Главные вкладки

    Отчет по самообразованию воспитателя Гасратовой Зинфиры Абдуллаховны 1 квалификационная категория за 2018-2019 учебный год. Тема «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».
    материал (младшая группа)

    Гасратова Зинфира Абдуллаховна

    Ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определённых условиях - это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, показателем экологической воспитанности. Проявляется это в раннем возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зелёной зоны условий и на общение с ними.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otchet_po_samoobrazo2018-2019.docx56.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области

    Отчет по самообразованию воспитателя

    Гасратовой Зинфиры Абдуллаховны

    1 квалификационная категория

    за 2018-2019 учебный год

    г. Тында

    Образование - «Амурский педагогический Колледж» г. Благовещенск  

    Педагогический стаж - 9 лет

    Стаж работы в МДОБУ – 16 лет

    Стаж работы в занимаемой должности – 9 лет

    Квалификационная категория – 1 кв. категория

    Тема «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».

    Актуальность 

     Ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определённых условиях - это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, показателем экологической воспитанности. Проявляется это в раннем возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зелёной зоны условий и на общение с ними.

    Целью моей работы по самообразованию в 2018– 2019 году было:

    создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, формирования экологически - грамотного поведения в природе.

    В   процессе самообразования я решала следующие задачи:

    • Формировать элементарные экологические знания и представления.
    • Развивать умения разнообразной деятельности в природе и становление осознанно правильного взаимодействия с объектами.
    • Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность, эмоционально-положительное отношение ко всему живому.
    • Содействовать накоплению позитивного социального опыта в процессе общении с природой.

             

     В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую методическую литературу:

    1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016. – 512 с.
    2. Газина О.М. Экологическая азбука для детей: Самые маленькие животные земли. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 32с.
    3. Диагностико – дидактический комплект «Мониторинг экологической деятельности детей 2-3 лет»/ авт-сост. И.Н. Недомеркова. - Волгоград: Учитель
    4. Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
    5. Матова В.Н. Краеведение в детском саду. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014. – 176 с.
    6. Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – М.: Гном и Д, 2005
    7. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 112 С.
    8. Ознакомление детей с миром природы: материалы к занятиям (интересные факты, занимательные рассказы, стихи, загадки)/авт-сост. Е.Ю. Валк. – Изд. З-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 221 с.
    9. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 232 с.: ил.

    После изучения методической литературы по данной теме я провела мониторинг по выявлению уровня развития детей в области

    экологического воспитания по методике Николаевой С.Н.  с использованием диагностико – дидактического комплекта «Мониторинг экологической деятельности детей 2 – 3 лет» И.Н. Недомерковой.

    По итогам мониторинга было выявлено:

    В течение учебного года я провела следующие мероприятия с воспитанниками:

    Организовала предметно-пространственную развивающую среду в группе:

    • уголок природы, где подобраны растения в соответствии с их биологическими особенностями. Имеются различные емкости: лейки, ведра, воронки. Собрана коллекция природного материала: шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины.

    -Центр «Маленький исследователь», в котором имеются:

    -Различные приборы: магниты, лупы, увеличительные стекла;

          -Природные материалы: песок, глина, земля, семена;

          -Бросовый материал: пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;

         -Сыпучие продукты: мука, сахар, крупы, соль, сода;

         -Детские халаты, фартуки;

         -Журнал для фиксирования результатов.

    • «Огород на окне» (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур; инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями).
    • В центре «Умелые ручки» подобрала материалы для рисования (гуашь, цветные карандаши, кисти), для лепки (пластилин, глина, соленое тесто), для аппликации (цветная бумага, белая бумага, клей, ножницы, трафареты). Здесь же организую выставки репродукций известных художников (по темам, сезонам и т.д.) и работ детей, выполненных в различных техниках.
    • «Центр воды и песка» помогает организовать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Здесь подобрала: песок, гальку, ракушки, различные емкости, совочки, формочки, лейки.
    • «Экологическая тропа» организована на территории детского сада. Для работы воспитанников в группе имеется садовый инвентарь: лейки, лопатки, грабельки, рыхлители, ведерки, ящики для рассады.

    В рамках работы по экологическому воспитанию разработала и реализовала проект «Покормим птиц зимой».

    Цель проекта

    • Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.
    • Формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них.
    • Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
    • Создать необходимые условия в группе по формированию целостного

    представления о жизни зимующих птиц.

    • Дать детям элементарное представление о кормушках для птиц.

    Реализовала проект по познавательно-исследовательской деятельности «Лучок».

    Цель проекта

    Вызвать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности в процессе выращивания лука.

    Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, я построила свою работу по принципу " что вижу, то и познаю". Мероприятия строю по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания - нравственное поведение ребёнка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги. В своей работе с детьми по экологическому воспитанию я использую постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за растениями, объектами и явлениями не живой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, использованием поговорок, потешек и с музыкальной деятельностью. Провожу с малышами ежедневный уход за комнатными растениями нашего уголка природы. На прогулках хорошей традицией стала забота о птицах. Ухаживая за растениями и птицами, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним.

    На прогулке организовываю экскурсии по территории детского сада. Экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте мира природы. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх. В своей работе с малышами я использую экологические игры типа «Сад – огород», «Кто прилетел на кормушку»; подвижные игры, например, «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит», «Воробушек и автомобиль».

    Экологическое воспитание я осуществляю через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. Малыши не просто лепят или рисуют, они готовят угощение для наших друзей. В совместной деятельности с детьми рассматриваем и читаем книги о природе, животных. Провожу беседы на темы: «Холодно ли птицам зимой», «Как живут наши комнатные растения в выходной день» и т. п. Перед каждой такой беседе, я ставлю перед собой цель не только пробудить у малыша интерес к природе, показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

    Ведущим видам деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников является неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Всё, что можно дать детям в руки, я предлагаю им для обследования, в которое включаю как можно больше органов чувств.

    Песок, вода круглогодично присутствуют в группе.

    Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В центре воды и песка малыши играют, пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки, выясняем, из какого песка можно лепить и строить, а из какого нет. Проводятся игры с водой: «Маленькие уточки», «Плывёт кораблик», дети льют водичку, переливают.

    Также я проводила работу с родителями

    В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую такие формы работы, как родительские собрания, консультации, беседы, рекомендации.

    Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, развлечениях. Родители не остаются равнодушными, они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Так же родители вовлечены и в проектную деятельность.

    В помощь родителям я оформляю "Экологическую папку – раскладку», где помещаю статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.

    Для родителей и детей был организован конкурс «Лучший домик для птиц», выставка «Корм для разных птиц». Родители приносили корм, вместе с детьми развешивали на деревьях сделанные ими домики и кормушки.

    С помощью родителей организовали уголок природы. Для этого посадили комнатные растения, организовали «Огород на окне» посадили с детьми лук, петрушку, высадили семена цветов.

    Я считаю, что нужно постоянно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.

    Для педагогов провела:

    На педагогическом совете показала

    оформление результата проектов в виде презентации;

    • Выставку детских работ;
    • Презентация кормушек.

    В конце года по итогам мониторинга 

     

    Таким образом, в результате реализации плана работы по самообразованию,

    проведя анализ работы, исходя из наблюдений, учитывая возрастные особенности и диагностики в целом, можно сделать следующий вывод, что большинство детей:

    1. имеют четкие или фрагментарные представления о мире природы, о жизнедеятельности животных, растений: о некоторых внешних особенностях, действиях;
    2. выражают знания о животных, растениях, природных явлениях в отдельных словах, простых фразах, подкрепляя слова жестами.
    3. Вербально и невербально отражают свой практический опыт.

    Планы на 2019 – 2020 учебный год.

    -Реализация проекта по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста на тему: «Водичка-водичка»

    -Составление перспективного плана проведения ООД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников.

    -Подбор программно – методического материала по направлению работы.

    -Совершенствование развивающей среды.

    -Создать картотеку «Опыты и эксперименты»

    -Дополнить картотеки подвижных, дидактических игр на экологическую тему.

    -Наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе.

    -На прогуле «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»

    -Цикл бесед на тему «Наш дом – природа».

    -Познавательное чтение.

    Работа с родителями:

    -Беседы, родительские собрания, консультации.

    -Консультации для родителей «Учите детей любить природу»

    -Привлечение родителей к созданию альбомов «Растения нашего края», «Берегите природу».

    -Анкетирование, проведение опросов.

    -Совместные досуги, праздники, викторины.

    -Заготовка семян для подкормки птиц зимой.

    -Организовать мини-огород на участке группы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологическое воспитание детей раннего дошкольного возраста.

    Экологическое воспитание детей раннего дошкольного возраста....

    Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста».

    Вступительное слово:    Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические проблемы стали наиболее остро перед всем ...

    Отчет по самообразованию воспитателя Гасратовой Зинфиры Абдуллаховны 1 квалификационная категория за 2017 -2018 учебный год Тема: экологический проект «Покормим птиц зимой»

    В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...

    Педагогический опыт работы Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».

    Я уверена, что ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными с...

    Статья на тему: «Организация работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста»

    Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей в школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. С...