Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста».
статья (старшая группа) на тему

Заплитная Светлана Лаврентьевна

Вступительное слово:

    Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические проблемы стали наиболее остро перед всем человечеством. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы.

    Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Главный смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни» - говорит С. Н. Николаева, автор многих программ по экологии.

     Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

 детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области.

Выступление на педагогическом совете в ДОУ.

Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста».

Подготовила: Заплитная Светлана Лаврентьевна, подменный воспитатель

1 квалификационной категории

 групп № 3 «Почемучки» и № 13 «Медвежата».

Февраль, 2018 год.  

Вступительное слово:

    Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические проблемы стали наиболее остро перед всем человечеством. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы.

    Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Главный смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни» - говорит С. Н. Николаева, автор многих программ по экологии.

     Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств.

     Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме является программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», а также следующие методические пособия:

  • С.Н.Николаева “Как приобщить ребенка к природе”.
  • Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова “Экспериментальная деятельность” детей среднего и старшего дошкольного возраста.                                                      
  • Л.М. Потапова “Детям о природе”.     
  • Н.А. Рыжова “Наш дом–природа”, “Воздух–невидимка”.                            
  •  Я.П. Молодова “Игровые экологические занятия с детьми”.                      
  • В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич “Прогулки в природу”;                                
  • М.А. Кузнецова, А.С. Резникова “ Сказания о лекарственных растениях”.  
  • М.М. Марковская “ Уголок природы в детском саду”.                                   
  • О.В. Мариничева, Н.В.Елкина “ Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года”.
  •  И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова “ Прогулки в детском саду”.                            
  •  Л.И. Грехова “В союзе с природой”;                                                                  
  • Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова “Формирование экологической культуры дошкольников”.                                                                                                     
  • Л.А. Владимирская “ От осени до лета”.                                                              
  • Н.В. Коломина “ Воспитание основ экологической культуры в детском саду”.
  • Е.А. Свешникова “ Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников”. 
  • Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова “Дети, взрослые и мир вокруг”.

Основная работа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

    В нашем детском саду работа строится на основе парциальных программ:

«Наш дом природа» автор Н. А. Рыжова и «Юный эколог» автор С. Н. Николаева.

Формы работы с детьми:

  • ООД по экологии
  • Беседы
  • Экскурсии
  • Экологические тропинки на прогулке
  • Наблюдения в природе
  • Дидактические игр и упражнения
  • Опыты и эксперименты
  • Видео -  занятия и презентации
  • Наглядные пособия для рассмотрения и обсуждения
  • Дежурство в уголке природы
  •  Индивидуальная работа с воспитанниками.
  • Экологическая сказка (спектакль) с участием детей.

Формы работы с родителями:

  • Изготовление поделок из природного материала с своим ребенком
  • Выпуск стенгазеты по экологической теме
  • Родительские собрания, мастер – классы, открытые мероприятия
  • Помощь в обустройстве прогулочных участков, экологической тропы.
  • Помощь в организации центра по экологии в группе.
  • Консультативные материалы, папки – передвижки с экологической тематикой.

Основополагающие принципы и задачи нашей работы:

  • Региональный компонент – изучение природы родного края (Дальнего Востока)

Задачи:

  • Формировать понятия на основе  наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы.
  • Применять свои знания в практической деятельности.
  • Воспитывать нравственно-патриотические чувства к своей малой Родине.
  • Создавать благоприятные условия для самовыражения ребенка, возможность проявлять свою индивидуальность.
  • Научность и доступность понятий.

Задачи:

  • Давать естественные научные знания по схеме: «представления – понятия – знания».
  • Обеспечить преемственность знаний и углубление их содержания.
  • Принцип «Спирали»

Задачи:

  • Используя обретенный опыт ребенка на расширение и углубление представлений и понятий.
  • Учить применять более сложные приемы и методы в исследованиях.
  • Принцип интеграции

Задачи:

  • Объединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.
  • Закреплять знания через продуктивные виды деятельности (рисование, ручной труд, аппликация, лепка, конструирование из бумаги – оригами, бросового и природного материала).

Методы и приемы, используемые в нашей работе:

  • Наглядные: огород на подоконнике, календарь природы, комнатные растения, книги и картин о живой и неживой природе.
  • Практические: оборудование для элементарных опытов и экспериментов - (лупа, компас, песочные часы, мензурки и мерные стаканы). Коллекции природных материалов (шишки, камни, ракушки, семена). Подборки дидактических игр, описание опытов с неживой природой.
  • Словесные: беседы, наблюдения, рассматривание картин о природе, чтение художественной литературы.

