический проект "Покормите птиц зимой"

    Конспект совместной деятельности  "Покормите птиц зимой" и памятка для родителей "Кормушка для птиц"...

    экологический проект "Покормите птиц зимой"

    Программа  экологического проекта для детей 3-4 лет "Покормите птиц зимой"....

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ПОКОРМИМ ПТИЦ ЗИМОЙ"

                                        ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ...

    Экологический проект "Покормите птиц зимой"

    Вид проекта-краткосрочныйТип проекта-информационно-практический....

    Отчет по самообразованию воспитателя Гасратовой Зинфиры Абдуллаховны 1 квалификационная категория за 2018-2019 учебный год. Тема «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».

    Ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, нагл...