Главные вкладки

    Статья (старшая группа) на тему:
    Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста».

    Заплитная Светлана Лаврентьевна

    Вступительное слово:

        Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические проблемы стали наиболее остро перед всем человечеством. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы.

        Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Главный смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни» - говорит С. Н. Николаева, автор многих программ по экологии.

         Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

     детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области.

    Выступление на педагогическом совете в ДОУ.

    Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию

    детей старшего дошкольного возраста».

    Подготовила: Заплитная Светлана Лаврентьевна, подменный воспитатель

    1 квалификационной категории

     групп № 3 «Почемучки» и № 13 «Медвежата».

    Февраль, 2018 год.  

    Вступительное слово:

        Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические проблемы стали наиболее остро перед всем человечеством. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы.

        Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Главный смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни» - говорит С. Н. Николаева, автор многих программ по экологии.

         Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств.

         Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме является программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», а также следующие методические пособия:

    • С.Н.Николаева “Как приобщить ребенка к природе”.
    • Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова “Экспериментальная деятельность” детей среднего и старшего дошкольного возраста.                                                      
    • Л.М. Потапова “Детям о природе”.     
    • Н.А. Рыжова “Наш дом–природа”, “Воздух–невидимка”.                            
    •  Я.П. Молодова “Игровые экологические занятия с детьми”.                      
    • В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич “Прогулки в природу”;                                
    • М.А. Кузнецова, А.С. Резникова “ Сказания о лекарственных растениях”.  
    • М.М. Марковская “ Уголок природы в детском саду”.                                   
    • О.В. Мариничева, Н.В.Елкина “ Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года”.
    •  И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова “ Прогулки в детском саду”.                            
    •  Л.И. Грехова “В союзе с природой”;                                                                  
    • Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова “Формирование экологической культуры дошкольников”.                                                                                                     
    • Л.А. Владимирская “ От осени до лета”.                                                              
    • Н.В. Коломина “ Воспитание основ экологической культуры в детском саду”.
    • Е.А. Свешникова “ Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников”. 
    • Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова “Дети, взрослые и мир вокруг”.

    Основная работа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

        В нашем детском саду работа строится на основе парциальных программ:

    «Наш дом природа» автор Н. А. Рыжова и «Юный эколог» автор С. Н. Николаева.

    Формы работы с детьми:

    • ООД по экологии
    • Беседы
    • Экскурсии
    • Экологические тропинки на прогулке
    • Наблюдения в природе
    • Дидактические игр и упражнения
    • Опыты и эксперименты
    • Видео -  занятия и презентации
    • Наглядные пособия для рассмотрения и обсуждения
    • Дежурство в уголке природы
    •  Индивидуальная работа с воспитанниками.
    • Экологическая сказка (спектакль) с участием детей.

    Формы работы с родителями:

    • Изготовление поделок из природного материала с своим ребенком
    • Выпуск стенгазеты по экологической теме
    • Родительские собрания, мастер – классы, открытые мероприятия
    • Помощь в обустройстве прогулочных участков, экологической тропы.
    • Помощь в организации центра по экологии в группе.
    • Консультативные материалы, папки – передвижки с экологической тематикой.

    Основополагающие принципы и задачи нашей работы:

    • Региональный компонент – изучение природы родного края (Дальнего Востока)

    Задачи:

    • Формировать понятия на основе  наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы.
    • Применять свои знания в практической деятельности.
    • Воспитывать нравственно-патриотические чувства к своей малой Родине.
    • Создавать благоприятные условия для самовыражения ребенка, возможность проявлять свою индивидуальность.
    • Научность и доступность понятий.

    Задачи:

    • Давать естественные научные знания по схеме: «представления – понятия – знания».
    • Обеспечить преемственность знаний и углубление их содержания.
    • Принцип «Спирали»

    Задачи:

    • Используя обретенный опыт ребенка на расширение и углубление представлений и понятий.
    • Учить применять более сложные приемы и методы в исследованиях.
    • Принцип интеграции

    Задачи:

    • Объединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.
    • Закреплять знания через продуктивные виды деятельности (рисование, ручной труд, аппликация, лепка, конструирование из бумаги – оригами, бросового и природного материала).

    Методы и приемы, используемые в нашей работе:

    • Наглядные: огород на подоконнике, календарь природы, комнатные растения, книги и картин о живой и неживой природе.
    • Практические: оборудование для элементарных опытов и экспериментов - (лупа, компас, песочные часы, мензурки и мерные стаканы). Коллекции природных материалов (шишки, камни, ракушки, семена). Подборки дидактических игр, описание опытов с неживой природой.
    • Словесные: беседы, наблюдения, рассматривание картин о природе, чтение художественной литературы.

    Экологическое воспитание старших дошкольников в повседневной жизни.

         Повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты.

