Главные вкладки

    Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста».
    статья (старшая группа) на тему

    Заплитная Светлана Лаврентьевна

    Вступительное слово:

        Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические проблемы стали наиболее остро перед всем человечеством. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы.

        Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Главный смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни» - говорит С. Н. Николаева, автор многих программ по экологии.

         Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

     детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области.

    Выступление на педагогическом совете в ДОУ.

    Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию

    детей старшего дошкольного возраста».

    Подготовила: Заплитная Светлана Лаврентьевна, подменный воспитатель

    1 квалификационной категории

     групп № 3 «Почемучки» и № 13 «Медвежата».

    Февраль, 2018 год.  

    Вступительное слово:

        Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические проблемы стали наиболее остро перед всем человечеством. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы.

        Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Главный смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни» - говорит С. Н. Николаева, автор многих программ по экологии.

         Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств.

         Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме является программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», а также следующие методические пособия:

    • С.Н.Николаева “Как приобщить ребенка к природе”.
    • Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова “Экспериментальная деятельность” детей среднего и старшего дошкольного возраста.                                                      
    • Л.М. Потапова “Детям о природе”.     
    • Н.А. Рыжова “Наш дом–природа”, “Воздух–невидимка”.                            
    •  Я.П. Молодова “Игровые экологические занятия с детьми”.                      
    • В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич “Прогулки в природу”;                                
    • М.А. Кузнецова, А.С. Резникова “ Сказания о лекарственных растениях”.  
    • М.М. Марковская “ Уголок природы в детском саду”.                                   
    • О.В. Мариничева, Н.В.Елкина “ Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года”.
    •  И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова “ Прогулки в детском саду”.                            
    •  Л.И. Грехова “В союзе с природой”;                                                                  
    • Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова “Формирование экологической культуры дошкольников”.                                                                                                     
    • Л.А. Владимирская “ От осени до лета”.                                                              
    • Н.В. Коломина “ Воспитание основ экологической культуры в детском саду”.
    • Е.А. Свешникова “ Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников”. 
    • Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова “Дети, взрослые и мир вокруг”.

    Основная работа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

        В нашем детском саду работа строится на основе парциальных программ:

    «Наш дом природа» автор Н. А. Рыжова и «Юный эколог» автор С. Н. Николаева.

    Формы работы с детьми:

    • ООД по экологии
    • Беседы
    • Экскурсии
    • Экологические тропинки на прогулке
    • Наблюдения в природе
    • Дидактические игр и упражнения
    • Опыты и эксперименты
    • Видео -  занятия и презентации
    • Наглядные пособия для рассмотрения и обсуждения
    • Дежурство в уголке природы
    •  Индивидуальная работа с воспитанниками.
    • Экологическая сказка (спектакль) с участием детей.

    Формы работы с родителями:

    • Изготовление поделок из природного материала с своим ребенком
    • Выпуск стенгазеты по экологической теме
    • Родительские собрания, мастер – классы, открытые мероприятия
    • Помощь в обустройстве прогулочных участков, экологической тропы.
    • Помощь в организации центра по экологии в группе.
    • Консультативные материалы, папки – передвижки с экологической тематикой.

    Основополагающие принципы и задачи нашей работы:

    • Региональный компонент – изучение природы родного края (Дальнего Востока)

    Задачи:

    • Формировать понятия на основе  наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы.
    • Применять свои знания в практической деятельности.
    • Воспитывать нравственно-патриотические чувства к своей малой Родине.
    • Создавать благоприятные условия для самовыражения ребенка, возможность проявлять свою индивидуальность.
    • Научность и доступность понятий.

    Задачи:

    • Давать естественные научные знания по схеме: «представления – понятия – знания».
    • Обеспечить преемственность знаний и углубление их содержания.
    • Принцип «Спирали»

    Задачи:

    • Используя обретенный опыт ребенка на расширение и углубление представлений и понятий.
    • Учить применять более сложные приемы и методы в исследованиях.
    • Принцип интеграции

    Задачи:

    • Объединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.
    • Закреплять знания через продуктивные виды деятельности (рисование, ручной труд, аппликация, лепка, конструирование из бумаги – оригами, бросового и природного материала).

    Методы и приемы, используемые в нашей работе:

    • Наглядные: огород на подоконнике, календарь природы, комнатные растения, книги и картин о живой и неживой природе.
    • Практические: оборудование для элементарных опытов и экспериментов - (лупа, компас, песочные часы, мензурки и мерные стаканы). Коллекции природных материалов (шишки, камни, ракушки, семена). Подборки дидактических игр, описание опытов с неживой природой.
    • Словесные: беседы, наблюдения, рассматривание картин о природе, чтение художественной литературы.

    Экологическое воспитание старших дошкольников в повседневной жизни.

         Повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты.

    1. Утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома – это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы. Так в группе № 13 «Медвежата» на начало рабочего дня всегда есть группа детей (ночных) их 10 – 8 человек, с которыми я ухаживаю за нашими цветущими растениями (полив, рыхление почвы, опрыскивание).
    2. Промежуток между занятиями и обедом. На прогулке в более теплое время года и в группе при низких температурах.
    3. Вечернее время после полдника – рассматривание альбомов, картинок по живой и неживой природе. Время для работы по подгруппам – опыты с неживыми объектами.

       Планирование циклов наблюдений за объектами уголка природы и участка детского сада, которые проводятся на протяжении всего учебного года. В старших группах 8 – 10 наблюдений одного цикла провожу последовательно друг за другом с разрывом в 2-3 дня. Сентябрь – цветущие растения. Октябрь – песок, ноябрь – деревья. Декабрь – вечернее небо, январь – зимующие птицы, февраль – рост лука на подоконнике. Март – ветки вербы, березы в вазе, апрель – первые цветы весны, май – пробуждение насекомых.

      Систематически проводятся наблюдения за погодой – одну неделю в месяц дети рассматривают небо, уточняют осадки, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

        Используется календарь природы, таблицы по этапам роста растений (лука, рассады).

        В рамках экологического воспитания в подготовительной к школе группе № 13 «Медвежата» приняли участие в городском смотре «Экологическая сказка» - подготовила воспитатель Комарова А. М. В старшей группе № 3 «Почемучки» прошла открытая ООД воспитатель Сушевская И. Г.

        Также в старшей группе  ранее был реализован проект «Как Кеша стал птицей» - составленный Сушевской И. Г. и выполнен Заплитной С. Л.  

        В 2017 году дети из группы № 13 участвовали в разовой акции « Красная книга Дальнего Востока в рисунках» - дети узнали, какие животные, птицы и растения, занесены в красную книгу по Дальнему Востоку.

     Также каждый год проводятся разовые акции «День Земли», «День воды», «Наша планета», «Помощники природы».

       Наши воспитанники каждый год принимают участие в выставках ДОУ:

    «Дары осени», «Зимние фантазии».

        Отдельно надо отметить опытно-экспериментальную деятельность со старшими дошкольниками в обеих группах.

    • ООД «Свойства материалов», «Свойства магнита», «Расскажем о воде», «Цветные льдинки», «Песочные замки», «Вечер мыльных пузырей», «Воздух волшебник».
    • Совместные работы в создании макетов «Экосистема леса», «Вулкан», «Сила реки – зажигает свет, электростанция»
    • Игровые упражнения: «Угадай по вкусу», «Узнай по запаху», «Опиши объект, не называя его».
    • Центр «Воды и песка».

           В своей работе для определения уровня экологического воспитания у детей старшего возраста использую ряд методик:

    • Методика 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком). Цель - определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
    • Методика 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком). Цель - определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
    • Методика 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком). Цель - определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
    • Методика 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами). Цель - определить уровень знания времен года.
    • Методика 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком). Цель - определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.
    • В первой методике детям предлагалось назвать и расселить животных, птиц и насекомых по местам их обитания.
    • Во второй методике детям предлагалось ответить на вопросы о комнатных растениях и выделить лишний вид растения из класса.
    • В третий методике детям предлагалось определить содержимое баночки. После того как ребенок называл объекты неживой природы.
    • В четвертой методике детям предлагалось ответить на ряд вопросов и нарисовать картинку с любимым временем года.
    • В методике №5 детям предлагалось ответить на ряд вопросов об их отношении к миру природы.

    Заключение. Самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу! Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством"

    В методической разработке говорится о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, описаны направления работы, цели, задачи и примерный тематический план....

    Выступление на педагогическом совете «Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста»

    В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»С таких слов каждый день я начинаю занятия в своей группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу ул...

    Выступление на заседании Совета педагогов на тему: Организация работы по речевому развитию в средней группе.

    Ребенка от рождения окружает мир звуков, которым он начинает интересоваться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно как можно раньше научить ребенка правильному произношению, умению замечать и ...

    Организация работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

    В статье представлены основные направления работы с детьми старшего дошкольного возраста по знакомству с родным городом, показана взаимосвязь работы по этому направлению с различными видами деятельнос...

    Организация работы с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

    В данном материале раскрыты такие понятия как "одарённость", "одарённый ребёнок", прописаны виды одарённости детей ( по В. В. Щорсу).  Представлена система работы с одарёнными...

    Организация работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

    Методическая разработка для воспитателей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....

    Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте

    Любой ребенок по своей природе — исследователь, а экспериментирование — один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника.Неутолимая жажда н...