Экологическое воспитание старших дошкольников в повседневной жизни.

     Повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты.

  1. Утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома – это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы. Так в группе № 13 «Медвежата» на начало рабочего дня всегда есть группа детей (ночных) их 10 – 8 человек, с которыми я ухаживаю за нашими цветущими растениями (полив, рыхление почвы, опрыскивание).
  2. Промежуток между занятиями и обедом. На прогулке в более теплое время года и в группе при низких температурах.
  3. Вечернее время после полдника – рассматривание альбомов, картинок по живой и неживой природе. Время для работы по подгруппам – опыты с неживыми объектами.

   Планирование циклов наблюдений за объектами уголка природы и участка детского сада, которые проводятся на протяжении всего учебного года. В старших группах 8 – 10 наблюдений одного цикла провожу последовательно друг за другом с разрывом в 2-3 дня. Сентябрь – цветущие растения. Октябрь – песок, ноябрь – деревья. Декабрь – вечернее небо, январь – зимующие птицы, февраль – рост лука на подоконнике. Март – ветки вербы, березы в вазе, апрель – первые цветы весны, май – пробуждение насекомых.

  Систематически проводятся наблюдения за погодой – одну неделю в месяц дети рассматривают небо, уточняют осадки, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

    Используется календарь природы, таблицы по этапам роста растений (лука, рассады).

    В рамках экологического воспитания в подготовительной к школе группе № 13 «Медвежата» приняли участие в городском смотре «Экологическая сказка» - подготовила воспитатель Комарова А. М. В старшей группе № 3 «Почемучки» прошла открытая ООД воспитатель Сушевская И. Г.

    Также в старшей группе  ранее был реализован проект «Как Кеша стал птицей» - составленный Сушевской И. Г. и выполнен Заплитной С. Л.  

    В 2017 году дети из группы № 13 участвовали в разовой акции « Красная книга Дальнего Востока в рисунках» - дети узнали, какие животные, птицы и растения, занесены в красную книгу по Дальнему Востоку.

 Также каждый год проводятся разовые акции «День Земли», «День воды», «Наша планета», «Помощники природы».

   Наши воспитанники каждый год принимают участие в выставках ДОУ:

«Дары осени», «Зимние фантазии».

    Отдельно надо отметить опытно-экспериментальную деятельность со старшими дошкольниками в обеих группах.

  • ООД «Свойства материалов», «Свойства магнита», «Расскажем о воде», «Цветные льдинки», «Песочные замки», «Вечер мыльных пузырей», «Воздух волшебник».
  • Совместные работы в создании макетов «Экосистема леса», «Вулкан», «Сила реки – зажигает свет, электростанция»
  • Игровые упражнения: «Угадай по вкусу», «Узнай по запаху», «Опиши объект, не называя его».
  • Центр «Воды и песка».

       В своей работе для определения уровня экологического воспитания у детей старшего возраста использую ряд методик:

  • Методика 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком). Цель - определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
  • Методика 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком). Цель - определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
  • Методика 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком). Цель - определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
  • Методика 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами). Цель - определить уровень знания времен года.
  • Методика 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком). Цель - определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.
  • В первой методике детям предлагалось назвать и расселить животных, птиц и насекомых по местам их обитания.
  • Во второй методике детям предлагалось ответить на вопросы о комнатных растениях и выделить лишний вид растения из класса.
  • В третий методике детям предлагалось определить содержимое баночки. После того как ребенок называл объекты неживой природы.
  • В четвертой методике детям предлагалось ответить на ряд вопросов и нарисовать картинку с любимым временем года.
  • В методике №5 детям предлагалось ответить на ряд вопросов об их отношении к миру природы.

Заключение. Самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста»

В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»С таких слов каждый день я начинаю занятия в своей группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу ул...

Программно – методический материал на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ"

ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ...

Выступление на заседании Совета педагогов на тему: Организация работы по речевому развитию в средней группе.

Ребенка от рождения окружает мир звуков, которым он начинает интересоваться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно как можно раньше научить ребенка правильному произношению, умению замечать и ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ «Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ   Тема: «Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».Повестка педсовета:...