    1. Утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома – это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы. Так в группе № 13 «Медвежата» на начало рабочего дня всегда есть группа детей (ночных) их 10 – 8 человек, с которыми я ухаживаю за нашими цветущими растениями (полив, рыхление почвы, опрыскивание).
    2. Промежуток между занятиями и обедом. На прогулке в более теплое время года и в группе при низких температурах.
    3. Вечернее время после полдника – рассматривание альбомов, картинок по живой и неживой природе. Время для работы по подгруппам – опыты с неживыми объектами.

       Планирование циклов наблюдений за объектами уголка природы и участка детского сада, которые проводятся на протяжении всего учебного года. В старших группах 8 – 10 наблюдений одного цикла провожу последовательно друг за другом с разрывом в 2-3 дня. Сентябрь – цветущие растения. Октябрь – песок, ноябрь – деревья. Декабрь – вечернее небо, январь – зимующие птицы, февраль – рост лука на подоконнике. Март – ветки вербы, березы в вазе, апрель – первые цветы весны, май – пробуждение насекомых.

      Систематически проводятся наблюдения за погодой – одну неделю в месяц дети рассматривают небо, уточняют осадки, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

        Используется календарь природы, таблицы по этапам роста растений (лука, рассады).

        В рамках экологического воспитания в подготовительной к школе группе № 13 «Медвежата» приняли участие в городском смотре «Экологическая сказка» - подготовила воспитатель Комарова А. М. В старшей группе № 3 «Почемучки» прошла открытая ООД воспитатель Сушевская И. Г.

        Также в старшей группе  ранее был реализован проект «Как Кеша стал птицей» - составленный Сушевской И. Г. и выполнен Заплитной С. Л.  

        В 2017 году дети из группы № 13 участвовали в разовой акции « Красная книга Дальнего Востока в рисунках» - дети узнали, какие животные, птицы и растения, занесены в красную книгу по Дальнему Востоку.

     Также каждый год проводятся разовые акции «День Земли», «День воды», «Наша планета», «Помощники природы».

       Наши воспитанники каждый год принимают участие в выставках ДОУ:

    «Дары осени», «Зимние фантазии».

        Отдельно надо отметить опытно-экспериментальную деятельность со старшими дошкольниками в обеих группах.

    • ООД «Свойства материалов», «Свойства магнита», «Расскажем о воде», «Цветные льдинки», «Песочные замки», «Вечер мыльных пузырей», «Воздух волшебник».
    • Совместные работы в создании макетов «Экосистема леса», «Вулкан», «Сила реки – зажигает свет, электростанция»
    • Игровые упражнения: «Угадай по вкусу», «Узнай по запаху», «Опиши объект, не называя его».
    • Центр «Воды и песка».

           В своей работе для определения уровня экологического воспитания у детей старшего возраста использую ряд методик:

    • Методика 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком). Цель - определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
    • Методика 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком). Цель - определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
    • Методика 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком). Цель - определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
    • Методика 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами). Цель - определить уровень знания времен года.
    • Методика 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком). Цель - определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.
    • В первой методике детям предлагалось назвать и расселить животных, птиц и насекомых по местам их обитания.
    • Во второй методике детям предлагалось ответить на вопросы о комнатных растениях и выделить лишний вид растения из класса.
    • В третий методике детям предлагалось определить содержимое баночки. После того как ребенок называл объекты неживой природы.
    • В четвертой методике детям предлагалось ответить на ряд вопросов и нарисовать картинку с любимым временем года.
    • В методике №5 детям предлагалось ответить на ряд вопросов об их отношении к миру природы.

    Заключение. Самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу! Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством"

    В методической разработке говорится о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, описаны направления работы, цели, задачи и примерный тематический план....

    Доклад на тему «Организация занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности»

    Информация об организации занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности....

    Выступление на педагогическом совете «ФГОС ДО – ориентир развития дошкольного образования» Тема выступления: «Требования к развивающей предметно – пространственной среде»

    Выступление на педагогическом совете«ФГОС ДО – ориентир развития дошкольного образования»Тема выступления: «Требования к развивающей предметно – пространственной среде»...

    Асташенкова Наталья Валентиновна – ГБОУ школа № 297дошкольное отделение Пушкинского района г. Санкт- Петербурга Тезисы выступления на педагогическом совете в ДОУ на тему: «Развитие чувств у маленьких детей и дошкольников».

           Ребенку все интересно, каждая мелочь имеет для него значение. Мама провела карандашом по бумаге, и получилась картинка — настоящее волшебство! Полиэтиленовые пакеты т...

    Организация работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

    В статье представлены основные направления работы с детьми старшего дошкольного возраста по знакомству с родным городом, показана взаимосвязь работы по этому направлению с различными видами деятельнос...

    Организация работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

    Методическая разработка для воспитателей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....

    Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...